Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПУБЛИЧНОМ ИНТЕРЕСЕ ГОСУДАРСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПУБЛИЧНОМ ИНТЕРЕСЕ ГОСУДАРСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECOLOGICAL SAFETY / ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС / PUBLIC INTEREST / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / THE POWERS OF THE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эрнст Владислав Валерьевич

Статья затрагивает вопросы, взаимообусловленности соотношений частного с публичным интересом государства по обеспечению экологической безопасности в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. Автор обращается непосредственно к практической деятельности Конституционного Суда, анализирует его решения в сфере обеспечения экологической безопасности с позиций соблюдения баланса частных и публичных интересов. Отмечена особая роль Конституционного Суда в формировании политики государства в сфере экологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of public interest of the State to ensure ecological safety in the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation

The article addresses the issues of the interdependence of the ratios of private and public interest of the state to ensure ecological safety in the legal positions of the constitutional Court of the Russian Federation. The author addresses directly to the practical activities of the constitutional Court, analyzes the solutions in the field of environmental security from the perspective of balancing private and public interests. It's noted the special role of the Constitutional Court in the formation of state policy in the sphere of environmental safety.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПУБЛИЧНОМ ИНТЕРЕСЕ ГОСУДАРСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Конституционное и муниципальное право

К ВОПРОСУ О ПУБЛИЧНОМ ИНТЕРЕСЕ ГОСУДАРСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРНСТ Владислав Валерьевич,

аспирант кафедры конституционного права и конституционного судопроизводства Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН), член Ассоциации юристов России (АЮР). E-mail: vladigrado@yandex.ru

Краткая аннотация: статья затрагивает вопросы, взаимообусловленности соотношений частного с публичным интересом государства по обеспечению экологической безопасности в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. Автор обращается непосредственно к практической деятельности Конституционного Суда, анализирует его решения в сфере обеспечения экологической безопасности с позиций соблюдения баланса частных и публичных интересов. Отмечена особая роль Конституционного Суда в формировании политики государства в сфере экологической безопасности.

The article addresses the issues of the interdependence of the ratios of private and public interest of the state to ensure ecological safety in the legal positions of the constitutional Court of the Russian Federation. The author addresses directly to the practical activities of the constitutional Court, analyzes the solutions in the field of environmental security from the perspective of balancing private and public interests. It's noted the special role of the Constitutional Court in the formation of state policy in the sphere of environmental safety.

Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, экологическая безопасность, публичный интерес, полномочия органов власти.

The Constitutional Court of the Russian Federation, ecological safety, public interest, the powers of the authorities.

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов1. Публичный интерес гарантирует достижение поставленных целей в отношении выработки и реализации политики

1 Пункт 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь", Определения Конституционного Суда от 28.06.2012 N 1256-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.

экологического развития в нормативном правовом аспекте. Известно, что «механизм формирования публичного интереса предполагает рациональный выбор социального субъекта»2, обладающего социальной активностью, волей, сознанием и способного оказывать воздействие на объект. Применительно к проблеме обеспечения экологической безопасности выбор объекта должен быть детерминирован провозглашаемыми Конституцией Российской Федерации ценностями, в частности, правом человека и гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ)3.

2 Болгова В.В. Практика конституционного суда Российской Федерации и формирование публичного интереса в сфере экологической безопасности / В.В. Болгова, Е.Е. Жеребцова // Юридические науки. 2014. № 8. С. 516.

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Зако-

Таким образом, формирование публичного интереса в сфере обеспечения экологической безопасности может происходить посредством согласования, консолидации и достижения баланса интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с воздействием на окружающую среду и частных интересов на основе базовых конституционных ценностей, важных для каждого гражданина.

По мнению профессора Н.С. Бондаря, «социально-политическая значимость конституционных ценностей состоит в том, что выраженные в них социальные начала (цели, интересы, принципы и т.п.) обеспечивают оптимальное - соответствующее принятой обществом и государством конституционной модели -развитие на основе согласования интересов не только внутри государства, но и на международной арене»1. В свою очередь профессор С.А. Авакьян подчёркивает «основополагающий характер Конституции РФ», её «социально-политическую ценность», Основной Закон «регулирует наиболее важные общественные отношения, является базой движения общества по пути исторического прогресса»2.

Возникают задачи формирования механизмов защиты публичного интереса, правильного выбора объекта конкретизации и соответствующих правовых средств, в решении которых важное место отведено Конституционному Суду Российской Федерации (далее - КС РФ). По мнению профессора В.Д. Зорькина, КС РФ осуществляет функцию обеспечения экономических и социальных прав граждан в случаях, когда представители других ветвей государственной власти допускают отклонения от своих конституционных обязательств3.

