Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ТАЙНОГО ГОЛОСОВАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ТАЙНОГО ГОЛОСОВАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тайное голосование / выборы / избирательное право / secret ballot / elections / suffrage

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В В. Вторникова, А Е. Новикова

В научной статье автором рассмотрен конституционный принцип тайного голосования в аспектах его правового закрепления. Исследуются некоторые проблемы реализации данного принципа, связанные с дистанционным электронным голосованием, которые в настоящее время представляют наибольшую актуальность. Автор считает необходимым усовершенствовать законодательную основу и объединить в отдельном федеральном законе положения, связанные с механизмом реализации ДЭГ, уделив особое внимание требованиям к организационному и техническому обеспечению соблюдения принципа тайного голосования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL PRINCIPE OF SECRET BALLOT AND SOME ISSUES OF ITS IMPLEMENTATION IN RUSSIAN FEDERATION

In the scientific article, the author examines the constitutional principle of secret ballot in the aspects of its legal consolidation. Some problems of the implementation of this principle related to remote electronic voting, which are currently of the greatest relevance. The author considers it necessary to improve the legislative framework and combine in a separate federal law the provisions related to the mechanism of implementation of the electronic voting, paying special attention to the requirements for organizational and technical compliance with the principle of secret ballot.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ТАЙНОГО ГОЛОСОВАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ТАЙНОГО ГОЛОСОВАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.В. Вторникова, студент

Научный руководитель: А.Е. Новикова, д-р юрид. наук, доцент

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(Россия, г. Белгород)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-1-177-181

Аннотация. В научной статье автором рассмотрен конституционный принцип тайного голосования в аспектах его правового закрепления. Исследуются некоторые проблемы реализации данного принципа, связанные с дистанционным электронным голосованием, которые в настоящее время представляют наибольшую актуальность. Автор считает необходимым усовершенствовать законодательную основу и объединить в отдельном федеральном законе положения, связанные с механизмом реализации ДЭГ, уделив особое внимание требованиям к организационному и техническому обеспечению соблюдения принципа тайного голосования.

Ключевые слова: тайное голосование, выборы, избирательное право.

Конституционный принцип тайного голосования является одной из наиболее важных составляющих демократической процедуры выборов. Возможность свободного волеизъявления у избирателя и отсутствие какого-либо контроля за его действиями в конечном итоге обеспечивает наиболее честные итоги выборов и референдумов. Заявленный принцип относится к категории универсальных, наравне с принципами всеобщего равного и прямого избирательного права. Соблюдение данных принципов является обязательным для проведения свободных, честных, демократических выборов в Российской Федерации.

Правовая основа принципа тайного голосования сосредотачивает в себе ряд нормативных правовых актов. В Конституции России данный принцип закреплен в ст. 81 лишь в отношении выборов Президента Российской Федерации [1]. По отношению ко всей избирательной системе принцип тайного голосования находит свое отражение в ст. 7 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2]. По смыслу данной статьи тайное голосование представляет собой возможность граждан участвовать в выборах и референдумах при отсут-

ствии контроля за их волеизъявлением каким-либо образом. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» в ст. 2, посвященной принципам проведения референдума, закрепляет положение об отсутствии контроля за волеизъявлением граждан, а также наблюдения за заполнением гражданином избирательного бюллетеня в месте для тайного голосования [3].

Формализация на национальном уровне принципа тайности голосования соответствует международным правовым актам. Так, Российская Федерация в 1998 году ратифицировала Всеобщую декларацию прав человека. В ст. 21 которой установлена обязанность проведения выборов на основе всеобщего равного избирательного права при соблюдении принципа тайного голосования или иных равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования [4]. В Международном пакте о гражданских и политических правах ст. 25 закрепила право каждого гражданина на участие в периодических выборах при соблюдении тайного голосования [5]. Из документов регионального уровня целесообразно назвать Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, в

ст. 5 которой также содержатся положения о соблюдении принципа тайного голосования [6].

Анализ вышеперечисленного массива нормативных правовых источников, содержащих положения о принципе тайного голосования, позволяет говорить о том, что содержательная часть данного принципа является единой во всех документах. В первую очередь, необходимо соблюдение самого условия тайны, которое обеспечивается отсутствием контроля и наблюдения за волеизъявлением гражданина. Тайность голосования не может ограничиваться никоим образом со стороны других лиц. В этом контексте следует отметить, что тайное голосование является именно правом избирателя, а не его обязанностью. Как отмечает И.В. Захаров, гражданин может проголосовать открыто, не пользуясь специальными инструментами для обеспечения тайны голосования. Однако в таком случае действия гражданина не должны содержать в себе признаков явной предвыборной агитации [7, с. 51].

