Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРИНЦИПЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРИНЦИПЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
384
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравцова Е.А., Стеблевский А.А.

Каждое государство с момента своего образования и признания на международной арене через участие в Организации Объединенных Наций и других международных межправительственных организациях активно участвует в формировании общемировой политики, а также проводит собственную внутригосударственную политику, основанную как на общемировых ценностях, так и на особенностях национального развития страны. Основы политического развития российского государства закладываются в нормах Конституции Российской Федерации. В статье проводится анализ норм Конституции Российской Федерации с точки зрения их влияния на формирование уголовной политики государства, рассмотрено как нормы-принципы Конституции Российской Федерации получают свое дальнейшее закрепление и развитие в нормах отраслевого законодательства. Авторами статьи произведено исследование принципов уголовной политики, выделяемых современными учеными, и исходя из этимологии термина «принцип» сделан вывод о возможности доктринального выведения принципов уголовной политики как из действующих правовых норм, так и из теоретических разработок в данной сфере. На основании произведенного анализа конституционных основ уголовной политики авторы статьи делают вывод о том, что следует понимать под термином «уголовная политика» и через принятие каких документов происходит формирование направлений ее дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF CRIMINAL POLICY AND PRINCIPLES OF THEIR IMPLEMENTATION IN MODERN CONDITIONS

Each state from the moment of its formation and recognition in the international arena through participation in the United Nations and other international intergovernmental organizations actively participates in the formation of global policy, and also pursues its own domestic policy based both on global values and on the peculiarities of national development countries. The foundations of the political development of the Russian state are laid down in the norms of the Constitution of the Russian Federation. The article analyzes the norms of the Constitution of the Russian Federation from the point of view of their influence on the formation of the criminal policy of the state, it is considered how the norms-principles of the Constitution of the Russian Federation receive their further consolidation and development in the norms of sectoral legislation. The article analyzes the principles of criminal policy identified by modern scientists, and based on the analysis of the term «principle», a conclusion is made about the possibility of doctrinal derivation of the principles of criminal policy both from existing legal norms and from theoretical developments in this area. Based on the study of the constitutional foundations of criminal policy, the authors of the article conclude that what should be understood by the term «criminal policy» and through the adoption of which documents the directions for its further development are formed.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРИНЦИПЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

конституционные основы уголовной политики и принципы их реализации в современных условиях

constitutional foundations of criminal policy and principles of their implementation in modern

conditions

УДК 341.01

Е.А. КРАВЦОВА,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) 543375@mail.ru

А.А. СТЕБЛЕВСКИИ

(ГУ МВД России по Красноярскому краю, Россия, г. Красноярск)

ELENA A. KRAVTSOVA,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

ARTEM A. STEBLEVSKY

(Ministry of Internal Affairs of Russia for the Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Russia)

Аннотация: каждое государство с момента своего образования и признания на международной арене через участие в Организации Объединенных Наций и других международных межправительственных организациях активно участвует в формировании общемировой политики, а также проводит собственную внутригосударственную политику, основанную как на общемировых ценностях, так и на особенностях национального развития страны. Основы политического развития российского государства закладываются в нормах Конституции Российской Федерации. В статье проводится анализ норм Конституции Российской Федерации с точки зрения их влияния на формирование уголовной политики государства, рассмотрено как нормы-принципы Конституции Российской Федерации получают свое дальнейшее закрепление и развитие в нормах отраслевого законодательства. Авторами статьи произведено исследование принципов уголовной политики, выделяемых современными учеными, и исходя из этимологии термина «принцип» сделан вывод о возможности доктринального выведения принципов уголовной политики как из действующих правовых норм, так и из теоретических разработок в данной сфере. На основании произведенного анализа конституционных основ уголовной политики авторы статьи делают вывод о том, что следует понимать под термином «уголовная политика» и через принятие каких документов происходит формирование направлений ее дальнейшего развития.

Ключевые слова: политика государства, государственная политика, уголовная политика, принципы уголовной политики, конституционные основы политики.

Для цитирования: Кравцова Е.А., Стеблевский А.А. Конституционные основы уголовной политики и принципы их реализации в современных условиях // Проблемы правоохранительной деятельности. 2022. № 3. С. 12-16.

