КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИНЦИПА ВСЕОБЩНОСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мурзова Марина Александровна, заместитель генерального директора по правовым вопросам ЗАО «ФОН» аспирант кафедры конституционного права.
Место работы: Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина.
Контакты автора: dekvvo@pags.ru
Аннотация. В настоящей статье на основе анализа положений Конституции РФ и современного конституционного статуса личности автор выявляет содержание принципа всеобщности прав человека, рассматривает его конституционное воплощение, изучает законодательный потенциал. Выделяются признаки прав человека, характеризующие их с позиции принципа всеобщности.
Ключевые слова: принцип всеобщности; конституционные права человека; конституционные статус личности.
CONSTITUTIONAL POTENTIAL OF THE HUMAN RIGHTS UNIVERSITY PRINCIPLE IN THE RUSSIAN FEDERATION
Murzova Marina Alexandrovna, postgraduate of the Constitutional Law Chair.
Place of employment: the Volga Region Academy of Public Service named after P.A. Stolypin.
Contacts of the author: dekvvo@pags.ru
Annotation. The paper reveals the substance of the Human Rights University principle considering its Constitutional realization and studying legislative potential on the basis of the analysis of the regulations of the Constitution of the RF and current constitutional personality status. There are signs of human rights that are emphasized from the point of view of the universality principle.
Keywords: universality principle; constitutional human rights; constitutional personality status.
Действующая Конституция Российской Федерации формально-юридически, то есть текстуально не закрепляет принцип всеобщности прав человека. Вместе с тем, содержание Основного Закона страны позволяет говорить, о наличии потенциала всеобщности прав и свобод человека, закрепленных в нем. Об этом свидетельствует преамбула Конституции Российской Федерации, где в первых строках отмечается: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, ... исходя из общепризнанных принципов равноправия, ... сознавая себя частью мирового сообщества. принимаем Конституцию Российской Федерации». Данный посыл обуславливает необходимость научного осмысления и анализа сущности, содержания и проблем реализации принципа всеобщности прав человека, как в Российской Федерации, так и на территории всего мирового пространства.
Конституционное развитие нашего государства свидетельствует о том, что в советский период принцип
всеобщности прав человека не только не закреплялся нормативно, но и не прослеживался в духе Основных Законов. Целые классы и слои общества были лишены не только политических, но и неотъемлемых гражданских прав - права на жизнь, личную неприкосновенность, собственность. Были отброшены гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и многие другие общегуманитарные ценности. Следствием этого, как считают А.Н. Головистикова и Л.Ю. Грудцына, стало попрание в России общечеловеческих ценностей: принципа универсальности прав человека, всеобщего равенства, достоинства личности, справедливости, права на свободу, личный выбор и самоопределение, защиту от произвола властей1.
В рамках исторической ретроспективы кратко проанализируем через призму принципа всеобщности развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве современной России.
Во-первых, в действующей отечественной Конституции впервые провозглашен принцип примата норм международного права в области прав человека. По советской концепции сфера прав человека считалась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмешательство международных организаций в положение дел с правами человека в СССР. Таким образом, территория Советского Союза была выключена из пространства, на которое распространялись признаваемые в настоящее время стандарты прав человека, следовательно при сохранении политики отстранения и замкнутости в отношении признания прав человека наше государство не могло бы претендовать на универсализацию прав человека, на реализацию принципа всеобщности прав в его широком смысле.
Во-вторых, для современной российской концепции прав человека характерен отказ от классового подхода при закреплении прав и свобод. Как указывают Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, классовый принцип был важен в реализации социалистической доктрины в советском государстве2. Наиболее яркое отражение данный принцип получил в первой Конституции 1918 года. Все провозглашаемые в ней права и свободы закреплялись только за трудящимися, то есть за рабочими и крестьянами. В отношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам, декларировалось беспощадное подавление. Отдельные лица и отдельные группы лиц лишались прав, которые ими использовались в ущерб интересам социалистической революции3. Эта норма воспроизводилась и в Конституции СССР 1924 года4. В последующих конституциях как Союза ССР, так и РСФСР формы классового подхода к правам человека трансформировались, но сущность его оставалась прежней5. Указанный подход свидетельствует об отсутствии принципа всеобщности
1 См.: Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. № 6.