В случае, если гражданин реализует свое право на тайное голосование, оно должно обеспечиваться посредством соблюдения определенного механизма, пишет Д.А. Кравец [8, с. 448]. В первую очередь, стоит отметить, что все избирательные бюллетени одинаковые по цвету и размеру, что не позволяет сопоставить оставившего голос человека с используемым им бюллетенем. Далее избирателю в месте для голосования предоставляется кабина для голосования, в которой он заполняет выданный ему бюллетень. Никто, кроме избирателя, не имеет права присутствовать в данной кабине, за исключением определенных случаев, когда туда по воле самого избирателя приглашается человек, помогающий ему в заполнении бюллетеня. Покинув кабину, избиратель опускает заполненный бюллетень в отведенную для этого урну для голосования. Как отмечает Д.А. Кравец, немаловажным аспектом данной процедуры при подготовке и проведении выборов является использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», обеспечивающей должный уровень досто-

верности и доступности информации о проводимых выборах или референдуме [8, с. 448].

Говоря о специально отводимых местах для голосования, стоит отметить, что постановлениями Центральной избирательной комиссии устанавливаются определенные нормативы, которым должны соответствовать кабины и ящики для голосования. Так, Постановлением ЦИК РФ от 29.01.2014 № 214/1405-6 утверждены нормативы технического оборудования для участковых комиссий, в которых указывается, что кабина для тайного голосования может состоять как из одной секции, так и из нескольких изолированных. Кроме того, она должна соответствовать определенным размерам, позволяющим находиться в ней двум людям в случаях, предусмотренных законодательством. По бокам кабины устанавливаются стенки, а также шторки для входа и выхода [9].

Также Постановлением ЦИК РФ от 29.01.2014 № 214/1405-6 утвержден ряд нормативов применительно к ящикам для голосования. Они должны соответствовать определенным размерам, их конструкция должна состоять из литого основания, иметь боковые ручки, а также крышку, предусматривающую возможность опломбирования различного вида. Стенки ящика должны быть выполнены из легкого прозрачного или полупрозрачного материала. В случае, если используется ящик с встроенным механизмом подсчета голосов -КОИБ (комплекс обработки избирательных бюллетеней), необходима установка сканирующего устройства, а сама конструкция такого устройства должна быть выполнена из легкого ударопрочного материала. Помимо данных двух видов, используются также и переносные ящики для голосования, которые используются в том числе и при проведении досрочного голосования. Данный вид ящика представляет собой конструкцию из литого основания, соединенного с боковыми стенками, и съемной крышки. Стенки переносного ящика должны быть сделаны из прозрачного или полупрозрачного материала. Также у ящика могут быть предусмотрены специально отводимые места для установ-

ки датчиков отслеживания, соединенных с системой ГЛОНАСС, позволяющей отслеживать передвижения членов избирательной комиссии [9].

Исходя из вышесказанного следует, что соблюдение принципа тайного голосования требует наличия большого количества материально-технических ресурсов, что в конечном итоге способствует реализации избирательных прав граждан на должном уровне.

Несмотря на детальное законодательное закрепление принципа тайного голосования и проверенного временем организационно-технического механизма, на практике все еще существует ряд проблем с реализацией данного принципа.

На современном этапе наиболее актуальной проблемой в сфере реализации принципа тайного голосования связана с использованием форм электронного голосования. Авторы выделяют классификацию таких проблем и разделяют их на три группы: правовые, организационно-технические и психологические [10, с. 93].

К первой группе, по мнению Д.А. Кондращенко, относится отсутствие отдельного федерального закона, посвященного электронному голосованию. В силу того, что в основном детали организации и проведения выборов посредством электронного голосования устанавливаются нормативными правовыми актами ЦИК РФ, необходимо их объединение в отдельном законе. Кроме того, становится актуальным и уточнение содержания принципов избирательного права применительно к электронному голосованию. Представляется необходимым в том числе уточнение принципа тайного голосования в условиях цифровизации избирательного процесса, поскольку становится реальным риск идентификации личности избирателя. По нашему мнению, на данный момент в ст. 64.1 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регламентируется порядок организации и проведения выборов посредством дистанционного электронного голосования (далее - ДЭГ), однако проблема уточнения

требований к организационному и техническому обеспечению соблюдения принципа тайного голосования остается актуальной.

