В. И. Журавлев
Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в спорте
Ч. 2 ст. 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств. Воплощение этой нормы в действительность происходит в значительной степени через ликвидацию дискриминации в сфере спорта. Можно выделить направления достижения равноправия.
1. Расовое равноправие. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюции № 32/105 от 14 декабря 1977 г., провозглашающую Международную декларацию против апартеида в спорте, № 40/64 от 10 декабря 1985 г., содержащую Международную конвенцию против апартеида в спорте. В этих документах отмечается, что государства принимают все надлежащие меры с целью добиться полного прекращения спортивных связей с любой страной, практикующей апартеид, и воздерживаются от официального содействия, помощи или поощрения таких связей. 21 октября 2010 г. Российский футбольный союз (РФС) утвердил стратегический меморандум о противодействии расовой дискриминации, который предусматривает создание программы по профилактике и противодействию дискриминации в российском футболе1. Однако проявления расизма по-прежнему встречаются в отечественном спорте. Например, в Санкт-Петербурге 21 марта 2011 г. во время футбольного матча клубов «Анжи» и «Зенит» в сторону темнокожего игрока Р. Карлоса болельщики показали банан. Этот жест был расценен как проявление расизма, и за него контрольно-дисциплинарный комитет РФС оштрафовал «Зенит» на 300 тыс. руб. Похожий инцидент повторился в отношении того же игрока через несколько месяцев в Самаре в матче с «Крыльями Советов». В июне 2011 г. РФС внес изменения в ст. 121 Дисциплинарного регламента РФС «Дискриминация и расизм, публичная демонстрация нацистской атрибутики и символики», ужесточающие ответственность клубов за оскорбление зрителями какого-либо лица по поводу расовой принадлежности, цвета кожи, языка, религии или происхождения; публичную демонстрацию зрителями баннеров, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации расистского или дискриминационного содержания.
Для предотвращения повторения подобных ситуаций в дальнейшем необходимо не только привлекать к ответственности кон-
1 См.: Официальный сайт Российского футбольного союза. URL:
http//www.rfs.ru
86
кретных физических лиц, спортивные организации, но и проводить воспитательные профилактические мероприятия, поощрять законопослушное поведение субъектов общественных отношений в сфере спорта, сотрудничать с общественными организациями, ставящими своей целью противодействие проявлениям ксенофобии. Например, в 2010 г. польской организации Never Again была вручена Европейская награда футбольных болельщиков EFSA за пропаганду мультикультурного взаимопонимания и борьбу с расизмом, образование юношества и молодежи против расовых и этнических предрассудков1.
2. Национальное равноправие. Обеспечение равенства прав и согласия между представителями различных этносов является наиболее непростым для современной России. В мае 2011 г. в Ярославле состоялся финальный матч Кубка России по футболу, в котором встретились ЦСКА (Москва) и «Алания» (Владикавказ). Ряд фанатов ЦСКА призвали к бойкоту матча, отмечая ситуацию, складывающуюся вокруг кавказских команд в Российской футбольной премьер-лиге (РФПЛ) и агрессивное поведение их болельщиков2. 24 июля 2011 г. была приостановлена, проходившая в Махачкале игра футбольных команд «Анжи» и «Зенит» из-за массовой драки между болельщиками клубов. Националистические поступки имеют место в международных спортивных соревнованиях. В ноябре 2006 г. на стадионе в Скопье во время матча Македония - Россия возникла драка после того, как приехавшие из России фанаты вывесили баннер «Косово - сербская земля». В ответ на это македонские албанцы, пришедшие на матч, стали скандировать: «Чечня! Чечня!».
