АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА
В.С. Зубкова*
Принцип единства прав и обязанностей личности в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
Аннотация. В статье на основе анализа научного материала рассмотрены подходы к определению принципа правого статуса личности. Выделены следующие принципы правового статуса личности: признание человека, его прав и свобод высшей общественной ценностью, обязанности государства уважать, соблюдать и защищать права человека и гражданина; свободы; равноправия; приоритета принципов и норм международного права в области прав человека перед национальными нормами права; «оговорки в законе»; сочетание личных и общественных интересов. Исследован принцип единства прав и обязанностей на основании решений Конституционного Суда РФ. На основании этого сделаны соответствующие выводы, в том числе и о том, что принцип единства прав и обязанностей — это специальный принцип конституционного права, отражающий взаимоотношения конституционных прав и конституционных обязанностей на уровне правового статуса личности, лишь частично представленный в решениях и определениях Конституционного Суда РФ, несмотря на колоссальную двадцатилетнюю деятельность в данном направлении.
Ключевые слова: личность, Конституция РФ, права, обязанности, Конституционный Суд РФ.
Развитие государства на основе принципов признания суверенитета народа, свободы личности, равноправия, верховенства права и закона в ХУИ—ХХ1 вв. нашло концентрированное выражение в теории и практике конституционализма, который охватил различные сферы жизни человека как индивида, общественного существа и члена государственного образования общества (гражданина государства). Одной из примет развивающегося конституционализма стало обновление содержания правового статуса личности на основе признания индивидуальной свободы, формально-юридического равенства (равноправия), естественных прав и обязанностей, особенной природной общественной ценности человека. Одновременно на протяжении почти трех столетий происходит наполнение новым содержанием и расширение круга прав, свобод и обязанностей личности, условий их реализации. На этом фоне постепенно вырисовываются и принципы, руководящие начала содержания установленных конституциями и закона-
ми различных стран, международно-правовыми актами прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также условий их реализации. На рубеже ХХ—ХХ1 вв. в отечественной конституционно-правовой науке выделяли ряд принципов, вытекающих из установленных российской Конституцией 1993 г. основ общепризнанных принципов правового положения личности и норм международного права в области прав человека. При этом обращает на себя внимание то, что в отечественной конституционно-правовой науке нет единства мнений по вопросу о наборе принципов правового статуса личности.
Так, по мнению Е.А. Лукашевой, права человека как составляющая часть правового статуса личности основываются на следующих принципах: права человека принадлежат ему от рождения, являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми; они универсальны, основаны на принципе равенства; права человека гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства; права человека — высшая
© Зубкова В.С., 2014
* Зубкова Вера Сергеевна — аспирантка, ассистент кафедры конституционного и международного права,
Алтайский государственный университет (АлтГУ).
656031, Россия, г. Барнаул, пр. Красноармейский, д. 131-141.
ценность, их уважение, соблюдение и защита — обязанность государства; права человека — средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границы свободы, очерченные правами человека; обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку; осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц; основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства; личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны, в системе прав нет иерархии; коллективные права неотделимы от прав индивида, не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности; права человека регулируются законом, в том числе могут быть ограничены законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важнейших международно-правовых актах1.
В отличие от Е.А Лукашевой другие авторы в качестве принципов правового статуса личности предлагают более краткие перечни. Так, Е.И. Козлова выделяет: 1) равноправие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; 2) гарантированность прав и свобод; 3) неотъемлемость; 4) недопустимость ограничения; 5) принцип обладания каждым не только правами, но и обязанностями2. Схожие принципы выделяют А. Головистикова и Л. Грудцына: всеобщность и неотчуждаемость; единство прав, свобод и обязанностей; равенство всех перед законом; непосредственность действия; гарантированность и защищенность государством3.
На наш взгляд среди принципов правового статуса личности необходимо выделить следующие: 1) признание человека, его прав и свобод высшей общественной ценностью, обязанности государства уважать, соблюдать и защищать права человека и гражданина; 2) свободы; 3) равноправия; 4) приоритета принципов и норм международного права в области прав человека перед национальными нормами права; 5) законности («оговорки в законе»); 6) сочетание личных и общественных интересов4. Несмотря на многообразие подходов к принципам правового статуса личности, прослеживается сходство в их содержа-
1 См.: Лукашева Е.А. Правовой статус человека и гражданина // Права человека / отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2011. С. 98-106.
