Научная статья на тему 'Институт гражданства в сложном государстве'

Институт гражданства в сложном государстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
388
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция Боснии и Герцеговины 1995 года / Гражданство Боснии и Герцеговины / Гражданство энтитетов / Право крови / Право почвы / Приобретение гражданства Боснии и Герцеговины / Прекращение граждан-ства Боснии и Герцеговины / The Constitution of Bosnia and Herzegovina of 1995 / Citizenship of Bosnia and Herzegovina / Citizenship of the entities / The right of blood / The right of soil / Acquisition of citizenship of Bosnia and Herzegovina / Termination of citizenship of Bosnia and Herzegovina

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

Согласно действующей Конституции Боснии и Герцеговины 19951 демократическое государство Босния и Герцеговина состоит из двух равноправных энтитетов: Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской.. Каж-дый из энтитетов имеет своего президента, парламент и правительство, свое гражданство. При этом верховной властью в государстве обладают высшие органы Боснии и Герцеговины: Президиум, Парламентская скупщина и Совет министров. Наряду с гражданством энтитетов существует гражданство Боснии и Герцеговины, а все граждане каж-дого из энтитетов являются гражданами Боснии и Герцеговины. В статье представлен анализ материальной и про-цессуальной составляющей института гражданства Боснии и Герцеговины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTION OF CITIZENSHIP IN A COMPLEX STATE

According to the Constitution of Bosnia and Herzegovina 1995, the democratic State of Bosnia and Herzegovina consists of two equal entities: the Federation of Bosnia and Herzegovina and Republika Srpska. Each of the entities has its own President, Parliament, government and citizenship. But herewith the Supreme power in the State possess the highest authorities of Bosnia and Herzegovina: the Presidency, the Parliamentary Assembly and the Council of Ministers. Bosnia and Herzegovina has its own federal citizenship, and all citizens of each entity are thereby citizens of Bosnia and Herzegovina. The article presents an analysis of the sub-stantive and procedural component of the institution of citizenship of Bosnia and Herzegovina.

Текст научной работы на тему «Институт гражданства в сложном государстве»

11. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

11.1. ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В СЛОЖНОМ ГОСУДАРСТВЕ

Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Подразделение: кафедра конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России

kpolovchenko@gmail.com

Аннотация: Согласно действующей Конституции Боснии и Герцеговины 19951 демократическое государство Босния и Герцеговина состоит из двух равноправных энтитетов: Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской.. Каждый из энтитетов имеет своего президента, парламент и правительство, свое гражданство. При этом верховной властью в государстве обладают высшие органы Боснии и Герцеговины: Президиум, Парламентская скупщина и Совет министров. Наряду с гражданством энтитетов существует гражданство Боснии и Герцеговины, а все граждане каждого из энтитетов являются гражданами Боснии и Герцеговины. В статье представлен анализ материальной и процессуальной составляющей института гражданства Боснии и Герцеговины.

Ключевые слова: Конституция Боснии и Герцеговины 1995 года; Гражданство Боснии и Герцеговины; Гражданство энтитетов; Право крови; Право почвы; Приобретение гражданства Боснии и Герцеговины; Прекращение гражданства Боснии и Герцеговины.

THE INSTITUTION OF CITIZENSHIP IN A COMPLEX STATE

Polovchenko Konstantin A. PhD in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Department: Department of Constitutional Law

Work place: MGIMO University, Moscow, Russian Federation

kpolovchenko@gmail.com

Annotation: According to the Constitution of Bosnia and Herzegovina 1995, the democratic State of Bosnia and Herzegovina consists of two equal entities: the Federation of Bosnia and Herzegovina and Republika Srpska. Each of the entities has its own President, Parliament, government and citizenship. But herewith the Supreme power in the State possess the highest authorities of Bosnia and Herzegovina: the Presidency, the Parliamentary Assembly and the Council of Ministers. Bosnia and Herzegovina has its own federal citizenship, and all citizens of each entity are thereby citizens of Bosnia and Herzegovina. The article presents an analysis of the substantive and procedural component of the institution of citizenship of Bosnia and Herzegovina.

