Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4
sennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitucii RF ot
30.12.2008 g. № 6-FKZ, ot 30.12.2008 g. № 7-FKZ, ot
05.02.2014 g. № 2-FKZ, ot 21.07.2014 g. № 11-FKZ) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, of 30.12.2008 № 7-FKZ, of 05.02.2014 № 2-FKZ, of
21.07.2014 №. 11-FCZ)]. Sobranie zakonodatel stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398.
8. Vopros: Organizatsiia sobiraetsia sdavat’ v arendu tor-govye mesta v stroiashchemsia zdanii torgovogo tsentra. Do polucheniia prava sobstvennosti na eto zdanie orga-nizatsiia prodaet budushchim arendatoram optsion na pravo zakliucheniia dogovora arendy torgovogo mesta
(dogovor, v sootvetstvii s kotorym arendator priobretaet pravo na zakliuchenie v budushchem dogovora arendy s fiksirovannoi arendnoi platoi). Budut li oblagat’sia NDS operatsii po realizatsii optsiona: pis’mo Minfina RF ot 29.12.2005 № 03-04-11/336 (Question: The Organisation plans to lease retail premises in a newly built shopping center. Before obtaining ownership of this building sell future tenants the option for the right to conclude lease agreements for commercial spaces (contract, whereby the lessee acquires the right to conclude in the future a lease agreement with fixed rent). Will be subject to VAT transactions for the sale of the option. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 29.12.2005 № 03-04-11/336 (The text of the letter wasn’t published)). ATP «Consultant» [electronic resource].
УДК 342.843.32
СОДЕРЖАНИЕ ТАЙНЫ ГОЛОСОВАНИЯ
КАК РАЗНОВИДНОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИНФОРМАЦИИ
В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Д. А. Кравец
аспирант кафедры конституционного и муниципального права,
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Введение. Исследование содержания тайного голосования невозможно без определения понятия «тайна голосования». В законодательстве Российской Федерации общеправовое понятие «тайна» не закреплено, в связи с чем в правовой литературе встречается два основных подхода к указанному понятию: тайна как информация и тайна как правовой режим информации. Цель. Основная цель состоит в анализе тайного голосования как правового режима информации. Результаты. В связи с отсутствием законодательного закрепления понятия «правовой режим информации» для его исследования изучены понятия «информация» и «правовой режим». На основе анализа основных элементов правового режима информации сделан вывод о том, что все они присущи тайне голосования. Заключение. Сделаны выводы о содержании тайны голосования, на основании чего определена ценность скрываемых сведений. Ключевые слова: правовое понятие «тайна», информация, тайна голосования, информация ограниченного доступа, правовой режим информации.
DOI: 10.18500/1994-2540-2015-15-4-446-451
Введение
В современном мире информация вне зависимости от сферы ее распространения играет чрезвычайно важную роль для человека. В XXI в. информация, являясь значимой как для каждого индивида, так и для общества и государства в целом, приобретает глобальный характер. Любой человек может искать, получать, передавать и
распространять информацию любыми законными способами.
Однако в некоторых случаях информация в силу особенностей и значимости ее содержания не может быть доступна любому человеку. Для нее предусматривается ограниченный круг субъектов, которым она доступна в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, к информации ограниченного доступа относятся тайны. Важно отметить, что понятие «тайна» не закреплено в российском законодательстве, что, в свою очередь, привело к отсутствию единого подхода к данному понятию в науке.
С правовой точки зрения наиболее верным является определение А. Н. Прокопенко и А. А. Дрога: «... тайна - это охраняемая государством конфиденциальная информация, незаконное получение, разглашение, использование которой создает угрозу нанесения вреда правам и законным интересам граждан, общества, государства и влечет за собой привлечение виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации» [1, с. 102].
Цель
Основная цель состоит в анализе тайного голосования как правового режима информации.
©4 Кравец Д. А., 2015
Д. А. Кравец. Содержание тайны голосования как разновидности правового режима информации.
Результаты
В рамках заявленной проблематики важно исследовать понятие «правовой режим информации». В первую очередь, следует отметить, что указанное понятие не закреплено в законодательстве Российской Федерации и используется применительно к различным информационным системам и ресурсам.