2 См.: Козлова Е.И. Принципы правового статуса человека и гражданина // Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М., 2010. С. 184-192.
3 См.: Головистикова А., Грудцына Л. К вопросу о системе конституционных принципов основных прав, свобод и обязанностей человека в РФ // Право и жизнь. 2007. № 5. С. 18-23.
4 См.: Невинский В.В. Основы конституционного строя. Обеспечение достоинства личности. Конституционные
принципы публичной власти: избр. науч. труды. М., 2012. С. 33, 36.
нии, обусловленное нормами Конституции РФ, воспринявшей многие идеи общепризнанных принципов и норм международного права. Таким образом, указанные принципы образуют систему, они согласованы между собой и тесно взаимодействуют друг с другом.
В условиях укоренения в государственно-правовой жизни основополагающих конституционных принципов правового и социального государства появилось новое прочтение у известного еще государственно-правовой науке конституционного принципа единства прав и обязанностей личности. Его обновленное восприятие обусловлено, во-первых, исследованиями сущности, содержания и роли самой идеи единства прав и обязанностей предшествовавшего советского периода; во-вторых, корректировкой положения человека в обществе и государстве, с учетом международно-правовых стандартов в области прав человека, изменением ориентиров развития России на принципах демократического, правового и социального государства.
В сложившихся условиях важен ретроспективный и сравнительно-правовой взгляд на становление и развитие конституционного принципа единства прав и обязанностей как на один из элементов содержания правового статуса личности в мировой конституционной практике.
Пожалуй, следует признать, что конституи-рование принципа единства прав и обязанностей человека и гражданина стало возможным в связи с утверждением принципов свободы личности и равноправия, осуществления взаимоотношений между членами общества и членов общества с государством на основе Конституции и законов. Следует согласиться с мнением Т.С. Грачева, что «принцип единства прав и обязанностей не только упрочивает правовое положение личности, но и, как следствие, детерминирует и определенным образом направляет ее юридически значимое поведение. Регулятивная «мощь» принципа единства прав и обязанностей реализуется в конкретных правоотношениях, где он выступает залогом их должного формирования и беспрепятственного осуществления»5. При этом в текстах конституций, иных учредительных политико-правовых актов идея единства прав и обязанностей может либо вытекать из основных положений, указывающих на единство социально-правовой природы личности, либо из содержания корреспондирующего начала установленной взаимосвязи отдельных прав и обязанностей личности, либо из прямого закрепления единства прав и обязанностей личности в качестве одного из важнейших принципов конституционного (правового) положения личности.
5 Грачев Т.С. Права и обязанности: модели единства // Вектор науки ТГУ 2009. № 5(8). С. 31.
В.С. Зубкова
Принцип единства прав и обязанностей личности вытекает из необходимости сбалансированного поведения людей в различных сферах их жизнедеятельности, соблюдения целостности общественных и формально-юридического равенства индивидов. Как уже отмечалось ранее, правам и свободам отдельного лица корреспондируют соответствующие обязанности перед другими лицами, сообществом людей и государством6.
Принцип единства прав и обязанностей личности относится к конституционно-правовым принципам, так как является основополагающим началом основ конституционного строя любого общества. Не во всех конституциях данный принцип находит закрепление. При этом он может проявляться в иных источниках конституционного права, либо через систему конституционно-правовых норм7. Так, под принципом единства прав и обязанностей следует понимать специальный принцип конституционного права, отражающий взаимоотношения конституционных прав и конституционных обязанностей, на уровне правового статуса личности, иных участников конституционных правоотношений, служащих для более эффективного регулирования общественных отношений, между отдельной личностью, а также личностью и государством.
Особое значение для развития содержания данного принципа правового статуса личности имеет его толкование Конституционным судом РФ8.
Одной из основных задач, осуществляемых Конституционным Судом РФ, является обеспечение и защита общепризнанных прав и обязанностей личности, а также восстановление нарушенных прав и свобод. Как верно отмечает И.А. Ледях: «защита конституции и защита прав и обязанностей неодолимы и неразрывны»9. При реализации любого своего полномочия Конституционный Суд решает задачу защиты прав и обязанностей личности как высшей правовой (конституционной) ценности10. Так, в ч. 4 ст. 125 Конституции РФ указано, что Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запро-
6 См.: Авакьян С.А Конституционное право России: учеб. пособие. М., 2010. С. 153-155.