Keywords: The Constitution of Bosnia and Herzegovina of 1995; Citizenship of Bosnia and Herzegovina; Citizenship of the entities; The right of blood; The right of soil; Acquisition of citizenship of Bosnia and Herzegovina; Termination of citizenship of Bosnia and Herzegovina.

Нормативную основу института гражданства Боснии и Герцеговины составляет Конституция Боснии и Герцеговины 1995 года с изменениями, внесенными поправкой I к Конституции Боснии и Герцеговины от 26.03.2009 г., Закон о гражданстве Боснии и Герцеговины 1995 года с множеством поправок, иные акты, регулирующие отдельные субинституты института гражданства Боснии и Герцеговины, принимаемые на основании и во исполнение положений Конституции Боснии и Герцеговины и Закона от гражданстве Боснии и Герцеговины2. Законом о гражданстве Боснии и Герцеговины регулируются усло-

1 Конституция Боснии и Герцеговины была разработана в ходе мирных переговоров по боснийскому урегулированию и принята 21 ноября 1995 года как приложение к Дейтонскому соглашению и подписана 14 декабря 1995 года в Париже президентами Боснии и Герцеговины, Хорватии, Союзной Республики Югославия и международными посредниками.

2 Министерство гражданских дел Боснии и Герцеговины приняло ряд актов, обеспечивающих реализацию Закона о гражданстве 1997 г.. В частности акты, регулирующие Запись о приеме в гражданство Боснии и Герцеговины на основе международных соглашений, Запись лиц, представляющих особый интерес для Боснии и Герцеговины, Запись о прекращении гражданства Боснии и Герцеговины путем отказа от гражданства, путем лишения гражданства и др.

вия приобретения и прекращения гражданства, производство по делам о гражданстве Боснии и Герцеговины в соответствии с Конституцией Боснии и Герцеговины. Согласно статье 42 Закона о гражданстве Боснии и Герцеговины 1997 года в день вступления в силу этого Закона все ранее действующие законы и иные акты, принятые на их основе, регулирующие вопросы гражданства, прекратили свое действие. В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о гражданстве Боснии и Герцеговины законы о гражданстве энтитетов должны соответствовать Конституции Боснии и Герцеговины и Закону о гражданстве. Компетентные органы энтитетов принимают подзаконные акты о гражданстве, которые должны соответствовать как Закону о гражданстве энтитета, так и Закону о гражданстве Боснии и Герцеговины.

К основам гражданства Боснии и Герцеговины в соответствии с частью 7 статьи 1 Конституции Боснии и Герцеговины относятся следующие базовые принципы:

- все граждане любого из энтитетов являются гражданами Боснии и Герцеговины;

- никто не может быть произвольно лишен гражданства Боснии и Герцеговины или гражданства энтитета, или оставлен без гражданства;

Проблемы экономики и юридической практики

- никто не может быть лишен гражданства Боснии и Герцеговины или гражданства энтитета по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства;

- все лица, являвшиеся гражданами Республики Босния и Герцеговина непосредственно перед вступлением в силу настоящей Конституции, являются гражданами Боснии и Герцеговины;

- граждане Боснии и Герцеговины могут сохранить гражданство другого государства при условии, что между Боснией и Герцеговиной и соответствующим государством заключено двустороннее соглашение по этому вопросу, ратифицированное Парламентской Скупщиной в соответствии с пунктом г) части 4 статьи IV Конституции Боснии и Герцеговины;

- гражданин Боснии и Герцеговины за границей находится под защитой Боснии и Герцеговины.