Abstract: Each state from the moment of its formation and recognition in the international arena through participation in the United Nations and other international intergovernmental organizations actively participates in the formation of global policy, and also pursues its own domestic policy based both on global values and on the peculiarities of national development countries. The foundations of the political development of the Russian state are laid down in the norms of the Constitution of the Russian Federation. The article analyzes the norms of the Constitution of the Russian Federation from the point of view of their influence on the formation of the criminal policy of the state, it is considered how the norms-principles of the Constitution of the Russian Federation receive their further consolidation and development in the norms of sectoral legislation. The article analyzes the principles of criminal policy identified by modern

scientists, and based on the analysis of the term «principle», a conclusion is made about the possibility of doctrinal derivation of the principles of criminal policy both from existing legal norms and from theoretical developments in this area. Based on the study of the constitutional foundations of criminal policy, the authors of the article conclude that what should be understood by the term «criminal policy» and through the adoption of which documents the directions for its further development are formed.

Keywords: state policy, state policy, criminal policy, principles of criminal policy, constitutional foundations of politics.

For citation: Kravtsova E.A., Steblevsky A.A. Constitutional foundations of criminal policy and principles of their implementation in modern conditions // Problems of Law Enforcement Activity. 2022. № 3. P. 12-16.

Согласно современному толкованию термин «политика» означает «деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственного управления и международных отношений, определяемая классовыми интересами этой власти, партии, группы»1. Любое государство проводит свою политику во всех областях жизни.

Как отмечает Л.И. Беляева, политика, являясь целенаправленной деятельностью государства, характеризуется такими чертами, как:

- публичность;

- направленность на определенный курс развития;

- комплексный характер (ее содержание реализуется сразу в нескольких областях жизнедеятельности общества);

- основанность на властных полномочиях, которые реализуются через создание новых норм права и деятельность по их реализации [1, с. 29].

Наиболее важные направления политики государства, как правило, закрепляются в главном нормативном акте страны - Конституции, а далее детализируются в отраслевом законодательстве.

Государство осуществляет свою политику по различным направлениям развития общества и государства. Можно говорить про внутреннюю и внешнюю политику государства, социальную, экономическую, аграрную, информационную, правовую политику и т.д. Правовая политика государства задает вектор развития государства в правовой сфере. Ее можно подразделить по отраслям права на гражданскую, экологическую, земельную, административную, уголовную и т.д.

Рассматривая уголовную политику, Е.В. Епифанова справедливо отмечает, что уголовная

1 Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич.

исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Фундаментальная электронная библиотека. URL:kartaslov.ru>

политика является частью государственной политики, задавая общие ориентиры противодействия преступности [2, с. 345].

Наиболее полное определение уголовной политики, на наш взгляд, дает Л.И. Беляева. Она указывает, что «уголовная политика - это деятельность государства по руководству обеспечением безопасности граждан, общества и самого государства от криминальных посягательств, выработке и проведению общей линии в этом, стратегии и тактики» [1, с. 15].

Основы уголовной политики государства заложены в Конституции Российской Федерации. Именно в конституционных нормах закладываются общие направления деятельности органов государственной власти по обеспечению безопасности граждан, общества и государства. Первичные нормы, на которых базируется уголовная политика российского государства, содержатся в главе 2 Конституции Российской Федерации, закрепляющей основные права человека и гражданина, в том числе и в сфере уголовного права.

Анализ гл. 2 Конституции Российской Федерации показывает, что фактически каждую норму данной главы можно рассматривать как базовую норму, на основании которой формируется уголовная политика государства. При этом все нормы гл. 2 Конституции Российской Федерации можно разделить на те, которые прямо закладывают основы уголовной политики, фактически дословно повторяясь в отраслевых актах, и те, которые косвенно на нее воздействуют, заставляя законодателя формировать свое законодательство так, чтобы конституционные права граждан не нарушались.Как отмечает по данному поводу А.В. Безруков: «Непосредственное применение Конституции Российской Федерации и конституционного законодательства субъектами уголовной политики укрепляет единство правового пространства и межотраслевую взаимосвязь конституционного и уголовного законодательства, способствует воплоще-

нию идеи конституционализации правопорядка при формировании и реализации основных направлений уголовной политики» [3, с. 61].

Позиция законодателя о приоритете прав и свобод человека и гражданина при формировании уголовного права получила свое закрепление в ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)2, в которой указывается, что под охраной норм уголовного права находятся права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй, мир и безопасность человечества от преступных посягательств.