7 См.: Царев О.В. Единство прав и обязанностей при конституционно-правовом регулировании общественных отношений // Проблемы права: Международный правовой журнал. 2004. № 1. С. 200-203.
8 См.: Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного суда РФ с комментариями. М., 2007. С. 101.
9 Ледях И.А. Защита прав человека и конституционное правосудие // Права человека и политическое реформирование (юридические, этические, социально-психологические аспекты). М., 1997. С. 82.
10 См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Су-
дебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие.
М., 2010. С. 283-284.
сам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Данная норма не исключает наличия в ее содержании обязанностей, так как права и обязанности личности установлены в гл. 2 Конституции РФ. Указанная ранее категория «гражданин» также является собирательной категорией применительно к конституционному судопроизводству, так как охватывает и российских граждан, и иностранных, и лиц без гражданства. Если обратиться к ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, можно сделать вывод о том, что право на судебную защиту предоставляется не только гражданам РФ, а каждому лицу, находящемуся на территории России11. Данная позиция подтверждается Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. № 6-П. В п. 4 этого постановления указано: «согласно статье 62 (ч. 3) Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности, наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ». Из анализа данной статьи, связанной со ст. 17 (ч. 2) Конституции РФ, касающейся прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина РФ, то есть возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами. Как следует из смысла ст. 22 и 46 Конституции РФ (с учетом употребления в них терминов «каждый» и «лицо»), так и по смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами РФ12. Также можно отметить, что на основании указанного ранее Постановления единственной обязанностью, связанной с гражданством, является обязанность защищать Отечество и нести военную службу (ст. 59 Конституции РФ).
11 См.: Тарибо Е.В. Российское гражданство и вытекающие из него права и обязанности в практике судебного конституционного контроля. СПб., 2011. С. 65
12 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. № 6-п по делу о проверке конституционности положения ч. 2 ст. 31 закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 9. С. 1142.
Обеспечение прав и обязанностей личности в деятельности Конституционного Суда возможно не только при разрешении дел о проверке конституционности законов, в связи с жалобами граждан и запросов судов, но и при проверке конституционности международных договоров и нормативных актов, а также при толковании различных положений Конституции РФ13.
Несмотря на то, что принцип единства прав и обязанностей непосредственно не закреплен в Конституции РФ, его отдельные положения находят отражение в решениях Конституционного Суда РФ, защищающего основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, личность обладает приоритетом во взаимоотношениях с правовым государством, права и обязанности выступают высшей ценно-стью14. Отношение Конституционного Суда РФ к правам личности однозначно: в правовом государстве невозможно ущемление прав и интересов личности. Конституционный Суд РФ подтвердил, что защита права должна обеспечиваться в первую очередь самим государством15. Это его прямая обязанность. Но при этом не следует забывать, что у личности есть обязанности перед государством и перед другими участниками общественных отношений.
Следовательно, Конституционный Суд РФ в своих решениях подтверждает положения, содержание, основополагающие цели принципа единства прав и обязанностей. В 2010 г. Конституционный Суд РФ рассматривал жалобу семнадцатилетней школьницы В.В. Чадаевой, отец которой, находясь в колонии, проиграл в карты квартиру, где жили дочь и ее мать. Суды общей юрисдикции разрешили данное дело не в пользу матери и дочери, поскольку по действующему законодательству при продаже квартиры (ином переходе праве собственности) нужно получать согласие органов опеки и попечительства на такую сделку только в тех случаях, когда ребенок находится под опекой или попечительством16. Конституционный Суд РФ при-
13 См.: Анохин Ю.В. Контрольно-надзорный механизм обеспечения прав и свобод личности. Барнаул, 2005. С. 84.
14 См., напр.: Постановление от 21 ноября 2002 г. №15-п по делу о проверке конституционности положений подп. 1 п. 3 и абз. 1 п. 6 ст. 9 закона РФ «О вынужденных переселенцах» в связи с жалобой гражданина М.А. Мкртычана // Российская газета. 2002. 30 нояб.; Постановление от 13 декабря 2001 г. №16-п по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской // Российская газета. 2001. 25 дек.; Постановление от 30 июня 2011 г. №14-П по делу о проверке конституционности положений п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона // Российская газета. 2011. 13 июля.
15 См.: Нарутто С.В. Указ. соч. С. 17.
16 См.: Зорькин В.Д., Лазарева Л.В. Комментарий к Кон-
ституции Российской Федерации. М., 2010. С. 352.
