Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В ИСПАНИИ'

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В ИСПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1310
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В ИСПАНИИ / ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ИСПАНИИ / НЕКОНСТИТУЦИОННОСТЬ ПРАВОВЫХ АКТОВ / ПРОЦЕДУРА АМПАРО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролова Валерия Сергеевна

В статье анализируются теоретические и нормативные аспекты института конституционного контроля в Испании. Термин конституционный контроль в данной статье рассматривается с точки зрения отношений между органами власти, в процессе которых нормативно-правовые акты могут быть признаны недействительными в силу их несоответствия критерию «конституционности». Анализируется практика формирования в Испании особой, новой модели конституционного контроля - европейского централизованного конституционного контроля, главную роль в котором играет независимый орган - Конституционный Суд Испании. В статье проведен анализ положений Конституции Испании и Органического Закона Испании «О Конституционном суде» в части общей характеристики, истории создания данного органа, его компетенции, цели и задачи, основных направлений деятельности, оценки структуры и состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL REVIEW IN SPAIN

The article analyzes the theoretical and normative aspects of the institution of constitutional review in Spain. The term constitutional control in this article is considered from the point of view of relations between authorities, in the process of which normative legal acts may be invalidated due to their inconsistency with the criterion of “constitutionality”. The practice of the formation in Spain of a special, new model of constitutional control - the European centralized constitutional control, in which the main role is played by an independent body - the Spanish Constitutional Court, is analyzed. The article analyzes the provisions of the Spanish Constitution and the Spanish Organic Law “On the Constitutional Court” in terms of general characteristics, the history of the creation of this body, its competence, goals and objectives, main activities, assessment of the structure and composition.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В ИСПАНИИ»

Конституционный контроль в Испании

Фролова Валерия Сергеевна,

студент, кафедра правового регулирования ТЭК, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

E-mail: iamlerafrolova1@yandex.ru

В статье анализируются теоретические и нормативные аспекты института конституционного контроля в Испании. Термин конституционный контроль в данной статье рассматривается с точки зрения отношений между органами власти, в процессе которых нормативно-правовые акты могут быть признаны недействительными в силу их несоответствия критерию «конституционности». Анализируется практика формирования в Испании особой, новой модели конституционного контроля -европейского централизованного конституционного контроля, главную роль в котором играет независимый орган - Конституционный Суд Испании. В статье проведен анализ положений Конституции Испании и Органического Закона Испании «О Конституционном суде» в части общей характеристики, истории создания данного органа, его компетенции, цели и задачи, основных направлений деятельности, оценки структуры и состава.

Ключевые слова: конституционный контроль в Испании, европейская модель конституционного контроля, Конституционный Суд Испании, неконституционность правовых актов, процедура ампаро.

Согласно самому общему определению конституционным контролем понимаются такие отношения между органами власти, при которых орган конституционного контроля может отменять акты подконтрольного органа, если данные акты не характеризуются «конституционностью», то есть противоречат конституции государства.

Целью конституционного контроля является обеспечение неукоснительного соблюдения и точного применения основного закона страны во всех сферах правового регулирования, а также непосредственная защита этого закона. Главными факторами успешной реализации конституционного контроля являются независимость и самостоятельность органа конституционного правосудия от остальных государственных органов.

Испания - одно из государств, традиционно относящихся к европейской континентальной модели конституционного контроля наряду с Австрией, Болгарией, Германией, Италией, Чехией в Европе; Кипром, Таиландом и Турцией в Азии; Анголой, Египтом, Мадагаскаром и Эфиопией в Африке; Чили в Америке и другими странами. В рамках данной модели конституционный контроль в перечисленных государствах осуществляется специализированным судебным органом - Конституционный Судом.

Исторически конституционный контроль в Испании был впервые введен в 1931 году посредством создания Суда конституционных гарантий, который действовал до 1936 года. Однако в связи с начавшейся Второй мировой войной деятельность данного правового института была прервана. В большинстве государств, относящихся к европейской континентальной модели, конституционный контроль возродился после окончания Второй мировой войны, однако в Испании данный институт продолжил свою деятельность с изданием Конституции Испании 1978 года [1].

