Научная статья на тему 'Конституционные основы приобретения гражданства Республики Узбекистан'

Конституционные основы приобретения гражданства Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
897
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ГРАЖДАНСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КОНСУЛЬСКИЙ УЧЕТ / ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО / CONSTITUTION / NATIONALITY / HUMAN RIGHTS / CONSULAR ACCOUNT / DOUBLE NATIONALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Турсунов Ахтам Саломович

В статье рассматриваются международно-правовые вопросы получения гражданства, в том числе порядок и конституционные основы приобретения и утраты гражданства Республики Узбекистан. Анализируются основные права и свободы граждан, причины их возможного ограничения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional bases of acquisition of citizenship of the Republic of Uzbekistan

In article international legal questions of obtaining nationality, including including an order and the constitutional bases of acquisition and loss of citizenship of the Republic of Uzbekistan are considered. Basic rights and freedoms of citizens, the reasons of their possible restriction are analyzed.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы приобретения гражданства Республики Узбекистан»

Турсунов Ахтам Саломович

Конституционные основы приобретения гражданства Республики Узбекистан

В статье рассматриваются международно-правовые вопросы получения гражданства, в том числе порядок и конституционные основы приобретения и утраты гражданства Республики Узбекистан. Анализируются основные права и свободы граждан, причины их возможного ограничения.

Ключевые слова: конституция, гражданство, права человека, консульский учет, двойное гражданство.

Constitutional bases of acquisition of citizenship of the Republic of Uzbekistan

In article international legal questions of obtaining nationality, including including an order and the constitutional bases of acquisition and loss of citizenship of the Republic of Uzbekistan are considered. Basic rights and freedoms of citizens, the reasons of their possible restriction are analyzed.

Key words: constitution, nationality, human rights, consular account, double nationality.

1. Реализация принципа единого гражданства в Республике Узбекистан.

Быть гражданином государства, считать себя причастным к его судьбе, вносить вклад в благосостояние народа и развитие страны -гордость, а вместе с тем высокая ответственность и долг для любого человека.

В соответствии с международными документами каждый человек вступает в правовые отношения с государством на основе взаимных прав и обязанностей. Независимо от того, является он гражданином данного государства, иностранным гражданином или лицом без гражданства, человек обязан соблюдать законы страны, в которой проживает.

Следовательно, гражданство - это крепкая политическая и правовая связь, означающая принадлежность гражданина к государству и наделяющая его всеми действующими в этой стране правами и обязанностями. Иметь такой статус вправе любое лицо. В демократическом государстве он дает человеку право находиться под защитой государства и участвовать в его управлении.

Термин «гражданство» произошел от общеславянского gordian in («город», «горожанин»), и лишь в конце XVIII в. он стал обозначать подданство человека государству. В настоящее время для определения гражданства в документах используется термин nationality [1].

Впервые данное понятие было юридически закреплено в Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции в 1789 г. [2, с. 32-34]. В результате понятие гражданства получило правовое значение и превратилось в институт международного права.

Национальное законодательство в данной сфере основывается на международных стандартах. Так, в п. 1 ст. 15 Всеобщей декларации

прав человека, провозглашенной Резолюцией 217 А (III) ГА от 10 декабря 1948 г. [3, с. 9-15], указывается, что у каждого человека есть право быть гражданином, а в п. 2 закрепляется, что никто не может быть самовольно лишен гражданства или права изменения гражданства. В статье 16 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Резолюцией 22000 А (XXI) ГА от 16 декабря 1966 г., признается субъектное право каждого лица независимо от его местонахождения, а п. 3 ст. 24 гласит, что каждый ребенок имеет право получить гражданство [3, с. 16-37].

Необходимо отметить, что в Узбекистане приоритет общепризнанных принципов и норм международного права закреплен в Конституции. Сегодня в стране ратифицировано более 70 международных документов по правам человека и 10 основных договоров, принятых ООН в данной области.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Основного закона Республики Узбекистан, подчеркнул: «Наша Конституция в полном соответствии с требованиями Всеобщей декларации прав человека и других основных международных документов гарантирует личные права и свободы, политические, экономические и социальные права человека и гражданина, а также создает необходимые условия для его духовного роста и всестороннего гармоничного развития.

За прошедший период на основе принципов и положений нашей Конституции создана национальная система законодательства. Она стала правовой базой социально-экономического, политического развития страны и укрепления ее обороноспособности, эффективных реформ, проводимых во всех сферах нашей жизни» [4].

91

Так, ст. 21 Конституции закрепляет принцип единого гражданства на всей территории Республики Узбекистан [5, с. 78]. В первые годы независимости бывший президент Узбекистана Ислам Каримов, говоря о значении данного принципа, указывал, что «...каждое лицо может быть гражданином только одного государства. Здесь необходимо особо отметить, что отдельные политические руководители некоторых государств продвигают вопрос о предоставлении двойного гражданства представителям определенных национальностей. При этом они предусматривают более полную защиту прав лиц, принадлежащих к определенной нации. А на самом деле их цель в другом - это попытка вмешательства в наши внутренние дела, ограничения нашей свободы и оказания таким путем давления на нас».