Обратим внимание на понятие «информация», которое по-прежнему до конца не определено современной наукой и до настоящего времени не получило однозначной трактовки. В словаре русского языка С. И. Ожегова информация определяется как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством [2, с. 248]. Данное определение не обладает правовым смыслом, однако позволяет выделить главную характеристику исследуемого понятия - содержательность.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [3]. Данное определение является в некоторой степени универсальным и на его основе можно выделить еще две основные характеристики информации: независимость фиксации и разнообразие, но такой перечень признаков не является исчерпывающим. Так, по мнению И. Л. Бачило, информация - это воспринимаемая и понимаемая человеком характеристика окружающего мира во всем его разнообразии, которая возникает в процессе познания последнего и позволяет на основе познания и измерения свойств предметов, явлений, процессов, фактов и отражения их в различных формах восприятия отличать их признаки, элементы, значения и устанавливать связи с зависимостью всего многообразия проявления материального, духовного, идеологического мира [4, с. 29]. В данном определении, являющемся в большей степени философским, акцентировано внимание на процессе возникновения информации как сведений, обладающих новизной. Также на основе последнего определения можно сделать вывод о том, что существует прямая связь между содержанием сведений, составляющих информацию, и внешним миром, отражением которых являются такие сведения. Следовательно, еще одной характеристикой информации является ее изменяемость вместе с объектом ее отражения.
Следующим значимым для определения понятия правового режима информации является анализ понятия «правовой режим». В. Б. Исаков утверждает, что правовой режим есть социаль-
ный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств [5, с. 258]. Данное определение является достаточно широким и применимо к различным объектам. Уточняющим в данном случае представляется определение Л. А. Морозовой: правовой режим является результатом регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений [6, с. 123]. По мнению С. С. Алексеева, «правовой режим - это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования» [7, с. 243]. В данном определении в качестве характерного признака выделяется направленность правового регулирования.
Важно отметить, что в российской правовой литературе понятие «правовой режим информации» трактуется по-разному, что в некоторой степени затрудняет анализ правового режима определенной информации. Под правовым режимом информации в широком смысле понимается нормативно-установленные правила, определяющие степень открытости, порядок документирования, доступа, хранения, распространения и защиты информации, а также исключительные права на информацию [8].
В российском законодательстве и правовой литературе выделяются два основных вида правового режима информации:
1) режим свободного доступа к информации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении ее распространения [3];
2) режим ограниченного доступа к информации.
Статья 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закрепляет правовые основания ограничения доступа к информации, которые устанавливаются федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных инте-
Право
447
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4
ресов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с п. 2 ст. 9 указанного Закона обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Следовательно, в основе любой разновидности информации с ограниченным доступом лежит свойство конфиденциальности. Под конфиденциальностью информации в российском законодательстве понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя [3].
Исследуя содержание правового режима информации, следует согласиться с Л. К. Терещенко, которая включает в содержание правового режима информации, в том числе и ограниченного доступа, следующие элементы:
- целевое назначение соответствующего правового режима;
- объект правового регулирования, именуемый носителем правового режима;
- правовое положение субъектов правового режима;
- комплекс способов правового регулирования и средств юридического воздействия [9, с. 25].
Рассмотрев правовой режим информации ограниченного доступа, видится целесообразным, помимо вышеназванных элементов, выделить ценность скрываемых сведений, что особенно важно для правового режима тайны. Данный элемент отражает содержательную сторону информации, которая выступает предметом специфических интересов субъектов, не заинтересованных в ее раскрытии и не готовых или не имеющих права это сделать под угрозой наступления неблагоприятных последствий.
Исходя из вышесказанного, отметим, что тайна голосования является правовым режимом информации, обладающим всеми основными элементами, характерными для исследуемого понятия.
1. Особую направленность регулирования тайны голосования как правового режима информации придают ее цели:
- обеспечение свободного волеизъявления граждан: тайна голосования выступает необходимым условием свободы голосования гражданина и является показателем личной свободы в целом;
- обеспечение легитимности выборов: тайное голосование является своеобразной гарантией демократических выборов.
Таким образом, основные цели реализации тайного голосования как правового режима
информации касаются как каждого индивида и его личной свободы, так и демократичности государства в целом.
2. Объектом правового регулирования или носителем правового режима тайны голосования являются общественные отношения, возникающие в процессе волеизъявления избирателей. Тайна голосования реализуется как непосредственно в процессе голосования граждан Российской Федерации, так и при подсчете голосов.
3. Главным и, что особенно важно, единственным субъектом правового режима тайны голосования является избиратель, который, исходя из собственной гражданской позиции, отдает свой голос тому или иному кандидату или политической партии. При реализации тайны голосования сведения о том, за кого проголосовал избиратель, известны только ему. Члены избирательных комиссий, наблюдатели и другие участники избирательного процесса не имеют права как-либо воздействовать на избирателя во время голосования.