нами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

1 Бондарь Н.С. Конституционные ценности и политика: консти-туализация политики, но не политизация конституционных ценностей / Н.С. Бондарь // Журнал конституционного правосудия. 2016. № 1(49). С. 25.

2 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность // С.А. Авакьян. М.: Сашко, 2000. [Электронный ресурс]. ULR: http:// http://constitution.garant.ru/science-work/modern /1776651/chapter/1/#block_100 (дата обращения 13.06.2016).

3 Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция // В.Д.

Зорькин. М.: Норма, 2010. С. 5.

Отметим, что гармонизация фактических (социокультурных) и формальных (юридических) ценностей, отражённых в положениях Конституции Российской Федерации, является не только важнейшей задачей КС РФ, но и сущностной составляющей его полномочий (ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 14 декабря 2015 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации»)4.

КС РФ относит экологическую безопасность к конституционно значимой ценности5. Ак-сеологический (ценностный) подход к решению экологических проблем не только закреплён Основным законом Российской Федерации, но и продиктован жизненной необходимостью. Обратимся к практике КС РФ в сфере обеспечения экологической безопасности, разумного природопользования и охраны окружающей среды. Основывается данная практика на выработке эффективных правовых механизмов, которые обеспечили бы баланс частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере экологической безопасности.

Согласно Постановлению КС РФ от 2 июня 2015 г. № 12-П, - достижение баланса частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на профилактику экологических правонарушений и на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях так называемого экосовместимого экономического развития, предполагает использование как частноправовых, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств (административных, фискальных и др.)6.

4 О Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 14 декабря 2015 г.) // Росс. газ. 1994. 23 июля. № 138-139; СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

5 Пункт 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда от 05.03.2014 N 496-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы межрегиональной общественной организации "Военно-охотничье общество Уральского военного округа" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем четвертым части первой статьи 47 Федерального закона "О животном мире".

6 Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие наруше-

Правовые основы государственной политики в сфере экологической безопасности в соответствии с Постановлением КС РФ от 5 мая 2013 г. № 5-П1 должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Вместе с тем, поскольку природопользование объективно влечет причинение экологического вреда, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования в области экологического развития (ст. 71, п. «е», Конституции РФ) наделен достаточно широкой дискрецией, что обусловлено необходимостью защиты и обеспечения таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан (ст. 55, ч. 3, Конституции РФ)2.

В Определении КС РФ от 9 февраля 2016 г. № 225-О - конституционная обязанность по сохранению природы и окружающей среды имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, распространяется как на граждан, так и на юридических лиц, что предполагает необходи-

ния лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть". Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.06.2015 // СЗ РФ. 2015. № 24. Ст. 3547; Росс. газ. 2015. 18 июня. № 130; Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. № 4.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь". Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.03.2013 // Росс. газ. 2013. 15 марта. № 56; СЗ РФ. 2013. № 11. Ст. 1164; Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. № 5.

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П

"По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального

закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь". Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.03.2013 // Росс. газ. 2013. 15 марта. № 56; СЗ РФ. 2013. № 11. Ст. 1164; Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. № 5.

мость ответственности за состояние экологической безопасности, в связи с тем, что эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде и несут потенциальную опасность экологической безопасности государства, таким образом, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду3.

Вместе с тем, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 июня 2015 г. № 17-П забота об охране окружающей среды и экологической безопасности не означает полного отказа от использования природных ресурсов при занятии предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Законодатель, определяя порядок и условия ее осуществления в такой сфере, как например, охотничье хозяйство, призван - исходя из конституционных принципов юридического равенства, запрета злоупотребления правами в ущерб интересам других лиц и недопустимости необоснованных и неэквивалентных ограничений конституционных прав и свобод - устанавливать оптимальный правовой режим охото-пользования, учитывающий объективные особенности осуществления различных видов этой деятельности и одновременно исключающий возможность недобросовестной конкуренции, как того требуют ст. 8 (ч. 1), 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и 2), 34, 55 (ч. 3), 72 (п. «в», «д», «к» ч. 1) и 76 (ч. 2) Конституции Российской Федерации4.

Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за экологическую безопасность, обязана, в свою очередь, принимать меры, направленные на сдержива-

3 Определение Конституционного Суда от 9 февраля 2016 года № 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Монолит и К» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 77 и пунктом 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

4 Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации". Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.06.2015 // СЗ РФ. 2015. № 27. Ст. 4101; Росс. газ. 2015. 10 июля. № 150; Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. № 5.

