Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ'

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРАВА И СВОБОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / РАВЕНСТВО СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашапова Ильвира Азатовна

Базовые конституционно-правовые принципы, связанные со свободой предпринимательства, неприкосновенностью имущества, иными правами и интересами субъектов предпринимательской деятельности в России во взаимосвязи с эффективной системой защиты этих прав и свобод - это важный ресурсный компонент для современной системы построения экономики страны, развитие которого и его совершенствование в ближайшие годы потребует от законодателя и субъектов предпринимательства больших усилий. Безусловно, это тесно связано с современной текущей кризисной ситуацией, когда в виду введенных ограничений для многих сфер бизнеса из-за пандемии, предприниматели оказались в очень затрудненном финансовом положении, в результате бизнес утратил доверие к государственной власти, которое и до этого было довольно шатко. Поэтому полагаем, что в перспективе на ближайшие годы институт защиты прав предпринимателей в России в новых условиях развития нашего государства будет претерпевать определенные видоизменения. Актуализируется необходимость эффективного конституционного контроля в сфере защиты прав и свобод предпринимателей, а также наиболее актуальным станет реализации полномочий на равную защиту и справедливое правосудие в рамках данной тематики. В статье раскрыты основы конституционного контроля в сфере механизма защиты прав и свобод предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кашапова Ильвира Азатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL CONTROL IN THE SPHERE OF PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF AN ENTREPRENEUR

The basic constitutional and legal principles related to the freedom of entrepreneurship, inviolability of property, and other rights and interests of business entities in Russia in conjunction with an effective system of protection of these rights and freedoms are an important resource component for the modern system of building the country's economy, the development of which and its improvement in the coming years will require large effort. Of course, this is closely related to the current current crisis situation, when, due to the restrictions imposed on many business areas due to the pandemic, entrepreneurs found themselves in a very difficult financial situation, as a result, business lost confidence in the state authorities, which had been quite shaky before. Therefore, we believe that in the future, in the coming years, the institute for the protection of the rights of entrepreneurs in Russia in the new conditions of development of our state will undergo certain modifications. The need for effective constitutional control in the field of protection of the rights and freedoms of entrepreneurs is being actualized, and the most urgent will be the implementation of the powers for equal protection and fair justice within this topic. The article reveals the basics of constitutional control in the sphere of the mechanism for protecting the rights and freedoms of entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_7_83

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ CONSTITUTIONAL CONTROL IN THE SPHERE OF PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF AN ENTREPRENEUR

КАШАПОВА Ильвира Азатовна,

аспирант, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», юрист, ООО «Торговый Дом «КЕДР».

420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: ilvirakashapova@yandex.ru;

KASHAPOVA Ilvira Azatovna,

postgraduate student, Kazan (Volga Region) Federal University, lawyer, LLC "Trading House "KEDR". 18, Kremlevskaya str., Kazan, Republic of Tatarstan, 420008. E-mail: ilvirakashapova@yandex.ru

Краткая аннотация: базовые конституционно-правовые принципы, связанные со свободой предпринимательства, неприкосновенностью имущества, иными правами и интересами субъектов предпринимательской деятельности в России во взаимосвязи с эффективной системой защиты этих прав и свобод - это важный ресурсный компонент для современной системы построения экономики страны, развитие которого и его совершенствование в ближайшие годы потребует от законодателя и субъектов предпринимательства больших усилий. Безусловно, это тесно связано с современной текущей кризисной ситуацией, когда в виду введенных ограничений для многих сфер бизнеса из-за пандемии, предприниматели оказались в очень затрудненном финансовом положении, в результате бизнес утратил доверие к государственной власти, которое и до этого было довольно шатко. Поэтому полагаем, что в перспективе на ближайшие годы институт защиты прав предпринимателей в России в новых условиях развития нашего государства будет претерпевать определенные видоизменения. Актуализируется необходимость эффективного конституционного контроля в сфере защиты прав и свобод предпринимателей, а также наиболее актуальным станет реализации полномочий на равную защиту и справедливое правосудие в рамках данной тематики. В статье раскрыты основы конституционного контроля в сфере механизма защиты прав и свобод предпринимателей.

