Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ'

КОНСТИТУЦИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право / закон / общество / суд / государство / основание / law / society / state / base

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алишер Боротов, Гулноза Каримова

Автором рассматривается вопрос правовой природы Конституции Республики Узбекистан. Проводится диалектический анализ понятия «Основной закон» в действующей доктрине конституционного права, на основании чего делается вывод об отсутствии единого подхода к природе исследуемого объекта. В процессе общетеоретического анализа системы законодательства Республики Узбекистан автором выделяется ряд критериев, по которым понятие конституции отлично от понятий «закон» и «подзаконный акт». Исходя из изложенного, делается вывод о несовершенстве теоретического осмысления правовой природы конституции в современной Узбекистана, а также дается альтернативное определение этого понятия и его место в системе законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTION AND LEGISLATIVE ACT

The author considers the issue of the legal nature of the Constitution of the Republic of Uzbekistan. A dialectical analysis of the concept of "Basic Law" in the current doctrine of constitutional law is carried out, on the basis of which it is concluded that there is no unified approach to the nature of the object under study. In the process of a general theoretical analysis of the system of legislation of the Republic of Uzbekistan, the author identifies a number of criteria by which the concept of the constitution differs from the concepts of "law" and "by-law". Based on the above, the conclusion is made about the imperfection of the theoretical understanding of the legal nature of the constitution in modern Uzbekistan, and an alternative definition of this concept and its place in the system of legislation is also given.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ»

ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ. УКУК

ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПРАВО JOURNAL OF OSH STATE UNIVERSITY. LAW

e-ISSN: 1694-8661

№1(2)/2023, 1-5

УДК: 340.1

DOI: https://doi.org/10.52754/16948661 2023 1(2) 1 КОНСТИТУЦИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ КОНСТИТУЦИЯ ЖАНА МЫЙЗАМ ЧЫГАРУУ АКТЫСЫ CONSTITUTION AND LEGISLATIVE ACT

Алишер Боротов

Алишер Боротов Alisher Borotov

преподаватель, Ферганский государственный университет

окутуучу, Фергана мамлекеттик университети Lecturer, Fergana State University

Гулноза Каримова

Гулноза Каримова Gulnoza Karimova

преподаватель, Ферганский государственный университет

окутуучу, Фергана мамлекеттик университети Lecturer, Fergana State University

КОНСТИТУЦИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ

Аннотация

Автором рассматривается вопрос правовой природы Конституции Республики Узбекистан. Проводится диалектический анализ понятия «Основной закон» в действующей доктрине конституционного права, на основании чего делается вывод об отсутствии единого подхода к природе исследуемого объекта. В процессе общетеоретического анализа системы законодательства Республики Узбекистан автором выделяется ряд критериев, по которым понятие конституции отлично от понятий «закон» и «подзаконный акт». Исходя из изложенного, делается вывод о несовершенстве теоретического осмысления правовой природы конституции в современной Узбекистана, а также дается альтернативное определение этого понятия и его место в системе законодательства.

Ключевые слова: право, закон, общество, суд, государство, основание.

КОНСТИТУЦИЯ ЖАНА МЫЙЗАМ ЧЫГАРУУ АКТЫСЫ

Аннотация

Автор взбекстан Республикасынын

Конституциясынын укуктук мYнeзY жвнундв маселени карайт. Конституциялык укуктун учурдагы доктринасындагы "негизги укук" TYШYHYГYHYH диалектикалык анализи жYргYЗYЛYп, анын негизинде изилдввгв алынган объекттин табиятына бирдиктYY мамиле жок деген тыянак чыгарылат. взбекстан Республикасынын Мыйзам чыгаруу системасынын жалпы теориялык анализинин журушундe автор Конституциянын тушунугу "Мыйзам" жана "устав"тушунYктeрунeн айырмаланган бир катар критерийлерди аныктайт. Жогоруда айтылгандарга таянып, азыркы взбекстандагы Конституциянын укуктук мYнeзYн теориялык тушунYунYн кемчилиги жвнундв тыянак чыгарылат жана бул TYШYHYKTYH альтернативдуу аныктамасы жана анын Мыйзам системасындагы орду дагы берилет.

