Закон и право. 2024. № 9. С. 93-97. Law and legislation. 2024;(9):93-97.
Научная статья УДК 342.92
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-93-97 EDN: https://elibrary.ru/AQOINI
NIION: 1997-0063-9/24-460 MOSURED: 77/27-001-2024-9-660
Конституционные основы регионального законодательства об административных правонарушениях
Камиль Арифович Султанов
Государственный университет управления,
Москва, Россия, lawyer@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена конституционным основам регионального законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. Особое внимание уделяется анализу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его роли в формировании регионального законодательства. Исследуется взаимосвязь между федеральными нормами и региональными особенностями, выявляя тенденции и проблемы в применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на региональном уровне. Представлены предложения по оптимизации законодательных процессов и повышению эффективности правоприменительной практики в сфере административных правонарушений. Статья содержит анализ законотворческой деятельности, а также обзор научных работ, посвященных данной тематике.
Ключевые слова: конституционное право, административные правонарушения, региональное законодательство, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федерализм, правоприменительная практика, полномочия субъектов Российской Федерации, законность и справедливость, гуманизм в праве, защита прав и свобод.
Для цитирования: Султанов К.А. Конституционные основы регионального законодательства об административных правонарушениях // Закон и право. 2024. № 9. С. 93—97. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-93-97 ББЫ: https://elibrary.ru/AQOINI
Original article
Constitutional foundations of regional legislation on administrative offenses
Kamil A. Sultanov
State University of Management, Moscow, Russia, lawyer@mail.ru
Abstract. This article Is dedicated to the constitutional foundations of regional legislation of the Russian Federation on administrative offenses. Special attention is given to the analysis of the Code of the Russian Federation of Administrative Offences and its role in shaping regional legislation. The article examines the interrelation between federal norms and regional peculiarities, identifying trends and issues in the application of the Code of the Russian Federation of Administrative Offences at the regional level. Proposals are presented for optimizing legislative processes and enhancing the effectiveness of law enforcement practices in the field of administrative offenses. The article includes an analysis of legislative activity, as well as a review of scientific works dedicated to this topic.
Keywords: constitutional law, administrative offenses, regional legislation, Code of the Russian Federation of Administrative Offences, federalism, law enforcement practice, powers of the Russian Federation subjects, legality and fairness, humanism in law, protection of rights and freedoms.
For citation: Sultanov K.A. Constitutional foundations of regional legislation on administrative offenses // Law and legislation. 2024; (9) :93—97. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-93-97 EDN: https://elibrary.ru/AQOINI
© Султанов К.А. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 09-2024
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) играет важную роль в системе российского законодательства. Он является одним из ключевых нормативных актов, определяющих правовые основы государственного управления и порядок привлечения к административной ответственности. КоАП РФ устанавливает общие принципы административного права, регулирует отношения, связанные с исполнением административных наказаний, и обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, организаций и государства.
Введение КоАП РФ в действие стало значимым шагом в развитии правовой системы России, направленным на укрепление законности и правопорядка, а также на формирование эффективного механизма регулирования общественных отношений. Этот Кодекс способствует унификации и систематизации норм административного права, что важно для обеспечения единообразия правоприменительной практики в различных регионах страны.
КоАП РФ также отражает конституционные начала, такие, как справедливость, равенство и законность в контексте административных правонарушений. Он устанавливает границы административной ответственности и предусматривает меры по предупреждению правонарушений, что способствует формированию правосознания и правовой культуры в обществе.
Таким образом, КоАП РФ занимает центральное место в системе российского законодательства, обеспечивая баланс между необходимостью поддержания общественного порядка и защитой прав и свобод человека и гражданина. Далее мы рассмотрим влияние КоАП РФ на региональное законодательство и практику его применения на местном уровне.
Актуальность темы «Конституционные основы регионального законодательства об административных правонарушениях» обусловлена несколькими ключевыми факторами:
1. Развитие федерализма. В Российской Федерации акцент на федерализме требует четкого разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, в том числе в сфере административного законодательства.
2. Специфика регионов. Различия в социально-экономическом развитии, культурных и исторических особенностях регионов предполагают необходимость учета этих факторов при формировании регионального законодательства.