Abstract: the basic constitutional and legal principles related to the freedom of entrepreneurship, inviolability of property, and other rights and interests of business entities in Russia in conjunction with an effective system of protection of these rights and freedoms are an important resource component for the modern system of building the country's economy, the development of which and its improvement in the coming years will require large effort. Of course, this is closely related to the current current crisis situation, when, due to the restrictions imposed on many business areas due to the pandemic, entrepreneurs found themselves in a very difficult financial situation, as a result, business lost confidence in the state authorities, which had been quite shaky before. Therefore, we believe that in the future, in the coming years, the institute for the protection of the rights of entrepreneurs in Russia in the new conditions of development of our state will undergo certain modifications. The need for effective constitutional control in the field of protection of the rights and freedoms of entrepreneurs is being actualized, and the most urgent will be the implementation of the powers for equal protection and fair justice within this topic. The article reveals the basics of constitutional control in the sphere of the mechanism for protecting the rights and freedoms of entrepreneurs.

Ключевые слова: свобода предпринимательства, права и свободы предпринимателей, защита прав предпринимателей, принципы защиты прав предпринимателей, равенство субъектов предпринимательской деятельности, государственный контроль за деятельностью предпринимателей.

Keywords: freedom of entrepreneurship, rights and freedoms of entrepreneurs, protection of the rights of entrepreneurs, principles of protection of the rights of entrepreneurs, equality of business entities, state control over the activities of entrepreneurs.

Статья поступила в редакцию: 25.05.2022

Правовое измерение общественных отношений характеризуется режимом правомерности правового регулирования и реализации конституционных правомочий различных субъектов. В правовом государстве баланс прав и обязанностей должен быть выстроен таким образом, чтобы обеспечить равновесие общественной системы. Достижение равновесного состояния предполагает приведение к общему конституционному знаменателю воздействующих на интаэросистему «бизнес - общество - государство» сходящихся сил с целью обеспечения устойчивого ее развития с использованием средств конституционного регулирования.

Предпринимательская деятельность в Российской Федерации основана на таких конституционных неотчуждаемых, признаваемых за человеком и гражданином от рождения правах как свобода, равенство и независимость. Конституция Российской Федерации[1] закрепляет и иные, сопряженные с предпринимательством, права граждан: право на частную собственность (статья 35), в том числе право на частную собственность на землю и право распоряжения другими ресурсами (статья 36). Необходимость реального осуществления конституционно закрепленных прав и свобод граждан, создания благоприятных условий, механизмов и гарантий реализации указанных прав и свобод, обуславливает актуальность выявления и изучения существующих проблем и реализации, а также выработки путей их решения. Проблемы, возникающие при реализации отдельных прав и свобод, являются достаточно разнообразными, что обуславливается различием интересов и потребностей, удовлетворяемых при их реализации[2]. Так, предпринимательская деятельность является многосторонним явлением, которое имеет связь с большинством сфер общественной жизни. Это обуславливает зависимость свободного осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности от условий, складывающихся в обществе.

Сам вопрос определения понятий «предприниматель» и «предпринимательская деятельность» является предметом дискуссии. Указанные понятия используются в различных отраслях законодательства. Не касаясь вопроса отграничения данных понятий от дефиниции «экономическая деятельность», которая в законе не закреплена, следует отметить, что легальное определение предпринимательской деятельности дается законодателем в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации[3] (далее - ГК РФ).

Понятие предпринимательской деятельности в законе раскрыто путем перечисления ее признаков, дана характеристика данной дея-

тельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В рамках настоящей статьи в качестве предпринимателей рассматриваются как граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность в правовом статусе индивидуального предпринимателя, так и организации, в том числе некоммерческие, с условием выполнения соответствующих требований по государственной регистрации. Любой предприниматель в своей деятельности обязан руководствоваться нормативными документами, которые определяют его права и обязанности, правила отношений с другими субъектами. Адекватное разрешение конфликтов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности имеет особое социальное значение, поскольку оказывает влияние на развитие экономики и предпринимательства. Государство, являясь носителем власти, должно располагать механизмом обеспечения гарантий прав предпринимателей.

Ученые-правоведы рассматривают механизм реализации закрепленного на конституционном уровне права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность как совокупность правовых и организационных средств, позволяющих создавать условия реализации и защиты такого права, а также форм и методов такой реализации, применяемых на разных его этапах. При этом С.А. Егоров определяет реализацию данного права как «сложный многоступенчатый процесс, результат реального воплощения в жизнь конкретных возможностей, обусловленных нормативным содержанием данного права»[4].

