Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИЯ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО'

КОНСТИТУЦИЯ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ СССР / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / КОНСТИТУЦИОННАЯ КОМИССИЯ / ГОСУДАРСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / CONSTITUTION OF THE USSR / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTIONALISM / CONSTITUTIONAL COMMISSION / STATE / PERSONALITY / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виноградова Елена Валерьевна, Данилевская Инна Леонидовна

Обращение к созданным в различные исторические периоды конституционным проектам не может не вызывать интерес специалистов в области конституционного права. Формирование конституционного регулирования процесс длительный, требующий творческих усилий, консенсуальных решений, видения перспектив, поэтому, даже не ставшие Основным законом проекты конституций содержат идеи, которые важно анализировать при формировании доктрин конституционализма. Одним из небезынтересных теоретических опытов является конституционный проект, предложенный академиком А.Д. Сахаровым в период политических, экономических и социальных реформ, обусловивших распад СССР. В статье анализируются влияние идей А.Д. Сахарова о правовой государственности на становление отечественного конституционного регулирования, реализованных в Конституции Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTION, WHICH HAVE NOT OCCURRED

An appeal to constitutional projects, created in different historical periods, cannot stand arousing interest of scientists, who specialized in constitutional law. Constitutional law formations are a long process, needed a creative effort, consensual decisions and vision of perspectives. That is why even those projects of Constitution, which haven't become a basic Law, contain ideas worth analyzing during the Constitutional doctrines formation. One of the famous theoretical experience is a A.D. Sakharov Constitutional project, suggested in the period of political, economic and social reforms, caused the collapse of the USSR. In this article is analyzing the influence of A.D. Sakharov ideas of legal statehood on the establishment of national constitutional regulation, realized in the Constitution of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИЯ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО»

ВИНОГРАДОВа Елена Валерьевна,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции ФГБУН «Институт государства и права

Российской академии наук» (119019, г. Москва, ул. Знаменка, дом 10), e-mail: evsfrf@gmail.com

ДАНИЛЕВСКАЯ Инна Леонидовна,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции ИГП РАН ФГБУН «Институт государства и права Российской академии наук» (119019, г. Москва, ул. Знаменка, дом 10), e-mai: danilevskaia.inna@yandex.ru

КОНСТИТУЦИЯ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО

Аннотация: Обращение к созданным в различные исторические периоды конституционным проектам не может не вызывать интерес специалистов в области конституционного права. Формирование конституционного регулирования процесс длительный, требующий творческих усилий, консенсуальных решений, видения перспектив, поэтому, даже не ставшие Основным законом проекты конституций содержат идеи, которые важно анализировать при формировании доктрин конституционализма. Одним из небезынтересных теоретических опытов является конституционный проект, предложенный академиком А.Д. Сахаровым в период политических, экономических и социальных реформ, обусловивших распад СССР. В статье анализируются влияние идей А.Д. Сахарова о правовой государственности на становление отечественного конституционного регулирования, реализованных в Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция СССР, Конституция Российской Федерации, конституционализм, Конституционная комиссия, государство, личность, права человека

VINOGRADOVA Elena Valeryevna,

Doctor of Law, Professor, Chief Research Officer, Constitutional Law and Constitutional Justice Branch FSBUN «Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences»

(119019, Moscow, Znamka str., house 10)

DANILEVSKAYA Inna Leonidovna,

Candidate of Law, Senior Researcher Constitutional Law and Constitutional Justice Branch

of the Russian Academy of Sciences FSBUN "Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences" (119019, Moscow, Znamka str., house 10)

THE CONSTITUTION, WHICH HAVE NOT OCCURRED

Abstract: An appeal to constitutional projects, created in different historical periods, cannot stand arousing interest of scientists, who specialized in constitutional law. Constitutional law formations are a long process, needed a creative effort, consensual decisions and vision of perspectives. That is why even those projects of Constitution, which haven't become a basic Law, contain ideas worth analyzing during the Constitutional doctrines formation. One of the famous theoretical experience is a A.D. Sakharov Constitutional project, suggested in the period of political, economic and social reforms, caused the collapse of the USSR.

In this article is analyzing the influence of A.D. Sakharov ideas of legal statehood on the establishment of national constitutional regulation, realized in the Constitution of the Russian Federation.

