Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
360
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / БИЗНЕС-ОМБУДСМЕН / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакова Евгения Борисовна

Актуальность и цели . Появление в Российской Федерации нового правового института - Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ (бизнес-омбудсмена) - актуализирует необходимость научного анализа и концептуального осмысления его конституционно-правового статуса. Актуальными на сегодняшний момент являются исследование характеристики правового статуса Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, выявление недостатков его правового регулирования и выработка предложений по совершенствованию законодательства. Целью данного исследования является комплексный анализ деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей и выработка предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию данного института в Российской Федерации. Материалы и методы. Используется метод анализа и синтеза, который позволяет изучить сущность правового статуса и рассмотреть его элементы применительно к Уполномоченному по защите прав предпринимателей. Формально-юридический метод дает возможность проанализировать структуру и содержание российской правовой базы в заявленной сфере и сформулировать выводы. Результаты. Рассмотрены предпосылки возникновения института уполномоченного по защите прав предпринимателей, проведен анализ действующего законодательства, касающегося конституционно-правового статуса Уполномоченного, изучены ежегодные доклады Президенту о его деятельности, проанализированы мнения ученых по рассматриваемым вопросам, показаны перспективы развития данного правового института. Выводы. В результате проведенного исследования был сделан вывод, что конституционно-правовой статус Уполномоченного по защите прав предпринимателей необходимо и дальше развивать и совершенствовать. Есть ряд вопросов, которые необходимо решить на законодательном уровне. Но при этом можно с уверенностью констатировать, что Уполномоченный по защите прав предпринимателей - это важный и имеющий особое значение государственный орган для современного конституционно-правового развития России. Результаты исследования могут быть полезны в учебном процессе при изучении вопросов конституционно-правового статуса бизнес-омбудсмена, а также правоприменительным и законотворческим органам в части совершенствования как федерального, так и регионального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казакова Евгения Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF THE COMMISSIONER FOR ENTREPRENEURS’ RIGHTS AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Background . The emergence in the Russian Federation of a new legal institution, namely the Commissioner for Entrepreneurs’ Rights under the President of the Russian Federation (or the Business Ombudsman), actualizes the need for scientific analysis and conceptual understanding of its constitutional and legal status. Nowadays, it is particularly relevant to explore the characteristics of the legal status of the Commissioner for Entrepreneurs’ Rights under the President of the Russian Federation, to identify the shortcomings in its legal regulation and to develop the proposals for improving legislation. The aim of this study is to comprehensively analyze the activity of the Commissioner for Entrepreneurs’ Rights and to outline the proposals for the further development and improvement of this institution in the Russian Federation. Materials and methods . The method of analysis and synthesis is used, which allows studying the essence of the legal status and considering its elements in relation to the Commissioner for Entrepreneurs’ Rights. The formal legal method makes it possible to analyze the structure and content of the Russian legal framework in the declared area and to formulate the conclusions. Results. The article examines the prerequisites for the emergence of the institution of the Commissioner for Entrepreneurs’ Rights, explores the current legislation concerning the constitutional and legal status of the Commissioner, studies the annual reports to the President on the activity of the Commissioner, as well as analyzes the opinions of scientists on the issues under consideration and shows the prospects for the development of this legal institution. Conclusions. As a result of the conducted research, the author concludes that the constitutional and legal status of the Commissioner for Entrepreneurs’ Rights needs to be further developed and improved. There are a number of issues that should to be resolved at the legislative level. However, at the same time, it can be stated with confidence that the Commissioner for Entrepreneurs’ Rights is an important and relevant state body for the modern constitutional and legal development of the Russian Federation. The results of the study can be useful in teaching and learning when studying the constitutional and legal status of the Commissioner for Entrepreneurs’ Rights, as well as for law enforcement and legislative bodies in terms of improving both federal and regional legislation.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 34