Наибольший общественный резонанс вызвали события, последовавшие после убийства 6 декабря 2010 г. в Москве футбольного болельщика Е. Свиридова. 11 декабря 2010 г. в Москве на Манежной площади акции протеста сопровождались националистическими лозунгами и переросли в погромы. Хотя председатель совета объединения болельщиков футбольного клуба «Спартак» "Фратрия" Е. Селеменев заявил, что фанатское движение не имеет отношения к массовым беспорядкам3, очевидно, что болельщики, прежде всего футбольные, все чаще становятся движущей силой националистических выступлений. На встрече с представителями объединений футбольных болельщиков 21 декабря 2010 г. Председатель Правительства РФ В. Путин отметил: «К фанатскому движению стараются
1 См.: Официальный сайт союза европейских футбольных ассоциаций UEFA. URL: http://ru.uefa/com
2 См.: Образкова М. Национально выраженный футбол // Независимая газета. 2011.23 мая.
3 См.: Официальный сайт движения «Фратрия», созданного для поддержки футбольного клуба «Спартак». URL: http://fratria.ru
87
примазаться и поставить его под свой контроль различные деструктивные элементы. Мы будем отсекать тех, кто занимается поддержкой спорта, болельщиков, фанатов от радикалов».
Для достижения межнационального согласия спортивные федерации принимают имеющиеся в их компетенции меры. Так, в сентябре 2011 г. Исполком РФС утвердил Правила поведения зрителей и обеспечения их безопасности на стадионах во время проведения футбольных матчей под эгидой РФС. Усилий только общественных организаций в данном направлении недостаточно. Активные действия обязаны осуществлять органы государственной власти. Профилактику национальной дискриминации в спорте следует рассматривать, во-первых, как направление национальной политики, обозначенное в Концепции государственной национальной политики РФ, во-вторых, как условие становления России в качестве спортивной державы XXI в. и задачу, которую необходимо закрепить в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., в-третьих, как приоритетную сферу молодежной политики, определенную в Стратегии государственной молодежной политики РФ.
3. Половое равноправие. В пункте «g» ст. 10 Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» сказано: «Государства принимают все меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин, чтобы обеспечить им равные с мужчинами возможности активно участвовать в занятиях спортом и физической подготовкой. В современном отечественном и мировом спорте отсутствуют какие-либо нарушения принципа равенства прав мужчины и женщин. До Олимпийских игр в Лондоне 2012 г. бокс оставался последней «летней» дисциплиной, по которой в отличие от мужчин соревнования среди женщин не проводились. Теперь это различие устранено. Достижение гендерного равенства имеет место и в зимних видах спорта. На Олимпийских играх в Сочи 2014 г. состоится дебют женщин в прыжках с трамплина.
Вызывает сомнения оправданность стремления к абсолютному преодолению различий между мужчинами и женщинами в спорте. Отказ в женских соревнованиях (тяжелая атлетика) от ограничений, связанных с физическими нагрузками, может причинить вред здоровью самих спортсменок. Неслучайно российским законодательством запрещена реализация женщинами трудовых прав на тяжелых работах (ст. 253 Трудового кодекса РФ).
Обоснованность этих норм была подтверждена в решении Верховного суда РФ от 2 марта 2009 г., в котором установлено: «Включение в перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин профессий "машинист электропоезда" и
88
"помощник машиниста электропоезда" на метрополитене вызвано заботой государства о женщинах, нуждающихся в повышенной по сравненитю с мужчинами социальной и правовой защите». В Определении от 21 мая 2009 г. кассационная колегия Веховного суда РФ оставила данное решение без изменения.
4. Равноправие между лицами, имеющими разное место жительства. В настоящее время в мировом профессиональном спорте имеет место скрытая дискриминация по признаку обладания гражданством. В качестве примера можно привести ситуацию с оценкой выступлений гимнаста А. Немова на XXVIII Олимпийских играх, прошедших в Афинах в 2004 г. Судьи поставили настолько заниженные баллы, что зрители более десяти минут освистывали решение судей, пока те не повысили оценки. Олимпийская делегация России подала апелляцию в МОК. Олимпийским комитетом России и Российской федерацией хоккея как дискриминация было расценено решение Международной федерации хоккея запретить Е. Набокову выступать на XIX Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити в 2002 г. за сборную РФ на том основании, что ранее он играл за команду Казахстана. Однако Международный спортивный арбитражный суд признал решение Международной федерации хоккея правомерным1.
