Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ НА БАЗЕ ГОТОВЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ'

КОНСТРУИРОВАНИЕ НА БАЗЕ ГОТОВЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КОНСТРУИРОВАНИЕ" / МЕТОДИКА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНСТРУКТОР / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мыздрекова О.А., Анищенко Е.А.

В статье представлена организация проведения конструирования на базе готовых геометрических форм в дошкольном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ НА БАЗЕ ГОТОВЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ»

обучения в школе для создания комфортной, здоровьесберегающей сферы каждого ученика. Список использованной литературы:

1. Битянова М. А. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб: Просвещение, 1968. - 264 с.

3. Бугрименко Е. А. Готовность детей к школе. Диагностики психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер. - Томск: Пеленг, 1992. - 62 с.

4. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 448 с.

5. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.

6. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений: В 3-х кн. Кн. 3: Экспериментальная психология и психодиагностика / Р. С. Немов. - М.: Просвещение, 1995. - 512 с.

7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгер. - М.: Просвещение, 1988.

8. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгер. - М.: Просвещение, 1988.

9. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 291 с.

© Алехина Ю.А., 2021

УДК37

Мыздрекова О. А.

воспитатель Анищенко Е.А.

воспитатель МБДОУ ДС №10 «Светлячок» г. Старый Оскол, Белгородская область

КОНСТРУИРОВАНИЕ НА БАЗЕ ГОТОВЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ

Аннотация

В статье представлена организация проведения конструирования на базе готовых геометрических форм в дошкольном возрасте.

Ключевые слова:

"Конструирование", методика, познавательная деятельность, конструктор, развитие.

В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования конструктивно-модельная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение к конструированию. Развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами. Также, прослеживается интеграция конструктивной деятельности с другими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие. ФГОС ставит во главу индивидуальный подход к ребенку, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство

требований к нему. Так на современном этапе в массовую педагогическую практику внедряются разнообразные образовательные технологии для детей дошкольного возраста. Осмысление проблемы дошкольного детства как социокультурного феномена, социального и личностного развития ребёнка в раннем онтогенезе связано с поиском нового содержания образования. При этом главным признаётся формирование свободной, цельной, компетентной личности с развитым мышлением, умеющей сделать выбор, проявить волю, принять решение, уважать выбор другого. Развитие мотивационной составляющей в процессе обучения, формирование способности к творческой деятельности в процессе познания - это главные задачи, которые являются актуальными в наше время и которые воспитатель должен ставить перед собой. Задачи эти выполнить непросто, ведь для этого нужно обеспечить выполнение необходимых педагогических условий. Одним из важнейших условий являются занятия по конструированию. Конструирование в детском саду позволяет удовлетворить потребности дошкольников. Это потребность в игре: во время конструирования дети с удовольствием используют игрушки, создают их сами и сооружают различные постройки. Также дети получают возможность развиваться умственно, приобретают эстетический вкус. При этом конструирование позволило бы дошкольникам расширять свой кругозор, формировать познавательные способности, приобретать более точные знания о том, как устроена окружающая действительность.

В первой младшей группе в процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжают знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Продолжают учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

Во второй младшей группе подводят детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствуют конструктивные умения, учат различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разных цветов. Учат располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждают детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами - кубики). Учат изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину. Развивают желание сооружать постройки по собственному замыслу.

В средней группе продолжают развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивают умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Учат анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга. Обучают сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек. Начинают обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу - спинку). Учат создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.

В старшей группе продолжают развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции. Учат выделять основные части и характерные детали конструкций. Знакомят с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами. Учат заменять одни детали другими. Формируют умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Учат строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Совершенствуют умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек). Учат создавать из

бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).

В подготовительной группе учат детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Учат определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать. Продолжают развивать умение планировать процесс возведения постройки, сооружать постройки, объединенные общей темой. Продолжают учить складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; обучают детей создавать разнообразные объемные игрушки в технике оригами. Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. Таким образом, в каждой возрастной группе раскрываются психологические особенности детей, которые необходимо учитывать при организации методической работы; определяются виды конструирования в зависимости от используемого материала, дается содержание работы и подробные методические рекомендации по ее осуществлению.

Список использованной литературы:

1. Белая С. Художественное конструирование из бумаги. - М., 2012

2. Бостельманн А., Финк М. Творческая мастерская в детском саду. Рисуем, лепим, конструируем. - М., 2016 г.

3. Данилова Л. Конструирование: кубики и конструкторы. - М., 2017 г. - 15с.

4. Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 2013. - 193 с.

5. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - М., 2013. - 100 с.

© Мыздрекова О. А., Анищенко Е.А., 2021

УДК 378

Пяо Лисян,

аспирант Псковского государственного университета,

г. Псков, РФ

КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РУССКИХ: НОВОГОДНИЕ ТРАДИЦИИ В РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КИТАЙСКИМ СТУДЕНТАМ

Аннотация

Статья посвящена проблеме обучения китайских студентов русскому коммуникативному поведению, что представляется актуальным в плане их социокультурной адаптации в России. Цель статьи - представить коммуникативный минимум лексических единиц, лингвокультурологических знаний и формул речевого этикета, связанных с новогодним праздником. Сопоставительным методом выявляются различия в традициях новогоднего поздравления в России и Китае. Делается вывод о необходимости учета этих различий при обучении китайцев русскому языку.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, лингвокультурология, коммуникативное поведение, речевой этикет, новогоднее поздравление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.