В соответствии со статье 2 Закона о гражданстве Боснии и Герцеговины все граждане обоих энтитетов (Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской) являются гражданами Боснии и Герцеговины. Изменение гражданства одного энтитета на гражданство другого энтитета не влияет на гражданство Боснии и Герцеговины. Кроме того, все граждане Боснии и Герцеговины обладают одинаковыми правами человека и основными свободами, как это предусмотрено Конституцией и пользуются защитой этих прав на всей территории Боснии и Герцеговины на равных условиях и независимо от их гражданства энтитета.

Гражданство Боснии и Герцеговины в соответствии с положениями Закона о гражданстве Боснии и Герцеговины приобретается:

1. Происхождением;

2. Рождением на территории Боснии и Герцеговины;

3. Усыновлением;

4. Натурализацией;

5. В соответствии с международным соглашением.

Согласно статьи 6 Закона о гражданстве ребенок, родившийся после вступления в силу Конституции Боснии и Герцеговины приобретает гражданство Боснии и Герцеговины по происхождению:

- если оба родителя были гражданами Боснии и Герцеговины на момент рождения ребенка, независимо от места его рождения; если один из родителей являлся на момент рождения ребенка гражданином Боснии и Герцеговины и ребенок родился на территории Боснии и Герцеговины;

- если единственный родитель на момент рождения ребенка был гражданином Боснии и Герцеговины, и ребенок родился за границей, если в противном случае оно становится лицом без гражданства;

- если ребенок родился за границей, и единственный его родитель являлся гражданином Боснии и Герцеговины на момент рождения ребенка, при условии, что до достижения 23-летнего возраста подаст в компетентный орган заявление о регистрации гражданства Боснии и Герцеговины.

Таким образом, в основе приобретения гражданства по происхождению лежит право «крови» (jus sanguinis) и субсидиарно используется право «почвы» (jus soli). Особым случаем приобретения гражданства Боснии и Герцеговины является приобретение по рождению. Гражданство Боснии и Герцеговины приобретается по рождению ребенком, который родился или найден на территории Боснии и Герцеговины после вступления в силу Конституции Боснии и Герцеговины, оба родителя которого неизвестны, или неизвестно их гражданство, или являются лицами без гражданства, или ребенок является лицом без гражданства. В этом случае применяется принцип «почвы». По вопросу о приобретении гражданства пу-

тем усыновления боснийский законодатель предусмотрел, что ребенок в возрасте до 18 лет, усыновленный гражданином Боснии и Герцеговины в период после вступления в силу Конституции Боснии и Герцеговины 1995 года, приобретает гражданство Боснии и Герцеговины.

Что же касается приобретение гражданства путем натурализации, то иностранец, который направил в компетентный орган ходатайство о приобретении гражданства Боснии и Герцеговины может приобрести гражданство, если соответствует следующим условиям:

1. Достиг 18-летнего возраста;

2. Имеет постоянное место жительства на территории Боснии и Герцеговины не менее трех лет до подачи ходатайства;

3. Обладает достаточным знанием языка одного из конститутивных народов Боснии и Герцеговины;

4. К нему не была применена мера безопасности в виде высылки иностранца из государства или защитная мера в виде выдворения иностранца с территории Боснии и Герцеговины органом, уполномоченным на то Конституцией, и решение которого остается в силе;

5. Не был приговорен к отбыванию наказания за предумышленное преступление на срок более трех лет и в течение восьми лет до дня подачи ходатайства;

6. Откажется или иным образом утратит прежнее гражданство до получения гражданства Боснии и Герцеговины, если двусторонним международным соглашением не предусмотрено иное. Отказ или иная форма утраты бывшего гражданства не требуется, если это запрещено или это не может быть истребовано исходя из принципа разумности.

