Научная статья на тему 'НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ ПРИМЕНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОМОТОРНОГО МЕТОДА'

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ ПРИМЕНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОМОТОРНОГО МЕТОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ / ППСП / МВД РОССИИ / ПОЛИЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СЕНСОМОТОРНЫЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троян Евгений Иванович

Цель исследования - выявить возможность использования сенсомоторного метода для моделирования вариативных ситуаций применения сотрудниками полиции физической силы и организации уровневой структуры последовательного использования вариативных ситуаций для обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Научная новизна заключается в выявлении эффективности сенсомоторного метода в ситуационном обучении сотрудников патрульно-постовой службы полиции, позволяющего ранжировать моделируемые ситуации применения физической силы, в том числе и боевых приемов борьбы по уровням сложности, и реализующего тем самым дидактический принцип последовательности и доступности освоения учебного материала. В результате доказана эффективность использования разработанного сенсомоторного метода для обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению физической силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Троян Евгений Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INITIAL VOCATIONAL TRAINING FOR POLICE PATROL OFFICERS IN THE USE OF PHYSICAL FORCE BASED ON THE USE OF THE SENSORIMOTOR METHOD

The purpose of the study is to identify the possibility of using the sensorimotor method for modeling variable situations of the use of physical force by police officers and organizing the level structure of the sequential use of variable situations for training cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The scientific novelty lies in identifying the effectiveness of sensorimotor method in situational training of police patrol officers, which makes it possible to rank simulated situations of the use of physical force, including combat techniques of struggle by levels of complexity, and thereby realizing the didactic principle of consistency and accessibility of learning educational material. As a result, the effectiveness of the use of the developed sensorimotor method for teaching police patrol officers to use the physical method was proved.

Текст научной работы на тему «НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ ПРИМЕНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОМОТОРНОГО МЕТОДА»

1. Слушание и понимание иноязычного

важно формировать у обучающихся умения аудиовизуальной рецепции.

2. Такие умения формируются при использовании аутентичного видеоконтента, который рассматривается как содержание обучения иноязычному аудированию, компонентами которого являются зрительный и звуковой видеоряд, лингвокультурные особенности носителей языка, конкретное предметное содержание.

3. Обучение иноязычному аудированию реализуется в рамках соответствующей шестиэтапной модели, включающей контентно-целеполагающий, два деятель-ностно-технологических, два контрольно-оценочных и ревидирующе-целевой этапы, конкретизированных через систему коммуникативных заданий

Итак, аутентичный видеоконтент как средство обучения иноязычному аудированию способствует реализации дифференцированного подхода в изучении иностранного языка в зависимости от различных особенностей обучающихся, их интересов, желаний, увлечений; гарантирует индивидуальный темп работы; предоставляет свободу выбора материалов, интересующих преподавателя и обучающихся; поддерживает автономное обучение на основе учебного соединения современных технологий на традиционном занятии по иностранному яз ы ку. Видео ко нте нт соде ржит ауте нти ч ну ю культурную информацию, касающуюся жизни носителей страны изучаемого языка, поэтому при работе над аудированием также возможна проработка культурно-маркированных языковых единиц и произносительных навыков, что способствует совершенствованию навыков и умений аудирования разных видов - направленного, детального, глобального.

Подбор упражнений и цифровых образовательных ресурсов, на которых размещен видео-

контент, осуществляется преподавателем с учетом интересов, желаний, образовательных потребностей обучающихся, а также их уровня владения иностранным языком.

Литература:

1. Агеев И.О., Куимова, М.В. К вопросу обучения аудированию (на примере упражнений на преодоление фонетических трудностей восприятия иноязычной речи) / И.О. Агеев, М.В. Куимова // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 1069-1070. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// moluch.ru/archive/90/19296/

2. Базина H.B. Личностно-образующий потенциал немецкоязычных видеоматериалов для развития аудиовизуальных умений студентов нелингвистического вуза / Н.В. Базина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. -№4(22).-С. 22-26.

3. Гальскова Н. Д. Современная система обучения иностранным языкам: понятие и особенности / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. -2018,-№5.-С. 2-12.

4. Гуняшова Г.А. Использование видеоматериалов в обучении аудированию на уроке иностранного языка / Г.А. Гуняшова // Вестник КемГУ. Педагогика. - 2015. - № 2-3 (62). - С. 34-37.