«После диктатуры генерала Франсиско Франко переход правительства Испании к демократии выявил необходимость создания в Испании системы конституционной защиты» [4]. Несмотря на интерес к следованию традициям Второй испанской республики, которая опиралась на независимый Суд конституционных гарантий, после смерти Франко возникла необходимость отделить конституционную власть от судебной власти. Этот отдельный конституционный орган мог бы защищать гарантии Конституции подобно системам конституционного контроля, тогда существовавшим в Италии и в Германии.

Эти страны одновременно восстановили конституционную демократию после Второй мировой войны с помощью систем, на которые оказал вли-

5 -о

сз

<

яние «североамериканский конституционализм» [2]. Тем не менее, ветвь власти, которой было поручено осуществлять конституционный контроль, находилась под сильным влиянием политических теорий Ганса Кельзена, который предложил модель «концентрированного» или «централизованного» конституционного контроля, совершенно отличную от той, которая использовалась в США. Таким образом, Испания включила Конституционный Суд в свою новую политическую структуру отчасти благодаря чрезвычайно позитивному восприятию таких судов в Италии и Германии.

После достижения консенсуса о важности отдельного конституционного суда в Испании, необходимо было уточнить роль суда в Конституции 1978 года. Так, деятельность Конституционного Суда Испании (Далее - КС) регулируется в статьях 159-165, составляющие девятый раздел Конституции Испании «О Конституционном Суде». В данных статьях указывается численность, порядок назначения и срок полномочий судей, а также полномочия самого Конституционного Суда. Деятельность Конституционного Суда более подробно регламентирована в Органическом Законе о Конституционном Суде от 1979 года [3].

Конституционный Суд Испании независим и подчиняется только Конституции Испании 1978 года и Органическому Закону о Конституционном Суде 1979 года. Является органом конституционного контроля и распространяет свои полномочия на всю территорию государства.

К компетенции Конституционного Суда Испании относятся:

1) Вопросы о неконституционности законов и нормативных актов, обладающих силой закона;

2) Применение процедуры ампаро в отношении нарушения прав и общественных свобод, признанных в статье 14 Конституции Испании, а также в части первой второй главы Конституции;

3) Споры о компетенции между государством и автономными сообществами или между последними;

4) Споры между государственными органами;

5) Споры по защите местного самоуправления;

6) Заявление о конституционности международных договоров;

7) Предварительный конституционный контроль в случаях, предусмотренных 79 статьей Органического Закона о Конституционном Суде;

8) Конституционное обжалование, предусмотренное пунктом 2 статьи 161 Конституции Испании;

9) Контроль за назначением судей Конституционного Суда, за выполнением кандидатами необходимых требований, изложенных в Конституции Испании и Органическом Законе о Консти-

„ туционном Суде;

2 10) Другие вопросы, относящиеся к Конституции ^ Испании и Органическим Законам. еЗ Также Конституционный Суд вправе изда-ав вать подзаконные акты о собственной организа-

ции и деятельности - регламенты, которые должны быть одобрены Пленумом и опубликованы в «Официальном Правительственном Вестнике».

Решение Конституционного Суда не могут быть пересмотрены никаким другим государственным органом. Также Конституционный Суд занимается официальным толкованием Конституции.

Пленум Конституционного Суда включает в себя 12 судей. Руководит им Председатель Конституционного Суда. В отсутствие Председателя -Вице-председатель. В отсутствие Вице-председателя - судья с большим стажем работы, и при равенстве стажа у нескольких судей Пленум возглавляет старший по возрасту судья.

В Конституционном Суде Испании Королем назначается Председатель данного суда. Пленум посредством тайного голосования выбирает кандидатуру для назначения на должность из числа членов КС.

На первом голосовании требуется абсолютное большинство голосов. Если после первого голосования решение принять не представляется возможным, назначается второе голосование, где решение принимается относительным большинством голосов, то есть выбирается кандидат, набравший большее количество голосов. В случае, если голоса разделились поровну, проводится последнее третье голосование. Если и после третьего голосования решение не было принято, то Председателем назначается кандидат с большим стажем на должности судьи Конституционного суда, а при наличии нескольких кандидатов с одинаковым стажем на должность назначается старший по возрасту из кандидатов.

