Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). С. 50-54. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). P. 50-54.
Научная статья УДК 342.3
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ
Константин Михайлович Худолей
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, kostya-hudoley@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается организация судебной власти в зарубежных странах СНГ и Балтии. Отмечается изменение судебной системы в этих странах по сравнению с советским периодом. Обращается внимание на то, что во многих странах наметилась тенденция по созданию множественной системы судов, а также специализированных судов.
Ключевые слова: конституция, суд, судебная система, правосудие, страны СНГ и Балтии. Для цитирования: Худолей К. М. Конституционные принципы организации судебной власти в зарубежных странах СНГ и Балтии // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 1 (91). С. 50-54.
Original article
CONSTITUTIONAL PRINCIPLES FOR THE ORGANZATION OF THE JUDICIAL POWER IN THE FOREIGN COUNTRIES OF THE CIS AND THE BALTIC
Konstantin M. Khudoley
Perm State University. Perm, Russia, kostya-hudoley@yandex.ru
Abstract. The article examines the organization of the judiciary in foreign CIS and Baltic countries. There is a change in the judicial system in these countries in comparison with the Soviet period. It is noted that in many countries there is a trend towards the creation of a multiple system of courts, as well as specialized courts. Keywords: constitution, court, judicial system, justice, CIS and Baltic countries. For citation: Khudoley K. M. Constitutional principles for the organzation of the judicial power in the foreign countries of the CIS and the Baltic. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 1 (91). Pp. 50-54. (In Russ.)
В конституциях зарубежных стран СНГ и Балтии установлены принципы организации судебной власти, которые определяют судебную систему, порядок назначения судей, статус судей, принципы судопроизводства и некоторые иные. Судебная система в странах СНГ и Балтии претерпела значительные изменения по сравнению с советским периодом. Одной из главных тенденций стало создание множественной системы судов и специализированных судов.
В зарубежных странах СНГ и Балтии предусмотрено создание единой и множественной системы судов. Единая система судов, которую возглавляет единственный высший судебный орган, предусмотрена в Эстонии, но даже в этой республике допускается создание специальных судов для рассмотрения отдельных категорий дел. Как правило, в зарубежных странах СНГ и Балтии используется множественная система судов, которую составляют несколько независимых друг от друга ветвей судов, во главе каждой из них стоит высший суд (суды об-
© Худолей К. М., 2022
щей юрисдикции, экономические суды, конституционный суд). Достаточно часто предусматривается создание специализированных судов [1, с. 47]. Например, в Литве созданы специализированные суды для разрешения административных, семейных и трудовых споров. Также достаточно часто создаются специализированные административные суды (Беларусь, Узбекистан, Казахстан) [2, с. 32]. В ряде стран военные суды составляют самостоятельную судебную ветвь (Таджикистан), но обычно военные суды рассматриваются как структурные элементы судов общей юрисдикции. В Грузии и Латвии вообще запрещено создавать военные суды в мирное время. Создание чрезвычайных судов, не предусмотренных судебной системой, не допускается. В судебную систему не входят третейские суды. Системы судов являются, как правило, иерархически многоступенчатыми. Так, в системе судов общей юрисдикции выделяют местные суды или участковые суды, окружные или территориальные суды (областей и автономных образований), верховный суд. Примечателен опыт Азербайджана, в котором действуют суды по тяжким уголовным делам в системе судов общей юрисдикции и военных трибуналов для рассмотрения таких дел в качестве суда первой инстанции. Пересмотр решений нижестоящих судов они не осуществляют. Юрисдикция таких судов распространяется на всю страну за исключением автономной Нахичеванской области [3, с. 17]. Однако основным судебным органом первой инстанции является местный суд, который создается в городе, районе, судебном участке. Территориальные или окружные суды, как правило, являются судами апелляционной инстанции, поэтому в Азербайджане, Армении и на Украине они называются апелляционными судами. Верховный суд является высшей кассационной инстанцией (поэтому в Армении высший судебный орган называется Кассационным судом). Кроме того, в отдельных странах верховный суд осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Беларусь). Однако в большинстве стран пересмотр дела в порядке надзора не допускается.
