Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ "СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ" ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ СЛУЖЕБНООРИЕНТИРОВАННЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ "СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ" ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ СЛУЖЕБНООРИЕНТИРОВАННЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЕЙСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЛУЖЕБНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагорный Николай Николаевич

В статье проанализирован инновационный потенциал педагогической технологии «ситуационный анализ» при преподавании служебноориентированных дисциплин в образовательных организациях системы МВД России. Автор приходит к выводу о том, что данная технология эффективна при обучении сотрудников ОВД, так как позволяет максимально быстро сформировать у них навыки практической правоохранительной деятельности.The article analyzes the innovative potential of the pedagogical technology «situational analysis» when teaching service-oriented disciplines in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author comes to the conclusion that this technology is effective in training police officers, as it allows them to form practical law enforcement skills as quickly as possible.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нагорный Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ "СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ" ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ СЛУЖЕБНООРИЕНТИРОВАННЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

УДК 37.013.2

Психолого-педагогические науки

Нагорный Николай Николаевич, кандидат философских наук, доцент

кафедры «Тактико-специальной подготовки», Сибирский юридический институт МВД России, г. Красноярск, Россия

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ» ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ СЛУЖЕБНООРИЕНТИРОВАННЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Аннотация: В статье проанализирован инновационный потенциал педагогической технологии «ситуационный анализ» при преподавании служебноориентированных дисциплин в образовательных организациях системы МВД России. Автор приходит к выводу о том, что данная технология эффективна при обучении сотрудников ОВД, так как позволяет максимально быстро сформировать у них навыки практической правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: ситуационный анализ, инновационные педагогические технологии, кейсовые технологии, служебноориентированные дисциплины, правоохранительная деятельность, образовательные организации системы МВД России.

Abstract: The article analyzes the innovative potential of the pedagogical technology «situational analysis» when teaching service-oriented disciplines in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author comes to the conclusion that this technology is effective in training police officers, as it allows them to form practical law enforcement skills as quickly as possible.

Key words: situational analysis, innovative pedagogical technologies, case technologies, service-oriented disciplines, law enforcement, educational

organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

При изучении дисциплин «Тактико-специальная подготовка», «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел», «Основы профессиональной деятельности», «Профессионально-специализированный цикл» у обучающихся (курсантов, слушателей проходящих профессиональную подготовку) формируются служебноориентированные компетенции (необходимые для практической правоохранительной деятельности сотрудников ОВД).

Изучение учебного материала на таких дисциплинах в виде теоретического изложении (лекционного занятия), а затем воспроизведения обучающимися, пересказа полученной информации (семинарского занятия), пусть и с примерами из правоприменительной практики ОВД не будет эффективным.

В образовательных организациях МВД России проводится работа по анализу и внедрению в учебный процесс вышеуказанной педагогической технологии [1; 2; 3; 4].

Педагогический эффект происходит благодаря вовлечению обучающихся в ситуации служебной деятельности, моделированию участия в ней, максимально реальное как по содержанию, так и по способам выполнения, следуя правилу «не говорить что делаешь, а реально делать».

В деятельности происходит лучшее овладение содержанием вышеперечисленных учебных дисциплин и формируются необходимые (предусмотренные программами) компетенции, ориентированные на служебно-правоохранительные отношения, в которых участвуют сотрудники ОВД.

В зависимости от содержания тем по названным предметам варьируются ситуационные задачи (в педагогике наиболее известные как кейсовые задания, кейсовые технологии).

Рассмотрим это на примере одной из тем. При изучении темы по пресечению групповых нарушении общественного порядка и массовых

беспорядков, с обучающимися проводится практическая отработка боевых порядков в полной экипировке (шлем, бронежилет, палка специальная, щит) [5; 6; 7; 8].

Отработка закрепленных до автоматизма навыков личной безопасности сотрудника ОВД возможно через «прочувствование» опасности, связанной с неизвестностью обстановки в которой действует сотрудник, и в силу этого неожиданностью возникновения угроз, скоростью их появления, сложностью своевременного (оперативного) реагирования сотрудника на них.

Научиться действовать на опережение не на словах, а в реальной деятельности, при этом тактически оптимально и законно, т.е. обоснованно выбирая (по необходимости меняя) и осуществляя последовательность своих действий.