Говоря об организационно-технической стороне вопроса, стоит отметить, что сама процедура ДЭГ основана на технологии блокчейн. Авторы отмечают, что данная технология давно себя зарекомендовала с положительной стороны и считается надежной [11, с. 119]. Однако применительно к конституционному принципу тайного голосования, остается открытым вопрос безопасности процедуры аутентификации избирателя, которую он должен пройти перед переходом на страницу для голосования. Запрашиваемые персональные данные потенциально могут стать объектом хакерских атак наравне с информацией о волеизъявлении избирателя. Н.О. Кострюкова отмечает, что широкому кругу лиц до сих пор остается неизвестной степень защищенности механизмов кодирования информации, однако разработчики технологии ДЭГ заявляют о безусловной надежности этой системы [11, с. 120].

Последняя группа проблем, социально-психологические, связана с недоверием отдельных категорий граждан новым технологиям в целом и системе ДЭГ, в частности. Однако, по информации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, на прошедших выборах Президента России в 2024 году явка избирателей на платформе ДЭГ составила 94 % (возможность проголосовать дистанционно предлагалась в 28 регионах Российской Федерации), что говорит о достаточно высоком уровне доверия граждан к цифровым технологиям [12].

Таким образом, правовая основа принципа тайного голосования представлена широким каталогом правовых актов национального уровня и международного уровней. Постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации регламентируются определенные механизмы, способствующие реализации данного принципа. В конечном итоге формируется упорядоченная система, включающая в себя как материальное содержа-

ние принципа тайного голосования, так и процессуальную сторону его обеспечения. Однако, несмотря на это, в процессе исследования, был выявлен и ряд проблем, связанных с реализацией конституционного принципа тайного голосования. Все они сопоставимы с цифровизацией избирательного процесса и внедрением системы ДЭГ. В связи с этим предлагается усовер-

объединить в отдельном федеральном законе положения, связанные с механизмом реализации ДЭГ, уделив особое внимание требованиям к организационному и техническому обеспечению соблюдения принципа тайного голосования. Также остается открытым вопрос защищенности персональных данных избирателей при электронном голосовании от хакерских атак.

шенствовать законодательную основу и

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ; с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Российская газета. 1993, 25 декабря; 2020, 4 июля.

2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // СЗ РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.

3. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (ред. 30.12.2021) // СЗ РФ. - 2004. - № 27. - Ст. 2710.

4. Всеобщая декларация прав человека. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 09.09.2024).

5. Международный пакт о гражданских и политических правах. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 11.09.2024).

6. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=6&nd=203001261&collection=1 (дата обращения: 11.09.2024).

7. Захаров И.В., Кокотов А.Н. Избирательное право Российской Федерации: учебник и практикум для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2024. - 334 с.

8. Кравец Д.А. Содержание тайны голосования как разновидности правового режима информации в российском государстве // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. - 2015. - Т. 15. Вып. 4. - С. 446-451.

9. О нормативах технологического оборудования для участковых избирательных комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации: Постановление Центральной избирательной комиссии от 29 января 2014 г. № 214/1405-6 (с изм. от 28.04.2021) // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. -2014. - № 2 (308).

10. Кондращенко, Д.А. Современное состояние правового закрепления конституционного принципа тайного голосования и проблемы его реализации в Российской Федерации // Российский конституционализм: научное осмысление и реальность: Материалы Х Международного Конституционного Форума, посвященного 100-летию Конституции РСФСР 1918 г., 25-летию Конституции РФ 1993 г., 70-летию Всеобщей декларации прав человека, Саратов, 05 декабря 2018 года. 2019. - С. 91-94.

11. Кострюкова, Н.О. Обеспечение конституционного принципа тайны голосования при проведении дистанционного электронного голосования в Российской Федерации // Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых: Сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок, Курск, 01 декабря 2023 года. - 2023. - С. 118-123.

12. Явка избирателей на платформе ДЭГ составила 94% // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/events/49836/ (дата обращения: 15.09.2024).

THE CONSTITUTIONAL PRINCIPE OF SECRET BALLOT AND SOME ISSUES OF ITS IMPLEMENTATION IN RUSSIAN FEDERATION

V.V. Vtornikova, Student

Supervisor: A.E. Novikova, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor Belgorod State National Research University (Russia, Belgorod)

Abstract. In the scientific article, the author examines the constitutional principle of secret ballot in the aspects of its legal consolidation. Some problems of the implementation of this principle related to remote electronic voting, which are currently of the greatest relevance. The author considers it necessary to improve the legislative framework and combine in a separate federal law the provisions related to the mechanism of implementation of the electronic voting, paying special attention to the requirements for organizational and technical compliance with the principle of secret ballot.

Keywords: secret ballot, elections, suffrage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.