Научная статья на тему 'Конституционные приоритеты экологического образования и воспитания экологической культуры – инвестиции в будущее России'

Конституционные приоритеты экологического образования и воспитания экологической культуры – инвестиции в будущее России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
107
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое образование / экологическая культура / конституционные приоритеты / инвестиции / ecological education / ecological culture / constitutional priorities / investments

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Виноградова Е. В.

экологизация сознания и правосознания – процесс, который нуждается в дополнительных усилиях со стороны государства, в него должны быть вовлечены институты гражданского общества, ученые, юристы, педагоги, все граждане России. Сформировать правильное, экологическое отношение к природной среде – задача, сформулированная на уровне конституционных приоритетов. Конституционный уровень гарантий экологического благополучия населения страны предопределяет необходимость создания и формулирования основных положений новых подходов к вопросам экологического образования и формирования экологической культуры как основного элемента инвестиций в развитие России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Виноградова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional priorities of ecological education and upbringing of ecological culture are investments in the future of Russia

ecologization of consciousness and sense of justice is a process that needs additional efforts on the part of the state, civil society institutions, scientists, lawyers, teachers, all citizens of Russia should be involved in it. Forming a correct, ecological attitude to the natural environment is a task formulated at the level of constitutional priorities. The constitutional level of guarantees of the ecological well-being of the country’s population predetermines the need to create and formulate the main provisions of new approaches to the issues of environmental education and the formation of environmental culture, as the main element of investment in the development of Russia.

Текст научной работы на тему «Конституционные приоритеты экологического образования и воспитания экологической культуры – инвестиции в будущее России»

• ПРАВОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА •

Е.В. Виноградова,

доктор юридических наук, профессор, и.о. первого заместителя директора Института государства и права Российской академии наук

E. V. Vinogradova,

Doctor of Law, Professor, Acting First Deputy Director of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences evigpran@igpran.ru

DOI:

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ з

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ § ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - ИНВЕСТИЦИИ I

В БУДУЩЕЕ РОССИИ |

к С

Аннотация: экологизация сознания и правосознания - процесс, который нуж- | 3

дается в дополнительных усилиях со стороны государства, в него должны быть 3 j

вовлечены институты гражданского общества, ученые, юристы, педагоги, все е s

граждане России. Сформировать правильное, экологическое отношение к природ- g ^

ной среде - задача, сформулированная на уровне конституционных приоритетов. К f

Конституционный уровень гарантий экологического благополучия населения страны | 3

предопределяет необходимость создания и формулирования основных положений но- g g

вых подходов к вопросам экологического образования и формирования экологической S -

культуры как основного элемента инвестиций в развитие России. 3 3

го й

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, консти- с § туционные приоритеты, инвестиции. 3 °

s I

S S

П о

j 3

CONSTITUTIONAL PRIORITIES OF ECOLOGICAL ? §

EDUCATION AND UPBRINGING OF ECOLOGICAL CULTURE f f ARE INVESTMENTS IN THE FUTURE OF RUSSIA Р g

С Q1

с a

Abstract: ecologization of consciousness and .sense of justice is a process that needs s f

additional efforts on the part of the state, civil society institutions, scientists, lawyers, teachers, all citizens of Russia should be involved in it. Forming a correct, ecological attitude to the natural environment is a task formulated at the level of constitutional priorities. The constitutional level of guarantees ofthe ecological well-being ofthe country 's population predetermines the need to create andformulate the main provisions of new approaches to the issues of environmental education and the formation of environmental culture, as the main element of investment in the development ofRussia.

Keywords: ecological education, ecological culture, constitutional priorities, investments.

199

Легитимация в текстах Основных Законов приоритетов формирует ориентиры для общества, интегрирует его, определяя перспективы развития страны. Ознаменованные масштабными конституционными преобразованиями изменения в политико-правовом дизайне современной России отражают появление новых подходов к формированию конституционных ценностей. Современная эпоха, по мнению Н. С. Бондаря, в новой политической философии, новой конституционной идеологии и создает необходимость разработки принципиально новых подходов к пониманию и обоснованию фило-софско-мировоззренческих основ и ценностей современного конституционализма в условиях глобалистского мира [1, с. 46].

Принятие в 2020 г. Закона о поправке к Конституции РФ [2] обусловило запуск новых трендов в развитии правового пространства, определяющего эффективность развития Российской Федерации. „о Некоторые вопросы получили импульс для дальнейшей эволюции го благодаря участию россиян в формировании стратегии национального развития. Большое значение для этого имело всенародное а обсуждение предлагаемых изменений. Как отмечал Д. А. Керимов, § активное участие людей в решении вопросов общественного развития § не только является условием их правильной реализации, но и означает 2 образование единства общей воли народа, которая выступает силой, создающей правовые установления, содержится в них и их реализует, — внося органическое единство во всю правовую систему, придавая ей § характер правовой целостности [3, с. 109].