Интересы предпринимателей охраняются правовыми нормами, относящимися к различным отраслям права. Конкретные правовые способы защиты приводят к восстановлению нарушенных прав и интересов, что создает условия для продолжения предпринимательской дея-тельности[5]. По мнению Волковой В.В. в зависимости от юридической силы гарантии прав предпринимателей можно разделить на конституционные, на содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации и гарантии, содержащиеся в других федеральных законах, регламентирующих предпринимательскую деятельность, и подзаконных актах[6]. При этом сфера взаимодействия частных интересов урегулирована нормами ГК РФ, тогда как публично-правовые аспекты содержатся во многих нормативно-правовых актах. Перечислить все гарантии прав предпринимателей достаточно сложно ввиду большого количества норм, регулирующих данные отношения.

Отметим, что защита законных прав предпринимателей и их законных интересов в нашей стране всегда зависит от деятельности органов власти по защите нарушенных прав или по защите оспариваемых интересов предпринимателей уполномоченными на данные действиями органами государства, реализуясь через обращение за защитой к государственным либо другим компетентным органам, уполномоченным принимать необходимые меры для восстановления нарушенных прав, либо принимать необходимые действия для пресечения правонарушения.

Государство гарантирует реализацию конституционного права на защиту. В целях практического применения предоставленного и гарантированного конституционного права государство обеспечивает своевременное развитие механизма правовой защиты и создает соответствующие условия для его функционирования.

Неоднозначный аспект исследуемой проблемы касается постановки вопроса о существовании права на свободу предпринимательской деятельности, его закреплении в российском законодательстве. Интересными представляются ряд высказываний, представленных в правовой литературе, по этой проблематике. Полагаем возможным согласиться с ранее приведенной позицией Е.Б. Абакумовой о том, что «ст. 34 не устанавливает непосредственно право предпринимательской деятельности»[7]. Не закрепляя этого права, указанная норма не устанавливает, соответственно, и право на свободу предпринимательской деятельности. В других нормативных актах Российской Федерации, как видится, также отсутствует закрепление права физического лица именно в такой формулировке.

В статье 8 Конституции РФ свобода экономической деятельности закрепляется в качестве конституционного принципа правового регулирования экономической сферы, перечень же прав и свобод аккумулирован в другой главе Основного закона, что свидетельствует о разной правовой природе этих конституционных ценностей. По мнению А.А. Малинина, «право на свободу предпринимательской деятельности входит во второе поколение прав и свобод человека и гражданина и опосредованно зафиксировано через право собственности и право на свободу труда в основополагающих международных правовых документах, закрепляющих права и свободы человека и гражданина»[8].

Приведенные рассуждения, как представляется, подрывают сложившееся на основе соответствующих положений статей 8, 34 и 55 Конституции РФ понимание права на свободу предпринимательской деятельности как конституционного права, допустимого к ограничению по правилам ч. 3 ст. 55 Конституции. Однако, несмотря на отсутствие в Основном законе правила о возможности или невозможности ограничения основ конституционного строя, полагаю, свобода предпринимательской деятельности может быть ограничена по правилам ограничения прав и свобод человека и гражданина в силу аналогии закона. Теоретическое обоснование этой позиции выглядит следующим образом: если права и свободы человека и гражданина, являясь элементом основ конституционного строя и одновременно высшей ценностью, возможны к ограничению, то и иные основы конституционного строя в целом должны признаваться способными к такому ограничению.

Вопрос о возможности ограничения права на свободу предпринимательской и иной экономической деятельности тесно связан еще с одним признаком обязательных требований - установление требований нормативными актами разных уровней. В этом аспекте усматривается противоречие между приведенным механизмом ограничения прав и положением закона о допустимости установления обязательных требований (как требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и одновременно выступающих ограничениями свободы этой деятельности) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В правовой литературе положительно было воспринято правило об установлении обязательного требования федеральными законами. Вместе с тем отмечалось, что это правило нивелируется закрепленной возможностью установления в некоторых случаях обяза-

тельных требований подзаконными нормативными правовыми актами, что может вновь привести к появлению №-го количества подзаконных актов с обязательными требованиями, бессистемности, неуправляемым объемам информации, правовой неопределенности.

