Научная статья на тему 'Конституция Российской Федерации 1993 г. (основные черты и юридические свойства)'

Конституция Российской Федерации 1993 г. (основные черты и юридические свойства) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8707
981
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ / FEDERAL CONSTITUTIONAL LAWS / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / CONSTITUTIONAL LAW / ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / LEGAL PROPERTIES OF MAKING AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION / ВНЕСЕНИЕ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зинченко Е.Ю., Зинченко О.В.

Рассматриваются основные черты и юридические свойства Конституции Российской Федерации. Обсуждаются основные теоретические проблемы, различные точки зрения ученых и предлагается свое видение данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Constitution of the Russian Federation 1993 (the main features of and legal properties)

Is considered the basic traits and legal properties of the Constitution of the Russian Federation. Discusses the main theoretical problems, different points of view of scientists and offered his vision of the problem.

Текст научной работы на тему «Конституция Российской Федерации 1993 г. (основные черты и юридические свойства)»

тивная вовлеченность провинции и территории данного государства в решение вопросов иммиграционной политики, прежде всего с позиции их собственных интересов и потребностей. Урегулирование отношений между федеральным правительством и администрациями провинций по вопросам иммиграции происходит на договорной основе при определяющей роли федерального иммиграционного законодательства. Согласно Конституции вопросы иммиграции являются сферой ответственности как федерального правительства, так и провинций. Согласованность интересов достигается путем консультаций и выработки совместных соглашений по вопросам численности, распределения и расселения иммигрантов по территории страны, их интеграции и трудовой политики, а также разработки иммиграционных программ провинций. Иммиграционные программы провинций направлены на привлечение лиц, удовлетворяющих требованиям, выдвинутым местными властями, на долгосрочное поселение и работу в провинции.

В Германии также распределены полномочия в сфере иммиграционной политики между федеральным, земельным и городским уровнями власти. Широкий

круг вопросов решается на уровне земель. Например, землям отданы значительные полномочия в вопросах «брать — не брать» мигрантов и в каком количестве «брать»12. Миграционная и интеграционная политика являются основными направлениями городской социальной деятельности. Городские власти заняты поиском и предложением вакансий, организацией интеграционных курсов, курсов программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, первичным сопровождением.

Таким образом, российская модель правового регулирования миграционных процессов может быть значительно улучшена с учетом отечественного и зарубежного опыта путем разграничения существующих полномочий между Федерацией, субъектами и муниципальными образованиями. Это позволит не только качественно улучшить привлекаемую иностранную рабочую силу, но и регулировать миграционные потоки с учетом региональных потребностей.

Карачурина Л. Иммиграционная политика Германии: успешный — неуспешный опыт // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 7. С. 50—60.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г. (ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА)

Е.Ю. ЗИНЧЕНКО,

кандидат юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права

Московского университета МВД России;

О.В. ЗИНЧЕНКО, кандидат юридических наук

Аннотация. Рассматриваются основные черты и юридические свойства Конституции Российской Федерации. Обсуждаются основные теоретические проблемы, различные точки зрения ученых и предлагается свое видение данной проблемы.

Ключевые слова: Конституция, федеральные конституционные законы, конституционное право, юридические свойства, внесение поправок в Конституцию.

THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION 1993 (THE MAIN FEATURES OF AND LEGAL PROPERTIES)

E.YU. ZINCHENKO,

candidate of legal sciences, professor of the chair of constitutional and municipal law of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia;

O.V. ZINCHENKO, candidate of legal sciences

Annotation. Is considered the basic traits and legal properties of the Constitution of the Russian Federation. Discusses the main theoretical problems, different points of view of scientists and offered his vision of the problem.

Keywords: Constitution, federal constitutional laws, constitutional law, legal properties of making amendments to the Constitution.

Общеизвестно, что конституция (от лат. constitution — устройство) — это основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство страны, порядок и принципы образования органов государственной власти, избирательную систему и правовой статус личности. Первые конституционные акты в современном значении были приняты в конце XVIII в. (США, Франция, Польша).

Становление и развитие современной России с точки зрения идей конституционализма (система общественных отношений, которая соответствует модели справедливого демократического общества) принято связывать с основными этапами становления и развития Конституции, которые подразделяются на:

1) дореволюционный период — формирование конституционных институтов до октября 1917 г.;

венной власти, обеспечиваются права и свободы граждан. Таким образом, конституция является основой и фундаментом современного законодательства.

Каждая конституция как самостоятельное явление социальной и правовой действительности характеризуется совокупностью основных черт и юридических свойств. Это такие сущностные проявления конституции, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. В них раскрывается правовая природа конституции.

Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного

конституция придает высшую юри-

2) советский период, включающий: Конституцию развития, взаимоотношения государства с человеком и РСФСР 1918 г.; Конституцию СССР 1924 г.; Конститу- гражданином. цию РСФСР 1925 г.; Конституцию СССР 1936 г.; Кон- Самое главное -ституцию РСФСР 1937 г.; Конституцию СССР 1977 г.; дическую силу фундаментальным правам и свободам че-Конституцию РСФСР 1978 г.; ловека, защищает его честь и достоинство. Исключений

3) переходный период конституционной смены об- сегодня практически не существует. Конституция — не-щественно-политического строя (1990—1993 гг.); отъемлемая составляющая современного государства,

4) современный период, связанный с разработкой, при- правовой акт высшей юридической силы, своеобразный нятием и совершенствованием Конституции РФ 1993 г. признак государственности, юридический фундамент го-

Конституция — обязательный признак правового го- сударственной и общественной жизни, главный источник

сударства, основанного на господстве права, принципе за- национальной системы права.

конности, отрицании произвола власти и бесправия

В свете вышеизложенного конституцию справедливо

подвластных. Обычно конституция — явление демокра- называют главным, основным законом государства. тического порядка, она принимается народом (или при его Великобритания, в которой нет единого и кодифици-участии) и ограничивает институты власти. рованного основного закона, располагает комплексом

Регулирующая роль конституции касается всего об- юридических актов, начиная с «Хабеас корпус акт» и щественного организма. Ее положения охватывают не Билля о правах (оба приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию.

только государственную организацию, но и негосударственные сферы: социально-экономическое устройство,

Основные черты и юридические свойства конститу-культурную жизнь, отношения в сфере гражданского об- ции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не

изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство норм, целостную систему и выражают качественную определенность содержания конституции.

Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, то конституция — это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре. При этом конституционные нормы действует не изолированно, а в рамках

щества. Конституция определяет основные принципы и порядок взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом, оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни — государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.

Ее сущность большинство авторов определяют как баланс основных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому объяснение сущности конституции как социального плюрализма, политического компромисса.

Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государст-

всей системы права, в которой конституция является органической составляющей и центральным звеном, главным структурообразующим элементом и основным юридическим источником.

Данные основные черты и юридические свойства конституции отражают ее особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. Обобщенно основные характеристики конституции можно свести к: легитимности; итоговому характеру предписаний; перспективности; преемственности; реальности; верховенству; стабильности; основополагающему месту в системе права1.

Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным органом государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с ее учредительным характером. Важным юридическим свойством конституции является ее стабильность, т.е. незыблемость конститу-

С принятием Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация реально встала на путь демократических преобразований, политическая власть вернулась в рамки конституционного поля. Именно Конституции 1993 г. создала в стране новую модель общественного и государственного строя, основанную на общепризнанных для нашего времени демократических ценностях.

Конституция определила эти ценности в качестве незыблемых основ конституционного строя РФ: закрепила универсальную концепцию прав и свобод человека и гражданина, содержащую широкий перечень основных прав и свобод граждан РФ с признанием приоритета естественных прав человека; установила в России новую систему государственной власти, основанную на принципе разделения властей; регламентировала статус Президента РФ как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека, главного арбитра в обеспечении конституционного функционирования органов государственной власти.

Была учреждена новая модель федеративных отношений в РФ; определен статус местного самоуправления как важнейшего института народовластия, осуществляемого населением самостоятельно и в негосударственных формах;

ционных предписаний.

Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ, конституция закрепляет до- установлены гарантии стабильности Конституции РФ стигнутый уровень развития общественных отношений, (усложненный порядок внесения поправок и пересмотра). сложившихся к моменту ее принятия. Таким образом, со- Конституция РФ, как и конституции других зарубеж-держание конституции обусловлено социально-экономи- ных государств, занимает верховенствующее положение в ческими и общественно-политическими процессами, она правовой системе нашей страны. Конституции республик является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революцион-

уставы краев, областей, городов федерального значения,

ного или эволюционного развития общества.

В то же время конституция — акт долговременного действия. Стабильная конституция — важнейшее условие

автономной области и автономных округов, а также все другие нормативно-правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе федеральные конституционные законы, федеральные законы, не должны проти-

правопорядка и законности, устойчивости всей системы воречить ее конституционным нормам.

права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

Конституция действует до тех пор, пока существует государство, ее принявшее, пока не произошла замена конституции новой конституцией или смена политического режима, повлекшего за собой кардинальное изменение права государства.