7. В отношении лица не возбуждено уголовное дело, кроме случаев, когда доказательства соблюдения этого требования не могут быть истребованы исходя из принципа разумности;

8. Не представляет угрозы для безопасности Боснии и Герцеговины;

9. Имеет стабильный источник доходов в объеме, обеспечивающем существование или в состоянии представить надежные доказательства наличия финансового источника средств к существованию;

10. Исполнил все необходимые налоговые или другие финансовые обязательства;

11..Согласен подписать заявление о том, что он принимает правовую систему и конституционный строй Боснии и Герцеговины;

12..Обладает действующей гарантией на приобретение гражданства Боснии и Герцеговины.

Следует иметь ввиду тот факт, что ходатайство о натурализации не удовлетворяется, даже если заявитель удовлетворяет всем общим требованиям, необходимым для натурализации, но при этом имеются весомые основания полагать, что натурализация лица может поставить под угрозу безопасность и общественный порядок Боснии и Герцеговины, или если натурализация не соответствует интересам Боснии и Герцеговине или по другой причине, установленной на основе общей оценки положения заявителя.

Отдельные категории иностранцев и лиц без гражданства могут приобрести гражданство путем натурализации в упрощенном порядке. К таким категориям относятся: супруги граждан Боснии и Герцеговины, апатриды и беженцы, эмигранты, а также лица, в которых государство Босния и Герцеговина особо заинтересовано.

Так, специальные льготные условия приобретения гражданства Боснии и Герцеговины в порядке натурализации предоставляются супругам граждан Боснии и Герцеговины, что представляется вполне логичным с точки зрения отрицательных демографических тенденций в государствах Балканского региона. Супруг гражданина Боснии и Герцеговины - иностранец может приобрести гражданство Боснии и Герцеговины, если соответствует следующим условиям: находится в браке с гражданином Боснии и Герцеговины не менее пяти лет, предшествующих подаче ходатайства, при этом брачные отношения сохраняются и на момент подачи ходатайства о натурализации; откажется или иным образом утратит прежнее гражданство до получения гражданства Боснии и Герцеговины, если двусторонним международным соглашением не предусмотрено иное. Отказ или иная форма утраты бывшего гражданства не требуется, если это запрещено или это не может быть истребовано исходя из принципа разумности; имеет законное постоянное место жительства на территории Боснии и Герцеговины; не представляет угрозу для безопасности Боснии и Герцеговины.

Значительными льготами при приобретении гражданства Боснии и Герцеговины путем натурализации обладают апатриды и беженцы, что прежде всего обусловлено стремлением Боснии и Герцеговины соответствовать общеевропейским тенденциям, направленным на сокращение беженцев и лиц без гражданства. Так, лицо без гражданства, а также лицо, обладающее статусом беженца, может приобрести гражданство Боснии и Герцеговины без соблюдения таких общих требований как: постоянное место жительства на территории Боснии и Герцеговины не менее трех лет до подачи ходатайства, знание языка одного из конститутивных народов Боснии и Герцеговины, наличие стабильного источника доходов в объеме, обеспечивающем существование. При этом дополнительным требованием к лицу без гражданства и беженцу является пребывание в статусе лица без гражданства или беженца непрерывно на территории Боснии и Герцеговины не менее пяти лет, предшествующих подаче ходатайства.

Согласно статье 12 Закона о гражданстве эмигранты, вернувшиеся в Боснию и Герцеговину, а также первое и второе поколения потомков эмигрантов, возвратившихся в Боснию и Герцеговину, также обладают льготами при приобретении гражданства путем натурализации. Так, в отличие от общих оснований натурализации от эмигранта не требуется соблюдение условий, связанного с наличием постоянного места жительства на территории Боснии и Герцеговины не менее трех лет до подачи ходатайства о приеме в гражданство и выполнения обязанности отказаться от предыдущего гражданства до приобретения гражданства Боснии и Герцеговины. Что представляется достаточно существенными льготами для репатриации лиц, в прошлом эмигрировавших из Боснии и Герцеговины и их потомков.