5. Кравченко Е.В., Титова, O.K. Методы визуализации информации при обучении английскому языку / Е.В. Кравченко, O.K. Титова // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 6. - С. 57-60.

6. Кучерявая Т.Л. К вопросу о развитии навыка аудирования при изучении иностранного языка /Т.Л. Кучерявая // Молодой ученый. - 2017. - №21. - С. 430-433. [Электронный ресурс]. - Режим flocTyna:https://moluch.ru/archive/155/43830/

7. Макаревич И.Г. Подкаст в изучении немецкого языка / И.Г. Макаревич // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 5. - С. 36-40.

8. Малушко Е.Ю. Критерии отбора подкастов для формирования иноязычной аудитивной компетенции у студентов вузов / Е.Ю. Малушко // Научные проблемы гуманитарных исследований. -Выпуск № 6. - 2011. - С. 146-152.

9. Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев // Язык и культура. - Выпуск № 2 (26). - 2014. - С. 189-201.

10. Biechele В. Verbale und nonverbale kommunikative AuBerungsformen bei der Entwicklung des komplexen Verstehens. // Deutsch als Fremdsprache, 25, H.5. - 1988, S. 274-278.

Ol

о eu

-О Q-

LO <

=г 3"

i

303

INITIAL VOCATIONAL TRAINING FOR POLICE PATROL OFFICERS IN THE USE OF PHYSICAL FORCE BASED ON THE USE OF THE SENSORIMOTOR METHOD

Troyan Evgeny Ivanovich, PhD of Pedagogical sciences, Assistant Professor, Department of Physical Training of Employees of Internal Affairs Bodies, Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Tyumen

The purpose of the study is to identify the possibility of using the sensorimotor method for modeling variable situations of the use of physical force by police officers and organizing the level structure of the sequential use of variable situations for training cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The scientific novelty lies in identifying the effectiveness of sensorimotor method in situational training

of police patrol officers, which makes it possible to rank simulated situations of the use of physical force, including combat techniques of struggle by levels of complexity, and thereby realizing the didactic principle of consistency and accessibility of learning educational material. As a result, the effectiveness of the use of the developed sensorimotor method for teaching police patrol officers to use the physical method was proved.

Keywords

physical strength; fighting techniques; professional training; sensorimotor method.

D0I10.24923/2222-243X.2021 -41.55

УДК 377.6 ВАК РФ 13.00.08

> <

X

111 @ ТроянЕЖ, 2021

s о

LU

=r

< CI

LU

304

НА ЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ПА ТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ ПРИМЕНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОМОТОРНОГО

МЕТОДА

Цель исследования - выявить возможность использования сенсомоторного метода для моделирования вариативных ситуаций применения сотрудниками полиции физической силы и организации уровневой структуры последовательного использования вариативных ситуаций для обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Научная новизна заключается в выявлении эффективности сенсомоторного метода в ситуационном обучении сотрудников патрульно-постовой службы полиции, позволяющего ранжировать моделируемые ситуации применения физической силы, в том числе и боевых приемов борьбы по уровням сложности, и реализующего тем самым дидактический принцип последовательности и доступности освоения учебного материала. В результате доказана эффективность использования разработанного сенсомоторного метода для обучения сотрудников пат-рульно-постовой службы полиции применению физической силы. Ключевые слова: сотрудники па трульно-постовой службы полиции; ППСП; МВД России; полиция; физическая сила; боевые приемы борьбы; профессиональная подготовка; сенсомоторный метод.

ТРОЯН Евгений Иванович,, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры Физической подготовки сотрудников органов внутренних дел, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Тюмень

Введение

Сотрудники патрульно-постовой службы полиции выполняют функцию по обеспечению общественного порядка и содействия другим подразделениям органов внутренних дел. В своей профессиональной деятельности сотрудники нередко сталкиваются с необходимостью применения физической силы в различных ситуациях пресечения противоправных действий граждан, поиска и задержания правонарушителей [2]. Сотрудники патрульно-посто-вой службы должны быть физически подготовлены к единоборству с преступником, владеть навыками применения боевых приемов борьбы.