ао1:10.21685/2307-9525-2022-10-4-6

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Евгения Борисовна Казакова

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

1-janni@list.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Появление в Российской Федерации нового правового института - Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ (бизнес-омбудсмена) - актуализирует необходимость научного анализа и концептуального осмысления его конституционно-правового статуса. Актуальными на сегодняшний момент являются исследование характеристики правового статуса Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, выявление недостатков его правового регулирования и выработка предложений по совершенствованию законодательства. Целью данного исследования является комплексный анализ деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей и выработка предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию данного института в Российской Федерации. Материалы и методы. Используется метод анализа и синтеза, который позволяет изучить сущность правового статуса и рассмотреть его элементы применительно к Уполномоченному по защите прав предпринимателей. Формально-юридический метод дает возможность проанализировать структуру и содержание российской правовой базы в заявленной сфере и сформулировать выводы. Результаты. Рассмотрены предпосылки возникновения института уполномоченного по защите прав предпринимателей, проведен анализ действующего законодательства, касающегося конституционно-правового статуса Уполномоченного, изучены ежегодные доклады Президенту о его деятельности, проанализированы мнения ученых по рассматриваемым вопросам, показаны перспективы развития данного правового института. Выводы. В результате проведенного исследования был сделан вывод, что конституционно-правовой статус Уполномоченного по защите прав предпринимателей необходимо и дальше развивать и совершенствовать. Есть ряд вопросов, которые необходимо решить на законодательном уровне. Но при этом можно с уверенностью констатировать, что Уполномоченный по защите прав предпринимателей - это важный и имеющий особое значение государственный орган для современного конституционно-правового развития России. Результаты исследования могут быть полезны в учебном процессе при изучении вопросов конституционно-правового статуса бизнес-омбудсмена, а также правоприменительным и законотворческим органам в части совершенствования как федерального, так и регионального законодательства.

Ключевые слова: предприниматели, бизнес-сообщество, уполномоченный по защите прав предпринимателей, бизнес-омбудсмен, конституционно-правовой статус, перспективы развития

Для цитирования: Казакова Е. Б. Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей и перспективы его развития в Российской Федерации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2022. Т. 10, № 4. С. 52-59. ёоЫ0.21685/2307-9525-2022-10-4-6

© Казакова Е. Б., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2022;10(4). http://esj.pnzgu.ru

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

CONCEPT OF THE COMMISSIONER FOR ENTREPRENEURS' RIGHTS AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Evgeniya B. Kazakova

Penza State University, Penza, Russia 1-janni@list.ru

Abstract. Background. The emergence in the Russian Federation of a new legal institution, namely the Commissioner for Entrepreneurs' Rights under the President of the Russian Federation (or the Business Ombudsman), actualizes the need for scientific analysis and conceptual understanding of its constitutional and legal status. Nowadays, it is particularly relevant to explore the characteristics of the legal status of the Commissioner for Entrepreneurs' Rights under the President of the Russian Federation, to identify the shortcomings in its legal regulation and to develop the proposals for improving legislation. The aim of this study is to comprehensively analyze the activity of the Commissioner for Entrepreneurs' Rights and to outline the proposals for the further development and improvement of this institution in the Russian Federation. Materials and methods. The method of analysis and synthesis is used, which allows studying the essence of the legal status and considering its elements in relation to the Commissioner for Entrepreneurs' Rights. The formal legal method makes it possible to analyze the structure and content of the Russian legal framework in the declared area and to formulate the conclusions. Results. The article examines the prerequisites for the emergence of the institution of the Commissioner for Entrepreneurs' Rights, explores the current legislation concerning the constitutional and legal status of the Commissioner, studies the annual reports to the President on the activity of the Commissioner, as well as analyzes the opinions of scientists on the issues under consideration and shows the prospects for the development of this legal institution. Conclusions. As a result of the conducted research, the author concludes that the constitutional and legal status of the Commissioner for Entrepreneurs' Rights needs to be further developed and improved. There are a number of issues that should to be resolved at the legislative level. However, at the same time, it can be stated with confidence that the Commissioner for Entrepreneurs' Rights is an important and relevant state body for the modern constitutional and legal development of the Russian Federation. The results of the study can be useful in teaching and learning when studying the constitutional and legal status of the Commissioner for Entrepreneurs' Rights, as well as for law enforcement and legislative bodies in terms of improving both federal and regional legislation.

Keywords: entrepreneurs, business community, Commissioner for Entrepreneurs' Rights, business ombudsman, constitutional and legal status, development prospects

For citation: Kazakova E.B. Concept of the Commissioner for Entrepreneurs' Rights and prospects of its development in the Russian Federation. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosu-darstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2022;10(4):52-59. (In Russ.). doi:10.21685/2307-9525-2022-10-4-6

В соответствии с Конституцией РФ российским гражданам предоставлены широкие возможности осуществления предпринимательской деятельности. Подчеркивая всю значимость бизнеса для динамичного социально-экономического развития России [1, с. 10], Конституция РФ1 в ст. 34 определяет, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом

© Kazakova E.B., 2022. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.11.2022).