3. Унификация и гармонизация законодательства. Существует потребность в унификации норм КоАП РФ на всей территории РФ, что вызывает дискуссии о балансе между федеральными стандартами и региональными особенностями.
4. Правоприменительная практика. Разнообразие подходов к применению административного законодательства в разных регионах выявляет проблемы, связанные с интерпретацией и применением КоАП РФ, что требует дополнительного анализа и исследования.
5. Защита прав и свобод граждан. Важность обеспечения защиты прав и свобод граждан в процессе привлечения к административной ответственности, особенно в контексте различий в региональном законодательстве.
Исследование этих аспектов способствует более глубокому пониманию взаимодействия конституционных норм и административного законодательства, а также разработке предложений по совершенствованию правовой системы в целом и укреплению правового государства.
Конституционные основы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заложены в основополагающих принципах Конституции РФ, которые направлены на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина, а также установление основ государственного управления и местного самоуправления.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях является фундаментальным нормативным актом, который базируется на ряде конституционных принципов, отражающих основные ценности и ориентиры российского законодательства. Один из ключевых принципов, заложенных в основу КоАП РФ, — это законность.
Согласно ст. 19 Конституции РФ каждый человек равен перед законом и судом, что находит свое отражение в КоАП РФ через строгое регулирование административной ответственности и гарантирование равенства всех участников административного процесса [2].
Справедливость также играет важную роль в административном праве, поскольку она обеспечивает, что наказание будет пропорционально характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, а также учитывает личность правонарушителя. Этот принцип подчеркивает необходимость индивидуального подхода к каждому случаю, обеспечивая, чтобы наказание было справедливым и адекватным.
Гуманизм в КоАП РФ проявляется через предусмотрена возможности освобождения от ад-
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024
министративной ответственности в определенных случаях, когда применение наказания может быть признано нецелесообразным. Это отражает стремление законодателя к справедливому и гуманному правосудию, где цель наказания не только в наказании самом по себе, но и в предотвращении новых правонарушений и исправлении правонарушителя [4].
И наконец, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ является еще одним важным аспектом, который устанавливается в соответствии со статьями 71 и 72 Конституции РФ. Это разграничение позволяет четко определить, какие вопросы административных правонарушений находятся в ведении федеральных органов, а какие могут регулироваться на региональном уровне, обеспечивая тем самым баланс между единообразием правоприменения и учетом региональных особенностей [1].
Принципы административного права, заложенные в КоАП РФ, отражают основополагающие конституционные ценности и обеспечивают рамки для справедливого и законного применения административных норм [6]. Принцип равенства перед законом, закрепленный в ст. 2.1 КоАП РФ, гарантирует, что все лица, независимо от их гражданства или статуса, подчиняются административному законодательству и имеют равные права и обязанности.
Презумпция невиновности, изложенная в ст. 1.5 КоАП РФ, является фундаментальным принципом, который защищает лицо от необоснованного обвинения и гарантирует, что вина должна быть доказана в соответствии с законом. Этот принцип подчеркивает, что никто не может быть признан виновным до вынесения окончательного решения суда [2].
Обеспечение законности при применении мер административного принуждения, как указано в ст. 1.6 КоАП РФ, требует, чтобы все меры принуждения основывались на законе и уважали права и свободы человека. Это служит защите от произвольного и несправедливого применения власти.
Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и пространстве, определенное статьями 1.7 и 1.8 КоАП РФ, обеспечивает, что законы применяются ко всем правонарушениям, совершенным на территории Российской Федерации, что способствует единообразию и предсказуемости правоприменения [2].
Взаимодействие федерального и регионального законодательства в сфере административ-
ных правонарушений в Российской Федерации основывается на принципах, установленных Конституцией РФ и КоАП РФ. Федеральное законодательство устанавливает общие основы административной ответственности, в то время как региональное законодательство может вносить дополнения и уточнения, учитывая специфику и потребности регионов.
Существует основополагающее правило, что региональные законы не должны противоречить федеральным законам и КоАП РФ. В случае возникновения противоречий приоритет отдается федеральному законодательству.
Региональное законодательство может устанавливать особые меры административного воздействия, которые отличаются от федеральных, например, размеры штрафов или порядок их взимания.