нял Постановление, в котором говорится о необходимости исправить пробелы в законодательстве, ссылаясь на принцип единства прав и обязанностей (п. 2 и 3 Постановления)17. Данная позиция Конституционного Суда РФ полностью подверждает положение ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ, согласно которой «забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Забота о детях, их воспитание — право и обязанность обоих родителей, которые имеют равные права и равные обязанности. Каждый из них до достижения детьми 18 лет имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами и органами, в том числе в суде, без специальных полномочий. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка, решаются матерью и отцом совместно, исходя из интересов детей. Мнение детей должно быть учтено. Так, например, несовершеннолетние дети не могут быть лишены права пользоваться «жилым помещением одного из родителей — собственника этого помещения», что могло повлечь нарушение прав ребенка (ст. 31 ЖК РФ).
Хотелось бы отметить, что представленные проявления принципа единства прав и обязанностей буквально не прописаны в решениях Конституционного Суда РФ, но они вытекают из анализа содержания соответствующих актов.
Так, согласно ст. 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для статусной или иной дифференциации в налоговой сфере. Как указал Конституционный Суд РФ, каждый налогоплательщик должен обладать равными правами, к нему запрещается применение каких-либо дискриминационных норм18. В п. 3 Постановлении от 11 ноября 1997 г. № 16-П Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию: конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкциони-
17 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 8 июня 2010 г. №13-П г. Санкт-Петербург по делу о проверке конституционности п. 4 ст. 292 ГК РФ в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой // Российская газета. 2010. 17 июня.
18 См.: Постановления КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П, от 4 апреля 1996 г. № 9-П // Собрание законодательства РФ. 1997. № 13. Ст. 1602; 1996. № 16. Ст. 1909
В.С. Зубкова
рованного вмешательства исполнительной власти; только закон, в силу его определенности, стабильности, особого порядка принятия, может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности. Если существенные элементы налога или сбора устанавливаются исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке19. Конституционный Суд РФ, основываясь на принципе единства прав и обязанностей, отмечает, что налогоплательщики должны иметь равные права и обязанности, которые не ухудшат их положение20.
Другим подтверждением признания принципа единства прав и обязанностей Конституционным Судом РФ служит его позиция о праве каждого на благоприятную окружающую среду, сформулированную в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 11 марта 1996 г. № 7-П, который провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду. Так, в Постановлении сказано, что «статья 42 Конституции РФ провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду. Праву каждого на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность государства принять достаточные меры для защиты природы и людей при радиационных авариях и катастрофах». Таким образом, данная норма подтверждает единство обозначенных прав и обязанностей, а конституционные обязанности каждого должны сопровождаться ответственностью и обязанностями, появляющимся у право-
вого демократического государства. Выполнение государством и его органами своих природоре-сурсных обязанностей существенным образом влияет на формирование экологического правопорядка и реализацию прав граждан.
Можно сделать следующие выводы. Во-первых, принцип единства прав и обязанностей — это специальный принцип конституционного права, отражающий взаимоотношения конституционных прав и конституционных обязанностей, на уровне правового статуса личности, иных участников конституционных правоотношений, служащих для более эффективного регулирования общественных отношений, между отдельной личностью, а также личностью и государством. Во-вторых, на современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный Суд РФ обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи — защиты конституционных основ общественного строя, особенно конституционных прав и обязанностей личности. Во-третьих, Конституционный Суд РФ безусловно доказал необходимость и важность своей деятельности для действительного соблюдения государством прав и свобод личности. В-четвертых, принцип единства прав и обязанностей личности лишь частично раскрывается в решениях и определениях Конституционного Суда РФ, несмотря на колоссальную двадцатилетнюю деятельность в данном направлении. Поэтому необходимо, чтобы данный принцип единства прав и обязанностей был в полной мере реализован на практике при содействии Конституционного Суда РФ.
Библиография:
1. Авакьян С.А Конституционное право России: учеб. пособие. М., 2010. 928 с.
2. Анохин Ю.В. Контрольно-надзорный механизм обеспечения прав и свобод личности. Барнаул, 2005. 113 с.
3. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие. М., 2010. 592 с.
4. Головистикова А., Грудцына Л. К вопросу о системе конституционных принципов основных прав, свобод и обязанностей человека в РФ // Право и жизнь. 2007. № 5. С. 18—23.
5. Грачев Т.С. Права и обязанности: модели единства // Вектор науки ТГУ. 2009. № 5(8). С. 31—33.