^ Важно отметить, что обсуждение предлагаемых поправок сопро-§ вождалось изучением общественного мнения, проведением социоло-^ гических опросов, в результате чего был сформирован своеобразный рейтинг значимых для россиян ценностей и обозначен ряд проблем, о решение которых граждане России считали важным. В числе наиболее ^ значимых, наряду с вопросами, имеющими ярко выраженную социаль-С ную окраску, назывались экологическая безопасность и экологическое благополучие. Это предопределяет большой теоретический интерес 200 к формированию доктрины экологической безопасности, основанной ^ на конституционном положении о необходимости сохранения уни-СЧ кального природного многообразия.

® В целях охраны и защиты окружающей среды в конституционном тексте, наряду с гарантиями, установленными ст. 42 Конституции РФ1,

ГО

закреплены положения о снижении негативного антропогенного

1 Конституционный текст закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

воздействия на природную среду, создании условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры (положения п. «е.6» ст. 114). Положения п. «е» ст. 71 устанавливают, что к предметам исключительного ведения Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного экологического развития. Пунктом «д» ч. 1 ст. 72 Конституции в новой редакции к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов отнесены природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Положениями ст. 114, устанавливающей полномочия Правительства РФ, на него возложено проведение единой социально ориентированной государственной по- 8 литики в области охраны окружающей среды и осуществление мер, § направленных на снижение негативного воздействия хозяйственной I и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального | ^ природного и биологического многообразия страны. « §

Установление на конституционном уровне гарантий экологиче- § Ц ского благополучия жителей России предопределяет необходимость ? ц формулирования положений, определяющих новые подходы к вопро- | | сам экологической безопасности. Полагаю важным в связи с этим ® отметить, что актуализация вопросов обеспечения экологической || 1 безопасности происходит уже на протяжении ряда лет. В утвержденных в 2012 г. Основах государственной политики в области экологиче- ^ з ского развития Российской Федерации на период до 2030 года охрана, | 1 воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов | § рассматриваются как «необходимые условия обеспечения благоприят- | | ной окружающей среды и экологической безопасности» и как принцип ^ § реализации указанной политики. В 2016 г. Президент РФ высказывал ^ § мнение, что активная вовлеченность граждан в решение экологических ® § проблем предполагает, что доверие к инициативам граждан, диалог § § и партнерство с общественными движениями - очень важное условие | | формирования высокой экологической культуры в стране.

В своих посланиях Федеральному Собранию Президент часто 201 обращается к этой теме. В 2018 г. в его обращении содержалось ^ мнение, что «все проекты, приоритеты... пространственное разви- и тие, инвестиции в инфраструктуру, в образование, здравоохранение | и экологию, в новые технологии и науку, меры поддержки экономики, -з содействие талантам, молодежи - все это призвано работать на одну ^ стратегическую задачу - прорывное развитие России»1. В 2020 г. §

1 1 марта 2018 г. Президент России Владимир Путин обратился с традиционным посланием Федеральному Собранию РФ.

«помнить о своей социальном и экологическом ответственности» глава государства в очередной раз призвал бизнес. «Решение проблем в сфере экологии - это задача для нашей промышленности и науки, ответственность каждого из нас. Призываю самым активным образом включиться в эту работу и молодежь. Мы должны передать будущим поколениям экологически благополучные стороны, сохранить природный потенциал и заповедный фонд России».

Следует отметить, что Конституционный Суд РФ, определяя в своих решениях содержание понятия «безопасность государства», неоднократно указывал: помимо военной безопасности (что преимущественно охватывается понятием «оборона страны»), оно включает в себя иные виды безопасности, в том числе экологическую [4, 5] как часть системы безопасности государства.

Вместе с тем вопросы экологической безопасности, по сравне-„о нию с другими ее видами (экономической, информационной и др.), не стали приоритетными в массовом сознании россиян, проблематика экологической безопасности формирует аксиому своей безусловной № важности весьма неспешно. Если учесть, что один из первых между -§ народных документов, признавших право человека на благоприятную § природную среду - Стокгольмская Декларация - был принят 16 июня 2 1972 г., т.е. 50 лет назад, это «отставание в приоритетности» выглядит странным. Однако многие из нас, и юристы не исключение, про— должают относиться к экологии как к неким оторванным от жизни § концепциям, полагая, что экономические интересы важнее экологи-^ ческих. Это заблуждение. Мы все живем на одной планете, каждый § из нас и все мы вместе не сможем дышать отравленным воздухом, пить с ядовитую воду... Вопросы охраны природной среды - это вопросы