При этом для всесторонней аналитики необходимо анализировать нормотворческую и правоприменительную практику в субъектах РФ, чтобы оценить эффективность и качество регионального законодательства.
Эти принципы обеспечивают гармоничное сочетание федерального и регионального уровней власти в сфере административных правонарушений, что способствует созданию единого правового пространства и повышению эффективности правоприменения.
В рамках конституционных основ регионального законодательства КоАП РФ играет ключевую роль в определении административных правонарушений.
Статья 2.1 КоАП РФ определяет административное правонарушение как виновное деяние (действие или бездействие), запрещенное законом под угрозой административного наказания. Виды административных правонарушений в КоАП РФ включают нарушения в сферах общественного порядка, государственного управления, собственности, экологии, дорожного движения и многих других [2].
Региональное законодательство занимает свое место в системе правового регулирования административных правонарушений.
Статья 1.3.1 КоАП РФ предоставляет субъектам РФ право принимать законы и иные нормативные акты, которые уточняют или дополняют федеральное законодательство, учитывая региональные особенности [2]. Таким образом, региональное законодательство может вводить специфические нормы, например, относительно административных штрафов или мер по обеспечению общественного порядка, которые лучше соответствуют местным условиям.
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 09-2024
Однако, несмотря на возможность регионального регулирования, все региональные нормы должны соответствовать федеральному законодательству и не могут ему противоречить. В случае конфликта между федеральными и региональными нормами приоритет отдается федеральному законодательству, как это установлено ст. 76 Конституции РФ [1]. Это обеспечивает единство и согласованность в правоприменении по всей стране.
Таким образом, региональное законодательство играет важную роль в определении административных правонарушений, дополняя федеральные нормы и адаптируя их к местным условиям, при этом сохраняя общие принципы и стандарты, установленные федеральным законодательством.
Проблемы применения КоАП РФ на региональном уровне в Российской Федерации часто связаны с различиями в интерпретации и применении федеральных и региональных норм. Одной из основных трудностей является обеспечение согласованности регионального законодательства с федеральным, что требует точного понимания границ полномочий субъектов РФ [5].
Перспективы оптимизации взаимодействия КоАП РФ и регионального законодательства включают разработку единых методических подходов к правоприменению, усиление контроля за соответствием региональных актов федеральному законодательству, а также повышение квалификации правоприменителей. Важным аспектом является и активизация научно-исследовательской работы в данной области, что позволит выявлять и устранять противоречия и неэффективные нормы [10].
Также предлагается улучшение законотворческой деятельности через внедрение передовых практик и технологий, что поможет сделать процесс более открытым и понятным для общества [8]. Это может включать проведение публичных обсуждений проектов законов и получение обратной связи от граждан и экспертов, что способствует формированию более сбалансированного и эффективного регионального законодательства.
Региональное законодательство оказывает существенное влияние на определение административных правонарушений, дополняя и адаптируя федеральные нормы к уникальным условиям каждого региона. Это позволяет не только учитывать местные особенности, но и способствует более эффективному управлению и контролю за соблюдением законов [9].
Точное соблюдение конституционных предписаний и положений КоАП РФ является необ-
ходимым условием для обеспечения единства правового пространства Российской Федерации. Взаимодействие федерального и регионального законодательства должно строиться таким образом, чтобы не возникало противоречий или юридических конфликтов, подрывающих правовую определенность [7].
Однако на практике применение КоАП РФ на региональном уровне сталкивается с рядом проблем, в основном связанных с различиями в интерпретации и применении федеральных и региональных норм. Эти различия могут создать препятствия для достижения целей административного законодательства.
Исследование подчеркивает важность дальнейшего анализа и разработки механизмов, которые помогут устранить существующие противоречия и способствовать более гармоничному сочетанию федеральных и региональных законодательных актов. Такие шаги будут способствовать укреплению правовой системы и повышению эффективности административного правосудия в Российской Федерации.
В рамках совершенствования законодательства о региональном административном правонарушении можно предложить следующие меры:
1. Чтобы устранить противоречия между федеральным и региональным законодательством, необходимо разработать и внедрить стандартизированные методики правоприменения. Это поможет обеспечить единообразие в толковании и применении законов на всей территории Российской Федерации.
