Научная статья на тему 'Поправки 2020 года в Конституцию Российской Федерации. Вопросы охраны окружающей среды экологической безопасности, экологического образования'

Поправки 2020 года в Конституцию Российской Федерации. Вопросы охраны окружающей среды экологической безопасности, экологического образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1349
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Поправки 2020 года в Конституцию / охрана природной среды / экологическая безопасность / экологическое образование / экологическая культура. / Amendments of the Constitution of the Russian Federation in 2020 / ecological safety and ecological education / ecological culture

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Елена Валерьевна

Конституционная реформа 2020 года, актуализировала интерес к вопросам охраны природной среды, экологической безопасности, экологического образования, экологической культуры. Предложение российского Президента о использовании потенциала Конституции, позволили внести ряд поправок в Основной закон, касающихся экологических проблем. Решение этих проблем, очевидно, потребует формирования новых подходов к вопросам теоретического обоснования правового регулирования в сфере экологии, основанного на конституционно-обозначенных приоритетах современного российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMENDMENTS OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2020. ISSUES ON THE ENVIRONMENTAL PROTECTION, ECOLOGICAL SAFETY AND ECOLOGICAL EDUCATION

The Constitutional reform in 2020 has actualized the interest to the issues of the environmental protection, ecological safety, ecological education and environmental culture. The offer of the Russian President to start a work on using the potential of the Russian Constitution made it possible to add some amendments to the Basic Law related to ecological problems. Obviously the solution of these issues requires the invention of the new approaches to solve the problems of theoretical substantiation of legal regulation in ecological field based on constitutionally fastened priorities of the modern Russia.

Текст научной работы на тему «Поправки 2020 года в Конституцию Российской Федерации. Вопросы охраны окружающей среды экологической безопасности, экологического образования»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10105 ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна,

доктор юридических наук, профессор, ФГБУН «Институт государства и права Российской академии наук»

(119019, г. Москва, ул. Знаменка, дом 10), e-mail: evsfrf@gmail.com

ПОПРАВКИ 2020 ГОДА В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Конституционная реформа 2020 года, актуализировала интерес к вопросам охраны природной среды, экологической безопасности, экологического образования, экологической культуры. Предложение российского Президента о использовании потенциала Конституции, позволили внести ряд поправок в Основной закон, касающихся экологических проблем. Решение этих проблем, очевидно, потребует формирования новых подходов к вопросам теоретического обоснования правового регулирования в сфере экологии, основанного на конституционно-обозначенных приоритетах современного российского государства.

Ключевые слова: Поправки 2020 года в Конституцию; охрана природной среды, экологическая безопасность, экологическое образование, экологическая культура.

VINOGRADOVA Elena Valeryevna,

Doctor of Legal Sciences, Professor, the Institute of state and law of the Russian Academy of Sciences (119019, Moscow, Znamka Str., House 10)

AMENDMENTS OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2020. ISSUES ON THE ENVIRONMENTAL PROTECTION, ECOLOGICAL SAFETY AND ECOLOGICAL EDUCATION

Аnnotation. The Constitutional reform in 2020 has actualized the interest to the issues of the environmental protection, ecological safety, ecological education and environmental culture. The offer of the Russian President to start a work on using the potential of the Russian Constitution made it possible to add some amendments to the Basic Law related to ecological problems. Obviously the solution of these issues requires the invention of the new approaches to solve the problems of theoretical substantiation of legal regulation in ecological field based on constitutionally fastened priorities of the modern Russia.

Key words: Amendments of the Constitution of the Russian Federation in 2020, ecological safety and ecological education, ecological culture.