экономической деятельности. Гражданский кодекс РФ предусматривает общие положения о правовом статусе предпринимателей, устанавливает правовые основы осуществления предпринимательской деятельности, закрепляя права и обязанности субъектов хозяйствования. Предприниматели являются субъектами различных правоотношений, что всегда может привести к злоупотреблениям со стороны контрагентов либо органов государственной власти или местного самоуправления, а это в свою очередь может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов предпринимателей. Поэтому защита прав предпринимателей является необходимой мерой знаний любого субъекта предпринимательской деятельности [2, с. 15].

В современных условиях социально-экономического развития российского общества существуют факторы, которые тормозят динамичное развитие российского государства. К числу таких факторов можно отнести «сложность выстраивания политико-правовых отношений между государственными органами и предпринимательским сообществом России» [3, с. 25]. Кроме того, огромное влияние бюрократического аппарата на решение вопросов в сфере предпринимательской деятельности значительно тормозит процесс активного ее развития. Улучшение таких отношений является одной из основных задач современной политической и экономической системы России.

Для стран с развитой рыночной экономикой государственное вмешательство в социально-экономическую сферу минимально и носит преимущественно косвенный характер [4, с. 105]. Однако в России имеет место чрезмерное вмешательство государственных структур в деятельность бизнес-сообщества, следует особо отметить, что иногда оно выливается в определенные формы воздействия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, зачастую имеющие под собой коррупционную основу.

Вопрос взаимодействия бизнеса и власти - один из основных для современной российской действительности в сфере предпринимательства. В стремительно развивающемся правовом пространстве изменению экономической ситуации в бизнес-сообществе, улучшению инвестиционного климата, внедрению дополнительных мер поддержки предпринимателей, безусловно, способствовало создание такого механизма взаимодействия бизнеса и власти, как институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Таким образом, появление данного института можно считать своевременной мерой по реализации предложений бизнеса об институционализации диалога между ним и органами власти.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмен) является одной из главных фигур в процессе обеспечения и гарантий защиты в сфере предпринимательской деятельности. Несомненно, при осуществлении своей деятельности предприниматель сталкивается с рядом трудностей, которые сложно разрешить самостоятельно и в которых может помочь бизнес-омбудсмен.

Внедрение данного института позволило бизнесу чувствовать себя в большей степени защищенным, а также дало потенциал досудебного возобновления нарушенных прав государственными органами и улаживания конфликтов между коммерсантами и органами власти.

Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ воспринял развитую практику применения данного института в ряде западных стран. В его основу был положен «положительный зарубежный опыт» [5, с. 124].

Необходимость создания института бизнес-омбудсмена была продиктована временем и экономическими реалиями, в которых предприниматели нуждались в дополнительной защите. В целях придания правовому статусу бизнес-омбудсмена юридической основы был принят Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»1.

Введение данного института стало актуальным и необходимым, так как предприниматели при осуществлении своей деятельности не всегда знают, как и какими средствами можно защитить или восстановить свои нарушенные права [6, с. 11]. Кроме того, административные

1 Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации : федер. закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 145997/ (дата обращения: 10.11.2022).

и бюрократические барьеры со стороны органов государственной власти и их должностных лиц негативно влияют на развитие предпринимательской деятельности.

В настоящее время институт бизнес-омбудсмена находится на стадии активного развития и в сегодняшних реалиях актуальным представляется совершенствование правовой базы с учетом имеющегося опыта [7, с. 730].

Как известно, конституционно-правовой статус представляет собой совокупность прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также обязанностей. Конституционно-правовой статус бизнес-омбудсмена заключается в возложении определенных целей, задач и полномочий, осуществление которых является основополагающим для наиболее полной реализации экономических прав и свобод, а также развития государственно-частного партнерства.

Опыт правоприменения последних лет свидетельствует о повышении роли уполномоченных в разрешении конфликтов, возникающих не только между коммерсантами и государственными органами, но и между самими членами бизнес-сообщества.

Также одним из направлений деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей является выявление причин, условий и закономерностей в нарушении прав и законных интересов предпринимателей, а также формулирование предложений по устранению этих нарушений и недостатков правового регулирования [8, с. 61].