2. Необходимо усилить контроль за соответствием региональных актов федеральному законодательству. Кроме того, важно организовать систематическое повышение квалификации правоприменителей для обновления их знаний и навыков в соответствии с текущими требованиями законодательства.
3. Необходимо стимулировать исследования в области административного права для выявления неэффективных норм и противоречий. Это позволит своевременно адаптировать законодательство к меняющимся социально-экономическим условиям и общественным отношениям.
Список источников
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // URL: http: //publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 00012.02007040001 (Дата обращения: 02.04.2024)
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024
11.03.2024. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34661/?ysclid=luk5b2a9g582 3010723
3. Нарутто C.B. Федерализм и проблемы двухуровневого административно-деликтного законодательства // Вестник Ун-та им. O.E. Кутафи-на (МГЮА). 2022. № 6. С. 39-56 // https:// doi.org/10.17803/2311-5998.2022.94.6.039-056
4. Попов Л.Л. Материальные и процессуальные проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях // Вестник Ун-та им. O.E. Кутафина (МГЮА).
2023. № 2. С. 12-17.
5. Российский Б.В. O разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области установления административной ответственности // Журнал рос. права. 2021. № 7.
6. Сморчкова Л.Н. Совершенствование законодательства об административных правонарушениях: поиск новых подходов // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Право. 2019. № 4. С. 85-90.
7. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Юрид. центр Пресс. 2023.
8. Султанов К.А. Вопросы административной ответственности и правового регулирования хозяйствующих субъектов на региональном уровне // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2022. № 1. С. 77—82.
9. Султанов К.А. Социально-экономическое основание передаваемых полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных региональным законодательством Российской Федерации: Сб. науч. тр. VI Междунар. науч.-практ. конф. («Ко-реневские чтения») // Сост. Г.Н. Василенко. М., 2022. С. 394—398.
10. Шергин А.П. Актуальные проблемы адми-нистративно-деликтного права // Административное право и административный процесс.
2024. № 1. С. 39—42.
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, with
amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) // URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202007040001 (Accessed: 02.04.2024)
2. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 3012.2001 № 195-FZ (as amended on 11.03.2024, with amendments and additions, intro. effective from 01.04.2024) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34661/?ysclid=luk5b2a9g5823010723
3. Narutto S. V. Federalism and problems of two-level administrative and tort legislation // Bulletin of the O.E. Kutafin University (MGUA). 2022. № 6. Pp. 39-56 // https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.94.6.039-056
4. Popov L.L. Material and procedural problems of improving legislation on administrative offenses // Bulletin of the O.E. Kutafin University (MGUA). 2023. № 2. Pp. 12-17.
5. Rossinsky B. V. On the differentiation of the competence of the Russian Federation and its subjects in the field of establishing administrative responsibility // Journal of Russian Law. 2021. № 7.
6. Smorchkova L.N. Improvement of legislation on administrative offenses: the search for new approaches // Bulletin of the South Ural State University. Ser.: Law. 2019. № 4. Pp. 85-90.
7. Sorokin V.D. Administrative procedural law: Textbook. 2nd ed., reprint and additional. St. Petersburg: Law Center Press. 2023.
8. Sultanov K.A. Issues of administrative responsibility and legal regulation of economic entities at the regional level // Actual problems of administrative law and process. 2022. № 1. Pp. 77—82.
9. Sultanov K.A. The socio-economic basis of the transferred powers to draw up protocols on administrative offenses provided for by the regional legislation of the Russian Federation: Collection of scientific papers of the VI International Scientific and practical Conference («Korenev readings») / Comp. G.N. Vasilenko. Moscow, 2022. Pp. 394—398.
10. Shergin A.P. Actual problems of administrative and tort law // Administrative law and administrative process. 2024. № 1. Pp. 39—42.
Информация об авторе
Султанов К.А. — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры публичного права и правового обеспечения управления
Статья поступила в редакцию 09.07.2024; одобрена после рецензирования 08.08.2024; принята к публикации 14.08.2024.
Information about the author
Sultanov K.A. — candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department of public law and legal support of management
The article was submitted 09.07.2024; approved after reviewing 08.08.2024; accepted for publication 14.08.2024.
LAW & LEGISLATION • 09-2024