не благополучия, а выживания. о Значимые для формирования современной российской право-^ вой доктрины концепции экологической безопасности в формате С конституционно-правовых и международно-правовых исследований до настоящего времени отсутствуют. Недостаток научно обо-202 снованных данных в этой сфере не позволяет не только надлежа-^ щим образом осуществлять управление экологическими рисками (V и минимизировать их, но и эффективно отстаивать национальные ® социально-экономические интересы на международном уровне. Справедливости ради следует отметить, что нормативное обеспечение экологического правопорядка и экологической безопасности в России происходит на протяжении ряда последних лет достаточно активно. В Уголовный кодекс РФ 1996 г. включена целая глава, в которой сформулированы уголовно-правовые запреты на деяния,

ГО

посягающие на экологический правопорядок и экологическую безопасность. Предусмотрена административная и гражданско-правовая ответственность. Конституционный и Верховный суды неоднократно выражали правовые позиции по этим вопросам (можно напомнить и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21, и Постановление Пленума Верховного Суда от 30 ноября 2017 г. № 49, и решения Конституционного Суда, на которые в этой работе уже сделана ссылка). В 2012 г. утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Таким образом, можно предположить, что со стороны государства предпринимаются определенные шаги в этом направлении. Однако кроме создания необходимой нормативной базы, § способной обеспечить экологическое благополучие наших соотече- § ственников, необходимо осознание приоритетности экологической I проблематики, основанной на тезисе, что обеспечение экологической | ^ безопасности не только внутригосударственная задача, это система, « § элементами которой являются и национальная безопасность, и гео- § Ц политические интересы России в сфере международного сотрудни- ? § чества [6]. Запуск процессов «экологической перезагрузки» в рамках | 1 теоретических моделей обусловит обновление его правовых основ. ® Поставленная задача по усилению экологического образования || § и воспитания экологической культуры пока не имеет очевидных фор- "I матов реализации. Думается, в ближайшие годы должно произойти § ^ изменение не только в структуре просвещения и высшего образова- | § ния, необходимы фундаментальные правовые исследования. Решение § § основных задач государственной политики в данной области должно % | осуществляться в том числе в направлении экологического образова- ^ § ния и просвещения. По мнению ректора МГУ имени М. В. Ломоносова ^ § В.А. Садовничего, «.в начале третьего тысячелетия очевидна не- % § обходимость кардинальных изменений в мировом образовании, по- § § явления и развития его новых форм и направлений. Современное § | образование как социальный механизм формирования человека пока слабо связан с решением глобальных проблем, многие из которых 203 не просто бросают вызов, но и прямо угрожают гибелью человечеству ^ и разрушением биосферы» [7, с. 7-9]. Однако на сегодняшний день и в России существует всего пять диссертационных советов, в которых | готовятся кандидатские и докторские диссертации по эколого-право- -5 вой тематике. Ввиду работы по изменению шифров научных специ- § альностей защиты экологических диссертаций вообще растворятся § где-то на границе публичного и частного права. Необходимы усилия по формированию новой концепции по экологизации юридической

науки, которые позволят трансформировать право, установив в качестве главного критерия эффективности нормативного регулирования экологическое благополучие.

В контексте интеграции России в направлении ее встраивания в глобальные тренды «зеленого» перехода важно учитывать усложнение и детализацию международного права. Успешность смягчения антропогенного воздействия на природную среду, а также адаптации экологических систем, населения и отраслей экономики к изменениям зависит от того, насколько правильно будут определены скорость и интенсивность таких изменений и выполнен их прогноз, иными словами - от качества научного, правового и информационно-аналитического обеспечения соответствующих управленческих решений.

Говоря о перспективах развития, сложно не понимать, что вложения в формирование и развитие зеленой повестки - это инвестиции „о в будущее. Учитывая, что кризисы последних лет стали для воплощения принципов устойчивого развития (ESG) настоящим испытанием, курс на их реализацию оказался под угрозой. Набиравшие в последнее а десятилетие темп инструменты стимулирования экологизации произ-§ водства и потребления, уменьшения углеродного следа и охраны окру-§ жающей среды ввиду межгосударственных противоречий и экономи-2 ческих дисбалансов сегодня существенно его снижают. Многие страны ^ «ставят на паузу» свои экологические программы. Переход к зеленой — экономике замкнутого цикла требует практически полного техноло-§ гического перевооружения. При этом новая инфраструктура зеленой ^ экономики - возобновляемые источники энергии, электротранспорт, § переработка отходов, экологичное безотходное производство и т.п. -^ может быть создана только на действующей, далеко не нейтральной с точки зрения углеродного следа и заботы об окружающей среде о современной технологической базе. Все новые технологии являются ^ чрезвычайно энерго- и ресурсозатратными.