Независимость бизнес-омбудсмена от органов государственной власти должна обеспечиваться процедурой учета мнения бизнес-сообщества. При этом не раскрывается ни понятие «бизнес-сообщества», ни порядок учета его мнения, что превращает данную норму права в простую констатирующую норму, которая может быть истолкована в разных ситуациях по-разному [9, с. 46]. Степень реализации независимости может определяться соотношением влияния органов власти, федерального уполномоченного и бизнес-сообщества, и в современных условиях, вероятно, было бы более уместно говорить о некоем балансе интересов бизнеса и власти [10].

Учет мнения бизнес-сообщества не всегда возможен ввиду отсутствия законодательного определения данного понятия. Кого считать бизнес-сообществом, не вполне понятно. Например, В. А. Фадеева предлагает согласовывать кандидатуру бизнес-омбудсмена с Торгово-промышленной палатой РФ как организацией, отстаивающей интересы предпринимателей в диалоге с властью [11, с. 233]. Торгово-промышленные палаты призваны содействовать развитию отечественной экономики, созданию благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, развитию и укреплению торгово-экономических связей предпринимателей.

Уполномоченным по защите прав предпринимателей был назначен Борис Титов. В соответствии с действующим законодательством Уполномоченный не может быть избран более чем на два срока подряд [12, с. 9]. В настоящее время ситуация с бизнес-омбудсменом в РФ сложилась таким образом, что в июне 2022 г. истек срок его полномочий и на эту должность до сих пор никто не назначен. Кремль продлил срок полномочий Б. Титова на посту бизнес-омбудсмена. При этом Б. Титов, отмечая всю важность и значимость данного института, показывая в ежегодных отчетах свою работу и работу аппарата, определяя перспективы его развития, подчеркивает то, что на этом посту его должен сменить «предприниматель, который не на словах, а на деле представляет то, о чем говорит с властью»1.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин высказал опасение относительно промедления в решении вопроса о назначении бизнес-омбудсмена. «Дальнейшее промедление несет риск того, что эта должность будет признана ненужной»2. Однако не стоит забывать, что деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей востребована бизнесом, многие предприниматели с его помощью защитили

1 Титов выступил против назначения «управляемого» бизнес-омбудсмена // РБК : сайт. URL: https://www.rbc.ru/ business/28/10/2022/635bb12a9a794777ac0d72ed (дата обращения: 13.11.2022).

2 Шохин заявил о риске для бизнеса остаться без омбудсмена // РБК : сайт. URL: https://www.rbc.ru/ economics/28/10/2022/635acca49a794737ecfdd196 (дата обращения: 12.11.2022).

свои права и решили вопросы, с которыми они столкнулись в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому будем надеяться, что назначение нового бизнес-омбудсмена - это вопрос времени.

В рамках данного исследования заслуживают особого внимания выводы, сделанные ФСО России по результатам социологического опроса на тему «Экспертное заключение о защите прав предпринимателей», в котором учтено мнение более 880 экспертов из 38 субъектов Российской Федерации. Экспертами являются владельцы и топ-менеджеры средних и малых предприятий, сотрудники и должностные лица прокуратуры, судьи, юристы, правозащитники и ученые-правоведы.

Исследование показало, что более 76 % респондентов считают ведение бизнеса в России небезопасным, а российское законодательство не предусматривает достаточных механизмов и гарантий защиты бизнеса от незаконного уголовного преследования. Правоохранительным органам не доверяют 81 % респондентов, судебной системе - более 50 % экспертов. По мнению почти 40 % опрошенных, уровень коррупции за последний год практически не изменился. 75 % опрошенных предпринимателей высказали мнение о неэффективности правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона об уполномоченных по окончании календарного года Уполномоченный направляет отчет Президенту Российской Федерации, содержащий основные сведения о результатах своей деятельности. Помимо прочего, в этом отчете содержатся оценка условий ведения бизнеса в России, а также предложения по совершенствованию действующего законодательства. Настоящий доклад подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте бизнес-омбудсмена (http://ombudsmanbiz.ru), а также в «Российской газете».

По данным ежегодного доклада, в 2021 г. к бизнес-омбудсмену обратились 18 652 человека.

Классификация обращений:

30.3 % - незаконное уголовное преследование;

23.5 % - в сфере малого и среднего бизнеса;

9,2 % - в сфере земельно-имущественных отношений;

5.1 % - в сфере налогов;

4.2 % - в жилищной сфере и ЖКХ;

2,9 % - по рынку финансовых услуг;

2,5 % - в таможенной сфере;

2,1 % - по вопросам технического регулирования и лицензирования;

2,1 % - в сфере природопользования и экологии;

2.1 % - по исполнению судебных решений;

16 % - по иным вопросам.

