Научная статья на тему 'Конституционный правовой статус органов Федеральной исполнительной власти в Российской Федерации'

Конституционный правовой статус органов Федеральной исполнительной власти в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
866
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
POWER / SEPARATION OF POWERS / EXECUTIVE POWER / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абрамович Стелла Васильевна

В данной статье изучаются органы исполнительной власти РФ, их состав и конституционный статус. Рассматриваются механизмы формирования, права и функции данной ветви власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Абрамович Стелла Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the Executive authorities of the Russian Federation, their composition and constitutional status. The mechanisms of formation, rights and functions of this branch of government are considered.

Текст научной работы на тему «Конституционный правовой статус органов Федеральной исполнительной власти в Российской Федерации»

УДК 342

Юридические науки

Абрамович Стелла Васильевна, 2 курс, группа 735 - Кафедра государственно-правовых дисциплин, Российский государственный университет правосудия

(РГУП), г. Санкт-Петербург

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В данной статье изучаются органы исполнительной власти РФ, их состав и конституционный статус. Рассматриваются механизмы формирования, права и функции данной ветви власти.

Ключевые слова: власть, разделение властей, исполнительная власть,

РФ.

Abstract: this article examines the Executive authorities of the Russian Federation, their composition and constitutional status. The mechanisms of formation, rights and functions of this branch of government are considered.

Keywords: power, separation of powers, Executive power, Russian Federation.

Механизм государства — это концепция специализированных организаций и учреждений, с помощью которых правительство реализовывает собственные функции.

Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собою концепцию муниципальных органов, наделенных властными возможностями.

Государственная власть - эта обусловленная объективными критериями существования общества способность служебных структур подчинять действия людей воли всего общества либо его части при поддержке правительственного принуждения.

Национальная власть реализуется во властных взаимоотношениях, складывающихся в силу потребности регулирования действия людей.

Система органов исполнительной власти в сфере государственного управления является весьма многогранной. Существует множество структур и учреждений, осуществляющих деятельность по управлению государством.

Прежде всего, стоит отметить, что все исполнительные органы управления делятся в зависимости от уровня, на котором они осуществляют управление на федеральные органы и органы власти субъектов России. Федеральные исполнительные органы государственного управления:

Правительство России - это самый вышестоящий орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на разработку и представление проекта федерального бюджета, обеспечение проведения кредитной, финансовой политики, управление собственностью федерации и др. Федеральные министерства - это органы управления отдельными сферами общественной жизни, например, обороной, здравоохранением, образованием, иностранными делами, и пр. [4].

Главными в министерствах являются министры, которые их возглавляют. Федеральные службы - это исполнительные органы государственного управления, деятельность которых связана с контролем и надзором за тем, чтобы исполнялись правовые нормы в определенных сферах, например, в военно-технической, в здравоохранении, образовании, природопользовании.

Федеральные агентства - это еще один вид органов исполнительной власти по государственному управлению, деятельность которого связана с оказанием государственных услуг, правоприменением и управлением

имуществом. Исполнительные органы государственного управления субъектов РФ.

На уровне субъектов также действуют свои исполнительные органы в сфере управления, которые подконтрольны вышестоящим федеральным органам.

Закон относит к ним: глав субъектов РФ (президентов республик, губернаторов, глав администраций, мэров городов); правительства республик, краев, областей и городов федерального значения); мэрии и администрации (в тех субъектах, которые не являются республиками); министерства в республиках; государственные комитеты в республиках; управления, департаменты, отделы, комитеты (все подразделения исполнительных органов государственного управления в субъектах РФ).

Государственная власть представляет собой форму политической власти, которая является руководящим началом общества, осуществляет деятельность от имени народа на всей государственной территории. Для получения власти статуса государственной необходимо наличия аппарата управления, функционала по изданию и доведению до общества норм поведения. О видах государственной власти и ее разновидностях размышляют ученые теоретики права.

Существуют сторонники теории, что государственная власти представляет собой социальную власть в особом ее проявлении. Особый характер социального проявления государственной власти складывается при наличии двух составляющих: во-первых, наличием особых органов управления; во-вторых, социально неоднородного общества, требующего единения. Государственная власть всегда проявляется в условиях обозначенных и принятых границ в территориальном смысле. Считается, что именно государственная власть в своих видах способна привнести развитие в общественные институты.

После того, как мы определили основные границы государственной власти, следует указать на виды власти (некоторые ученые отмечают, что под

видами государственной власти следует понимать виды органов государственной власти):

Законодательная власть. Она представляет собой совокупность органов, в компетенцию, которых входит издание нормативно-правовых актов по всем аспектам общественных отношений, проявляющихся как в дозволении, так и в запретах поведения общества.