2 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 177.
3 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.
4 Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1924.
5 См.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК.
1936. № 1283. 6 декабря; Конституция СССР (Основной закон) от
7 октября 1977 года // ВСНД и ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617; Конституция (Основной закон) Российской Федерации 1978 года // ВВС РФ. 1978. № 29. Ст. 407.
Мурзова М.А.
ПОТЕНЦИАЛ ПРИНЦИПА ВСЕОБЩНОСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РФ
прав человека как такового в конституциях советского времени.
В-третьих, важной чертой современной конституционно закрепленной концепции прав человека является признание прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека. Здесь эволюционирующим элементом выступает отход от формулировок прав с позиции коллективизма. Характерно, что в отличие от предшествующих революций в мире, провозглашающих декларации прав и свобод человека и гражданина, переворот 1917 года ознаменовался принятием Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
Безусловно, принцип коллективности, признание и развитие коллективных прав могут и должны быть положительным фактором развития гражданского общества и каталога основных прав человека. Но это возможно, как нам кажется, только при условии, когда не игнорируются индивидуальные права и свободы каждого человека. Тем более в советское время принцип коллективизма базировался на единомыслии и приверженности одной идеологии, что в принципе не допустимо в нормальном демократическом обществе.
В-четвертых, самое главное - новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Советская теория исходила из постулата о том, что права предоставляются гражданам социалистическим государством. Теория о прирожденных правах человека, естественно-правовая доктрина решительно отвергались, как буржуазные, основанные на идеалистических, а не на марксистских представлениях6.
Как отмечают Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, закрепление основ правового статуса личности в Конституции Российской Федерации 1993 года отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода7.
Впервые Россия провозгласила права и свободы человека с точки зрения естественно-правовой теории в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.8. В 1993 г. эти права получили более глубокое развитие в Конституции Российской Федерации, которая весьма органично вписала в российскую правовую систему международно-правовые стандарты. Именно по этой причине представляется целесообразным проанализировать утверждение принципа всеобщности прав человека в международно-правовых актах.
На международном уровне принцип всеобщности основных прав человека впервые был закреплен в Уставе Организации Объединённых Наций, подписанном 26 июня 1945 г., статья 55 которого гласит: «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация объединённых наций содействует: ... с) Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных
6 См. об этом: Права человека и процессы глобализации современного мира. / Отв. ред. Е.А.Лукашева. М.: Норма, 2007. С. 43.
7 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 176.
8 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
свобод для всех, без различия расы, пола, языка и ре-лигии»9. Само название и, конечно, содержание хронологически следующего международного политикоправового документа - Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. также говорит о всеобщности основных прав человека: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей Декларацией...» (ст. 2)10.
Уже в новейшее время в Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 3 октября 1991 г. государства-участники подчеркнули, что вопросы, касающиеся прав и основных свобод, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка. Они заявили, что обязательства принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел конкретного государства11.
Поскольку в ч. 1 ст. 17 Конституции РФ сказано: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного нрава и в соответствии с настоящей Конституцией», то провозглашенный в международных актах принцип всеобщности основных прав человека имплементируется в российское законодательство.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не подлежат не только отчуждаемости, но и ограничениям такие основные права и свободы, как право на жизнь (ст. 20), право на обеспечение достоинства личности (ст. 21), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), свободу совести и вероисповедания (ст. 28), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1, ст. 34), право на жилище (ст. 40). Также не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24). Кроме того, не подлежат ограничению права, связанные с отправлением правосудия и оказанием правовой помощи: право каждого на судебную защиту (ч. 1 ст. 46), право каждого на международную защиту своих прав и свобод, если все внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны (ч. 3 ст. 46), право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого она отнесено законом (ст. 47), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), право каждого считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49), право не быть осужденным повторно за одно и тоже преступление (ч. 1 ст. 50), право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на помилование или смягчение наказания (ч. 3 ст. 50), право не свидетельствовать против себя и близких родственников (ч. 1 ст. 51), право на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действами (или
9 Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.М.: БЕК, 1996. С. 227 - 237.