Полагаем, что обязательные требования как акты ограничения свободы предпринимательства, должны закрепляться исключительно в федеральных законах. Эта позиция соответствует выводам Конституционного Суда Российской Федерации, систематизированным в информации^]:

- какие-либо ограничения прав и свобод предпринимателей возможны лишь в конституционно признанных целях (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ);

- исходя из целей политики Российской Федерации как социального государства федеральный законодатель вправе предусмотреть и ограничения свободы экономической деятельности, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией РФ, а именно вводиться федеральным законом и носить строго соразмерный характер (принцип пропорциональности) (ст. 7, ч. 1; ст. 55, ч. 3 Конституции РФ);

- ограничение свободы предпринимательской деятельности (как и любого конституционного права, которое может быть ограничено) не должно приводить к его умалению. Соблюдение этого непреложного требования гарантируют ясность и разумную устойчивость правового регулирования; строгую обусловленность ограничительных мер конституционно одобряемым целям, а также их точное, то есть не допускающее расширительного толкования вводимых ограничений и, следовательно, произвольное их применение.

Одним из средств защиты прав и свобод предпринимателей является конституционный контроль. Н.В. Витрук указывал, что конституционный контроль - это специфический вид охраны и защиты конституции, который заключается в проверке на соответствие основному закону других нормативных правовых актов, решений и действий субъектов права

Выделяют разные виды конституционного контроля. В зависимости от того, вступил ли проверяемый на соответствие конституции нормативный правовой акт в законную силу, выделяют предварительный (превентивный) и последующий конституционный контроль. Важное значение для системы правовых норм по защите интересов субъектов права, в том числе, предпринимателей, особую играет роль степень эффективности правового регулирования и непротиворечивость правовых норм. И в этом смысле, ключевое значение отводится предварительному конституционному контролю, под которым понимается особый вид правоохранительной деятельности, основная задача которого состоит в проверке соответствия различных законодательных актов тексту действующей Конституции. По словам Председателя Конституционного суда РФ В.Д. Зорькина[10] «с позиции широкой трактовки термина «политика» конституционная юстиция обладает гигантским политическим потенциалом. Юридическая сила итоговых решений конституционных судов превозмогает любой закон, кроме самой Конституции.

Эффективность правового регулирования предпринимательской деятельности во многом зависит от того, насколько верно и полно оно отражает экономические потребности социума. Не стоит забывать о том, что рыночные отношения должны существовать только в непротиворечивом правовом пространстве[11]. Под «непротиворечивостью правовых норм» следует понимать их структуризацию, соответствие друг другу и отсутствие избыточности. Только при таком подходе правовое регулирование гражданского оборота способно гармонизировать государственное развитие и снизить вероятность конституционных угроз и рисков в РФ. Так, в Постановлении от 18.07.2008 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатогостатьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова» Конституционный Суд РФ отметил следующее: «...в Российской Федерации должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что предполагает необходимость стимулирования свободной, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как основных субъектов рыночной экономики и принятия специальных мер, направленных на защиту их прав и законных интересов при осуществлении государственного регулирования экономики и тем самым - на достижение конституционной цели оптимизации вмешательства государства в регулирование экономических отношений. Вместе с тем, в силу конституционного принципа справедливости свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность».

Действительно, необходимо признать, что сегодня основную роль в защите прав предпринимателей в РФ играет только судебная система. При этом все большее значение в повседневной правовой практике приобретают правовые акты Конституционного Суда РФ, который высказывается по наиболее важным проблемам прав предпринимателей и их защиты, в том числе по вопросу обеспечения свободы экономической деятельности в нашей стране[12]. Это с одной стороны. С другой стороны, отмечая, что основой обеспечения прав всех хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц является в нашей стране Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Конституционный Суд подчеркивает гарантирующий характер его положений, связывающий государственные органы, осуществляющие контрольно-проверочные мероприятия, которые направлены на предотвращение возможных произвольных действий либо бездействия[13].

Действительно, в условиях увеличивающегося объема нормативного регулирования, особое значение приобретает контроль за их соответствием требованиям закона по защите прав граждан. В этой связи эффективность правового регулирования во многом зависит от результативности и уровня такого непосредственного контроля[14].