Срок полномочий Председателя Конституционного суда - 3 года. После истечения срока полномочий, Председатель может быть вновь избран, но только один раз. Главная обязанность Председателя Конституционного Суда - возглавлять работу Первой Палаты Конституционного Суда.

Пленумом Конституционного Суда выбирается и Вице-председатель Конституционного Суда в соответствии с процедурой выбора Председателя КС. Срок полномочий Вице-председателя также составляет 3 года. На Вице-председателя возлагаются обязанности руководить работой Второй Палаты КС и заменять Председателя в случае его отсутствия.

Конституционный Суд Испании состоит из двух Палат, каждую из которых представляют 6 судей, назначенных Пленумом Конституционного Суда. Председателем Первой Палаты является Председатель Конституционного Суда. Председателем Второй Палаты - Вице-председатель. В случае их отсутствия руководят работой в Палатах судьи с большим стажем на должности, а при равенстве стажа работы у нескольких судей, возглавляет работу старший по возрасту судья.

Для обеспечения более слаженной работы Конституционного Суда при необходимости Пленум и Палаты образуют Секции, состоящие из Председателя (или того, кто его заменяет) и двух судей.

Конституционный Суд Испании состоит из 12 судей, которые назначаются Королем. Предложение кандидатуры на должность конституционного судьи должно быть произведено обеими палатами Генеральных Кортесов Испании: 4 кандидатуры предлагает Конгресс депутатов и ещё 4 кандидатуры предлагает Сенат Испании, причем решение принимается квалифицированным большинством - не менее 3/4 от членов каждой палаты. Кроме того, предложение кандидатур на должность конституционного судьи производится Правительством Испании (предлагает 2 кандидатуры) и Генеральным советом судебной власти (предлагает 2 кандидатуры).

В отношении судей, назначаемых по предложению Конгресса депутатов и Сената, необходимо обратить внимание на статью 16 Органического закона о Конституционном Суде, которая предусматривает 2 особых положения. Так, в п. 1 указано, что кандидаты, предлагаемые Сенатом, должны быть выбраны среди кандидатов, представленных Законодательными Ассамблеями автономных сообществ в порядке, определённом Регламентом Сената. Кроме того, в п. 2 мы видим, что кандидаты, предлагаемые Конгрессом депутатов и Сенатом, должны предварительно выступить перед Консультативной Комиссией по назначению в соответствии с положениями Регламента.

К кандидатам на должность конституционного судьи предъявлены высокие требования. Членом Конституционного Суда может стать судья, прокурор, профессор университета, государственный служащий или адвокат. Более того, кандидаты должны быть компетентными и общепризнанными юристами с безупречной репутацией и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Подтверждение соблюдения данных требований по профессиональному опыту сообщаются в Пленум Конституционного Суда

Срок полномочий судей - 9 лет. Однако судейский состав по Конституции Испании должен обновляться каждые три года на одну треть. Члены Конституционного Суда не могут:

1) Занимать должность омбудсмена;

2) Занимать должность депутата или сенатора;

3) Занимать любую административную или политическую должность как на уровне государства, так и на уровне автономного сообщества и провинции;

4) Заниматься юридической и прокурорской деятельностью;

5) Быть судьей в любом другом суде;

6) Осуществлять руководящие функции в политических партиях, профсоюзах, фондах и профессиональных ассоциациях;

7) Осуществлять любую другую профессиональную и коммерческую деятельность.

Если судья занимается деятельностью из вышеперечисленного списка, то он должен отказаться от должности или от не совместимой с мандатом деятельности. Если судья не делает этого в течение 10 дней, то он снимается с должности.

Члены Конституционного Суда осуществляют свои функции в соответствии с принципами беспристрастности и уважения достоинства личности. Члены Конституционного Суда не могут быть преследованы за мнения, выраженные в осуществлении своих функций. Судьи несменяемы, не могут быть смещены или временно отстранены от должности за исключением случаев, изложенных в Органическом Законе о Конституционном Суде.