Иную систему имеют специализированные суды, например экономические. Экономические суды (хозяйственные суды в Беларуси, Узбекистане и на Украине) разрешают возникающие в экономической сфере и в процессе ее управления хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями, организациями, основанными на различных формах собственности, а также между предпринимателями. Как правило, низшие звенья экономических судов создаются только в административно-территориальных единицах второго звена и в автономиях, а не в городах и районах.
Система экономических (арбитражных) судов нередко претерпевала свои изменения. В Кыргызстане действовавшие до 2010 года арбитражные суды были переформатированы в суды общей юрисдикции. В Армении в 1996 году в рамках общей концепции реформирования судебной власти также предполагалось создать экономические суды в этой республике, но законодатель пошел по пути наделения правами рассмотрения экономических споров судов общей юрисдикции [4]. На Украине систему экономических судов образуют хозяйственные суды областей, апелляционные хозяйственные суды и Высший хозяйственный суд Украины. После конституционной реформы 2014-2019 годов на Украине также созданы Высший антикоррупционный суд (единственный в своем роде на постсоветском пространстве) и Суд по интеллектуальным правам [5, с. 53].
Во всех странах СНГ и Балтии кроме Туркменистана созданы органы конституционного контроля, но в Эстонии эти функции выполняет Конституционная палата Государственного суда. В некоторых зарубежных странах СНГ и Балтии не раз менялась правовая основа деятельности данных органов. С одной стороны, в Казахстане в 1993-1995 годах действовал Конституционный суд, но с принятием новой Конституции Республики Казахстан этот орган был преобразован в Конституционный совет. С другой стороны, на Украине и в Таджикистане комитеты конституционного надзора были преобразованы в конституционные суды. В Белару-
си, Казахстане и Кыргызстане выдвигались идеи о передаче функций конституционного контроля верховному суду [6, с. 27]. В Кыргызстане с 1993 по 2010 год действовал Конституционный суд, впоследствии его функции были переданы Верховному суду, но в 2021 году Конституционный суд возобновил свою работу. Можно отметить ориентацию стран ближнего зарубежья в построении органов конституционного контроля на европейскую (австрийскую модель). При этом в Казахстане до недавнего времени применялась французская модель деятельности конституционного совета, а в Эстонии и до недавнего времени в Кыргызстане -англо-саксонская с некоторыми изъятиями.
Дела, кроме тех, что рассматривают местные суды, в большинстве стран разрешаются профессиональными судьями коллегиально. При этом в ряде стран допускается рассматривать дела с участием присяжных заседателей (Украина, Грузия, Казахстан, Кыргызстан), народных заседателей (Украина). При этом присяжные заседатели (обычно их двенадцать человек) выносят вердикт о виновности-невиновности подсудимого, а профессиональный судья только определяет меру наказания подсудимому, признанному виновным в совершении преступления. В то же время народные заседатели наравне с профессиональным судьей участвуют в рассмотрении дела и вынесении решения. Народные заседатели имеют такой же процессуальный статус, что и профессиональный судья. Как правило, при рассмотрении дела судебная коллегия состоит из двух народных заседателей и одного профессионального судьи. В специализированных судах обычно дела рассматриваются коллегиями профессиональных судей.
Судьи назначаются или выбираются (народные заседатели и присяжные заседатели). Судьи верховных судебных органов назначаются президентом единолично (Туркменистан), либо назначаются по представлению главы государства парламентом (большинство зарубежных стран СНГ и Балтии), либо верхней палатой парламента (Таджикистан, Казахстан, Узбекистан), либо надпарламентским органом (Беларусь).
Судьи местных (участковых) и территориальных (окружных) судов назначаются, как правило, главой государства. Однако в Азербайджане Милли Меджлис по представлению Президента назначает судей апелляционных судов. В Латвии Сейм назначает всех судей страны самостоятельно. В ряде стран назначение судей осуществляется с согласия органа судейского сообщества или органа, осуществляющего административные функции в сфере правосудия (Литва, Кыргызстан, Армения, Украина, Молдова, Таджикистан, Грузия, Казахстан).