Для достижения цели исследования были решены следующие задачи: 1) выявление особенностей профессиональной деятельности сотрудников ППСП и возможности использования в профессиональной подготовке активных методов обучения, в частности ситуационного и сенсомоторного методов; 2) разработка и апробация комплекса ситуаций применения физической силы, разработанного на основе использования сенсомоторного метода формирования навыков боевых приемов борьбы.

Методы исследования, анализ и обобщение научной и методической литературы; моделирование, педагогический эксперимент, тестирование, метод математической статистики.

Теоретической базой исследования послужили труды Wallace В. Donham; В.Л. Дементьева, В.В. Серикова, Ф.Г. Ялалова

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс ситуаций применения физической силы, основанный на использовании сенсомоторного метода формиро-

вания навыков боевых приемов борьбы, может быть использован в образовательных организациях МВД России для обучения курсантов и слушателей применению физической силы в оперативно-служебных ситуациях профессиональной деятельности сотрудников патруль-но-постовой службы полиции.

Основная часть

Традиционно, начальное обучение сотрудников патрульно-постовой подготовки боевым приемам борьбы проходит в рамках дисциплины "физическая подготовка" программы профессионального обучения профессиональной подготовки лиц по должности служащего "Полицейский". В дальнейшем сотрудники продолжают совершенствовать боевые приемы борьбы на еженедельных занятиях по физической подготовке в территориальных органах внутренних дел.

После окончания начальной подготовки сотрудники патрульно-постовой службы должны быть готовы к выполнению своих профессиональных обязанностей. Следовательно, сотрудники должны быть готовы к применению физической силы, в том числе и боевых приемов борьбы в ситуациях своей профессиональной деятельности [6]. Однако особенностью начальной физической подготовки является нацеливание учебно-тренировочного процесса только на формирование навыков техники выполнения приемов на несопротивляющем-ся ассистенте и без учета каких-либо ситуаций, актуальных именно для патрульно-постовой службы [3].

Проблема ситуационной физической подготовки находит свое отражение во многих исследованиях. В.Л. Дементьев, В.В. Пужаев, К.П. Калашников в своем исследовании обосновывают эффективность проблемно-ситуацион-ного метода формирования у курсантов ведом-ственных образовательных организаций профессиональных компетенций применения боевых приемов борьбы в ситуациях профессиональной деятельности [1]. Исследуя методы тактической подготовки курсантов к полицейскому реагированию, И.М. Павлов и О.Г. Кравченко считают необходимым проведение ролевых игр и различных ситуационных упражнений [4]. В.Д. Самойлов и В.А. Си-нянский также рассматривают ситуационное моделирование как эффективный метод подготовки курсантов к своей будущей профессиональной деятельности [5].

Зарубежные исследователи указывают на эффективность использования ролевых игр, рассматривающих вопросы применения физи-

ческой силы в учебных программах повышения квалификации полицейских [9].

Debra Littlejohn Shinder отмечает актуальность и реальность ситуаций как важное условие их моделирования и использования для обучения полицейских [7]. Peter G. Renden, Geert J. P. Savelsbergh, Ra?ul R. D. Oudejans исследуют возможность моделирования типовых экстремальных ситуаций применения приемов самозащиты и задержания на учебных занятиях по физической подготовке полицейских, также авторы считаем важным ситуационное обучение сотрудников полиции рефлекторному сенсорному опережению атаки правонарушителя [8].

Несмотря на значительный интерес отечественных и зарубежных исследователей кактив-ным методам обучения сотрудников полиции, к ситуационному моделированию применения физической силы остаются неразрешенными ряд вопросов:

1. Каким образом ранжировать моделируемые ситуации применения физической силы, в том числе и боевых приемов борьбы по уровням сложности, чтобы реализовать дидактический принцип последовательности и доступности освоения учебного материала - "от простого к сложному".

2. По каким критериям будут отбираться "ситуации" в тот или иной уровень сложности.

Актуальность данного исследования заключается в необходимости решения проблемы отсутствия эффективных средств и методов организации и проведения ситуационной тактической подготовки, направленной на обучение сотрудников патрульно-постовой службы полиции специализированному применению физической силы сучетом особенностей и специфики служебной деятельности.

В Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России разработан и успешно используется сенсомоторный метод формирования навыков боевых приемов борьбы.