4. Для реализации тайны в избирательном законодательстве Российской Федерации закреплен механизм тайного голосования - способ голосования, при котором воля голосующего остается неизвестной другим лицам, что достигается в результате следующей процедуры тайного голосования:
- проект решения или кандидатуры вносятся в бюллетень для голосования (все бюллетени для одного голосования одинаковы по размеру и цвету);
- в месте голосования выделяется помещение или устанавливаются кабинеты, где голосующий заполняет бюллетень и куда никто, кроме него и приглашенного им для помощи лица, заходить не вправе;
- выйдя из помещения или кабины, голосующий, никому не показывая бюллетень, опускает его в ящик (урну) для голосования [10, с. 193];
- при подготовке и проведении выборов и референдума используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы», что является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме [11].
Таким образом, в Российской Федерации функционируют различные организационные и технические механизмы, при помощи которых обеспечивается конфиденциальность волеизъявления граждан в процессе голосования.
В соответствии с российским законодательством за нарушение тайны голосования
448
Научный отдел
Д. А. Кравец. Содержание тайны голосования как разновидности правового режима информации.
предусмотрена уголовная ответственность и наказание в виде штрафа, обязательных работ или исправительных работ. Также, при наличии квалифицирующих обстоятельств: подкуп, обман, принуждение, применение насилия либо угроза его применения, использование своего служебного положения, совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, данные преступления наказываются штрафом в большем размере, обязательными работами или исправительными работами на более длительный срок, а также принудительными работами, арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до пяти лет [12].
Итак, можно сделать вывод о том, что тайна голосования является правовым режимом информации, так как ей присущи все элементы указанного понятия. Информация, составляющая тайну голосования - это конфиденциальные сведения о результатах волеизъявления конкретного избирателя при голосовании на выборах в органы государственной власти, местного самоуправления и референдуме. Специфической чертой тайны голосования является наличие единственного субъекта правового режима -избирателя, которому известен результат его волеизъявления, и другие лица в соответствии с процедурой тайного голосования доступа к указанным сведениям не имеют, в то время как правовые режимы других тайн, например государственной, служебной, коммерческой, закрепляют более широкий круг субъектов. Обеспечение свободного волеизъявления граждан и легитимности выборов в государстве, являясь целями тайного голосования, обеспечивают особую направленность ее регулирования. Тайна голосования обеспечивается различными правовыми и организационно-техническими механизмами. По общему правилу к таким относятся: наличие специального помещения или кабины для голосования, которые расположены соответствующим образом на определенном расстоянии от места положения членов избирательных комиссий; применение бумажных бюллетеней одинакового размера, цвета, на которых отсутствует нумерация; наличие ящика (урны) для голосования; применение систем видеонаблюдения на избирательных участках; использование автоматизированных комплексов электронного голосования и подсчета голосов, программное обеспечение которых предусматривает исключение контроля процесса волеизъявления граждан и его результатов. Также важно отметить, что для отдельных категорий избирателей и форм голосования предусмотрены специальные механизмы обеспечения тайны голосования. Так,
обеспечение тайны голосования избирателей-инвалидов предусматривает наличие на избирательном участке средств оптической коррекции (луп, луп с подсветкой и др.), дополнительного освещения, трафаретов с использованием крупного шрифта и/или шрифта Брайля, привлечение к работе переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков), социальных и медицинских работников [13]. При досрочном голосовании в Российской Федерации применяются специальные непрозрачные конверты для бюллетеней, которые визируются подписями двух членов соответствующей комиссии и заверяются печатью [14]. Важным также является закрепление уголовной ответственности и возможность применения широкого круга наказаний начиная от штрафа и заканчивая лишением свободы за нарушение тайны голосования, что, безусловно, подчеркивает значимость обеспечения указанного правового режима информации для государства и его граждан.
Заключение
Тайна голосования является разновидностью тайны частной жизни, куда также следует отнести личную и семейную тайны, тайну переписки, почтовых, телефонных переговоров и иных сообщений, тайну усыновления. Как верно отмечает М. В. Пермяков, «содержание тайны голосования - сведения, зафиксированные в бюллетене для голосования и раскрывающие отношение гражданина к выбору того или иного кандидата» [15, с. 43]. Тайна голосования является личным волеизъявлением каждого человека, именно поэтому относится к тайне частной жизни. Реализуя свои избирательные права, гражданин исходит исключительно из собственных убеждений и взглядов, т.е., самостоятельно голосуя за того или иного кандидата или политическую партию, каждый избиратель выражает свое доверие к ним и перспективам их деятельности. Таким образом, тайна голосования выступает необходимым условием свободы голосования гражданина и является показателем личной свободы в целом.