CONSTITUTION AND LEGISLATIVE ACT

Abstract

The author considers the issue of the legal nature of the Constitution of the Republic of Uzbekistan. A dialectical analysis of the concept of "Basic Law" in the current doctrine of constitutional law is carried out, on the basis of which it is concluded that there is no unified approach to the nature of the object under study. In the process of a general theoretical analysis of the system of legislation of the Republic of Uzbekistan, the author identifies a number of criteria by which the concept of the constitution differs from the concepts of "law" and "by-law". Based on the above, the conclusion is made about the imperfection of the theoretical understanding of the legal nature of the constitution in modern Uzbekistan, and an alternative definition of this concept and its place in the system of legislation is also given.

Ачкыч свздвр: мыйзам, укук, коом, сот, мамлекет, Keywords: law, society, state, base. негиз.

Верховенство закона - это принцип, непосредственно связанный с концепциями народной власти и прав человека. Потому что народная власть понимается как право граждан прямо или косвенно участвовать в процессе принятия решений. В этом смысле законы, которые являются выражением воли народа, принятые через избранных представителей граждан в парламенте или ими самими непосредственно на референдуме, являются плодом народной власти, образно говоря. Права и свободы человека внедряются в жизнь посредством законов, на самом деле конечной целью законов также является защита человека, его прав и свобод.

Основой законотворчества как основных элементов верховенства права в международных документах являются прозрачность, подотчетность и легитимность, охватывающие демократический процесс; юридическая точность; запрещение произвола; открытость независимого и беспристрастного правосудия; а также установление судебного контроля за административными документами; уважение и недискриминация прав человека. права человека и равенство перед законом.

Кроме того, в нашей стране также созданы организационно-правовые основы для обеспечения законности и верховенства закона. Прежде всего, это гарант соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан, установление контроля со стороны парламентских, общественных и ведомственных органов и юстиции за исполнением законов, Конституционный суд будет рассматривать дела о том, насколько целесообразны принятые решения. законодательство законодательной и исполнительной властей заключается в том, что, должностные лица непосредственно проявляются в таких делах, как гарантия права на обращение в суд по поводу незаконных действий общественных объединений, усиление прокурорского контроля за четким и единообразным исполнением законов, налаживание деятельности юридических служб в организациях.

В нашем законодательстве также прописаны такие правовые инструменты, как юридическая экспертиза, система оценки воздействия законодательства, мониторинг, регистрация ведомственных документов, которые также являются важными элементами обеспечения законности и верховенства закона.

Как часто мы задумываемся о том, какую роль в жизни человека играет Основной закон страны? Мы вступаем в гражданско-правовые, семейные, трудовые отношения, пользуемся правами и свободами, выполняем обязанности, не придавая значения тому, что всё это становится возможным благодаря существованию Конституции, регулирующей все сферы нашей жизни. Принятая 8 декабря 1992 года Конституция Республики Узбекистан открыла новую страницу в истории суверенного государства. Она затронула все сферы жизни нашего общества и государства, стала основой для построения сильного и современного государства. В Конституции нашли отражение правовые принципы разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Это создало основу для их независимого развития, формирования эффективного механизма сдержек и противовесов между ветвями власти.

Конституция определяет суверенитет каждой страны, развитие ее государственности, образ жизни граждан, их роль в обществе. В Конституции Республики Узбекистан определены основные права, свободы и обязанности человека, установлено равенство всех граждан перед

законом, что обеспечивает прочный фундамент для построения сильного гражданского общества. Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами.

Второй раздел Конституции республики Узбекистан 1992 года полностью посвящён основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Он начинается с 18 статьи, в которой задекларировано: Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости.