Сенсомоторный метод основан на использовании сенсорных анализаторов: зрительного, слухового и тактильного для получения сигнала об атакующем действии ассистента и двигательной реакции на него в виде защитных и контратакующих действий.

Например, при обучении защитных действий от ударов на этапе формирования навыка необходимо обеспечить объем повторений и вариативность выполнения изучаемого приема. С этой целью обучающимся дается следующее задание: ассистент выполняет один из

двух, или трех оговоренных ударов, а сотрудник выполняет защиту. При этом на первом этапе обучения сотрудник слышит сигнал к началу атаки, слышит название удара и видит сам удар. На втором этапе обучения сотрудник слышит сигнал о начале атаки, но не слышит название удара, а только видит начало атаки. На третьемэтапе сотрудниктолькослышит сигнал к началу атаки, но не знает, какой именно будет удар, только видит начало атаки. На каждом этапе условия защитных действий усложняются. Сенсомоторный метод позволяет преодолеть "стену" между уровнями владения приемом - умением и навыком. Однако сотрудники патрульно-постовой службы полиции (ППСП) должны не только владеть приемами, но и уметь применять их в различных экстремальных ситуациях своей профессиональной деятельности.

На основе выявленных особенностей профессиональной деятельности сотрудников ППСП и возможностей сенсомоторного метода был разработан комплекс ситуаций применения физической силы (табл.).

Таблица - Обучение применению физической силы в ситуации задержания правонарушителя сотрудниками ППСП на основе использования сенсомоторного методов

В исследовании участвовали слушатели, обучающиеся по вариативной дисциплине "Актуальные вопросы деятельности подразделе-

должности служащего "Полицейский". Слуша-

тели экспериментальной группы обучались применению физической силы с использованием разработанного комплекса. Слушатели контрольной группы также обучались с использованием ситуаций применения физической силы. Однако ситуации, рассматриваемые в экспериментальной группе, были разработаны на основе использования сенсомоторного метода

100

Проверка Пресечение Групповое документов распития нападение

Рисунок-Эффективность выполнения приемов слушателями ЭГ и КГ (%)

В конце обучения по вариативной дисциплине проводилось тестирование уровня подготовленности слушателей к применению физической силы в условиях изменения уровня противодействия правонарушителя. Использовались три ситуации: "Проверка документов, удостоверяющих личность"; "Пресечение распития спиртных напитков" и "Групповое нападение на сотрудников полиции". Ассистенты варьировали уровни противодействия от одного до трех, но только один раз за период проигрывания ситуации.

Каждый испытуемый решал задачи трех ситуаций поочередно. Оценивалась тактика действий каждого слушателя в составе наряда и техника выполнения боевых приемов борьбы. По результатам тестирования подсчитывался процент выполненных приемов в каждой ситуации слушателями ЭГ и КГ (рис., см. выше).

Необходимо отметить, что во всех ситуациях наиболее уверенно действовали представители экспериментальной группы.

Сенсорные анализаторы Использование сенсорного анализатора Действия ассистента

I уровень сложности

Слуховой анализатор - задействован- сотрудник слышит от преподавателя заранее указанный сигнал к изменению варианта противодействия Ассистент срывает захваты сотрудника. Преподаватель подает команду: «Внимание! Прямой удар ножом в живот». Ассистент имитирует удар.

- задейстеован- сотрудник слышит от преподавателя вариант противодействия

Зрительный анализатор - задействован- сотрудник видит новый вариант противодействия ассистента

II уровень сложности

Слуховой анализатор - задействован- Сотрудник слышит сигнал к изменению варианта противодействия Ассистент срывает захваты. Преподаватель подает

- не задействован- сотрудник не слышит ситап, обозначающий вариант атакующих действий (захват или удар). Ассистент самостоятельно определяет вариант атаки из ранее оговоренных команду: «Внимание! Активное сопротивление». Ассистент имитирует удар рукой, ногой, ножом

Зрительный анализатор - задействован- Сотрудник видит новый вариант агтаки

III уровень сложности

Слуховой анализатор - не задействован- Сотрудник не слышит сигнал к изменению варианта противодействия Ассистент срывает захваты. В один из моментов ассистент имитирует один из ранее указанных ударов: рукой, ногой, ножом

- не задействован- сотрудник не слышит ситал точной атаки; ассистент самостоятельно определяет вариант атаки

Зрительный анализатор - задействован- Ссгтрудник видит атакующие действия

В ситуации "Проверка документов, удостоверяющих личность" из 14 слушателей контрольной группы только 10 слушателей правильно и быстро реагировали на изменения в агрессивных действиях правонарушителя и выполнили все задачи данной ситуации. В экспериментальной группе 13 слушателей справились с заданием, что на 21,4% больше, чем в контрольной.

