Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

КОНСТРУИРОВАНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Дарья Дмитриевна

В статье рассматриваются отдельные вопросы разработки ситуационных задач для использования в учебном процессе образовательных организаций системы МВД России. Авторами предложен алгоритм конструирования ситуационных задач, охарактеризованы его основные этапы и выявлены факторы, определяющие эффективность данного метода профессионального обучения.The article discusses some issues of the development of situational tasks for use in the educational process of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors propose an algorithm for constructing situational tasks, characterize its main stages and identify factors that determine the effectiveness of this method of vocational training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

УДК 316.485.6

Психолого - педагогические науки

Сергиенко Александр Сергеевич, научный руководитель, кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры огневой подготовки,

Сибирский юридический институт МВД России, г. Красноярск Емельянова Дарья Дмитриевна, курсант, Сибирский юридический институт

МВД России, г. Красноярск

КОНСТРУИРОВАНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МВД РОССИИ

Аннотация: в статье рассматриваются отдельные вопросы разработки ситуационных задач для использования в учебном процессе образовательных организаций системы МВД России. Авторами предложен алгоритм конструирования ситуационных задач, охарактеризованы его основные этапы и выявлены факторы, определяющие эффективность данного метода профессионального обучения.

Ключевые слова: полиция, профессиональная подготовка, учебный процесс, органы внутренних дел, ситуационные задачи.

Abstract: the article discusses some issues of the development of situational tasks for use in the educational process of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors propose an algorithm for constructing situational tasks, characterize its main stages and identify factors that determine the effectiveness of this method of vocational training.

Keywords: police, professional training, educational process, internal affairs bodies, situational tasks.

Поиск новых эффективных форм профессиональной подготовки сотрудников полиции сопровождается совершенствованием основных образовательных программ, модернизацией их содержания и внедрением современных образовательных технологий в учебный процесс.

Активные методы обучения давно и прочно вошли в инструментарий, используемый при подготовке будущих сотрудников полиции, и активно используемый в образовательных организациях МВД России. Так, оптимальным путем подготовки сотрудников правоохранительных органов является применение в учебном процессе ситуационных задач, которые позволяют используя принцип «от простого к сложному» побудить курсантов и слушателей к формированию профессиональных навыков.

В алгоритме конструирования ситуационных задач для использования в ходе профессиональной подготовки обучающихся образовательных организаций МВД России на практических (семинарского типа) занятиях, можно выделить несколько этапов [ 1].

Первый этап - это выбор учебной ситуации для задачи. За основу целесообразно принять типовые ситуации служебной деятельности, сотрудников патрульно-постовой службы полиции (далее - ППСП) [2]:

- проверка документов сотрудниками ППСП у граждан;

- принятие сотрудниками ППСП заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

- пресечение сотрудниками ППСП административных правонарушений.

Когда обучающиеся освоят базовые алгоритмы поведения в типовых

ситуациях, можно принимать в качестве условий для задачи иные ситуации или вносить дополнительные факторы, например - неблагоприятные погодные условия, наличие на месте происшествия несовершеннолетних или присутствие лиц, поддерживающих правонарушителей и т.п.

Тематика практического занятия является определяющим фактором выбора ситуации для задачи, а метод решения поставленной учебной задачи задает стратегию поведения в конфликте.

Второй этап предполагает постановку учебной цели и учебных задач, направленных на решение основной педагогической задачи.

В педагогике различают три типа задач - обучающие, воспитывающие, развивающие, но в контексте формирования конфликтной компетентности желательно уделять внимание когнитивному, эмотивно-аксиологическому и поведенческому аспектам.

Исходя из этого учебные задачи могут быть сформулированы, например, следующим образом: «В рамках решения ситуационной задачи обучающимся необходимо:

1) дать правовую оценку ситуации (когнитивный компонент);

2) выработать тактически грамотные действия, обеспечивающие личную безопасность сотрудников, а также граждан (поведенческий);

3) действовать с соблюдением принципа законности и минимизации причиняемого ущерба (эмотивно-аксиологический)».

Ситуационные задачи являются достаточно гибким педагогическим инструментом - в зависимости от цели занятия и подготовленности обучающихся, можно варьировать уровень сложности ситуационных задач.

Наиболее простые направлены на воспроизведение информации в четко сформулированных условиях, но по мере овладения профессиональными навыками, обучающихся необходимо побуждать к установлению межпредметных связей и интеграции материала из разных образовательных областей, необходимых для решения ситуации.