Кандидат на пост судьи должен достигнуть возраста 25 лет в Казахстане и на Украине, 30 лет - в Азербайджане и в Грузии. Кандидат на пост судьи должен иметь высшее юридическое образование, стаж по юридической профессии. Например, кандидат на пост судьи в Казахстане должен иметь стаж по юридической профессии два года, на Украине - три года, в Азербайджане, Грузии - пять лет. В ряде стран кандидат на должность судьи должен сдать квалификационный экзамен (Казахстан). На Украине кандидат на судейскую должность обязан постоянно проживать в стране не менее 10 лет и знать государственный язык. Достижение установленного возраста (например, 65 лет в Армении) является основанием для отставки судьи.
Конституции зарубежных стран СНГ и Балтии закрепляют принципы статуса судей:
1. Несменяемость. Судьи назначаются пожизненно либо на определенный срок. Например, судьи назначаются на срок пять лет в Узбекистане, 10 лет - в Таджикистане. Во многих странах первоначально судья назначается на срок пять лет (в Грузии на три года), а в дальнейшем - бессрочно (Украина, Молдова, Кыргызстан). Судью при совершении им преступления смещает орган, его назначивший.
2. Неприкосновенность. Как правило, судья не может быть арестован, задержан, подвергнут обыску, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке без согласия органа, назначившего судью (парламента или президента), или органа судейского сообщества (в Армении - Совета судей).
3. Несовместимость должности судьи с другими занятиями. В законодательстве большинства стран установлено, что судьи не могут занимать никакие другие выборные или назначаемые должности, осуществлять предпринимательскую, коммерческую или иную оплачиваемую деятельность, кроме научной, педагогической и творческой.
4. Независимость. Судьи независимы от органов исполнительной и законодательной власти, от партий и общественных объединений. При осуществлении своей деятельности судьи руководствуются конституцией и законами. В законодательстве также установлены дополнительные материальные гарантии судьям в получении жилья, финансировании их деятельности. Личность судей и членов их семей находятся под защитой государства.
5. Право судей на органы судейского сообщества (Украина, Кыргызстан, Грузия, Литва, Беларусь). При этом в отдельных странах также созданы специальные органы, осуществляющие административные и дисциплинарные функции по отношению к судьям (Кыргызстан, Грузия, Украина, Таджикистан, Молдова, Казахстан, Армения). В состав этих органов входят представители законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти и общественных объединений.
Суд осуществляет правосудие на основе принципов, которые закрепляются в ряде конституций зарубежных стран СНГ и Балтии (например, в ст. 129 Конституции Украины):
1. Осуществление правосудия только судом. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функции другими органами или должностными лицами не допускается.
2. Законность. Судья при осуществлении правосудия независим и руководствуется только конституцией и законами. Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные конституцией права и свободы человека и гражданина.
3. Состязательность сторон и равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом независимо от возраста, пола, национального, имущественного происхождения, религиозных и политических убеждений.
4. Язык судопроизводства. Судопроизводство ведется на государственном языке. Лица, не владеющие государственным языком или не говорящие на нем, имеют право знакомиться со всеми документами и материалами дела, изъясняться в суде через переводчика. В соответствии с законом судопроизводство может вестись и на языке, приемлемом для большинства лиц, участвующих в судебном процессе.
5. Гласность и открытость судебного процесса. Закрытое рассмотрение дел допускается в случаях необходимости неразглашения государственной или иной охраняемой законом тайны (усыновления, например).
6. Обязательность решений суда. Акты судебной власти обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
7. Ответственность государства в случае незаконного осуждения, вынесения ошибочного судебного решения.
8. Доступность правосудия. Доступность правосудия обеспечивается созданием судебных учреждений по административно-территориальному принципу, установлением сроков рассмотрения дел. Размер государственной пошлины за рассмотрение дел в судах не должен быть чрезмерным. Особо предусматриваются случаи рассмотрения дел судами бесплатно.