История Узбекистана знает много примеров того, как гарантирование законом двух и более гражданств может оказать негативное влияние на межгосударственные отношения, стать причиной взаимных разногласий и конфликтов. Поэтому установленный в Узбекистане принцип единого гражданства имеет важное значение для укрепления государственности, обеспечения межнационального согласия.

Кроме того, гражданство двух и более государств может привести к серьезным проблемам в реализации прав и обязанностей между государством и его гражданином.

2. Установление принципа равности гражданства в Республике Узбекистан.

Принцип равности гражданства для всех независимо от оснований его приобретения как широко поддерживаемая мировым сообществом гуманистическая идея закреплен в Конституции Узбекистана и законе от 2 июля 1992 г. № 632-Х11 «О гражданстве Республики Узбекистан» (далее - Закон о гражданстве) [6]. Каждое лицо, имеющее статус гражданина Узбекистана, невзирая на национальность, язык, расу, пол, возраст, имущественное положение и религиозные убеждения, может пользоваться всеми политическими, социальными, экономическими, личными правами и свободами, законно принадлежащими гражданам данного государства.

В свою очередь, закрепление этого принципа в национальном праве Узбекистана свидетельствует о том, что основы получения гражданства гарантированы законом.

В Узбекистане права, свободы и обязанности граждан основываются на принципах равенства и равноправия (например, равенство всех граждан перед законом и судом, равность прав и свобод граждан, равноправие мужчин и женщин и др.), охраняются Конституцией страны и законами, являются незыблемыми.

В статье 21 Всеобщей декларации основных прав и свобод человека и гражданина указывается, что каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе [7, с. 9-16]. Основной закон Узбекистана также закрепляет его, в отличие от законодательств некоторых государств, где можно встретить нормы, противоречащие данному принципу. Например, в Конституции Соединенных Штатов Америки [8, с. 72-б] установлено, что участвовать в выборах президента имеют право только лица, родившиеся в США.

Граждане Республики Узбекистан равны перед законом абсолютно в любой ситуации. Данный принцип составляет основу общественных отношений, и без него установление верховенства закона и правопорядка невозможно. Реализация этого принципа проявляется в том, что через воздержание каждого лица от нарушения закона все члены общества будут неукоснительно выполнять его требования.

Согласно принципу гарантированности конституционных прав и свобод государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом.

Еще один важный принцип, закрепленный в Конституции, - это недопущение ограничения прав и свобод граждан [9, с. 78]. Он исходит из признания государством неотъемлемых прав и свобод человека, принадлежащих ему от рождения.

Права и свободы граждан могут быть ограничены лишь в том случае, если существует реальная угроза безопасности государства и общества, здоровью населения, общественному порядку. Однако неприкосновенными правами являются право на жизнь, право на защиту чести и личного достоинства, право на свободу совести и вероисповедания и др.

Следует отметить, что гражданин, являясь участником различных правоотношений, обладает не только определенными правами и свободами, но и обязанностями. При реализации своих прав и свобод он не должен причинять ущерб законным интересам, правам и свободам государства и общества.

3. Гражданство Республики Каракалпакстан.

В соответствии с принципом единого гражданства гражданин Республики Каракалпак-стан одновременно является гражданином Узбекистана и полноправным участником государственно-правовых отношений [9, с. 78].

Данный принцип, признавая государственный суверенитет Республики Каракалпакстан и права каракалпакского народа, играет важную роль в укреплении конституционного строя и межнационального согласия.

Другими словами, правовой статус гражданина Республики Каракалпакстан включает в себя

92

все нормы, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан Республики Узбекистан.

В то же время в Конституции, Декларации о суверенитете Республики Узбекистан, законе от 31 августа 1991 г. № 336-Х11 «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» [10] и ряде других нормативных актов закрепляются суверенитет, целостность и независимость Республики Каракалпакстан.

4. Основания и порядок приобретения и утраты гражданства Узбекистана.

В соответствии с Законом о гражданстве [6] гражданство приобретается по различным основаниям. В частности, ребенок, родители которого являются гражданами Узбекистана, также становится его гражданином, независимо от того, на территории какой страны он родился. Ребенок является гражданином Республики Узбекистан, если один из родителей к моменту его рождения состоял в гражданстве Узбекистана. Кроме того, если ребенок родился на территории Узбекистана или вне его пределов, но родители или один из них в это время имели постоянное место жительства в нашей стране, то он также является ее гражданином. В случаях, когда родители имели постоянное место жительства за границей, то гражданство ребенка, родившегося не в Узбекистане, определяется по соглашению родителей, выраженному в письменной форме.