Мы придерживаемся мнения, что достаточно сложно (точнее невозможно) научиться действовать в противостоянии с правонарушителем (ми), а тем более агрессивным(и), если не будет использоваться данная педагогическая методика моделирующая служебную деятельность. Педагогический эффект принесет только практический тренинг, с осуществлением алгоритма правоохранительных действий по пресечению правонарушений, задержанию правонарушителей и оформлению необходимых документов.

Безусловно данная педагогическая технология полезна при овладении сотрудником ОВД конфликтной компетентностью, т.е. умением коммуницировать с участниками правоохранительной деятельности, не допускать конфликтов, уметь их конструктивно разрешать [9]. Освоить такую служебно-коммуникативную компетентность возможно при использовании технологии проанализированной нами.

Таким образом, педагогическая технология «ситуационный анализ» при преподавании служебноориентированных дисциплин в образовательных организациях системы МВД России обладает инновационным психолого-педагогическим потенциалом.

Библиографический список:

1. Булавкин, А.А. Актуальные вопросы ситуационно-ориентированного обучения и применения в учебном процессе инновационных технологий (об опыте использования возможностей учебно-полигонных комплексов и усилении междисциплинарного практико-ориентированного обучения будущих сотрудников полиции) [Электронный ресурс] / А.А. Булавкин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 541-545. -URL: http://e-koncept.ru/2014/64409.htm.

2. Волосников, И.В. Использование кейс-метода для обучения силовой взаимопомощи сотрудников ОВД [Электронный ресурс] / И.В. Волосников // Концепт. - 2016. - Т. 15. - С. 2486-2490. - URL: http:// e-koncept.ru/2016/96418.htm. (дата обращения 12.08.2021).

3. Гарманов, В.М. Действия сотрудников патрульно-постовой службы полиции в типовых ситуациях, возникающих при несении службы по охране общественного порядка: учебно-методическое пособие / В.М. Гарманов, О.В. Десятова, А.В. Изингер. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2020. - 88 с.

4. Гарманов, В.М. Совершенствование методического обеспечении образовательных программ в образовательных организациях системы МВД России с использованием практических ситуационных заданий / В.М.Гарманов // Юридическая теории и правоохранительная практика - 2016. - № 4 (38). - С. 195-202.

5. Нагорный, Н.Н. Педагогическая методика эффективного формирования навыков коллективного взаимодействия при выполнении служебных обязанностей сотрудника полиции на занятиях по тактико-специальной подготовке у обучающихся вузов МВД России [Электронный ресурс] / Н.Н. Нагорный, Л.А. Нагорная // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании: материалы

всероссийской научно -практической конференции (18 мая 2019 г.) / отв. ред. Е.В. Панов. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2019. - С. 120-122. - Режим доступа: - URL: http://lib.sibli.ru/elib/0058962.pdf. (дата обращения 12.08.2021).

6. Подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям по пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков [Электронный ресурс]: отчет о НИР (заключительный) / науч.рук. С.В. Бабин; исполн. А.Ю. Бордачёв, Н.Н. Нагорный. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России (СибЮИ), 2021. - 24 с. - URL: http://lib.sibli.ru. (дата обращения 12.11.2021).

7. Тактика действий сотрудников патрульно-постовой службы полиции в ситуациях служебной деятельности, связанных с применением мер административного принуждения [Электронный ресурс]: отчет о НИР (заключительный) / науч. рук. А.С. Сергиенко; исполн. Е.В. Панов [и др.] . -Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России (СибЮИ), 2019 . - 50 с. - URL: http://lib.sibli.ru. (дата обращения 12.08.2021).

8. Троян, Е.И. Моделирование типовых ситуаций служебной деятельности для обучения применению сотрудниками ОВД физической силы и боевых приемов борьбы / Е.И. Троян // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2015. - № 4. - С. 176180.

9. Формирование конфликтной компетентности сотрудников строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции в типовых ситуациях общения с гражданами [Электронный ресурс] : отчет о НИР (заключительный) / науч.рук. А.С. Сергиенко; исполн. Н.Н. Нагорный, А.Е. Бельский, В.А. Крупин . - Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России (СибЮИ), 2020 . - 51 с. - URL: Режим доступа: http://lib.sibli.ru/elib/0064055.pdf .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.