Определенными льготами при приобретении гражданства Боснии и Герцеговины пользуются лица, в которых это государство особо заинтересовано. Так, в соответствии со статьей 13 Закона о гражданстве к таким лицам не предъявляются такие общие требования как:

- постоянное место жительства на территории Боснии и Герцеговины не менее трех лет до подачи ходатайства;

- отказ или утрата по иным основаниям гражданство иного государства до получения гражданства Боснии и Герцеговин.

Следует обратить внимание на то, что во всех случаях, когда Законом о гражданстве Боснии и Герцеговины предусматривается обязанность лиц отказаться от предыдущего гражданства, все же натурализированным лицам предоставлено право сохранить гражданство иного государства во всех случаях, когда эта возможность предусмотрена двусторонними международными соглашениями между Боснией и Герцеговиной и соответствующим государством, ратифицированными Парламентской скупщиной в соответствии с пунктом г) части 4 стать IV Конституции Боснии и Герцеговины3.

Что же касается прекращения гражданства Боснии и Герцеговины, то Закон о гражданстве Боснии и Герцеговины предусмотрел четыре основания прекращения гражданства Боснии и Герцеговины:

1. отказ,

2. выход,

3. лишение,

4. международное соглашение.

При этом следует отметить то, что гражданство Боснии и Герцеговины не может быть утрачено, если заинтересованное лицо становится лицом без гражданства (апатридом), за исключением лишения гражданства Боснии и Герцеговины в случаях, предусмотренных в части 1 статьи 23 Закона о гражданстве Боснии и Герцеговины, о чем речь пойдет ниже в тексте.

Согласно статье 18 Закона о гражданстве Боснии и Герцеговины гражданин, достигший 18-летнего возраста, проживающий за рубежом и обладающий гражданством другого государства или если ему гарантировано право на приобретение гражданства другого государства, имеет право отказаться от гражданства Боснии и Герцеговины.

При этом следует иметь ввиду, что гражданство Боснии и Герцеговины прекращается после того, как компетентный орган установит наличие всех необходимых для этого условий и вручит лицу решение о прекращении гражданства Боснии и Герцеговины, или когда компетентным дипломатическим или консульским представительством Боснии и Герцеговины за рубежом решение будет отправлено почтой. Решение об отказе от гражданства Боснии и Герцеговины может быть аннулировано по просьбе лица, которое не приобрело гражданство государства, предоставившего ему гарантию на получение гражданства этого государства.

Выход из гражданства может быть одобрен на основании ходатайства лица, проживающего на территории Боснии и Герцеговины, которое удовлетворяет следующим условиям:

а) достигло 18-летнего возраста;

б) в отношении лица не возбуждено уголовное дело за совершение преступления, лицо не было приговорено к лишению свободы в Боснии и Герцеговине и отбывает наказание;

в) уплатило все необходимые взносы, налоги или исполнило другие платежные обязательства, установленные вступившим в силу решением компетентного органа;

г) приобрело или ему гарантировано получение гражданства другого государства;

д) исполнило свою воинскую обязанность.

3 Кстати согласно статье IV Конституции Боснии и Герцеговины лица имеющие двойное гражданство, могут голосовать в Боснии и Герцеговине и в энтитетах лишь в том случае, если Босния и Герцеговина является государством их постоянного проживания.

Проблемы экономики и юридической практики

Что же касается лишения гражданства, то в соответствии со статьей 23 Закона о гражданстве лицо может быть лишено гражданства в следующих случаях:

1. Если гражданство Боснии и Герцеговины было приобретено путем мошенничества, представлением ложной информации или сокрытием любых данных, касающихся приобретения гражданства и связанных с заявителем;

2. Если гражданин осуществляет добровольную службу в иностранных вооруженных силах, несмотря на правовой запрет несения такой службы;

3. Если гражданство Боснии и Герцеговины приобретено после вступления в силу Закона о гражданстве и не выполнены требования, предусмотренные этим Законом;