С Учитывая, что скорость изменений серьезно зависит от скоорди-нированности усилий и следования стран принципу открытого транс-204 фера новых технологий - одного из ключевых условий достижения ^ целей устойчивого развития, необходимо настойчиво инвестировать (V не только в материальные, но и в интеллектуальные ресурсы, способ® ные создавать потенциал для выживания в условиях глобальной эко-^ номики нетоксичных для экологии производств. Движение в сторону экологичных экономик должно быть сбалансированным. Системность подходов предполагает, что с внедрением зеленых технологий необходимо наращивать зеленую энергетику. Нет никакого экологического смысла производить солнечные панели с использованием «грязной»

энергии. В феврале 2022 г. Европейская комиссия приняла решение о включении атомной энергетики и природного газа в «Зеленую таксономию ЕС» - классификацию экологически устойчивых видов деятельности для инвесторов. В мае 2022 г. в условиях нарастающих политического и экономического кризисов многие европейские страны приняли решение о расконсервировании теплоэлектростанций, работающих на угле и мазуте. Это позволяет сделать вывод, что только последовательность в реализации решений и конструктивное сотрудничество способны придать долгосрочный импульс развитию зеленой повестки и достижению целей устойчивого развития.

В заключение полагаю важным отметить, что формирование бережного отношения к природе как к части экосистемы является § важнейшей задачей для благополучия нынешнего и будущих по- §§ колений. Она имеет решение только в случае консолидации усилий I государства, институтов гражданского общества, всех граждан | ^ России, направленных на реализацию государственной политики, « § формирующей основы экологического образования и воспитания § Ц

экологической культуры. В период, когда происходит формирование ? §

§§

знании о природе, закладываются основы отношения к природной § |

среде, очень важно понимание сущности взаимоотношений живых ®

организмов внутри системы как основы экологического взгляда || 1

на окружающий мир, воспитывающее бережное отношение к при- "I

роде. Одна из важнейших задач системы образования, семьи и иных § ^

институтов общества - это повышение экологической грамотности, | §

формирование навыков экономного, бережного использования природ- § §

ных ресурсов, активной гуманной позиции по отношению к природе, % |

что и определяет экологическое воспитание как процесс ознакомления ^ §

с законами природы, основанный на экологическом подходе, когда по- ^ §

ведение человека в природной среде опирается на основополагающие $ §§

% з

идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая ? §

культура. Именно такие цели стоят сегодня перед российским обще- § | ством. На это направлена работа по закреплению на конституционном

уровне гарантий обеспечения прав и свобод в экологической сфере. 205

При этом должно обеспечиваться единство и системность государ- ^

ственной политики, включающей «.охрану окружающей среды, и

организацию рационального природопользования и обеспечение |

экологической безопасности» [8, с. 187]. Эта система также должна -5

включать в себя вопросы формирования экологической культуры, §

что может быть обеспечено только созданием научно обоснованных § моделей экологического воспитания и экологического образования. Конституционный уровень гарантий экологического благополучия

населения страны предопределяет необходимость формулирования основных положений новых подходов к вопросам экологического образования и формирования экологической культуры как основного элемента инвестиций в развитие России.

Список литературы:

1. Бондарь, Н.С. Философия российского конституционализма: в контексте теории и практики конституционного правосудия / Н. С. Бондарь // Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. - М. : Летний сад, 2010. - 320 с.

2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти : закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Собр.

.а законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 11, ст. 1416. го 3. Керимов, Д.А. Основы философии права / Д. А. Керимов. | - М. : Манускрипт, 1992. - 191 с.

а 4. По делу о проверке конституционности не вступившего в силу о5 международного договора Российской Федерации - протокола о при-§ соединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению 2 об учреждении всемирной торговой организации : постановление ^ Конституционного Суда РФ от 9 июля 2012 г. № 17-П. - Доступ — из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». § 5. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Павлова Ивана Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и пунктом 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией огра-о ниченного распространения в федеральных органах исполнительной ^ власти : определение Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. С № 287-О-О. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Виноградова, Е.В. Грани современного российского конститу-206 ционализма / Е.В. Виноградова. - М. : Ритм, 2021. - 240 с. ^ 7. Ильин, И.В. Образование, общество, природа: эволюционный СЧ подход и глобальные перспективы / И.В. Ильин, А.Д. Урсул. - М. : ® Изд-во Московского ун-та, 2016. - 556 с.

8. Боголюбов, С. А. Реализация экологической политики посредством права : монография / С. А. Боголюбов. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 320 с.

I

С

го

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.