10 Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 460 - 464.
— Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1999. С. 667.
бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), право на необратимость силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст. 54).
Таким образом, не смотря на то, что принцип всеобщности основных конституционных прав прямо в Конституции РФ не назван, отсутствует в конституционных положениях и само слово «всеобщность», этот принцип прав человека достаточно четко выражен в нормах Российского Основного Закона.
Приведенные конституционные положения позволяют выделить ряд признаков, характеризующих основные права с точки зрения принципа всеобщности.
Во-первых, адресованностъ самому широкому кругу субъектов. Они закрепляются за каждым человеком, не зависимо от пола, возраста, расы, национальности и других признаков.
Во-вторых, универсальность содержания прав. Это общие права и свободы всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит,
В-третьих, неограниченность географии распространения. Везде, где бы не находился человек, куда бы он не переместился, - в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами, вне зависимости от того является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своём суверенитете. Основные права применимы во всех странах независимо от членства последних в тех или иных международных сообществах12.
Подытоживая рассуждения относительно конституционного потенциала принципа всеобщности прав человека, сделаем некоторые выводы.
В Конституции Российской Федерации не содержится прямого указания на принцип всеобщности прав человека, он вытекает из анализа технико-юридических и смысловых формулировок статей Конституции РФ, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина. Таким образом, принцип всеобщности прав человека имеет косвенное закрепление в Конституции РФ, что нельзя признать оправданным. Представляется целесообразным внести в Конституцию РФ положения, формулирующие общие принципы прав человека, в т.ч. и принцип всеобщности, а также указать свойства прав человека, детализирующие и раскрывающие содержание принципиальных идей.
Права человека должны быть соразмерными потребностям человека, которые не остаются неизменными. Следовательно, по мере развития общества изменяется содержание и расширяется объем прав человека. Это обуславливает динамичность принципа всеобщности прав человека: в зависимости от экономических условий, политического режима и уровня демократического развития государства данный принцип может распространяться на различный каталог прав человека.
Анализ конституционных положений о правах человека позволил выделить и аргументировать ряд признаков, характеризующих основные права с позиции принципа всеобщности :
12 Перевалов В. Д. Права и свободы человека и гражданина //
Теория права и государства: Учебн./ Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997. С. 501.
- адресованностъ самому широкому кругу субъектов, закрепление за каждым человеком, не зависимо от пола, возраста, расы, национальности и других признаков;
- универсальность содержания таких прав вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит. Как отмечается в докладе экс-генерального секретаря ОООН Б. Бутроса-Гали: «Права человека универсальны по своей природе и приобретаются при рождении всеми членами человеческой семьи, независимо от политического, правового или международного статуса страны или территории, к ко-
13
торой человек принадлежит»13;
- неограниченность географии распространения.
Список литературы:
1. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. № 6.
2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008.
3. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.
4. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1924.
5. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1936. № 1283. 6 декабря; 6. Конституция СССР (Основной закон) от 7 октября 1977 года // ВСНД и ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617;
7.Конституция (Основной закон) Российской Федерации 1978 года // ВВС РФ. 1978. № 29. Ст. 407.
8. Права человека и процессы глобализации современного мира. / Отв. ред. Е.А.Лукашева. М.: Норма, 2007.
9. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.М.: БЕК, 1996.
10. Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1999.
11. Перевалов В. Д. Права и свободы человека и гражданина // Теория права и государства: Учебн./ Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997.
12. Бутрос Бутрос-Гали. Организация Объединенных Наций и права человека. Статья Генерального секретаря ООН. Издательство «Права человека»: ООН, 1995.
— Бутрос Бутрос-Гали. Организация Объединенных Наций и права человека. Статья Генерального секретаря ООН. Издательство «Права человека»: ООН, 1995. Стр. 34.