Key words: Constitution of the USSR, Constitution of the Russian Federation, constitutionalism, Constitutional commission, State, personality, human rights

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

Принятие в 1993 году Конституция Российской Федерации, 25-летие которой отмечалось в прошлом году, заложило основы новой конституционно-правовой реальности, основанной на идеях правовой государственности. Эти идеи на протяжении многих лет выкристаллизовывались, оформлялись в конституциях в виде норм, гарантирующих верховенство права, гуманизм, взаимную ответственность личности и государства. Отражая общечеловеческие ценности, идеи правового государства реализуются в политической, экономической, социальной сферах его жизни, обусловливая трансформацию права, как регулятора отношений, которое, наряду с нравственными основами, формирует базовые критерии современной модели конституционализма. Идеи правовой государственности в России прошли длительный путь, прежде чем приобрели современные содержание, форму и структуру.

Создание проектов конституции, как базового документа в российском правовом пространстве, началось во второй половине XVIII в., когда появились работы графа Н.И. Панина и Д.И. Фонвизина. Большой резонанс в обществе получили в XIX в. проекты декабристов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева, князя П.В. Долгорукова, М.М. Сперанского. Неоднозначно оценивались, предлагаемые в начале XX в. проекты либералов и представителей революционного движения, обосновывавших разные подходы к формированию конституционного устройства российской империи, от эволюционного перехода к конституционной монархии, до уничтожения существующей государственности, и провозглашения нового государства, которое было создано, и существовало на протяжении почти всего ХХ века [5, 10, 11].

Признавая важность нормативного закрепления государственного устройства страны, уже в 1918 году принимается первая советская Конституция - Конституция РСФСР 1918 года. Затем, на протяжении всего периода существования советского государства создаются проекты, а затем принимаются конституции, основу которых составляли теоретические положения, разработанные классиками марксизма-ленинизма. С точки зрения исследователей, нормы советских конституций, в большинстве случаев содержавшие демократические принципы, на практике не реализовывались, не становились главным определяющим фактором развития общества и государства [1, 15].

Осознание важности создания такого Основного закона, который стал бы не декларативным, а работающим документом, в условиях больших перемен, происходящих в шестидесятые годы в стране и в мире, предопределило необходимость

принятия новой Конституции. Работа над ней началась 25 апреля 1962 года, когда Верховный Совет СССР в соответствии с новыми идеями о значении законности и правопорядка в развитом социалистическом обществе, постановил разработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию.1 Разработка новой конституции должна была отменить Конституцию СССР 1936 г., которая именовалась «сталинской». Она декларировала ряд демократических принципов в, частности в построении и деятельности судебной системы и органов прокуратуры, вместе с тем, как известно, год принятия «сталинской» Конституции и последующие 1937-1938 годы были периодом незаконных репрессий [3].

Новая Конституция СССР была принята только в 1977 г. спустя 15 лет,2 предпосылкой принятия послужило вступление страны в новый этап - этап развитого социалистического общества, поэтому за ней закрепилось название Конституция развитого социализма. Особо подчеркивались, что основой нового этапа стало то, что, «выполнив задачи диктатуры пролетариата, советское государство стало общенародным». Констатировалось, что развитой социализм -закономерный этап на пути к коммунизму [15]. Она состояла из преамбулы, 9-ти разделов, которые делились на 21 главу и 174 статьи. В нее были включены принципы, ранее не содержавшиеся в Основных законах страны, в частности принципы коллегиальности (ст.154), осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом (ст.156), участия в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам представителей общественных организации и трудовых коллективов (ст.162). Все эти принципы были известны текущему законодательству о судоустройстве и судопроизводстве. Конституция СССР 1977 г. возвела их в ранг конституционных и тем самым вывела их из системы отраслевых норм, связав их с основами общественного строя и политики СССР, основными правами, свободами и обязанностями граждан СССР [15].

Говоря о юридической ценности Конституции СССР 1977 г., следует отметить, что важным направлением воздействия государства на право является правотворческая деятельность. Признание того, что Конституция, взаимосвязанная с политической и экономической жизнью государства, укрепляет всю правовую основу государственной жизни страны, предопределило усиле-

1 См.: Постановление Верховного Совета СССР от 25 апреля 1962 г// Ведомости Верховного Совета СССР 1962. № 17. Ст. 182.