ние загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков, обеспечивая экологическую безопасность как принцип приоритета публичных интересов1, что обусловлено необходимостью защиты и обеспечения таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан2.

В соответствии с провозглашенным в преамбуле Конституции Российской Федерации, - основной целью обеспечения благополучия и процветания нынешнего и будущих поколений и ответственностью государства перед ними, сущностное содержание понятия «экологической безопасности» в предметном поле определяет взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ), обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ)3. Предполагается не просто получение гражданами информации о состоянии окружающей среды, но и возможность влиять на процесс принятия управленческих решений в различных сферах, затрагива-

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 N 8-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан" // Росс. газ. 2009. 27 мая. № 94; СЗ РФ. 2009. № 22. Ст. 2752; Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 3.

2 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. N 5-П город Санкт-Петербург "по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь". Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.03.2013 // Росс. газ. 2013. 15 марта. № 56; СЗ РФ. 2013. № 11. Ст. 1164; Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. № 5.

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным

голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от

30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информаци http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

ющих интересы общества, особенно в области экологической безопасности. В Определении КС РФ от 15 июля 2010 г. № 931-О-О говорится о необходимости непосредственного участия граждан в публичных слушаниях, что призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу4. Таким образом, на органы государственной власти возлагается обязанность по проведению публичных общественных слушаний по вопросам, затрагивающим сферу экологии, более того, подобная открытость обеспечивается буквой закона.

Таким образом, исходя из правовой позиции КС РФ и количества обращений по экологической тематике, можно утверждать, что состояние экологической безопасности сегодня -одна из важнейших тем для российского общества, а данная сфера публичных интересов обсуждается на самом высоком уровне, и понимается как средство обеспечения стратегической безопасности государства. Деятельность КС РФ, несомненно, обладает мощным преобразующим потенциалом. По словам профессора Н.С. Бондаря, решения Конституционного Суда являются нормативной правовой основой формирования системы российского конституционализма, они важный источник развития современной конституционной доктрины модернизации российской государственности5. Профессор А.А. Клишас утверждает, что решения КС РФ являются одним из механизмов дополнения Конституции и основной ее толкования, то есть

4 Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. № 2.

5 Бондарь Н.С. Конституционные ценности и политика: конституа-лизация политики, но не политизация конституционных ценностей / Н.С. Бондарь // Журнал конституционного правосудия. 2016. № 1(49). С. 30.

«правовыми позициями Конституционного Суда можно существенным образом дополнять положения Конституции»1. Всё это даёт основания полагать, что деятельность КС РФ существенно влияет на формирование политики государства в области обеспечения экологической безопасности, не только в нормативном правовом (формальном) отношении, но и в социально-культурной сфере, например, в развитии экологического сознания и экологической культуры граждан, концепций экологического просвещения. На основе решений КС РФ происходит корректировка, уточнение федерального, регионального и местного законодательства в сфере экологической безопасности, оценка соответствия нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации. Из практики КС РФ очевидно, что в качестве заявителей выступают не только законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности, но и граждане, так происходит вовлечение их в процесс защиты

конституционных ценностей и формирования в обществе конституционного правосознания.

Тем не менее, говоря об экологических проблемах, многие, как юридические, так и физические лица предполагают, что их причины, а также возможности решения зависят от «кого-то другого». Однако можно уверенно утверждать, что экология по определению не может быть обособленной отраслью от прочих сфер жизни общества. В России и во всём мире происходит перестройка экономической сферы. Во многих отраслях появляются специалисты, занимающиеся решением экологических проблем. Например, «снижением вредных выбросов, утилизацией и вторичной переработкой отходов, использованием материалов и технических решений, наносящих меньший вред природе, разумным использованием ресурсов, изменением производственных практик и образа жизни людей в сторону большей экологичности»2, что в конечном итоге ведет к обеспечению экологической безопасности, как публичного интереса государства и общества в целом.

1 Клишас А.А. Отчёт Федерального Собрания о 20-летнем развитии законодательства как стратегический, тактический и технико-юридический вектор социально-экономической и политической и юридической модернизации России / А.А. Клишас // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1(25). С. 270.

2 Эрнст В.В. Перспективы формирования культуры экологического сознания / В.В. Эрнст // Формирование опыта практической деятельности у студентов современного вуза / Под общ. науч. ред. А.Г. Казаковой. М.: Изд. Экон-Информ, 2015. С. 290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.