Количество обращений в 2022 г. увеличилось до 20 845.

Классификация обращений:

30.6 % - незаконное уголовное преследование;

12.4 % - в сфере земельно-имущественных отношений;

9,4 % - торговля;

8.2 % - в сфере малого и среднего бизнеса;

7,8 % - в жилищной сфере и ЖКХ;

5.7 % - в сфере налогов;

2,1 % - госзаказ;

2,1 % - финансовые услуги;

2.1 % - по исполнению судебных решений;

1.8 % - транспорт;

1,7 % - в таможенной сфере;

1.2 % - в сфере природопользования и экологии;

1,1 % - по вопросам технического регулирования и лицензирования;

13,8 % - по иным вопросам.

Между тем, исходя из данных отчетов, следует отметить, что доля обращений увеличивается непропорционально - в первую очередь из года в год стремительно растет статистика обращений к региональным уполномоченным. Так, из общего объема обращений в 2021 г. на центральный аппарат Уполномоченного приходилось 18 652 обращения, на региональные -80 715, в 2022 г. - 20 845 и 90 861 соответственно. При этом следует отметить, что количество обращений увеличилось, что свидетельствует о доверии предпринимателей к данному юридическому институту. Так, если в 2014 г. в центральные и региональные органы поступило 6593 обращения, то в 2022 г. - 111 706.

Анализ данных ежегодных докладов федерального бизнес-омбудсмена позволяет сделать вывод об эффективности его работы и значимости исследуемого института.

В докладе Президенту РФ отмечается, что необходимо перейти к прямому финансированию государственного органа «Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат», сняв функции по обеспечению его деятельности с Аппарата Общественной палаты РФ. Таким образом, видится реализация необходимых мер для дальнейшего развития института уполномоченных [13].

Что касается взаимодействия с предпринимателями и органами власти, то здесь необходимо отметить такие мероприятия, как регулярные приемы предпринимателей, заседания совещательных органов, рабочих групп при уполномоченных с участием региональных и местных властей, общественных предпринимательских организаций, круглые столы, веби-нары по актуальным вопросам защиты прав бизнеса. Проведено 8050 обучающих мероприятий, обучение прошли 617 220 предпринимателей.

Результаты деятельности межведомственной рабочей группы в 2012-2022 гг. можно представить следующим образом: проведено 57 заседаний, рассмотрено 239 обращений в защиту прав бизнеса, по 71 обращению достигнут положительный результат.

Институт уполномоченных действует во всех 85 субъектах РФ.

В Пензенской области Уполномоченный действует на основании Закона Пензенской области от 29 августа 2013 г. № 2420-ЗПО «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Пензенской области». На сегодняшний день основными проблемами бизнеса в Пензенской области являются:

1) проблема правового регулирования вопроса размещения нестационарных торговых объектов в Пензенской области, в том числе в части перезаключения договора без конкурсных процедур, изменения внешнего вида объектов;

2) несоответствие ограничительных мероприятий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, фактической ситуации;

3) установление различных условий осуществления предпринимательской деятельности в зависимости от уплаты налоговых платежей в бюджет соответствующего уровня (в частности, предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций (региональный уровень) и их отсутствие по налогу на имущество физических лиц (местный уровень) при ведении аналогичного бизнеса).

Таким образом, институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей нужно и дальше развивать и совершенствовать. Существует целый ряд вопросов, касающихся конституционно-правового положения бизнес-омбудсмена, требующих решения путем внесения изменений как в федеральное законодательство, так и в законодательство субъектов Российской Федерации. Но уже сейчас очевидно, что Уполномоченный по защите прав предпринимателей - это главный и имеющий специальное значение государственный орган для современного конституционно-правового становления Российской Федерации.

Список литературы

1. Горбачев А. П. Специализация института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (на примере уполномоченного по защите прав предпринимателей) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. Белгород, 2015. 22 с.

2. Пополитов Д. И., Сынков В. В. Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ: анализ эффективности // Бизнес и общество. 2020. № 4 (28). С. 7.

3. Фадеева В. А. Конституционно-правовой статус Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. Саратов, 2016. 193 с.

4. Фадеева В. А. Конституционная природа института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2014. № 3 (37). С.104-109.

5. Ткаченко Г. К. Перспективы совершенствования способов правовой защиты субъектов малого и среднего бизнеса // Молодой ученый. 2021. № 42 (384). С. 123-126.