2 Работа Конституционной комиссии была приостановлена в 1964 г. после отстранения Н.С. Хрущева от партийной и государственной власти.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

ние роли законотворчества. В тоже время активный законотворческий процесс, как фактор, отражающий реальную возможность перемен, настоятельно требуемых обществом, привел к рассмотрению небывалого раньше количества, законодательных инициатив. В Конституцию СССР 1977 г. вносилось большое количество изменений, что позволяет говорить о ней, как о самой нестабильной из всех отечественных Конституций. Конституционные реформы 1988-1992 гг. были связаны с нестабильностью социального строя. Но эти попытки изменить Основной закон, внося в него отдельные поправки, не отражали политико-правовых реалий, создающих в стране новое конституционное пространство. Поэтому была начата работа по созданию проекта новой Конституции. Первым Съездом народных депутатов СССР была создана Конституционная Комиссия, председателем которой стал М.С. Горбачев. В Комиссию вошли народные депутаты А.Д.Сахаров, Б.Н.Ельцин, Г.Х.Попов, А.А.Собчак и другие1. В истории создания будущей Конституции РФ наиболее ясно видны достижения и противоречия 1980-1990 гг. Конституционная реформа заложила правовые основы российской государственности в новый исторический период [6].

Вместе с тем в работе над проектом должен был учитываться опыт существующих в стране основополагающих институтов конституционализма, в том числе положений, нашедших отражение в Конституции 1977 г., в которой законность провозглашалась как основа деятельности Советского государства2. На этой же основополагающей идее законности строилась и предложенная всемирно известным ученым Андреем Дмитриевичем Сахаровым3 Конституция, которой в этом году исполняется 30 лет. Его проект «Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии» [8] был опубликован в 1989 году, когда провозглашенные идеи гласности, плюрализма, возможности публичной критики власти, открытость внешнему миру и значительное облегчение выезда за рубеж способствовали созданию атмосферы всеобщего

1 См.: Постановление Съезда народных депутатов СССР от 9 июня 1989 г. № 40-1 «Об образовании Конституционной комиссии» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. № 3. Ст. 23.

2 «Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан» (ст. 4 Конституции СССР 1977 г.).

3 А.Д. Сахаров - создатель советской водородной бомбы, академик, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии мира, лауреат Сталинской и Ленинской премий, народный депутат СССР, член Конституционной Комиссии Первого Съезда Народных Депутатов СССР

раскрепощения. Это была целая эпоха пробуждения советского общества, которая характеризовалась резким ослаблением роли партии в обществе, началом отмежевания партии от государства [2]. И хотя было еще далеко до истинной связанности общества и государства правом, предпосылки идей конституционализма уже затронули общественное сознание.

В конституционном проекте А.Д. Сахарова были заложены идеи конституционализма: принципы правового государства, парламентаризма, верховенства права и разделения властей, охраны и развития свобод личности. Во главу угла он ставил права человека. Эту Конституцию оценивали как документ, основанный на конкретном историческом опыте [9], единственный, полноценный альтернативный проект переустройства СССР, рожденный в годы перестройки. Отмечалось, что судьба сахаровского проекта необычна: при его жизни документ казался чересчур радикальным даже ближайшим политическим соратникам Сахарова, но прошло менее двух лет и на фоне распада СССР проект «Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии» превратился в безнадежный анахронизм. Тридцать лет спустя можно констатировать, что в действующей Конституции РФ 1993 г. воплощен ряд основополагающих идей конституционализма, содержавшихся в сахаровском проекте Конституции.

Сам Сахаров к принципам правового государства относил свободу слова и информации, возможность судебного оспаривания гражданами и общественными организациями действий и решений всех органов власти и должностных лиц в ходе независимого разбирательства, демократизацию суда и следственных процедур (допуска адвоката с начала следствия, суд присяжных, выведения следствия из ведения прокуратуры) [14].

Проект Конституции предусматривал возможность обновления Советского Союза на основе принципа истинного федерализма и политики разрядки в духе внутренних и внешних идеалов перестройки. Но это были не только идеалы диссидентов либерального и демократического спектра (основные гражданские права, соблюдение международных и национальных прав человека, отказ от агрессии, требование соблюдения принципа разделения властей) [4], это - конституционные идеи, детерминирующие природу конституционализма. Для Сахарова это его главные идеи - идеи защиты прав личности, открытости общества, свободы убеждений, ассоциаций, митингов, демонстраций [13].