4. 2 ст. 61 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами». Эта норма должна обеспечивать принятие мер государством для недопустимости какой-либо дискриминации граждан России, участвующих на международных соревнованиях. В Концепции внешней политики РФ одним из направлений внешней политики в сфере гуманитарного сотрудничества и прав человека следует определить защиту законных интересов спортсменов, выступающих под флагом России. Организацию соответствующих мероприятий необходимо отнести к полномочиям МИДа РФ, закрепив их в Положении «О Министерстве иностранных дел Российской Федерации».
5. Равноправие для лиц, имеющих ограниченные возможности в здоровье, с остальными гражданами. В повседневной жизни в отношении инвалидов можно встретить немало действий, носящих дискриминационный характер и лишающий их способов использования конституционных прав. Например, в Санкт-Петербурге летом 2011 г. был закрыт доступ в метро для инвалидов-колясочников2. На
1 Решение Международного спортивного арбитражного суда от 31 янв. 2002 г. по делу «Nabokov & Russian Olympic Committee (ROC) & Russian Ice Hockey Federation (RIHF) V. International Ice Hockey Federation (IIHF) // Официальный сайт Международного спортивного арбитражного суда. URL: http:// www. tas-cas.org
2 См.: Цинклер Е. Катись отсюда // Рос. газета. 2011. 21 июня; Она же. Метро вне доступа // Рос. газета 2011.22 июня.
89
заседании Совета по делам инвалидов 7 апреля 2009 г. президент РФ Д. Медведев заявил: «Когда инвалид не может попасть ни в магазин, ни нормально сесть в самолёт, на поезд, посетить спортивный зал, получить нормальное образование, это следует характеризовать не просто как равнодушие или невнимательность - это с юридической точки зрения прямое нарушение Конституции РФ».
Сегодня созданы условия для участия в спортивных соревнованиях различных категорий инвалидов. Действуют паралимпийское движение РФ, сурдлимпийское движение РФ, специальная олимпиада РФ. На встрече с паралимпийцами 2 апреля 2010 г. президент РФ Д. Медведев заявил об уравнивании размеров выплат победителям и призёрам Паралимпийских игр и Олимпийских игр. Это можно рассматривать как преодоление существовавшего ранее дискриминационного положения, связанного с разницей в оплате заслуг спортсменов. Именно спорт может стать положительным примером для достижения инвалидами своих прав наравне с остальными гражданами в иных сферах общественной жизни России, формирования уважительного к себе мнения соотечественников.
В. И. Журавлев
Роль спорта в реализации конституционного права каждого
на жизнь и достоинство
Использование человеком многих своих прав находится во взаимосвязи с реализацией права на занятие физической культурой и спортом. Первостепенным для человека, без которого невозможно обладание иными правами, является право на жизнь. Ф. М. Рудин-ский писал: «Жизнь есть важнейшее, бесценное и абсолютное благо»1. Ст. 20 Конституции РФ, провозглашающую право каждого на жизнь, необходимо рассматривать во взаимосвязи с нормами о природе Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Одним из ключевых объектов здесь выступает здоровье индивида. Конституция РФ разграничивает понятия «жизнь» и «достойная жизнь». Право на жизнь - это естественное право каждого. Достойная жизнь - горизонт, к достижению которого стремится государство. Достойная жизнь - более высокая ступень в реализации человеком права на жизнь.
1
' Рудинскии Ф. М. Право на жизнь, смертная казнь и неотвратимость юридической ответственности // Наука прав человека и проблемы конституционного права (труды разных лет) М., 2006. С. 413.
90