В связи с расширением компетенции Конституционного Суда РФ в 2020 г. путем внесения поправок в текст Конституцию РФ[15] и из-

менений в Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»[16], представляется необходимым отдельно остановиться именно на вопросе предварительного конституционного контроля. Так, согласно ст. 125 Конституции РФ именно Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом конституционного контроля в нашей стране и уполномочен по запросу Президента, проверять конституционность проектов всех законов о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов до их подписания Президентом РФ.

Необходимо подчеркнуть, что внесенные изменения практически восстановили прежнее определение Конституционного Суда РФ в качестве высшего судебного органа конституционного контроля, которое ранее было дано в тексте Конституции РСФСР 1978 г. Представляется, что подобный подход точнее раскрывает правовую природу Конституционного суда в рамках судебной системы в нашей стране[17]. При этом, в юридической литературе, весьма часто отмечается, что предварительный конституционный контроль присущ как правило деятельности квазисудебных органов - подобный контроль существует в Казахстане, Польше, Франции и, напротив, редко применяется в практике конституционных судов в Венгрии, на Кипре и в Португалии[18]. Так, согласно статье 61 Конституции Французской Республики, органические законы, регламенты палат парламента, а также законодательные предложения, выносимые на референдум, подвергаются обязательному контролю Конституционного совета страны. Именно поэтому предварительный конституционный контроль является важным элементов государственного контроля, позволяющим обеспечивать стабильность правопорядка и баланс интересов участников всех правоотношений.

Главная задача и основное преимущество предварительного конституционного контроля - предупреждение нарушений Конституции РФ и отмены других актов, с целью минимизации возникновения потенциальных конфликтов между правовыми нормами и в обеспечении стабильности национальной правовой системы нашей страны. Предварительный контроль может обеспечить устранение различных конституционных нарушений в превентивном порядке, предотвращая возможное негативное влияние нормативного акта на систему общественных отношений и препятствую избыточному регулированию, в том числе, предпринимательской деятельности[19]. Кроме того, данный вид контроля способствует обеспечению стабильности действующего правового регулирования, нивелирую необходимость последующей проверки конституционности той или иной действующей нормы.

И, наконец, предварительный конституционный контроль призван не допустить возможность принятия недоработанных и противоречивых актов, которые в последующем потребуют внесения в них поправок или будут ущемлять интересы предпринимателей и иных лиц, участвующих в гражданском обороте. Так, например, юрист Г.Х. Нуриев характеризует его как вид контроля, который в целом присущ европейской модели конституционного контроля[20]. Вместе с тем, любая предварительная проверка каждого законодательного акта имеет и ряд определенных недостатков, на что часто указывается в юридической литературе. Так, например, не всегда возможным представляется предсказать модель будущего применения того или иного закона, даже если проанализировать весь нормативный объем регламентаций на предмет возможного конфликта регулирования. Это связано с ограниченными сроками осуществления такого контроля и многочисленным массивом нормативных актов. Это, во-первых. Во-вторых, Конституционный суд в нашей стране традиционно осуществляет проверку законов на соответствии тексту Конституции РФ но, избыток нормативных актов и содержащихся к них норм часто приводит к конфликту именно между ними. Это в свою очередь конкретизируется в злоупотреблении правом, манипулированием правовыми нормами, что в результате приводит к нарушению прав добросовестных участников гражданского оборота.

Своевременное введение предварительного конституционного контроля в РФ сможет оказать значимую помощь в становлении стабильного правового регулирования, в том числе, по защите прав предпринимательской деятельности. С целью реализации подобных полномочий, возможно даже создание специальных структур, строго подконтрольных Конституционному суду РФ и др., которые могли заниматься осуществлением предварительного контроля в качестве пилотного проекта. Действуя в рамках своей компетенции Конституционный суд РФ может устранять многие пробелы правового регулирования. Современная судебная власть в России, главным образом в лице Конституционного суда РФ, фактически уже давно осуществляет правотворческие функции. В частности, в Постановлении КС РФ от 17.02.2015 № 2-П[21] обозначены основы государственного контроля (надзора) за деятельностью общественных объединений, в Постановлении КС РФ от 21.02.2014 № 3-П[22] указано на возможность уменьшения доли участника в уставном капитале при увеличении уставного капитала, если это вызвано целями достижения общего интереса, в Постановление КС РФ от 26.10.2017 № 25-П[23] подчеркнута обязанность законодателя обеспечить баланс интересов при регулировании вопросов информационной безопасности. Данный вопрос сегодня активно рассматривается в правовых практиках ряда зарубежных стран, в том числе, даже является предметом особого рассмотрения.