Исполнительная власть. Она представляет собой совокупность органов, в компетенцию которых входит правоприменительная деятельность. Органы исполнительной власти дополняют законодательную в части соблюдения принятых норм. Они являются своего рода «блюстителями» порядка.

Судебная власть. Она представляет собой совокупность органов, которые, в случае нарушения дозволенных правил поведения, имеют полномочия по пресечению дальнейших нарушений [4].

Данные виды государственной власти являются гарантом сохранения стабильности в обществе. Однако выделяют также и прочие виды государственной власти, давая им несколько иную характеристику: Верховная власть. В соответствии с данной классификацией видов государственной власти, к верховной власти относят - аристократию, монархию и демократию. Управленческая власть [5].

Устройство исполнительной ветки власти государства во многом обуславливается её историческими традициями, отличительными чертами общественно-политической культуры и формирования правовой сферы.

Проблема либерализации общегосударственной власти занимала основное место в социальных дискуссиях в течение всего19 века. Первым шагом самодержавия в этом направлении стало утверждение регулярной практики коллегиального законотворчества, при сохранении решающих полномочий за императором.

В 1810 г. Император Александр I подписал манифест об образовании Государственного совета, не законодательного, но законосовещательного органа, члены которого назначались самим монархом.

В Его состав по должности входили все министры, а также выбранные императором государственные деятели.

Председательствовал на заседаниях Государственного совета император, а в его отсутствие - кандидатура, утвержденная императором из числа членов Совета.

С 1812 по 1865 год должность председателя Государственного совета занимал председатель кабинета министров. Функционирование Государственного совета способствовало систематизации российского законодательства и налаживания нормативного регулирования всей сферы государственного управления.

Следующей вехой с интервалом в столетие, стало утверждением в 1906 году Николаем II двухпалатной системы высших законодательных органов. Нижней палатой первого российского парламента стала Государственная дума, верхней - Государственный совет.

Изменились принципы формирования Госсовета: Председатель и вице-председатель Совета, а также половина его членов назначались императором, другая половина - избирались от сословий и корпораций (духовенства, дворянства, губернских земских собраний, Академии наук и профессоров университетов, а также от крупнейших организаций промышленников и торговцев).

Принятые Государственной думой законопроекты поступали на рассмотрение в Государственный совет [2; 3].

На рассмотрение императора представлялись только законопроекты, одобренные обеими палатами парламента. Таким образом, при сохранении самодержавия со всеми прерогативами монарха, в государственное устройство были внесены элементы функционального разделения трех ветвей власти.

В результате двух революций, происшедших в 1917 г., первой, уничтожившей монархию как форму правления, и второй, разрушившей Российскую империю как государство, состоялся приход к власти Коммунистической партии.

Началось становление советской государственности с уникальной концепцией государственного устройства.

Коммунистическая партия осуществляла свою власть (официально ее правление называлось «диктатурой пролетариата») через Центральный Комитет, Политбюро и подконтрольное им правительство, а также систему Советов, профсоюзов и другие структуры.

До 2000 г. в российской исполнительной власти преобладала логика децентрализации. В 1993 - 2001 систему органов исполнительной власти РФ реформировали несколько раз.

Перемены в устройстве политической власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов14 РФ,5 вызванные преимущественно субъективными факторами, производились без четкого осмысления целесообразности.

В результате, к 2000 г. система исполнительной власти РФ имела нестабильную и неупорядоченную структуру при необходимости управлять 89 субъектами РФ.

На данный момент исполнительные органы государственной власти (федеральные) имеют следующую структуру[1]:

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД7 России).

2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

3. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России).

4. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России).

5. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России).

6. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России).

7. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России).

8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) (ФСБ России).

9. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба).

10. Федеральная служба охраны Российской Федерации (7 федеральная служба) (ФСО России).

Органами исполнительной власти в регионе, кроме того, считаются власти, правительства, управление которыми реализовывает руководитель власти, мэр либо руководитель правительства.

Наименование органа исполнительной власти и его состав формируются субъектом федерации в соответствии с районными традициями и отличительными чертами [2].

Исполнительная власть через свои органы в соответствии со их полномочиями решаются задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти.

Итак, основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ. При этом при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти и согласовании их состава учитываются особенности конкретного региона. Для региональных органов исполнительной власти характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. - 31.03.2018. - N 7. - Ст. 4.

2. Малько А.В. Теория государства и права. Элементарный курс. - М.: КноРус, 2017. - 166 с.

3. Надвикова В.В. Право. - М.: Высшая школа, 2014. - 632 с.

4. Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: Юрайт, 2015. -

432 с.

5. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций. -М.: Проспект, 2016. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.