В январе 2020 года Президент Российской Федерации в своём обращении к Федеральному Собранию предложил внести в действующую российскую Конституцию ряд поправок. Проект закона «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», которым предусмотрено внесение поправок в Основной закон России содержит перечень, норм, вносящих коррективы в положения Конституции РФ 1993 года. В контексте вопроса о конституционных преобразованиях, следует отметить, что по мнению многих, включившихся в обсуждаемый проект юристов, политиков, представителей институтов граждан-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

ского общества, действующие положения Конституции не нуждаются в пересмотре, но существует необходимость учитывать конкретные социальны-исторические условия, что необходимо для эффективного функционирования государства. В этой связи, очевидно, что Основной Закон должен соответствовать уровню развития общества, отвечать его запросам. Поэтому, предложенные поправки, призванные скорректировать некоторые аспекты правового регулирования, определяющие стратегию дальнейшего развития России обозначают вопросы социальной, политической и иных важных аспектов жизни российского общества, к числу которых, вне всякого сомнения, отно-

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сятся проблемы в экологической сфере. Эти проблемы предопределяют важность установления на конституционном уровне гарантий экологической безопасности, обусловленных уровнем экологической культуры, экологического воспитания, экологическим образования.

В подготовленном ко второму чтению проекту закона о поправках к Конституции России, предложено внести ряд исправлений, обозначающих требования к органам государственной власти в экологической сфере.

В частности, в статье 71 российской Конституции, предложено уточнить пункт «е», изложив его в редакции, определяющей, что к предметам исключительного ведения Российской Федерации относится «.. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования».

Пункт «д», части 1 статьи 72 Конституции, предлагается в новой редакции, в которой к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов будут отнесены «природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры».

Самые значительные изменения в сфере защиты экологических прав коснутся положений статьи 114 Конституции, устанавливающей полномочия Правительства Российской Федерации. Предлагается, изменить положения пункта «в» части 1 статьи 114, изложив его в следующей редакции - Правительство «... обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды». Кроме того, предлагается дополнить часть 1 статьи 114 Конституции РФ пунктом «е5», следующего содержания - Правительство «.осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным». Так же предлагается дополнить эту статью пунктом «е6» следующего содержания: Правительство «... создает условия для развития системы экологического

образования граждан, воспитания экологической культуры».

Очевидно, что эти предложения, еще будут уточняться и корректироваться. Вместе с тем, установление на конституционном уровне гарантий экологического благополучия населения страны,предопределяет необходимость создания и формулирования основных положений, определяющих, новые подходы к вопросам экологического воспитания.

Полагаю, что важно в этой связи отметить, что актуализация вопросов, обеспечения экологического правопорядка и экологической безопасности, происходит уже на протяжении ряда последних лет. В утвержденных в 2012 году Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года1, «охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов рассматриваются как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности и как принцип реализации указанной политики» [4]. В 2016 году Президент Российской Федерации высказывал мнение, что активная вовлеченность граждан, в решение экологических проблем предполагает, что доверие к инициативам граждан, диалог и партнёрство с общественными движениями - очень важное условие формирования высокой экологической культуры в стране2.

В своих посланиях Федеральному собранию Российской Федерации, Президент часто обращается к этой теме. В 2018 году в его обращении содержалось мнение, что «Все проекты, приоритеты, пространственное развитие, инвестиции в инфраструктуру, в образование, здравоохранение и экологию, в новые технологии и науку, меры поддержки экономики, содействие талантам, молодежи - все это призвано работать на одну, стратегическую задачу - прорывное развитие России».3 В этом 2020 году «помнить о своей социальной и экологической ответственности» он, в очередной раз призвал бизнес. «Решение проблем в сфере экологии - это задача для нашей промышленности и науки, ответственность каждого из нас. Призываю самым активным образом включиться в эту работу и молодежь. Мы должны передать будущим поколениям экологически благополуч-

1 утвержденных Президентом РФ 30 апреля

2012 г

2 Президент провёл в Кремле заседание Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». 27 декабря 2016 годаhttp://www.kremlin.ru/ events/president/news/53602

3 1 марта 2018 г президент России Владимир Путин обратился с традиционным посланием к Федеральному Собранию РФ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

ные стороны, сохранить природный потенциал и заповедный фонд России»1.