6. Зорькин В.Д., Лазарева Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2010. 706 с.
7. Козлова Е.И. Принципы правового статуса человека и гражданина // Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М., 2010. С. 184-192.
8. Ледях И.А. Защита прав человека и конституционное правосудие // Права человека и политическое реформирование (юридические, этические, социально-психологические аспекты). М., 1997. С. 81-95.
19 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 № 16-П по делу о проверке конституционности ст. 11.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе РФ» и в редакции от 19 июля 1997 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 46. Ст. 5339.
20 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 июня 2009 г. № 10-П г.Санкт-Петербург по делу о проверке конституционности п. 4 ч. 2 ст. 250, ст. 3211 НК РФ и абз. 2 п. 3 ст. 41 БК РФ в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета) // Российская газета. 2009. 10 июл. № 4950.
Лукашева Е.А. Правовой статус человека и гражданина // Права человека / отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2011. С. 98-106.
Нарутто С.В. Защита прав личности российским конституционным правосудием: опыт и проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 3. С. 16-18.
Невинский В. В. Основы конституционного строя. Обеспечение достоинства личности. Конституционные принципы публичной власти: избр. науч. труды. М., 2012. 752 с.
Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного суда РФ с комментариями. М., 2007. 480 с. Тарибо Е.В. Российское гражданство и вытекающие из него права и обязанности в практике судебного конституционного контроля. СПб., 2011. 134 с.
Царев О.В. Единство прав и обязанностей при конституционно-правовом регулировании общественных отношений // Проблемы права: Международный правовой журнал. 2004. № 1. С. 200-203.
References (transliteration):
1. Avak'jan S.A. Konstitutsionnoe pravo Rossii: ucheb. posobije. M., 2010. 928 s.
2. Anokhin Yu.V. Kontrol'no-nadzornyi mekhanizm obespecheniya prav i svobod lichnosti. Barnaul., 2005. 113 s.
3. Vitruk N.V. Konstitutsionnoe pravosudie. Sudebno-konstitutsionnoe pravo i protsess: ucheb.posobie. M., 2010. 592 s.
4. Golovistikova A., Grudtsyna L. K voprosu o sisteme konstitutsionnykh printsipov osnovnykh prav, svobod i obyazan-nostei cheloveka v RF // Pravo i zhizn'. 2007. № 5. S. 18-23.
5. Grachev T.S. Prava i obyazannosti: modeli edinstva // Vektor nauki TGU. 2009. № 5(8). S. 31-33.
6. Zor'kin V.D., Lazareva L.V. Kommentarii k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii. M., 2010. 706 s.
7. Kozlova E.I. Printsipy pravovogo statusa cheloveka i grazhdanina // Konstitutsionnoe pravo Rossii / E.I. Kozlova, O.E. Kutafin. M., 2010. S. 184-192.
8. Ledyakh I.A. Zashchita prav cheloveka i konstitutsionnoe pravosudie // Prava cheloveka i politicheskoe reformirovanie (yuridicheskie, eticheskie, sotsial'no-psikhologicheskie aspekty). M., 1997. S. 81-95.
9. Lukasheva E.A. Pravovoi status cheloveka i grazhdanina // Prava cheloveka / otv. red. E.A. Lukasheva. M., 2011. S. 98-106.
10. Narutto S.V. Zashchita prav lichnosti rossiiskim konstitutsionnym pravosudiem: opyt i problemy // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2012. № 3. S. 16-18.
11. Nevinskii V.V. Osnovy konstitutsionnogo stroya. Obespechenie dostoinstva lichnosti. Konstitutsionnye printsipy pub-lichnoi vlasti: izbr. nauch. trudy. M., 2012. 752 s.
12. Nesmeyanova S.E. Sudebnaya praktika Konstitutsionnogo suda RF s kommentariyami. M., 2007. 480 s.
13. Taribo E.V. Rossiiskoe grazhdanstvo i vytekayushchie iz nego prava i obyazannosti v praktike sudebnogo konstitutsionnogo kontrolya. SPb., 2011. 134 s.
14. Tsarev O.V. Edinstvo prav i obyazannostei pri konstitutsionno-pravovom regulirovanii obshchestvennykh otnoshenii // Problemy prava: Mezhdunarodnyi pravovoi zhurnal. 2004. № 1. S. 200-203.
Материал поступил в редакцию 22 июля 2014 г.