В XX в., особенно в его второй половине, имело место обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию, в значительной степени — вследствие серьезных политических и социальных перемен в данных государствах2. Следовательно, конституция — не догма и не застывшее правовое явление. Она может видоизменяться и совершенствоваться. При этом каждая новая конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития общества и государства.

Конституционные положения являются первичными. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т.е. внутригосударственном, а не о международном праве.

Одним из важнейших юридических свойств Конституции РФ, впервые закрепленном на законодательном уровне, является ее верховенство в правовой системе, что является проявлением доктрины господства права и означает приоритетное положение в системе законодательства РФ.

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы;

1 Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., ЧернявскийА.Г., Войтенко О.Н. Конституционное право современной России: учебник. М., 2009. С. 38.

2 Конституция РФ. Энциклопедический словарь / рук. авт. кол. С.М. Шахрай. М., 2008. С. 34.

созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством)3. Контроль за соответствием Конституции действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов в нашей стране осуществляет Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции РФ).

Гарантом Конституции РФ является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), хотя, несомненно, что в обеспечении сохранения, соблюдения и действия конституции в действительно демократическом обществе должно быть заинтересовано все или почти все общество. Более того, как отмечается в ст. 15 Конституции РФ, все органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Еще одним свойством Конституции РФ является то, что она является нормативным актом прямого и непосредственного действия. Это закрепляется в ч. 1 ст. 15 Конституции (прямое действие) и ст. 18 (непосредственное дейст-

вие прав и свобод человека и гражданина).

Прямое и непосредственное действие Конституции Российской Федерации особенно важно для обеспечения конности и правопорядка в Российской Федерации4.

Поправки к гл. 3—8 Конституции РФ принимаются Федеральным Собранием по процедуре, установленной для федерального конституционного закона. Поправка должна быть одобрена большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов) и не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации (103) голоса. Принятая таким образом поправка, вступает в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Эти законы не подлежат «отлагательному вето» Президента РФ.

С начала 1998 г. стало возможным вносить поправки в положения гл. 3—8 Конституции РФ в связи с принятием соответствующего федерального закона, а вот процедура пересмотра гл. 1, 3, 9 остается неурегулированной из-за отсутствия важнейшего федерального конституционного закона о Конституционном Собрании.

Российская Конституция жизнеспособна и обеспечивает поступательное развитие страны по демократическому пути. Произошедшее за последние годы комплексное развитие всех отраслей права на базе новой Конституции обеспечивает хорошие условия для упрочения режима за-

и защиты прав и свобод личности. Не случайно поэтому в прежних советских конституциях такое установление отсутствовало, хотя во многих демократических странах, где нет соответствующего положения в конституции, ее прямое действие реализуется в судебной практике.

Сегодня каждый гражданин нашей страны имеет возможность требовать защиты своих прав и свобод в судах, опираясь только на положения Конституции РФ.

Прямое и непосредственное действие норм Конституции Российской Федерации фактически предусматрива-

Литература

1. Конституция РФ. М., 2007.

2. Конституция РФ. Научно-практический комментарий: учебник. / под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2007.

3. Конституция РФ. Энциклопедический словарь / рук. авт. кол. С.М. Шахрай. М., 2008.

4. Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс.; 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

5. АрутюнянГ.Г. Конституционное право: энцикло-ется и в ряде иных случаев, хотя во многих других пре-^педический словарь. М., 2008.

6. Ковешников Е.М. Конституционное право РФ:

дусматривается издание федерального или федерального конституционного закона. Гарантией стабильности российской Конституции служит особый порядок ее принятия, изменения и дополнения.

Согласно Конституции РФ она может видоизменяться через механизмы «пересмотра» и «внесения поправок». При этом пересмотру подлежат гл. 1, 2, 9 Конституции и они не могут быть предметом рассмотрения Федерального Собрания РФ. Внесение поправок направлено на изменение гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Ограничен круг субъектов, которые обладают правом конституционной инициативы. В соответствии со ст. 134 Конституции Российской Федерации этим правом наделены Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы.

курс лекций. М., 2007.

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. пособие. М., 2009.

8. ГабричидзеБ.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г., Войтенко О.Н. Конституционное право современной России: учебник. М., 2009.

9. Конституционное право России: сб. нормативных актов / сост. С.А. Авакьян. М., 2007.

10. Комментарий к Конституции РФ / под общ.ред. Б.Н. Топорина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 2009.

11. Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 2008.

12. Курс лекций по конституционному праву / под ред. А.А. Потапова. В 2 ч. Саратов, 2007.

3 Курс лекций по конституционному праву / под ред. А.А. Потапова. В 2 ч. Саратов, 2007. С. 40.

4 Конституция РФ. Энциклопедический словарь. С. 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.