В нормах УК РФ в качестве приоритетов при формировании уголовной политики и принципов уголовного законодательства получила вторичное закрепление часть норм гл. 2 Конституции Российской Федерации. Так, ст.ст. 3-7 УК РФ закрепляют такие принципы уголовного права, как принцип равенства перед законом, принцип законности, принцип вины, принцип справедливости, принцип гуманизма. Формулировки части провозглашенных УК РФ принципов практически полностью совпадают с нормами Конституции Российской Федерации. Например, ст. 4 УК РФ, устанавливающая равенство граждан перед законом, практически полностью копирует ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации. Статья 5 УК РФ, устанавливающая ответственность только при наличии вины, корреспондирует ст. 49 Конституции Российской Федерации, закрепляющей презумпцию невиновности. Часть 2 ст. 6 УК, закрепляющей принцип справедливости, полностью соответствует ст. 50 Конституции Российской Федерации.

Анализируя закрепленные в УК РФ принципы уголовного права, А.И. Коробеев указывает на то, что их необходимо рассматривать как принципы уголовной политики российского государства, являющиеся основными началами в сфере борьбы с преступностью. Помимо вышеуказанных принципов, закрепленных в нормах УК РФ, он предлагает в качестве принципов уголовной политики выделять целесообразность, неотвратимость ответственности, дифференциацию и индивидуализацию ответственности и наказания, справедливость» [4, с. 81]. Л.И. Беляева предлагает в качестве принципов уголовной политики выделять также принципы социально-экономической обоснованности, демократизма, комплексности применения мер по

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

борьбе с преступностью, а также принцип соответствия задач, правомочий и ресурсов рассматривать в тесном взаимодействии и взаимосвязи [1, с. 71]. Безусловно, все вышеуказанные предложения ученых заслуживают внимания. Данные принципы «выводятся» учеными из норм права либо из правовой доктрины, что является вполне допустимым, поскольку сам термин «принцип» происходит от латинского слова «рппарит» - начало, первоисточник, первопричина3, а следовательно, теоретические работы ученых могут стать основой для обоснования и выделения принципов права. С данной позицией соглашается и Конституционный Суд Российской Федерации, который «выводит» принципы права (например, принципы справедливости и гуманизма) из общего смысла конституционных норм, указывая на то, что принципы «обладают высшей степенью нормативной обобщенности» и предопределяют содержание как конституционных, так и отраслевых прав граждан4.

Нормы Конституции Российской Федерации детализируются в федеральных законах, в частности в УК РФ, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации5. Данные нормы отражают современное состояние уголовной политики государства, но не задают направления ее развития. Как справедливо указывает Ю.Е. Пудовоч-кин: «когда мы говорим об уголовной политике, мы имеем в виду, прежде всего, процесс разработки и применения уголовного законодательства, которое составляет нормативную основу противодействия преступности» [5, с. 153]. Поэтому для того, чтобы понять, как развивается уголовная политика, какие направления деятельности для нее в приоритете в то или иное время, какие тенденции развития законодательства и правоприменительной практики в данной сфере существуют, необходимо обратиться к концепциям и стратегиям, которые принимаются органами государственной власти на основании анализа складывающейся ситуации, и задают направления дальнейшего развития законодательства.

3 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1998. Т.3. С. 431.

4 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.1993 № 1-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и Постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации, регулирующих данные вопросы» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1993. № 2-3.

5 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. Ч. I. Ст. 4921.

Единая концепция уголовной политики на данный момент в России отсутствует. Ученые неоднократно разрабатывали проекты концепции уголовной политики, предлагая их к рассмотрению органами государственной власти. Например, в 2012 году на сайте Общественной палаты была выложена концепция уголовно-правовой политики, разработанная экспертами Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохрани-тельных органов6. Еще один проект концепции уголовно-правовой политики был разработан во ВНИИ МВД России и опубликован в журнале «Уголовное право» [6, с. 5]. Однако на официальном уровне ни один из указанных документов не был утвержден.