Человек, с момента появления на свет уже обладает личными и некоторыми социальными правами. У него есть право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на квалифицированное медицинское обслуживание. С возрастом мы приобретаем всё больше прав и свобод: получаем образование, ходим в театры, кино, музеи, читаем газеты, пользуемся интернетом, работаем, отдыхаем, открываем собственное дело и всё это благодаря Основному закону страны.

Но в правовом государстве важно не только провозгласить права и свободы, важно и обеспечить их соблюдение. Создать механизмы, которые действительно позволят человеку этими правами и свободами пользоваться. Статья 32 Конституции Республики Узбекистан гласит: Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов. Каждый имеет право как отдельно, так и сообща с другими лицами, обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в компетентные государственные органы, учреждения или к народным представителям. Заявления, предложения и жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом. Для того, чтобы каждый человек имел возможность обратиться с жалобами и предложениями непосредственно в какой-либо государственный орган в нашей стране был открыт Единый портал интерактивных государственных услуг, который предоставляет уже 291 услугу жителям Узбекистана. Кроме того, каждый желающий может обратиться с жалобами и предложениями напрямую в виртуальные приёмные Кабинета Министров, Премьер министра Узбекистана, виртуальные приёмные других государственных органов. Такие возможности позволяют человеку не только осуществлять свои конституционные права, но и занимать активную гражданскую позицию, участвуя в жизни общества и государства.

Конституция нашей страны как закон, имеющий высшую юридическую силу, является важным правовым документом, определяющим социально-экономические основы нашего государства, демократические формы его управления. Достигнутые в годы независимости огромные успехи, царящие в нашей стране, мир, межнациональное согласие непосредственно связаны с последовательным претворением Основного Закона в нашу жизнь. Конституция

нашей страны служит важной правовой основой реализуемых широкомасштабных реформ по демократизации государственного управления, модернизации страны и развития общества.

Литература

1. Ахроркулов, А. (2022). Нотижорат ташкилотлари тугрисидаги конунчиликни такомиллаштириш масалалари. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(6), 893-902.

2. Гулямов, С., & Ахроркулов, A. (2022). Нотижорат ташкилотлар фаолиятини тартибга солишнинг хукукий асослари: миллий ва хорижий тажриба. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(5), 1029-1041.

3. Джунусова, Д., & Зайирбек уулу, Б. (2022). Имущественное страхование. Вестник Ошского государственного университета, (3), 117-125. https://doi.org/10.52754/16947452 2022 3 117

4. Каримова, С., & Каримова, Г. (2018). СОВРЕМЕННЫЕ ОБЩЕСТВА, КАК МИРОВАЯ СИСТЕМА. In Перспективные информационные технологии (ПИТ 2018) (pp. 13721374).

5. Козиходжаев Ж.Х, Ибрагимов М.О. Наркотик восита ва психотроп моддалар билан боглик жиноятларни тергов килишнинг хусусиятлари Укув-амалий кулланма. - Т., 2006. - 49-б.

6. Мамажонова, Д. (2022). Конституциявий ислохотлар-халк манфаатининг асосий мезони. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(10), 688-693.

7. Муминов, А. Право человека. Учебник. Ташкент, 2013 г.

8. Рустамов, И. Правоведение. Текст лекции. Фергана, 2011 г.

9. Akhrorqulov, A. (2020a). Issues of formation and registration of non-profit organizations. Scientific research results in pandemic conditions (COVID-19), 1(02), 23-26.

10. Akhrorkulov, A. (2020b). Non-Profit Organizations: Legislation Reform And Law Enforcement Practice. The American Journal of Political Science Law and Criminology, 2(10), 129-134.

11. Karimova, G. (2022). CORRUPTION: ITS HISTORICAL ROOTS AND WAYS TO COMBAT IT. Research Focus, 1(4), 267-272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.