Современное нормативное правовое регулирование природопользования в России, с точки зрения исследователей, в определенных случаях, определяется необходимостью не только защиты природной среды, но и обеспечения прав коренных малочисленных народов, вместе с тем «... преследует цели обеспечения национальной безопасности и геополитических интересов России, осуществления международного сотрудничества в регионе» [3].

Утвержденная в 2017 году « Стратегия экологической безопасности»2, определяя основные направления обеспечения экологической безопасности страны, устанавливает в п. 45, что решение основных задач государственной политики в этой области должно осуществляться, в том числе и в направлении экологического образования и просвещения. По мнению ректора МГУ им. М.В.Ломоносова, В.А. Садовничего «.В начале третьего тысячелетия очевидна необходимость кардинальных изменений в мировом образовании, появления и развития его новых форм и направлений . Современное образование как социальный механизм формирования человека пока слабо связан с решением глобальных проблем, многие из которых не просто бросают вызов, но и прямо угрожают гибелью человечеству и разрушением биосферы. В настоящее время мировое образование представляет собой консервативный механизм передачи в основном устоявшихся знаний и опыта, неспособный эффективно содействовать решению глобальных и многих других проблем человечества, а во многих случаях даже способствующих углублению планетарного кризиса» [2].

Небрежное отношение к природе, может измениться только в результате государственной политики, направленной на формирование основ экологического воспитания. В период, когда происходит формирование знаний о природе, закладываются основы будущего отношения к окружающей среде, очень важно понимание сущности взаимоотношений живых организмов внутри природной системы, воспитывающее бережное отношение к природе.

Одна из важнейших задач системы образования, семьи и иных институтов общества - это повышение экологической грамотности формирование навыков экономного, бережного использования природных ресурсов, активной гуманной позиции по отношению к природе, Что и определяет экологическое воспитание, как процесс озна-

1 https://ria.ru/20190220/1551122945.html

2 Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ В.В. Путина от 19.04.2017 г. №176,

комления с законами природы, основанный на экологическом подходе, когда поведение человека в природной среде опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.

Именно такие цели стоят сегодня перед российским обществом. На это направлена работа по закреплению на конституционном уровне гарантий обеспечения прав и свобод в экологической сфере. При этом, должно обеспечиваться единство и системность государственной политики, включающей «...охрану окружающей среды, организацию рационального природопользования и обеспечение экологической безопасности» [1]. Эта система также должна включать в себя вопросы формирования экологической культуры, что может быть обеспечено только созданием научно обоснованных моделей экологического воспитания и экологического образования.

Список литературы:

[1] Боголюбов С.А. Реализация экологической политики посредством права: монография. -М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М», 2015. - 320 с.

[2] Ильин И.В., Урсул А.Д. Образование, общество, природа: Эволюционный подход и глобальные перспективы/ И.В. Ильин, А.Д. Урсул; Предисловие В.А. Садовничего, М.: Издательство Московского университета, 2016. - 556 с.

[3] Савенков А.Н. Арктика: правовое обеспечение устойчивого развития и сотрудничества. // Труды Института государства и права РАН. 2018, № 1. С.22-42.

[4] Устюкова В.В. Ответственность нарушение земельного законодательства: некоторые проблемы // Труды Института государства и права РАН. 2015, № 1. С.130-143.

Spisok literatury:

[1] Bogolyubov S.A. Realizaciya ekologicheskoj politiki posredstvom prava: monografiya. - M.: «Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii: INFRA-M», 2015. - 320 s.

[2] Il'in I.V., Ursul A.D. Obrazovanie, obsh-chestvo, priroda: Evolyucionnyj podhod i global'nye perspektivy/ I.V. Il'in, A.D. Ursul; Predislovie V.A. Sadovnichego, M.: Izdatel'stvo Moskovskogo univer-siteta, 2016. - 556 s.

[3] Savenkov A.N. Arktika: pravovoe obespech-enie ustojchivogo razvitiya i sotrudnichestva. // Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN. 2018, № 1. S.22-42.

[4] Ustyukova V.V. Otvetstvennost' narushenie zemel'nogo zakonodatel'stva: nekotorye problemy // Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN. 2015, № 1. S.130-143.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.