Ребенок, один из родителей которого к моменту его рождения, состоял в гражданстве Узбекистана, а другой не имел такового либо был неизвестен, является его гражданином независимо от места рождения.

В случае установления отцовства ребенка, мать которого является лицом без гражданства, а отцом признается гражданин Узбекистана, ребенок, не достигший 14 лет, становится гражданином этой республики независимо от места рождения.

Проживающий на территории Узбекистана ребенок, родители которого неизвестны, является его гражданином.

Если оба родителя, одинокие отец или мать ребенка, проживающего на территории республики, выходят из гражданства Узбекистана и при этом не участвуют в воспитании ребенка, над которым установлена опека или попечительство, то ребенок по ходатайству родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство.

В случае изменения гражданства родителей, а также усыновления ребенка, изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет может происходить только с согласия детей.

Так, приведенные нормы дают возможность соблюдать права, интересы и потребности ребенка, иметь всем членам семьи одинаковое гражданство.

Законодательство Узбекистана разрешает иностранцам и лицам без гражданства по их ходатайствам стать гражданами республики при условии отказа от иностранного гражданства, постоянного проживания на территории Узбекистана в течение последних пяти лет, наличия законных источников существования, признания и исполнения положений Конституции. В исключительных случаях по решению президента Республики Узбекистан в гражданство могут быть приняты иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие выдающиеся заслуги перед государством или высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также обладающие профессией или квалификацией, представляющей интерес для Узбекистана.

Лицо, которое ранее состояло в гражданстве Узбекистана и было вынуждено покинуть страну, может быть по его ходатайству восстановлено в гражданстве в соответствии с требованиями закона.

Гражданство Республики Узбекистан прекращается вследствие выхода из него или его утраты, а также по основаниям, предусмотренным международными договорами и законами страны [6]. Это влечет прекращение гражданства Республики Каракалпакстан.

В выходе из гражданства может быть отказано в следующих случаях:

лицо не исполнило личные нематериальные и имущественные обязательства перед государством. Например, если гражданин является военнообязанным или за счет государственных средств получил образование в иностранном государстве, то ему может быть запрещен выезд за границу до исполнения своих обязанностей в течение определенного срока;

лицо не исполнило обязательства, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных и общественных организаций (платежи на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, жены или других родственников, находящихся на иждивении обратившегося, а также выплаты по решению суда за причиненный ущерб). К обязанностям, сопряженным с интересами государственных и общественных организаций, относятся: возмещение расходов на эксплуатацию жилья (земельный налог, налог на имущество, платежи за воду, газ, тепло, электрическую энергию и др.); сдача служебного жилья; возврат полученных в банке кредитов; уплата членских взносов и др.

Выход из гражданства Республики Узбекистан также не допускается, если лицо привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий

93

исполнению приговор суда, а также если это противоречит интересам государственной безопасности [6].

Гражданство Республики Узбекистан может быть утрачено в следующих случаях:

лицо поступило на военную службу, службу в органы безопасности, в полицию, органы юстиции (в том числе органы прокуратуры и суда) или иные государственные структуры иностранного государства;

лицо, постоянно проживающее за границей в течение пяти лет, не встало на консульский учет без уважительных причин. Согласно Консульскому уставу Республики Узбекистан консул ведет учет граждан Узбекистана, постоянно или временно проживающих в его консульском округе, в том числе военнообязанных. Если лицо при отсутствии каких-либо препятствий не встает на учет в консульстве, то по истечении 5 лет после выезда из страны оно теряет гражданство Республики Узбекистан. Но если гражданин не встал на учет по уважительной причине, то это не приводит к утрате гражданства;

если гражданство Республики Узбекистан приобретено в результате предоставления заведомо ложных сведений или фальшивых документов (сведения о законных источниках доходов, прохождении медицинского осмотра и проверке на СПИД, выходе из гражданства и др.) [6].

Гражданство утрачивается в день издания указа президента Республики Узбекистан.

Делами о гражданстве ведают президент республики, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Узбекистана. При обращении иностранных граждан и лиц без гражданства с соответствующими ходатайствами глава государства решает вопросы о приеме, восстановлении в гражданстве, выходе из гражданства или об утрате гражданства.

Важные задачи в данном направлении возложены на Министерство внутренних дел: принятие от лиц, постоянно проживающих в республике, заявлений по вопросам гражданства; проверка фактов и документов, предоставленных в обоснование этих заявлений; направление их вместе с необходимыми документами в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Республики Узбекистан; определение принадлежности лиц, постоянно проживающих в Узбекистане, к гражданству республики; регистрация случаев утраты ими гражданства.