В заключение обратим внимание на то, что право на занятие предпринимательской деятельностью закрепляется в Конституции Российской Федерации, а затем и в Гражданском кодексе Российской Федерации без упоминания о каких-либо обременениях, однако основная часть нормативного материала посвящена именно обязанностям предпринимателя по выполнению многочисленных требований к предпринимательской деятельности. Представляется, что имеются все основания называть существующий сегодня режим ограничений экономических свобод бременем предпринимателя по аналогии с бременем права собственности, установленной ст. 210 ГК РФ.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобр. в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 1993. - №237; 2020. - №144.

2. Волчкова Н.Н. Механизм обеспечения конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации / Н.Н. Волчкова // Евразийский Союз Ученых. - 2018. - №11-3 (56). - С.4.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 21 декабря 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301; Российская газета. - 2021. - № 294 (8645).

4. Егоров С.А. Конституционно-правовые основы права граждан на свободное использование своих способностей для занятия предпринимательской деятельностью: дисс. ... канд. юрид. наук / С.А. Егоров. - М., 2005. - С.29.

5. Павлов Е.А. Гарантии реализации конституционного права гражданина на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации / Е.А. Павлов // Новый юридический журнал. - 2014. - № 2. - С. 108.

6. Волкова В.В. Государственные гарантии предпринимательской деятельности: дисс.... канд. юрид. наук / В.В. Волкова. - М., 2009. - С.48.

7. Абакумова Е.Б. Ограничения конституционной свободы предпринимательской деятельности в Российской Федерации / Е.Б. Абакумова // Право и экономика. - 2019. - № 10. - С. 7.

8. Малинин А.А. Право на свободу предпринимательской деятельности: понятие, содержание и проблемы реализации / А.А. Малинин // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 9. - С. 61.

9. Информация «Конституционно-правовая защита предпринимательства: актуальные аспекты (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2018-2020 годов)» (одобрена решением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2020 года) [электронный ресурс]. - Доступ: https://www.consultant.ru.

10. Выступление председателя КС на конференции Конституционная юстиция на переходном этапе исторического развития России от 17 мая 2016 года [Электронный ресурс]. - Доступ: www.ksrf.ru>ru/Info/Conferences ...Conference2016.aspx (дата обращения: 10.04.2022).

11. Лисицын-Светланов А.Г. Роль права в модернизации экономики России / А.Г. Лисицын-Светланов. - М.: Юрайт, 2011. - С. 5.

12. Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография / отв. ред. Е.П. Губин. - М.: Юстицинформ, 2019. - С.664.

13. Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 № 323-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лукашина Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [электронный ресурс]. - Доступ: https://www.consultant.ru.

14. Токарев О.В. Административные акты: юридическое значение в системе публичного управления и обеспечение их законности / О.В. Токарев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2020. - № 5. - С. 29.

15. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.

16. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 46. - Ст. 7196.

17. Татаринов С.А. О конституционных новеллах регулирования статуса Конституционного Суда Российской Федерации / С.А. Татаринов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 1. - С. 39.

18. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учебное пособие. 4-е изд. / Н.В. Витрук. - М.: Инфра-М, 2012. - С. 171.

19. Ярускин Р.С. Конституционное судопроизводство в системе гарантий конституционализма: перспективы предварительного конституционного контроля в России / Р.С. Ярускин // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2003. - № 4. - С. 45.

20. Нуриев Г.Х. Европейская модель конституционного судопроизводства / Г.Х. Нуриев. - М.: Инфра-М, 2012. - С. 46.

21. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П [электронный ресурс]. - Доступ: https://www.consultant.ru.

22. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.02.2014 № 3-П [электронный ресурс]. - Доступ: https://www.consultant.ru.

23. Постановление Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 № 25-П [электронный ресурс]. - Доступ: https://www.consultant.ru.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments, approval. during the all-Russian vote on 01.07.2020) // Ros-siyskaya Gazeta. - 1993. - №237; 2020. - №144.