В настоящее время стратегические направления уголовной политики задаются не в едином документе, а в ряде других, несколько более специализированных, актов. Так, при рассмотрении основных направлений уголовной политики ученые, как правило, ссылаются на Стратегию национальной безопасности7. Данную стратегию можно рассматривать в качестве комплексного документа, в котором обозначены основные направления политики государства не только в уголовно-правовой сфере, но и в сфере обороны, экономического, информационного и социального развития. Отдельные направления совершенствования уголовного законодательства зафиксированы в Национальном плане противодействия кор-

6 Концепция уголовно-правовой политики. Официальный сайт общественной палаты Российской Федерации.URL: http://www.oprf.ru/discussions/newsitem/17889

7 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27. Ч. 2. Ст. 5351.

рупции8, Стратегии государственной антинаркотической политики России9 и ряде других документов.

Рассматривая указанные документы, следует отметить, что все они утверждены указами Президента Российской Федерации. В связи с этим следует согласиться с замечанием Р.А. Ромашова, который указывает, что «особенностью современной уголовной политики Российского государства является ее «замкнутость» на персоне первого лица государства - Президента» [7, с. 247].Его мнение разделяет А.В. Безруков [3, с. 61].Такое особое положение Президента Российской Федерации прямо вытекает из ст. 80 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет за Президентом Российской Федерации полномочие по определению основных направлений политики государства.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что уголовная политика является частью общей политики государства, основы которой закреплены в Конституции Российской Федерации и конкретизированы в отраслевых нормативных правовых актах. Основные направления развития законодательства как направления уголовной политики, которые предстоит реализовывать государству в будущем, содержатся в концепциях, планах и других стратегических документах, которые составляются на основе анализа, обобщения и выявления слабых сторон действующего законодательства и складывающейся правоприменительной практики.

8 Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 «О национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 34. Ст. 6170.

9 Указ Президента Российской Федерации от 23.11.2020 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики России» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 48. Ст. 7710.

Литература

1. Уголовная политика Российской Федерации: в 2-х ч.: учебник / под ред. заслуженного юриста Рос. Федерации, д-ра юрид. наук, проф. Л. И. Беляевой. - Москва: Академия управления МВД России, 2018.

2. Епифанова Е.В. О составляющих элементах доктрины уголовной политики // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2018. № 3. С. 345-355.

3. Безруков А.В. Конституционно-правовые основы уголовной политики в условиях обеспечения конституционного правопорядка в России // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 4. С. 59-63.

4. Полный курс уголовного права: в 5 т. Т. 1: Преступление и наказание / под ред. А. И. Коробеева. - СПб., 2008. 1133 с.

5. Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М. Взаимоотношения судебной и законодательной власти в контексте уголовной политики // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2021. № 1. С. 153-185.

6. Бабаев М.В., Пудовочкин Ю.Е. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации // Уголовное право. 2012. № 4. С. 4-12.

7. Ромашов Р.А. Панченко В.Ю., Исаева А.А. Макарчук И.Ю. О конституционно-правовых основах уголовной поли-

тики и ее системе // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. С. 246-252.

References

1. Ugolovnaya politika Rossijskoj Federacii: v 2-h ch.: uchebnik / pod red. zasluzhennogo yurista Ros. Federacii, d-ra yurid. nauk, prof. L. I. Belyaevoj. - Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2018.

2. Epifanova E.V. O sostavlyayushchih elementah doktriny ugolovnoj politiki // Vestnik VGU. Seriya: Pravo. 2018. № 3. S. 345355.

3. BezrukovA.V. Konstitucionno-pravovye osnovy ugolovnoj politiki v usloviyah obespecheniya konstitucionnogo pravoporyadka v Rossii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2021. № 4. S. 59-63.

4. Polnyj kurs ugolovnogo prava: v 5 t. T. 1: Prestuplenie i nakazanie / pod red. A. I. Korobeeva. - SPb., 2008. 1133 s.

5. Pudovochkin YU.E., BabaevM.M. Vzaimootnosheniya sudebnoj i zakonodatel'noj vlasti v kontekste ugolovnoj politiki // Vestnik Permskogo universiteta. YUridicheskie nauki. 2021. № 1. S. 153-185.

6. Babaev M.V., Pudovochkin YU.E. Koncepciya ugolovno-pravovoj politiki Rossijskoj Federacii // Ugolovnoe pravo. 2012. № 4. S. 4-12.

7. Romashov R.A. Panchenko V.YU., Isaeva A.A. Makarchuk I.YU. O konstitucionno-pravovyh osnovah ugolovnoj politiki i ee sisteme // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. № 452. S. 246-252.

(статья сдана в редакцию 01.09.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.