Также государство оказывает поддержку гражданам Узбекистана, постоянно проживающим за рубежом, защищает их права и интересы. Министерство иностранных дел республики и его дипломатические представительства

и консульские учреждения, кроме основных функций, помогают гражданам Узбекистана в решении различных вопросов, обеспечивают полную реализацию ими избирательных прав при проведении в стране всенародных референдумов, президентских и парламентских выборов, оказывают содействие в получении ими медицинской помощи и социальной защиты, материальной поддержки и др.

С целью обобщения результатов рассмотрения вопросов гражданства до принятия решения президентом и координации деятельности уполномоченных органов в данном направлении при главе Узбекистана создана Комиссия по вопросам гражданства, в состав которой включены представители государственных учреждений, общественно-политических организаций, научно-творческих коллективов и общественности.

После рассмотрения представленных документов комиссия принимает решение, которое оформляется протоколом. Изучив ее выводы, президент Узбекистана издает соответствующий указ.

Срок рассмотрения материалов в каждом из уполномоченных органов не должен превышать одного месяца, а общий срок - одного года.

Вступление в брак мужчин или женщин, являющихся гражданами Республики Узбекистан, с иностранцем или лицом без гражданства, а также расторжение такого брака не влекут изменения гражданства супругов.

Лицу, принятому в гражданство Узбекистана, органами внутренних дел либо дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями вручается паспорт гражданина Республики Узбекистан. В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись об их принадлежности к гражданству Республики Узбекистан.

Необходимо отметить, что с декабря 2017 г. по июнь 2018 г. более 2500 лиц получили гражданство Узбекистана.

Безусловно, увеличение числа людей, которые, проживая в Узбекистане, готовы трудиться на благо народа, служит укреплению, развитию вековых ценностей - дружбы и солидарности между гражданами.

Как подчеркнул президент Шавкат Мирзие-ев, «следует особо отметить неоценимую роль и значение Конституции в повышении правового сознания и правовой культуры, политической активности граждан.

Принцип верховенства закона, закрепленный в нашей Конституции, является важной гарантией обеспечения прав и свобод человека в обществе, эффективной реализации всех проводимых реформ.

94

Принятые за прошедший период более 400 целостных законов наряду с правовым регулированием всех сфер нашей жизни служат обеспечению прав и интересов граждан».

Действительно, Конституция является основой формирования правового демократического государства, свободного и сильного гражданского общества. Она выступает гаран-

1. URL: http://economic-definition.com/Laws/ Grazhdanstvo _Citizenshipeto. html

2. Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1999.

3. Сборник международно-правовых документов ООН в области прав человека и борьбы с преступностью. Ташкент, 2009.

4. Мирзиеев Ш.М. Обеспечение верховенства закона и интересов человека - гарантия развития страны и благополучия народа. Доклад на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан. URL: http://uza.u Конституция Республики Узбекистан. Ташкент, 2017.

5. Lex.uz/docs/4880

6. Сборник международно-правовых документов ООН в области прав человека и борьбы с преступностью. Ташкент, 2009.

7. АЩ Конституцияси. The Constitution of the United states of America, А. Турсунов. Т. 2013.

8. Конституция Республики Узбекистан. Ташкент, 2017.

9. Lex.uz/docs/127879

том построения общества, которое обеспечит гражданам достойную жизнь и в котором царит социальная справедливость. А значит, каждый человек, считающий себя гражданином Узбекистана, обязан глубоко осознавать не только свои конституционные права, но и выполнять обозначенные в ней обязанности, внося свой вклад в развитие страны.

1. URL: http://economic-definition.com/Laws/ Grazhdanstvo_Citizenshipeto. html

2. Declaration of human rights and citizen of 1789. International acts of human rights. Collection of documents. Moscow, 1999.

3. The collection of international legal documents of the UN in the field of human rights and crime control. Tashkent, 2009.

4. Mirziyoyev Sh.M. Ensuring rule of law and the interests of the person - a development guarantee of the country and wellbeing of the people. The report at the solemn meeting devoted to the 24th anniversary of adoption of the Constitution of the Republic of Uzbekistan. URL: http://uza.uz Constitution of Republic of Uzbekistan. Tashkent, 2017.

5. Lex.uz/docs/4880

6. The collection of international legal documents of the UN in the field of human rights and crime control. Tashkent, 2009.

7. A.Sh of Konstitutsiyasi. The Constitution of the United states of America, A. Tursunov. T. 2013.

8. Constitution of Republic of Uzbekistan. Tashkent, 2017.

9. Lex.uz/docs/127879.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Турсунов Ахтам Саломович, доктор юридических наук, начальник кафедры профилактики правонарушений Академии МВД Республики Узбекистан; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

A.S. Tyrsynov, Doctor of Law, Head of the Chair of Prevention of Offenses of Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Uzbekistan; e-mail: [email protected]

95

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.