2. Volchkova N.N. The mechanism of ensuring constitutional human and civil rights in the Russian Federation / N.N. Volchkova // Eurasian Union of Scientists. - 2018. -№11-3 (56). - C.4.

3. The Civil Code of the Russian Federation. Part One: Federal Law No. 51-FZ of November 30, 1994 (with amendments dated December 21, 2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1994. - No. 32. - St. 3301; Rossiyskaya Gazeta. - 2021. - № 294 (8645).

4. Egorov S.A. Constitutional and legal foundations of the right of citizens to freely use their abilities to engage in entrepreneurial activity: diss. ... cand. jurid. Sciences / S.A. Egorov. - M., 2005. - p.29.

5. Pavlov E.A. Guarantees of realization of the constitutional right of a citizen to entrepreneurial activity in the Russian Federation / E.A. Pavlov // Novy yuridicheskiy zhurnal. - 2014. - No. 2. - p. 108.

6. Volkova V.V. State guarantees of entrepreneurial activity: diss.... cand. jurid. Sciences / V.V. Volkova. - M., 2009. - p.48.

7. Abakumova E.B. Restrictions of constitutional freedom of entrepreneurial activity in the Russian Federation / E.B. Abakumova // Law and economics. - 2019. - No. 10.

- p. 7.

8. Malinin A.A. The right to freedom of entrepreneurial activity: the concept, content and problems of implementation / A.A. Malinin // Constitutional and municipal law. -2019. - No. 9. - p. 61.

9. Information "Constitutional and legal protection of entrepreneurship: current aspects (based on the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation 2018-2020)" (approved by the decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of December 17, 2020) [electronic resource]. - Access: https://www.consultant.ru.

10. Speech of the Chairman of the Constitutional Court at the conference Constitutional Justice at the transitional stage of the historical development of Russia on May 17, 2016 [Electronic resource]. - Access: www.ksrf.ru "ru/Info/Conferences ...Conference2016.aspx (accessed: 04/10/2022).

11. Lisitsyn-Svetlanov A.G. The role of law in the modernization of the Russian economy / A.G. Lisitsyn-Svetlanov. - Moscow: Yurayt, 2011. - p. 5.

12. Business Law of Russia: results, trends and ways of development: monograph / ed. by E.P. Gubin. - M.: Justicinform, 2019. - p.664.

13. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 28.02.2019 No. 323-O "On refusal to accept for consideration the complaint of citizen Alexander Vladimirovich Lukashin on violation of His Constitutional Rights by the Federal Law "On Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of State Control (Supervision) and Municipal Control" [electronic resource]. - Access: https://www.consultant.ru.

14. Tokarev O.V. Administrative acts: legal significance in the system of public administration and ensuring their legality / O.V. Tokarev // State power and local self-government. - 2020. - No. 5. - p. 29.

15. On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power: the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 No. 1-FKZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2020. - No. 11. - Article 1416.

16. On Amendments to the Federal Constitutional Law "On the Constitutional Court of the Russian Federation: Federal Constitutional Law No. 5-FKZ dated November 9, 2020 // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2020. - No. 46. - St. 7196.

17. Tatarinov S.A. On constitutional novelties regulating the status of the Constitutional Court of the Russian Federation / S.A. Tatarinov // State power and local self-government. - 2021. - No. 1. - p. 39.

18. Vitruk N.V. Constitutional justice. Judicial and Constitutional Law and Process: A textbook. 4th ed. / N.V. Vitruk. - M.: Infra-M, 2012. - p. 171.

19. Yaruskin R.S. Constitutional legal proceedings in the system of guarantees of constitutionalism: prospects of preliminary constitutional control in Russia / R.S. Yaruskin // "Black holes" in Russian legislation. - 2003. - No. 4. - p. 45.

20. Nuriev G.H. The European model of constitutional court proceedings / G.H. Nuriev. - M.: Infra-M, 2012. - p. 46.

21. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of February 17, 2015 No. 2-P [electronic resource]. - Access: https://www.consultant.ru.

22. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 3-P of 21.02.2014 [electronic resource]. - Access: https://www.consultant.ru .

23. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 25-P dated 26.10.2017 [electronic resource]. - Access: https://www.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.