Судьи Конституционного Суда прекращают свои полномочия в случае:

1) Отставки, одобренной Председателем Конституционного Суда;

2) Истечения срока назначения;

3) Возникновения обстоятельств, запрещающих осуществлять деятельность, предусмотренных судебной системой;

4) Несовместимости профессиональной деятельности с деятельностью, осуществляемой в настоящее время;

5) Прекращения надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных должностью;

6) Привлечения к гражданско-правовой ответственности за мошенничество, осуждения за умышленное преступление или грубую ошибку.

В первых двух случаях, а также в случае смерти судьи решение об отставке принимается Председателем Конституционного Суда. В остальных случаях решение принимается Пленумом Конституционного суда. В третьем и четвертом случаях необходимо простое большинство голосов, во всех остальных квалифицированное большинство в три четверти голосов.

Конституционный Суд гарантирует верховенство Конституции посредством проверки нормативно-правовых актов на конституционность. Конституционный Суд Испании может объявить не соответствующим Конституции:

1) Уставы автономий и другие Органические законы;

2) Другие законы, положения и нормативно-правовые акты государства, обладающие силой закона;

3) Международные договоры;

4) Регламенты Палат Генеральных Кортесов;

5) Законы, положения, нормативно-правовые акты, обладающие силой закона автономного сообщества;

6) Регламенты Законодательных Ассамблей автономных сообществ.

Заявление о неконституционности должно обеспечиваться за счет:

конституционной жалобы (el recurso de incons-titucionalidad) или постановки вопроса о неконституционности (la cuestión de inconstitucionalidad), p выдвигаемого отдельными судьями или судами. Д Принятие жалобы или вопроса о неконститу- Ч

m

ционности не приостанавливает действие или К применение закона, положения или нормативно- S правового акта, обладающего силой закона. Ис- у ключением является - обжалование Правитель- А

ством решений и постановлений, принятых автономными сообществами. В таком случае данные положения приостанавливают свое действие, если Конституционный Суд не отклонил ходатайство Правительства в течение 5 месяцев.

Направить конституционную жалобу в Конституционный Суд Испании имеют право следующие субъекты:

1) Премьер-министр;

2) Омбудсмен;

3) 50 депутатов;

4) 50 сенаторов.

Кроме того, направить конституционную жалобу могут также исполнительные органы и Ассамблеи автономных сообществ, если данный нормативно-правовой акт напрямую влияет на область деятельности данной автономии.

Если судья или суд, по собственной инициативе или по просьбе другой стороны, при рассмотрении определенного дела находят, что нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, противоречит Конституции, то данные субъекты могут поднять вопрос о неконституционности данной нормы, не отменяя ее действие. Постановка такого вопроса влечет за собой временное приостановление разбирательства по делу до объявления Конституционным Судом окончательного решения по данному вопросу.

Права и свободы, признанные в статьях 1429, а также 30 (право на отказ от военной службы по соображениям совести) Конституции Испании, защищаются процедурой ампаро.

Решения или действия, не обладающие силой закона, исходящие от судов, других органов судебной власти, законодательных ассамблей или других органов автономных сообществ, нарушающие права и свободы, подлежащие процедуре ампаро, могут быть обжалованы в течение 3 месяцев с момента их подписания субъектом, непосредственно пострадавшим от данного решения или действия, уполномоченным по правам человека или прокуратурой.

Нарушения вышеупомянутых прав и свобод, вызванные положениями, нормативно-правовыми актами, упущениями или простыми действиями Правительства и его членов, коллегиальных исполнительных органов автономных сообществ и их членов, может повлечь за собой процедуру ампаро в случае, если другие средства защиты права были исчерпаны. Срок для подачи апелляции - в течение 20 дней с вынесения решения последней судебной инстанцией. Подавать апелляцию может омбудсмен или прокуратура.