6. Абакумова Е. Б. Практические аспекты функционирования института уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации. II часть // Право и экономика. 2018. № 7 (365). С. 9-16.

7. Фадеева В. А. Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ // Известия Саратовского университета. Новая Серия. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, № 4-2. С. 729-734.

8. Гайфутдинова Р. З., Яминова Л. Р. Деятельность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: проблемы теории и практики // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2019. № 2 (81). С. 59-66.

9. Талалаев Н. С., Митин Д. В. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование) // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 59-5. С. 45-47.

10. Салохидинова С. М. Уполномоченный по защите прав предпринимателей // Правовая жизнь. 2015. № 3 (11). С. 60-70.

11. Фадеева В. А. Некоторые аспекты конституционно-правового статуса института уполномоченного по защите прав предпринимателей в России // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 4 (80). С. 230-235.

12. Кулишенко Е. А. Конституционно-правовые трансформации института уполномоченного по правам человека в России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. Белгород, 2021. 23 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ларина К. С. К вопросу о правовой природе института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2017. № 1 (17). С. 141-147.

References

1. Gorbachev A.P. Specialization of the Institute of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation (case study of the Commissioner for Entrepreneurs' Rights). PhD abstract. Belgorod, 2015:22. (In Russ.)

2. Popolitov D.I., Synkov V.V. Concept of the Commissioner for Entrepreneurs' Rights in the Russian Federation: Analysis of Efficiency. Biznes i obshchestvo = Business and Society. 2020;(4):7. (In Russ.)

3. Fadeeva V.A. Constitutional and Legal Status of the Commissioner for Entrepreneurs' Rights under the President of the Russian Federation. PhD dissertation. Saratov, 2016:193. (In Russ.)

4. Fadeeva V.A. Constitutional Nature of the Commissioner for Entrepreneurs' Rights in the Russian Federation. Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal = Leningrad Journal of Law. 2014;(3): 104-109. (In Russ.)

5. Tkachenko G.K. Prospects for Improving the Ways of Legal Protection of Small and Medium-Sized Businesses. Molodoy uchenyy = Young Scientist. 2021;(42): 123-126. (In Russ.)

6. Abakumova E.B. Practical Aspects of the Functioning of the Commissioners for Entrepreneurs' Rights in the Russian Federation. Part II. Pravo i ekonomika = Law and Economy. 2018;(7):9-16. (In Russ.)

7. Fadeeva V.A. Concept of the Ombudsman for Entrepreneurs' Rights in the Russian Federation. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya Seriya. Ser.: Ekonomika. Upravlenie. Pravo = Bulletin of Saratov University. New series. Ser.: Economy. Management. Law. 2013;13(4-2):729-734. (In Russ.)

8. Gayfutdinova R.Z., Yaminova L.R. Activity of the Commissioner for Entrepreneurs' Rights in the Russian Federation: Problems of Theory and Practice. Sotsialno-ekonomicheskie i tekhnicheskie sistemy: is-sledovanie, proektirovanie, optimizatsiya = Socio-Economic and Technical Systems: Research, Design, Optimization. 2019;(2):59-66. (In Russ.)

9. Talalaev N.S., Mitin D.V. Commissioner for Entrepreneurs' Rights in the Russian Federation (Constitutional and Legal Research). Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya = Trends in the Development of Science and Education. 2020;(59-5):45-47. (In Russ.)

10. Salokhidinova S.M. Commissioner for Entrepreneurs' Rights. Pravovaya zhizn = Legal Life. 2015;(3):60-70. (In Russ.)

11. Fadeeva V.A. Some Aspects of the Constitutional and Legal Status of the Commissioner for Entrepreneurs' Rights in Russia. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA) = Bulletin of O. E. Kutafin University (MSAL). 2021;(4):230-235. (In Russ.)

12. Kulishenko E.A. Constitutional and Legal Transformations of the Commissioner for Human Rights in Russia. PhD abstract. Belgorod, 2021:23. (In Russ.)

13. Larina K.S. On the Legal Nature of the Commissioner for Entrepreneurs' Rights in the Russian Federation. Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2017;(1):141-147. (In Russ.)

Информация об авторе / Information about the author

Е. Б. Казакова - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой частного и публичного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.

E.B. Kazakova - Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Sub-department of Private and Public Law, Penza State University, 40 Krasnaya street, Penza, 440026.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests

Поступила в редакцию / Received 14.11.2022

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 23.11.2022 Принята к публикации / Accepted 30.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.