Говоря о ценности скрываемых сведений, важно отметить, что тайное голосование исключает возможность отслеживания результатов голосования и дальнейшего преследования граждан в зависимости от их выбора, что, в свою очередь, укрепляет веру людей в институт выборов и честность их результатов.
Таким образом, правовая модель режима закрытия каких-либо сведений от доступа к ним третьих лиц строится на применении для этих целей единственно возможного юридического
Право
449
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4
механизма, обозначаемого понятием «тайна». Тайна голосования - это особый вид правового режима информации, предусматривающий законодательно закрепленный комплекс правовых средств и организационно-технических механизмов, которые гарантируют избирателям конфиденциальность их волеизъявления при голосовании на выборах в органы государственной власти, местного самоуправления и референдуме.
Список литературы
1. Прокопенко А. Н., Дрога А. А. Понятие «тайна» с точки зрения современной российской юридической науки // Проблемы правоохранительной деятельности. 2011. № 1. С. 99-102.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : ОНИКС, 2006. 971 с.
3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. I), ст. 3448 ; 2015. № 1 (ч. I), ст. 84.
4. Бачило И. Л. Информационное право. М. : Юрайт, 2012. 564 с.
5. Исаков В. Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права. М. : Юридическая литература, 1987. С. 258-259.
6. Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. М. : Юридическая литература, 1985. 143 с.
7. Алексеев С. С. Теория права. М. : БЕК, 1995. 320 с.
8. Большой юридический словарь // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://jurisprudence. academic.ru/10129 (дата обращения: 10.07.2015).
9. Терещенко Л. К. К вопросу о правовом режиме информации // Информационное право. 2008. № 1. С. 20-27.
10. Авакьян С. А. Конституционное право. Энциклопедический словарь. М. : Норма, 2001. 688 с.
11. О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» : федер. закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 2, ст. 172 ; 2014. № 11, ст. 1098.
12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954 ; 2015. № 13, ст. 1811.
13. О Рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации : постановление ЦИК России от 20.05.2015 № 283/1668-6. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
14. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде-
рации : федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от
06.04.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24, ст. 2253 ; 2015. № 14, ст. 2015.
15. ПермяковМ. В. Категория «тайна» в системе правового регулирования : дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. 234 с.
Content of Secret Ballot as a Kind of Legal Regime of Information in the Russian State
D. A. Kravec
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
Introduction. The study of the content of secret ballot is impossible without a definition of «the secret ballot». The general legal concept of «secret» is not fixed in the legislation of the Russian Federation, and therefore, there are two basic approaches to this concept in the legal literature: a secret as information and a secret as the legal regime of information. Purpose. The main purpose consists in analyzing the secret ballot as the legal regime of information. Results. In the absence of legislative recognition of the concept of the legal regime of information the author has analyzed the concept of «information» and «legal regime» for the research objectives. On the basis of the analysis of the main elements of the legal regime of information the author claims that they are all inherent in the secret ballot. Conclusion. The author makes some conclusions about the content of the secret ballot, and determines the value of undisclosed information.
Key words: legal concept of «secret», information, secret ballot, restricted access information, legal regime of information.
References
1. Prokopenko A. N., DrogaA. A. Poniatie «taina» s tochki zreniia sovremennoi rossiiskoi iuridicheskoi nauki [The concept of «secret» in terms of the modern Russian legal science]. Problemy pravookhranitel’noi deiatel’nosti [Problems law enforcement], 2011, no. 1, pp. 99-102.
2. Ozhegov S. I. Slovar ’ russkogo iazyka [Russian dictionary]. Moscow, ONYX Publ., 2006. 971 p.
3. Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiiakh i o zashchite informatsii: federal’nyi zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ (red. ot 31.12.2014) [On Information, Information Technologies and Protection of Information. Federal law of 27.07.2006 № 149-FZ (an edition of 31.12.2014)]. Sobranie zakonodatel stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2006, no. 31 (pt. 1), art. 3448; 2015, no. 1 (pt. 1), art. 84.
4. Bachilo I. L. Informatsionnoepravo [Information law]. Moscow, Yurayt Publ., 2012. 564 p.
5. Isakov V B. Mekhanizm pravovogo regulirovaniia i pravovye rezhimy [The mechanism of legal regulation and legal regimes]. Problemy teorii gosudarstva iprava [Problems of the theory of state and law]. Moscow, Legal Literature, 1987, pp. 258-259.
6. Morozova L. A. Konstitutsionnoe regulirovanie v SSSR [Constitutional regulation of the USSR]. Moscow, Legal Literature, 1985. 143 p.