Наиболее сложные учебные задачи должны быть направлены на развитие умений анализировать информацию, обобщать и систематизировать ее, делать выводы на основе исходных данных и обосновывать их, а также уверенно демонстрировать сформированные двигательные навыки в части применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [3].

Третий этап - конструирование ситуационной задачи, разработка условий и правил ее решения.

Важными составляющими данного этапа являются детальное описание

ситуации как основы задачи и инициация активной позиции обучающихся, самостоятельности их суждений, а также демонстрация практической значимости изучаемого материала.

Нельзя не отметить важность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в ходе решения ими ситуационной задачи. В частности -возможная помощь преподавателя и группы (при необходимости).

Четвертый этап предполагает непосредственное решение ситуационной задачи.

На данном этапе ведущая роль отводится обучающимся. Работу по решению ситуационной задачи условно можно разделить на следующие подэтапы:

- ознакомление - знакомство с ситуацией, ее особенностями;

- понимание - выделение основной проблемы, наиболее значимых элементов и условий задачи, персоналий, которые могут реально воздействовать на развитие ситуации;

- применение - предложение одного или нескольких вариантов решения задачи;

- анализ - предложение одного или нескольких вариантов решения задачи;

- синтез - анализ последствий выбранной тактики действий;

- оценка - оценка собственных действий, оптимальности выбранной тактики и степени разрешенности учебной ситуации.

Пятый этап является завершающим.

Завершающий этап не менее важен, чем предыдущие. Но ему не всегда уделяется должное внимание как в научной и методической литературе, так и при проведении практического занятия.

Поскольку специфическими чертами ситуационной задачи являются ее направленность на выявление и осознание способа деятельности, множественность допустимых решений, то и оцениванию подлежит, прежде всего, выбранный способ деятельности. Другими словами, ситуационная задача

не имеет однозначно верного или неверного решения.

В качестве критериев для оценивания можно принять следующие:

- полнота решения учебных задач (достижение учебной цели);

- соблюдение принципа законности при решении ситуационной задачи;

- соблюдение принципа минимизации причиняемого ущерба и ориентирование на несиловые методы решения поставленной задачи;

- обоснование способа решения ситуационной задачи.

Кроме перечисленных критериев, необходимо также учитывать общую сложность ситуационной задачи; самостоятельность обучающихся в поиске решения; предложение альтернативных вариантов поведения в предложенной учебной ситуации.

Очень важным аспектом завершающего этапа является рефлексия обучающихся - процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения и т.п. Для этого преподавателю в ходе общей оценки выполненного задания и, в частности, оценки поведения «сотрудников» с позиции формирования конфликтной компетентности (ее сформированности), необходимо не просто оценить достигнутый обучающимися результат, но подвести их к анализу того, почему результат именно такой, какие коммуникативные приемы были эффективны, а какие нет и почему, какие моменты вызвали наибольшее эмоциональное напряжение и т.п.

Принципы построения практических занятий с обучающимися, наполнение их содержания активными педагогическими методами, продолжительное время используются профессорско-преподавательским составом образовательных организаций системы МВД России.

Можно сделать вывод, что такой подход к подготовке специалистов оказывает положительное влияние на качество подготовки выпускников вузов, а также повышению эффективности служебной деятельности сотрудников полиции, что делает обоснованным их внедрение и использование в дальнейшей работе.

Библиографический список:

1. Формирование конфликтной компетентности сотрудников строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции в типовых ситуациях общения с гражданами. Сергиенко А.С., Нагорный Н.Н., Бельский А.Е., Крупин В.А., Кузьмин С.С., Бордачев А.Ю. Отчет о НИР (Министерство внутренних дел РФ).

2. Тактика действий сотрудников патрульно-постовой службы полиции в ситуациях служебной деятельности, связанных с применением мер административного принуждения. Сергиенко А.С., Панов Е.В., Иванов А.Ю., Кравчук А.И., Бельский А.Е., Нагорный Н.Н. Отчет о НИР от 31.10.2018 (Министерство внутренних дел РФ).

3. К вопросу о формировании конфликтной компетентности сотрудников органов внутренних дел. Сергиенко А.С. В сборнике: Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики. Материалы XXIII международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор Д.В. Ким. 2020. С. 43-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.