4. Если гражданин осужден на территории Боснии и Герцеговины или за границей вступившим в силу приговором за совершение действий, нарушающих конституционный строй и безопасность Боснии и Герцеговины, или если осужден за членство в организации, осуществляющей такую деятельность, при условии, что такие действия наносят серьезный ущерб жизненно важным интересам Боснии и Герцеговины;

5. Если гражданин осужден на территории Боснии и Герцеговины или за границей вступившим в силу приговором за совершение преступления, связанного с контрабандой огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов или наркотиков и психогенных веществ; или незаконной транспортировкой и хранением материалов и оборудования для изготовления оружия или других средств массового уничтожения; или незаконным въездом в Боснию и Герцеговину, пребыванием или выездом из Боснии и Герцеговины лиц или группы лиц, или организацией или участием в торговле людьми, при условии, что такие действия наносят серьезный ущерб жизненно важным интересам Боснии и Герцеговины;

6. Если гражданин осужден на территории Боснии и Герцеговины или за границей вступившим в силу приговором за преступление, которое возникает из иных, чем указаны в пунктах 4 и 5 видов преступной деятельности, которые наносят серьезный ущерб жизненно важным интересам Боснии и Герцеговины.

Гражданство Боснии и Герцеговины прекращается отказом, выходом или лишением лица в день вынесения решения о прекращении гражданства Боснии и Герцеговины в отношении этого лица. Если место жительства такого лица не известно или не может быть подтверждено, то гражданство Боснии и Герцеговины прекращается в день опубликования решения в Официальном вестнике Боснии и Герцеговины.

Отдельное внимание следует уделить связи гражданства Боснии и Герцеговины с гражданством энтитетов. Так, в отношении лиц, получивших гражданство Боснии и Герцеговины по рождению, по происхождению и в результате усыновления, согласно статье 25 Закона о гражданстве Боснии и Герцеговины, считается, что они являются гражданами одного из энтитетов. Кроме того, все решения о приобретении и прекращении гражданства, принимаемые энтитетами или Боснией и Герцеговиной, принимаются в соответствии с положениями Закона о гражданстве Боснии и Герцеговины. Лицо, утрачивающее гражданство одного из энтитетов и не приобретающее гражданство другого энтитета, утрачивает гражданство Боснии и Герцеговины. Лицо, утрачивающее гражданство Боснии и Герцеговины в то же время утрачивает гражданство энтитета.

Гражданин Боснии и Герцеговины, обладающий постоянным местом жительства на территории Брчко дистирикта4 и обладающий гражданством одного из энтитетов, остается гражданином этого энтитета, если по собственному желанию не изменит гражданство энтитета. Гражданин Боснии и Герцеговины, обладающий постоянным местом жительства в Брчко дистрикте Боснии и Герцеговины и не имеющий заявленного гражданства энтитета, вправе выбрать гражданство одного из энтитетов. Лица, проживающие в Брчко дистрикте Боснии и Герцеговины, приобретающие гражданство в порядке натурализации, выбирают гражданство энтитета по собственному желанию.

Решения о приобретении или утрате гражданства Боснии и Герцеговины принимается Министерством гражданских дел. В тех случаях, когда принимается решение о гражданстве энтите-та, это решение принимается компетентными органами энти-тета. Такое решение должно быть представлено в Министерство гражданских дел в течение трех недель со дня принятия решения. Такое решение компетентного органа энтитета вступает в силу через два месяца после представления Министерству гражданских дел, если министерство не установит факт невыполнения требований, предусмотренных Законом о гражданстве Боснии и Герцеговины. В этом случае такое дело возвращается в компетентный орган энтитета для повторного рассмотрения. Если и после повторного рассмотрения сохраняется спор между компетентным органом энтитета и органом Боснии и Герцеговины, то в этом случае дело передается для принятия окончательного решения в Конституционный суд Боснии и Герцеговины в соответствии с частью 3 стать VI Конституции Боснии и Герцеговины [7; С. 256] [9; С. 295].