Проект состоял из 46 статей, не разделённых на части и главы. Он не содержал преамбулы, которую, как правило, имеют конституции, однако,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

первые четыре статьи проекта, по сути, это преамбула, в которой указаны цели, ориентиры программные установки о форме государственного устройства Союза1. Статьи 5-11 проекта посвящены правам человека, взаимосвязи личности и государства. Проект содержит нормы о запрете смертной казни, презумпции невиновности, принципы социальной справедливости, гарантии гражданских прав. Статьи 12-14 посвящены оборонительной доктрине, и не допущению действия каких-либо тайных служб. Статьи 15-26 проекта закрепляют право каждой нации республики на самоопределение и выхода или исключения Республики из Союза, а также условия членства в Союзе. Статьи 37- 46 проекта определяют экономическую структуру Союза, основанную на плюралистическом сочетании государственной (республиканской, межреспубликанской и союз-ной),кооперативной, акционерной и частной (личной) собственности на орудия и средства производства, на все виды промышленной и сельскохозяйственной техники, на производственные помещения, дороги и средства транспорта, на средства связи и информационного обмена, включая масс-медиа, и собственности на предметы потребления, включая жилье, а также интеллектуальной собственности, включая авторское и изобретательское право. Статьей 38 устанавливается, что Земля, ее недра и водные ресурсы являются собственностью республики и проживающих на ее территории наций (народов). Статья 43 определяет, что использование водных ресурсов, а также других возобновляемых ресурсов государственными, кооперативными, арендными и частными предприятиями и частными лицами облагается налогом в бюджет республики. Использование невозобновляемых ресурсов облагается выплатой в бюджет республики.

Основой экономического регулирования в Союзе, по мнению А.Д. Сахарова, должны являться принципы рынка и конкуренции. Государственное регулирование экономики должно осуществляться через экономическую деятельность государственных предприятий и посредством законодательной поддержки принципов рынка, плюралистической конкуренции и социальной справедливости.

Интересны положения статей 27-36 проекта, регламентирующие структуру и компетенцию органов власти. Они устанавливают структуру Правительства Союза (Центральное Правитель-

1 Проект устанавливает - добровольное объединение суверенных республик (государств) Европы и Азии (ст.1), цели, ради которых принимается Конституция (ст. 2). Ст. 3 и ст. 4 содержат морально политические установки, означающие, что Союз является неотъемлемой частью мирового сообщества.

ство Союза включает: 1) Съезд народных депутатов Союза; 2) Совет Министров Союза;3) Верховный Суд Союза. Глава Центрального Правительства Союза - Президент, обладающий всей полнотой высшей власти в стране, не разделяющий ее с руководящими органами какой-либо партии, который избирается сроком на пять лет в ходе прямых всеобщих выборов на альтернативной основе. Высшей законодательной властью в стране обладает Съезд народных депутатов. Совет Министров Союза включает министерства, а также Комитеты при Совете Министров Союза. Верховный Суд Союза имеет четыре палаты: 1) Палата по уголовным делам; 2) Палата по гражданским делам; 3) Палата арбитража;4) Конституционный суд. Председателей каждой из палат избирает на альтернативной основе Съезд народных депутатов Союза [12].

Следует подчеркнуть, что А.Д. Сахаров высказывался в своих выступлениях о том, что «должен быть установлен надлежащий конституционный контроль: конституционный суд или какая-то другая аналогичная инстанция, следящая за соответствием Конституции и международным обязательствам» [14]. Понятие правового государства, с точки зрения А.Д. Сахарова, означало главенство закона, когда «все инстанции, все государственные органы, все лица, какие бы высокие посты они не занимали, в равной мере со всеми гражданами подчинены в первую очередь закону. Законы, в свою очередь, полностью соответствуют Конституции, не противоречат ей и полностью соответствуют международным нормам, международным обязательствам страны. Международные обязательства должны иметь известный примат, возможна прямая ссылка на них даже при принятии судебных решений».

Конституционный проект академика Сахарова был представлен для обсуждения на заседании Конституционной комиссии, но так и остался проектом. Продолжавшийся период острой политической борьбы, закончился глубоким социально-политическим и экономическим кризисом и распадом Советского Союза. Россия стала развиваться по другому пути и в другой конституционно-правовой реальности. Конституционный проект А.Д. Сахарова остался в истории конституционного развития страны, в становлении отечественного демократического конституционализма, оказавший влияние на конституционное развитие современной России. Действующая 25 лет Конституции РФ 1993 г., закрепила создание свободного, демократического общества и «жизненного государства, которое выдержит проверку истории» [7].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

Список литературы:

[1] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. С.84.

Герасимов И. «Воспоминание о будущем» конституционный проект Сахарова: между конвергенцией и нулевым вариантом. //Ab Imperio, 2004. № 4. С.342-343.

[2] Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. Отв. ред. Хорос В.Г., М.,1998. С.261-262.

[3] Данилевская И.Л. О статусе судебных органов (по проекту Конституции СССР 1964 г.). // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). № 8 (48). 2018. С.112.