450
Научный отдел
Е. А. Крючкова. Формы правления и конституционные процессы: проблемы взаимодействия
7. Alekseev S. S. Teoriiaprava [Theory of law]. Moscow, BEK Publ., 1995. 320 p.
8. Bol ’shoi iuridicheskii slovar’ (Big law dictionary). Available at: URL: http://jurisprudence.academic.ru/10129 (accessed 10 July 2015).
9. Tereshchenko L. K. K voprosu o pravovom rezhime informatsii [On the question of the legal regime of information]. Informatsionnoe pravo [Information law], 2008, no. 1, pp. 20-27.
10. Avak’ian S. A. Konstitutsionnoe pravo. Entsiklope-dicheskii slovar’ [Constitutional law. Encyclopedic dictionary]. Moscow, Norma Publ., 2001. 688 p.
11. O Gosudarstvennoi avtomatizirovannoi sisteme «Vy-bory»: federal’nyj zakon ot 10.01.2003 № 20-FZ (red. ot 12.03.2014) [On the State Automated System «Elections». Federal law of10.01.2003 № 20-FZ (an edition of 12.03.2014)]. Sobranie zakonodatel ’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2003, no. 2, art. 172; 2014, no. 11, art. 1098.
12. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 30.03.2015) [The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (an edition of 30.03.2015)]. Sobranie zakonodatel ’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1996, no. 25, art. 2954; 2015, no. 13, art. 1811.
13. O Rekomendatsiiakh po obespecheniiu realizatsii izbiratel’nykh prav grazhdan Rossiiskoi Federatsii, iavliaiushchikhsia invalidami, pri provedenii vyborov v Rossiiskoi Federatsii: postanovlenie TsIK Rossii ot 20.05.2015 № 283/1668-6 (On recommendations for the implementation of the electoral rights of citizens of the Russian Federation who are disabled, during elections in the Russian Federation. Resolution of the Central Election Commission of the Russian Federation of 20.05.2015 № 283/1668-6 (The documement wasn't published)). ATP «Consultant» [electronic resource].
14. Ob osnovnykh garantiiakh izbiratel’nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiiskoj Fede-racii: federal’nyj zakon ot 12.06.2002 № 67-FZ (red. ot 06.04.2015) [On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in the referendum of the citizens of the Russian Federation. Federal law of 12.06.2002 № 67-FZ (an edition of 06.04.2015)]. Sobranie zakonodatel ’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 24, art. 2253; 2015, no. 14, art. 2015.
15. Permiakov M. V. Kategoriia «taina» v sisteme pravovogo regulirovaniia [The category of «secret» in the system of legal regulation. Cand. jur. sci. diss.]. Ekaterinburg, 2006. 234 p.
УДК 342.3
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ
Е. А. Крючкова
доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права,
Саратовский государственный университет Е-mail: [email protected]
Введение. Форма правления как одна из трех характеристик устройства государства определяется способами формирования органов государственной власти. Классическая формула определяет республику как форму правления, при которой высшие органы власти избираются или формируются общенациональным представительным учреждением. В зависимости от порядка формирования исполнительной власти и места президента (главы государства) в системе государственной власти различают президентскую, полупрезидентскую и парламентскую республики, в которых юридически или фактически президент всегда является главой исполнительной власти или ее частью. При этом фундаментальными принципами, определяющими систему государственной власти и места в ней президента, выступают принцип разделения властей и самостоятельность их органов (ст. 10 Конституции РФ), а также единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Методы. Методологической основой исследования выступает внутренне взаимосвязанный комплекс методов познания: системно-структурный, функциональный, логический, исторический. Базовыми общеправовыми методами являются сравнительно-правовой и формально-юридический, позво-
ляющие автору исследовать правовые основы формальной и фактической формы правления России, сопоставив признаки парламенской, президентской и полупрезидентской республик. Результаты. Констатируется, что на современном этапе развития российской государственности необходим переход от сверхпрезидентской к парламентской форме правления с соответствующими изменениями конституционного законодательства и правоприменительной практики.
Ключевые слова: Президент РФ, парламент, Федеральное собрание, Государственная дума, Совет Федерации, парламентский контроль, форма правления.
DOI: 10.18500/1994-2540-2015-15-4-451-455
Введение
Статья 1 Конституции РФ 1993 г. провозглашает, что в Российской Федерации формой правления является республика, прямо не указывая, к какому из видов республиканской формы правления относится Россия [1]. Уже в период принятия действующего Основного закона и до
© Крючкова Е. А., 2015