Если в исключительных случаях натурализация лица осуществляется в силу особой полезности для Боснии и Герцеговины, то такое решение принимается на основе консенсуса Советом Министров Боснии и Герцеговины.

Ходатайство о приеме в гражданство Боснии и Герцеговины, отказе или выходе из гражданства Боснии и Герцеговины должно быть непосредственно представлено в компетентные органы, а если заявитель проживает за границей, то через дипломатические и консульские представительства Боснии и Герцеговины.

Компетентные органы принимают решение по ходатайству в течение 60 дней с момента получения его в должной форме. В решении, содержащем отказ в удовлетворении ходатайства о приеме, отказе, выходе из гражданства указываются причины отказа в письменной форме. Заинтересованные лица вправе обжаловать такое решение в административном порядке.

Итак, подводя итог проведенному исследованию, следует акцентировать внимание на том, что институт гражданства Боснии и Герцеговины, как и ряд других конституционно-правовых институтов этого государства, отличается заметным своеобразием. Это напрямую связано с особенностями структуры этого государства, которое состоит из двух фактически самостоятельных энтитетов со своим гражданством и которое

населяют три конститутивных народа, активно пытающиеся

5 п

отстоять свои «жизненно важные национальные интересы» . В

4 Дистрикт Брчко - автономное образование в составе Боснии и Герцеговины, образованное по решению Арбитражного трибунала, формально обладающее своими выборными органами власти (мэр и скупщина), но фактически находящийся под международным управлением.

5 См. пункты е) и А части 3 статьи IV Конституции Боснии и Герцеговины 1995 года.

такой ситуации важнейшей задачей федерального законодателя стала потребность обеспечить единство политического пространства и устойчивые политико-правовые связи граждан энтитетов с федерацией, что, по мнению автора, было решено достаточно успешно, поскольку в Законе о гражданстве Боснии и Герцеговины детально прописана связь и обусловленность гражданства энтитетов и Боснии и Герцеговины. При этом определенные нарекания, в том числе и со стороны зарубежных специалистов, вызывают отдельные аспекты субинститута лишения прав граждан, в частности, лишение гражданства гражданина Боснии и Герцеговины осужденного за преступную деятельность, наносящую серьезный ущерб жизненно важным интересам Боснии и Герцеговины, ввиду формальной неопределенности и политизированности формулировки закона и неадекватности такой дополнительной меры ответственности гражданина за совершенное им преступление. И все же, несмотря на отдельные «проблемы» института гражданства Боснии и Герцеговины, в целом он соответствует международным стандартам в области прав человека. При этом новелла Закона о гражданстве Боснии и Герцеговины, связанная с предоставлением значительных льгот при натурализации эмигрантов и их потомков, по мнению автора, заслуживают интерес, в том числе и российского законодателя.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,97%

Список литературы:

1. Steiner, C.; Ademovic N.; Ustav Bosne i Hercegovine - Komentar, Sarajevo 2010.

2. Ademovic N., Marko J., Markovic G. Ustavno pravo Bosne I Herzegovine. Sarajevo. 2012.

3. Дмитрий М. Уставно право. Бажа Лука. 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kuzmanovic R. Ustavno pravo. Бажа Лука. 2002.

5. Savic S. Konstitutivnost naroda u Bosni I Hercegovini. Banja Luka. 2000.

6. Пономарева Е.Г. Босния и Герцеговина: государство без государственности // Вестник МГИМО-Университета. - 2011. - № 1 (16).

7. Половченко К.А. Конституционный контроль в Боснии и Герцеговине // Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

8. Половченко К.А. Влияние правовой природы на порядок формирования органа конституционного контроля: опыт Боснии и Герцеговины // Пробелы в российском законодательстве. №2. 2017.

9.мПоловченко К.А. Конституционный суд как элемент системы сдержек и противовесов // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.