Процедура ампаро может быть также произведена прокурором или уполномоченным по правам человека в течение 30 дней с момента уведомления о вынесении решения, в случае нарушения прав и свобод в результате действия или бездействия судебного органа при соблюдении следующих условий:

1) Исчерпаны все средства оспаривания, предусмотренные процессуальным законодательством, по определенному делу;

2) Нарушение прав и свобод причинено непосредственно действием или бездействием судебного органа вне зависимости от фактов, которые привели к данному нарушению;

3) Жалоба была бы подана в процессе разбирательства, если бы была такая возможность, и фактически была подана сразу, как только это стало возможным.

Физические и юридические лица, которые хотят, чтобы их интересы были защищены Конституционным Судом Испании, должны быть представлены прокурором и действовать строго под руководством адвоката. Более того, субъекты могут сами себя представлять в суде для защиты собственных прав и интересов, если имеют степень бакалавра права, даже если не работают по профессии прокурора или адвоката. Для того, чтобы выступать в Конституционном Суде в качестве адвоката, кандидат должен быть включен в Ассоциацию Адвокатов.

Для начала разбирательства в Конституционном Суде Испании должно быть подано заявление только в письменной форме, в котором точно сформулированы обстоятельства, заставившие субъект обратиться в данный суд.

Решения и постановления Конституционного Суда публикуются в «Официальном Правительственном Вестнике» в течение 30 дней от даты вынесения решения. В частности, Конституционный Суд, если считает это необходимым, может напрямую уведомить о вынесении определенного решения уполномоченное лицо или государственного служащего.

Все государственные органы обязаны соблюдать решения Конституционного Суда. Конституционный Суд также вправе обратиться к любому государственному органу с просьбой предоставить любую информацию или документацию, касающуюся рассматриваемого дела, предприняв все необходимые меры для сохранения секретности полученной информации.

Подача заявления в Конституционной Суд Испании бесплатная. Однако, если суд решит, что субъект, заявивший о неконституционности какого-либо нормативно-правового акта или о нарушении его общественных свобод и прав, действовал безрассудно или злоупотреблял своими правами, Конституционный Суд вправе наложить штраф в размере от 600 до 3000 евро.

Таким образом, Конституционный суд Испании осуществляет конституционный контроль посредством проверки нормативно-правовых актов, обладающих силой закона как на уровне государства, так и на уровне автономного сообщества, а также других актов, и осуществляет конституционный контроль в рамках процедуры ампаро, при которой любому физическому и юридическому лицу может быть предоставлена защита их общественных интересов и прав.

CONSTITUTIONAL REVIEW IN SPAIN

Frolova V.S.

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

The article analyzes the theoretical and normative aspects of the institution of constitutional review in Spain. The term constitutional control in this article is considered from the point of view of relations between authorities, in the process of which normative legal acts may be invalidated due to their inconsistency with the criterion of "constitutionality". The practice of the formation in Spain of a special, new model of constitutional control - the European centralized constitutional control, in which the main role is played by an independent body - the Spanish Constitutional Court, is analyzed. The article analyzes the provisions of the Spanish Constitution and the Spanish Organic Law "On the Constitutional Court" in terms of general characteristics, the history of the creation of this body, its competence, goals and objectives, main activities, assessment of the structure and composition.

Keywords: constitutional review in Spain, European model of constitutional review, Constitutional Court of Spain, unconstitutionality of laws, amparo proceedings.

References

1. Constitución Española. Boletín Oficial del Estado, 29 de diciembre de 1978, núm. 311.

2. Enrique Guillen Lopez. Judicial Review in Spain: The Constitutional Court, 41 Loy. L.A. L. Rev. 529 (2008).

3. España. Ley Orgánica 2/1979, de 3 de octubre, del Tribunal Constitucional. Boletín Oficial del Estado, 5 de octubre de 1979, núm. 239.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Torres Gutiérrez, Alejandro. Estudio de las recientes reformas de la Ley Orgánica del Tribunal Constitucional en España: La LO 12/2015, de 22 de septiembre, y la LO 15/2015, de 16 de octubre, Civitas Europa, vol. 35, no. 2, 2015, pp. 289-298.

5. Benito Alaez Corral, Abel Arias Castaño. The role of the spanish constitutional court in the judicial review of parliamentary legislation, (2009), 15 European Public Law, Issue 4, pp. 597-613.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.