Научная статья на тему 'Игры-занятия со строительным материалом как средство умственного развития детей'

Игры-занятия со строительным материалом как средство умственного развития детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2557
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Елизавета Романовна

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития конструктивных навыков и умений у детей дошкольного возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игры-занятия со строительным материалом как средство умственного развития детей»

Игры-занятия со строительным материалом как средство умственного развития

детей

Романова Е.Р.

Романова Елизавета Романовна /Romanova Elizaveta Romanovna - студент, отделение специалистов среднего звена «Дошкольное образование»,

Муравленковский многопрофильный колледж, г. Муравленко

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы развития конструктивных навыков и умений у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: конструирование.

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, -от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. Конструктивная деятельность несравненно важна в общем умственном развитии ребенка, поскольку способствует становлению важнейшего умственного действия наглядного моделирования.

Конструирование развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения, понимать и некоторые существенные зависимости структуры предмета от его функции, создавать новые, оригинальные образы.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью с дошкольного возраста готовить детей к жизни, т.к. мы живем в век невиданной еще научно-технической революции. И жизнь во всех ее направлениях становится разнообразнее и сложнее - чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности ума, мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, через которые можно совершенствовать их умственные и творческие способности. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели). Все это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к школе.

Перед собой я поставила следующие задачи:

- сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность;

- сформировать стремление к умственной деятельности;

- приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства;

- формировать сенсорные способности детей;

- развивать мышление, внимание, воображение, творчество, художественный вкус;

- развивать конструктивные навыки и умения.

- воспитывать целеустремленность, аккуратность, настойчивость в достижении цели.

Работу начала проводить со второй младшей группы.

Для конструирования использую мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также крупный конструктор типа «Лего». В работе с детьми прежде всего стараюсь создать обстановку ожидания радостного и интересного, связанного с конструированием: «Скоро нам привезут новые строительные наборы и конструкторы. Что бы вы хотели из них построить?» Даю детям понять, что меня очень интересует конструирование. Сама включаюсь в игры детей или просто сажусь и начинаю с ними строить. При этом никогда не стремлюсь подавить детскую инициативу неосторожным замечанием или авторитарным предложением.

На занятиях по конструированию мы с детьми рассматриваем элементарные постройки, выделяя их части; рассказываем, из каких деталей построена каждая часть, называя детали строительного набора: кубик, кирпичик, пластина, призма. Я стремлюсь помочь детям овладеть элементарными конструктивными навыками: приставлять, прикладывать, делать простые перекрытия, обстраивать плоскостные модели, огораживать небольшие пространства деталями, чередуя их, устанавливая на разные грани плотно друг с другом и на определенном расстоянии; создавать постройки с внутренним свободным пространством (будка, сарай, домик). Также на занятиях я учу детей изменять постройки способом настраивания (в высоту, длину, ширину). Заменять детали. Различать части построек по величине (большая - маленькая, высокая -низкая, длинная - короткая, узкая - широкая). Во второй младшей группе мы учим строить элементарные постройки по рисунку-чертежу: из кирпичика и кубика - стул, машину; из 5-6 одинаковых или

чередующихся деталей - заборчики, башенки. Но прежде надо развить элементарные навыки пространственной ориентации (в домике, около него, за ними, далеко, близко и т.д.), умение соотносить нарисованные детали с реальными. Развить представление о форме, величине, цвете. А главное, развить у детей желание строить по собственному замыслу, объединять постройки по сюжету, обыгрывать их, побуждать к совместным играм.

Знания и умения детей, приобретенные на занятиях, закрепляются и развиваются в повседневной жизни. Во время игр я продолжаю учить детей конструированию. Но делаю это ненавязчиво - так, чтобы дети не чувствовали, что их обучают. Например: « Здравствуй, котик! - обращаюсь к игрушке, для которой ребенок построил домик. - Кто тебе построил такой домик? Нравится тебе в нем жить? Почему тебе нравится твой домик? Из каких деталей построил его Рома? Какого цвета стены у домика?»

Хорошим приёмом является совместное конструирование воспитателем вместе с детьми, а также создание игрового образа. Например, если заметили, что дети пытаются что-то построить, можно их подбодрить.

«Строим дом:

Это чей, это чей

Дом большой,

Новый дом из кирпичей?

И с крылечком, и с трубой.

Это дети строят дом,

Чтобы куклы жили в нём!»

В средней группе продолжила развивать интерес к конструированию.

Старалась научить анализировать постройки, рисунки, элементарные чертежи, выделяя основные части, функциональное назначение. В этом возрасте важно сформировать представление о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость); научить преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции; совершенствовать конструкторские навыки, развивать умение комбинировать детали, сочетая их по форме, величине, цвету. Дети учатся строить, моделировать по элементарным чертежам и схемам, разбираться в несложных планах, создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу. Во время конструктивной деятельности совершенствуются элементарные навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри); развивается творчество, изобретательность, эстетический вкус в гармоничном сочетании деталей, в красоте и целесообразности оформления постройки дополнительными материалами. В ходе исследования детям были предложены несложные конструкторы, показаны способы крепления деталей, монтажа несложных конструкций. Постройки из строительного материала побуждают детей обыгрывать сооружения, объединяясь в совместных играх.

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается активный интерес к конструированию, к играм-головоломкам, занимательным упражнениям. Предусмотрено проведение 36 занятий в год. Методы и приемы работы с детьми несколько изменяться. Воспитатели стараются реже давать образец постройки или поделки, а если дают, то примерный, чтобы показать основные части конструкции и помочь отобрать нужные детали; в качестве образца часто используют фотографии, рисунки.

Таким образом, дети чаще придумывают свой вариант постройки, поделки, перенимают друг у друга конструктивные решения; при этом основными становятся словесные методы обучения: описание, напоминание, краткая беседа и др. Необходимо научить детей самостоятельно создавать общие планы, схемы будущих построек, элементарные чертежи конкретных построек, изображая их в трех проекциях (вид спереди, сбоку, сверху), что способствует развитию умственных способностей детей.

В подготовительной школьной группе у детей уже устойчиво сформирован интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать. Достаточно развиты способности к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, рисунков, фотографий, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объекта. Необходимо только научить использовать готовые чертежи и вносить в конструкции свои изменение. Важно предлагать ситуации, в которых дети сами должны решать, с чего начать, как делать, какие использовать материалы, как рассчитать время работы, рационализировать свой труд. В этом возрасте занятие конструированием тесно связано с игрой. Игры возникают по инициативе ребят, часто продолжаются в течение нескольких дней; в ходе их дети совершенствуют свои постройки.

В каждой возрастной группе необходимо проводить работа с родителями. На родительском собрании давала консультации, рекомендовала приобрести домой наборы строительного материала, чтобы дети могли и дома заниматься конструированием. Родители прислушались к моим советам, и у большинства детей группы появились новые наборы. Дети с удовольствием рассказывают о том, что они строили дома с родителями. Некоторые родители берут из центра конструирования схемы построек и на выходных занимается с детьми.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор это та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо - с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а с другой, это занятие способствует всестороннему развитию.

Через конструирование у детей развивается творческая сторона интеллекта. Дети научатся планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения, успешно ориентироваться в пространстве, классифицировать предметы, чертить чертежи простейших конструкций и строить по ним. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Литература

1. Лишттван З. В. Конструирование. Москва. М.: Просвещение 1981. - 159 с.

2. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Москва. М.: ТЦ Сфера, 2009. 240 с.

3. Тарловская Н. Ф, Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. Москва. М.: Просвещение; Владос, 1997.- 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.