[4] Дитрих Байрау. Конституционный проект Сахарова: идеалы перестройки, отлитые в параграфах. С. 382.

[5] Долгоруков П.В. Правда о России. Лейпциг, 1861.

[6] Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.) / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. - В 6-ти т. Т.1: 1990 год. М., 2007. С.20.

[7] Из стенограммы выступления Сахарова А.Д. на заседании Конституционной комиссии. // Архив Сахарова. Ф.1, Оп.3. С.34-35.

[8] Иойрыш А.И. Уроки А.Д. Сахарова (государственно-политические взгляды). М., 1996. С.55.

[9] Магун А. На сгибе революции: Конституция Сахарова в контексте проблемы политической репрезентации. // Ab Imperio, 2004. № 4. С.399.

[10] План государственных преобразований графа М.М. Сперанского. М., 1905.

[11] Полный сборник Платформ всех русских политических партий. СПб., 1906. 131 с.

[12] Проект «Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии» // Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1991. С. 266-276.

[13] Сахаров А.Д. «С мыслью можно бороться только мыслью». Выступление. ноябрь 1988 г. // Собрание сочинений в 8-ми томах. Тревога и надежда. Статьи, письма, выступления, интервью. 1986-1989. Т.2. М., 2006. С.330.

[14] Сахаров А.Д. Собрание сочинений в 8-ми томах. Тревога и надежда. Статьи, письма, выступления, интервью. 1986-1989. Т.2. М., 2006. С.402-403.

[15] Советский государственный строй: реалии, проекты, идеи, споры (1945-1985 гг.): Монография / Под общ. ред. Ю.Л. Шульженко. С.19.

Spisok literatury:

[1] Avak'yan S.A. Konstituciya Rossii: priroda, evolyuciya, sovremennost'. M., 2000. S.84.

Gerasimov I. «Vospominanie o budushchem» konstitucionnyj proekt Saharova: mezhdu konvergenciej i nulevym variantom. //Ab Imperio, 2004. № 4. S.342-343.

[2] Grazhdanskoe obshchestvo. Mirovoj opyt i problemy Rossii. Otv. red. Horos V.G., M.,1998. S.261-262.

[3] Danilevskaya I.L. O statuse sudebnyh organov (po proektu Konstitucii SSSR 1964 g.). // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA). № 8 (48). 2018. S.112.

[4] Ditrih Bajrau. Konstitucionnyj proekt Saharova: idealy perestrojki, otlitye v paragrafah. S. 382.

[5] Dolgorukov P.V. Pravda o Rossii. Lejpcig,

1861.

[6] Iz istorii sozdaniya Konstitucii Rossijskoj Federacii. Konstitucionnaya komissiya: stenogrammy, materialy, dokumenty (1990-1993 gg.) / Pod obshch. red. O.G. Rumyanceva. - V 6-ti t. T.1: 1990 god. M., 2007. S.20.

[7] Iz stenogrammy vystupleniya Saharova A.D. na zasedanii Konstitucionnoj komissii. //Arhiv Saharova. F.1, Op.3. S.34-35.

[8] Iojrysh A.I. Uroki A.D. Saharova (gosudarstvenno-politicheskie vzglyady). M., 1996. S.55.

[9] Magun A. Na sgibe revolyucii: Konstituciya Saharova v kontekste problemy politicheskoj reprezentacii. // Ab Imperio, 2004. № 4. S.399.

[10] Plan gosudarstvennyh preobrazovanij grafa M.M. Speranskogo. M., 1905.

[11] Polnyj sbornik Platform vsekh russkih politicheskih partij. SPb., 1906. 131 s.

[12] Proekt «Konstitucii Soyuza Sovetskih Respublik Evropy i Azii» // Saharov A.D. Trevoga i nadezhda. M., 1991. S. 266-276.

[13] Saharov A.D. «S mysl'yu mozhno borot'sya tol'ko mysl'yu». Vystuplenie. noyabr' 1988 g. // Sobranie sochinenij v 8-mi tomah. Trevoga i nadezhda. Stat'i, pis'ma, vystupleniya, interv'yu. 1986-1989. T.2. M., 2006. S.330.

[14] Saharov A.D. Sobranie sochinenij v 8-mi tomah. Trevoga i nadezhda. Stat'i, pis'ma, vystupleniya, interv'yu. 1986-1989. T.2. M., 2006. S.402-403.

[15] Sovetskij gosudarstvennyj stroj: realii, proekty, idei, spory (1945-1985 gg.): Monografiya / Pod obshch. red. YU.L. SHul'zhenko. S.19.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.