Конституционные принципы организации судебной власти находятся в постоянном развитии, что обусловлено задачами построения демократического правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Реализация этих конституционных формулировок невозможна без такой организации судебной власти, которая является независимой и самостоятельной во взаимоотношениях с другими ветвями власти.
Список источников
1. Серобян А. Г. К вопросу о конституционно-правовых тенденциях развития судебной власти в государствах - членах Евразийского экономического союза // Международное публичное и частное право. 2019. № 3. С. 46-48.
2. Брежнев О. В. Становление системы административных судов в Республике Узбекистан: проблемы и перспективы // Российский судья. 2020. № 10. С. 31-35.
3. Клеандров М. И. Судебные системы государств-участников СНГ: законодательное обеспечение. М., 2002. 623 с.
4. Эксклюзивное интервью председателя Кассационного суда Армении Ованнеса Манукяна информационному агентству «АРКА» [Электронный ресурс]. URL: http://arka.am/ru/news/interview/865/ (дата обращения: 24.03.2022).
5. Коструба А. В. Реформа судебной системы в Украине 2014-2019 годов: основные достижения // Администратор суда. 2020. № 3. С. 52-56.
6. Вишняков В. Г., Пяткина С. А. Некоторые аспекты общего и особенного в новых конституциях государств Содружества // Сравнительный обзор законодательства государств-участников СНГ. М., 1995. Ч. 1. С. 26-28.
References
1. Serobian A. G. K voprosu o konstitutsionno-pravovykh tendentsiiakh razvitiia sudebnoi vlasti v gosudarstvakh - chlenakh Evraziiskogo ekonomicheskogo soiuza [On the issue of constitutional and legal trends in the development of the judiciary in the member states of the Eurasian Economic Union]. Mezhdunarodnoepublichnoe i chastnoepravo. 2019, no. 3, pp. 46-48. (In Russ.).
2. Brezhnev O. V. Stanovlenie sistemy administrativnykh sudov v Respublike Uzbekistan: prob-lemy i perspektivy [Formation of the system of administrative courts in the Republic of Uzbekistan: problems and prospects]. Rossiiskii sud'ia. 2020, no. 10, pp. 31-35. (In Russ.).
3. Kleandrov M. I. Sudebnye sistemy gosudarstv-uchastnikov SNG: zakonodatel'noe obespechenie [Judicial Systems of the CIS Member States: Legislative Support]. Moscov, 2002, 623 p. (In Russ.).
4. Ekskliuzivnoe interv'iu predsedatelia Kassatsionnogo suda Armenii Ovannesa Manukiana infor-matsionnomu agentstvu «ARKA» [Exclusive interview of the Chairman of the Court of Cassation of Armenia Hovhannes Manukyan to the ARKA news agency]. (In Russ.). Available at: http://arka.am/ru/news/interview/865/ (accessed: 24.03.2022).
5. Kostruba A. V. Reforma sudebnoi sistemy v Ukraine 2014-2019 godov: osnovnye dostizheniia [Reform of the Judicial System in Ukraine 2014-2019: Key Achievements]. Administrator suda. 2020, no. 3, pp. 52-56. (In Russ.).
6. Vishniakov V. G., Piatkina S. A. Nekotorye aspekty obshchego i osobennogo v novykh konstitut-siiakh gosudarstv Sodruzhestva [Some Aspects of the General and Special in the New Constitutions of the Commonwealth States]. Sravnitel'nyi obzor zakonodatel'stva gosudarstv-uchastnikov SNG. Moscov, 1995, part 1, pp. 26-28. (In Russ.).
Информация об авторе К. М. Худолей - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Административное и конституционное право», Пермский государственный национальный исследовательский университет.
Information about the author K. M. Khudoley — Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Administrative and Constitutional Law, Perm State University.
Статья поступила в редакцию 09.04.2022; одобрена после рецензирования 19.04.2022; принята к публикации 19.04.2022.
The article was submitted 09.04.2022; approved after review on 19.04.2022; accepted for publication on 19.04.2022.