В ситуациях: "Пресечение распития алкогольных напитков в общественных местах" и "Групповое нападение на сотрудников полиции" слушател и экспе риме нта л ьно й гру п п ы та к-же более быстро реагировали на изменения в уровне противодействия правонарушителя и справились с заданием, соответственно, на 21,5% и 28,5% больше, чем в контрольной. Эффективность выполнения приемов в экспериментальной группе оказалась в среднем на 23,8% больше, чем в контрольной группе.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы

1. Анализ результатов апробации сенсо-моторного метода для обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению физической силы в рамках программы профессиональной подготовки сотрудников полиции выявил его эффективность.

2. Данный метод обеспечить достаточно большой объем и вариативность выполнения приемов, что способствует совершенствованию их навыков.

3. Разработанный сенсомоторный метод обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению физической силы способствует совершенствованию профессиональной подготовленности сотрудников полиции и может быть использован как в образовательных организациях МВД России, так и территориальных органах внутренних дел на занятиях по физической подготовке.

Литература:

1. Дементьев В.Л. Проблемно-ситуационный метод в процессе физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России / В.Л. Дементьев, В.В. Пужаев, К.П. Калашников // Вестник экономической безопасности. - 2020 г. - №2. - С. 328-332. doi: 10.24411 /2414-3995-2020-10137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Лукина В.А. особенности служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции в период пандемии / В.А. Лукина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - №2. - С. 28.

3. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1.07.2017 г. №450. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.06.2019). - Текст: электрон ный.

4. Павлов И.М. Тактика действий нарядов полиции при полицейском реагировании в городских условиях на этапе преследования (задержания) правонарушителя: методический аспект/ И.М. Павлов, О.Г. Кравченко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№59-4.-С. 116-119.

5. Самойлов В.Д. Ситуационное моделирование инноваций на традициях физической подготовки курсантов МВД России / В.Д. Самойлов, В.А. Си-нянский //Наука-2020. - 2021. - №. 3 (48). - С. 24-31.

6. Сафронов А.Ю. К вопросу о физической подготовке сотрудников патрульно - постовой службы полиции / А.Ю. Сафроннов // E-Scio. - 2021. - №7 (58).-С. 222-226.

7. Debra Littlejohn Shinder (2001) Maximizing the Effectiveness of Role-PlayScenarioTraining Exercises in Development of Police Crisis Intervention Skills, Journal of Police Crisis Negotiations, 1:2,19-27, DOI: 10.1300/J173v01 n02_03.

8. PeterG. Renden,Geert J. P. Savelsbergh &Raoul R. D. Oudejans (2017) Effects of reflex-based self-defence training on police performance in simulated high-pressure arrest situations. Ergonomics, 60:5,669-679, https://d0i.0rg/l 0.1080/00140139.2016.1205222.

9. Rajakaruna N., J. Henry P., Amy Cutler & Gordon Fairman (2017) Ensuring the validity of police use of force training, Police Practice and Research. - 2016.-№18:5. - P. 507-521. - URL: https://doi.org/10.1080/ 15614263.2016.1268959.

OJ

о cu

л' Q-

L0 <

=r 3-

s

307

LEGAL COMPETENCE OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL CULTURE

Tura vets Natalia Romanovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor Skripkina A/ina Vyacheslavovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod

Shchurov Evgeny Andreevich, PhD of Juridical sciences, Associate Professor, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya, Moscow

The article deals with the actual problems of training specialists in the field of cults and arts for professional activity in the conditions of the rule of law; the issues of students 'professionalism are considered, which cannot be limited only by the level of narrowly focused training, but should include legal competence, which implies the formation of students' ability to carry out independent search, critical analysis, generalization of information, determination of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.