Научная статья на тему 'Конституционные гарантии реализации прав и свобод человека в деятельности органов государственной власти при чрезвычайном положении'

Конституционные гарантии реализации прав и свобод человека в деятельности органов государственной власти при чрезвычайном положении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3371
1168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
гарантии / Права человека / органы государственной власти / Чрезвычайное положение

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко Ирина Валерьевна

Дается понятие и раскрывается характеристика групп конституционных гарантий, а также рассматриваются вопросы реализации прав и свобод человека в деятельности органов государственной власти Российской Федерации при чрезвычайном положении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционные гарантии реализации прав и свобод человека в деятельности органов государственной власти при чрезвычайном положении»

УДК 342.77 ББК Х620.32

И.В. Шевченко

конституционные гарантии реализации

ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В ДЕЯТЕЛьНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ

положении

Дается понятие и раскрывается характеристика групп конституционных гарантий, а также рассматриваются вопросы реализации прав и свобод человека в деятельности органов государственной власти Российской Федерации при чрезвычайном положении.

Ключевые слова:

гарантии, права человека, органы государственной власти, чрезвычайное положение

Реализация прав и свобод человека в период чрезвычайного положения требует наличия действенной системы гарантий, направленных на обеспечение как интересов каждой отдельной личности, так и общества в целом. В Конституции РФ закреплены не только права и свободы человека, но и фундаментальные гарантии этих ценностей. Конституционные гарантии имеют большое значение, т.к. Конституция РФ обладает высшей юридической силой (ч. 1 ст. 15), и все другие правовые акты нашего государства не должны ей противоречить, а обязаны отражать те ценности, которые содержатся в Конституции.

Под конституционными гарантиями понимаются правовые условия и средства, предусмотренные Конституцией РФ, при помощи которых достигается восстановление нарушенных прав [24, с. 267]. При этом условиями реализации конституционных гарантий является политико-правовой режим, в котором осуществляется реализация прав и свобод человека [20, с. 14].

Конституционные гарантии представляют собой систему императивных норм, обеспечивающих соблюдение и осуществление прав и свобод человека, поэтому нами предлагается систематизировать их в определенные группы гарантий, объединенные общими характеристиками.

Первую группу конституционных гарантий составляют общие принципы юридических гарантий, направленные на обеспечение незыблемости конституционного строя, определяющие характер взаимоотношений между личностью и государством, создают реальные условия для уважения, соблюдения и осуществления прав и свобод человека. Это принципы: верховенства права (ст. 1); разделения властей (ст. 10), неуклонного соблюдения Конституции РФ (ст. 4), а также неотчуждаемых прав и свобод человека (ст. 7) и общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 15); приоритет прав человека во взаимоотношениях между личностью и государством, признание прав и свобод человека и гражданина критерием деятельности государственных органов и должностных лиц, а также основой содержания и применения российского законодательства (ст. 18); принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина (ст. 18); принцип равенства прав человека и гражданина независимо от пола, расы,

Общество

Terra Humana

национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19); недопустимость отрицания и умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1, ст. 55); обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); принцип взаимной ответственности личности и государства и др.

Осуществление указанных принципов направлено на создание условий для достойной жизни и полноценного развития человека, построения правового государства в нашей стране. Так, принцип неотчуждаемости прав и свобод человека имеет большое практическое и психологическое значение: во-первых, человек может быть уверен в незыблемости своих прав, во-вторых, никакой государственный орган не вправе принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы (ч. 2, ст. 55).

К личным конституционным правам человека, наиболее уязвимым в период чрезвычайного положения, относятся: право на жизнь (ст. 20), свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25), свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст. 27), свободу информации (ч. 4, ст. 29) и др. Характеризуя конституционные права человека, необходимо отметить, что они принадлежат каждому индивиду, и являются его личными правами и свободами. То же самое относится и к обязанностям личности, которые являются важной конституционной гарантией цивилизованного отношения людей друг к другу [5, с. 153]. Так, никто не должен осуществлять свои права и свободы человека и гражданина, нарушая при этом права и свободы других лиц (ч. 3, ст. 17). Каждый человек обязан соблюдать Конституцию РФ и другие законы, а также уважать права и интересы граждан. Конституционные права и свободы неотделимы от конституционных обязанностей индивида и представляют собой органичное единство прав, свобод и обязанностей.

Принцип взаимной ответственности является важнейшим принципом общественных отношений и предполагает не только ответственность граждан перед государством, но и ответственность государства перед личностью и обществом. Следует признать, что механизм реализации этой ответственности необходимо совершенствовать. Так, охрану жизни и здоровья граждан обеспечивает норма, согласно которой сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3, ст. 41). Указанная формулировка позволяет предположить, что ответственность для должностных лиц наступает лишь в случае сокрытия ими указанных фактов. Между тем иногда должностные лица сами необоснованно и непосредственно создают угрозу жизни и здоровью людей при осуществлении своих полномочий, поэтому, на наш взгляд, в Конституции РФ следовало бы отразить, что в этом случае они также несут ответственность и сформулировать ч. 3, ст. 41 в следующей редакции:

«Создание государственными органами и их должностными лицами условий, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, или сокрытие подобных фактов и обстоятельств, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом».

Практика показывает, что в Российской Федерации человек плохо защищен от всевластия государственных органов, и в сознании должностных лиц все еще главенствует принцип господства государственных интересов над интересами

личности. В связи с этим в Конституции РФ следует отразить принципиальное 75 положение, закрепляющее ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, и сформулировать его в статье 17 следующим образом:

«Государственные органы и их должностные лица, нарушившие права и свободы человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, несут ответственность в соответствии с федеральным законом».

В Российской Федерации права и свободы человека признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 17 Конституции РФ). Многие положения Конституции РФ соответствуют международно-правовым актам. Так, в статье 21 Конституции РФ указывается, что достоинство личности охраняется государством, и никто не должен подвергаться пыткам, насилию и другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. существует запрет на проведение медицинских экспериментов с людьми без их добровольного согласия, в том числе и в условиях действия чрезвычайного положения. Данные требования отразили нормы Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 7) и других международных актов, в которых закреплены общепризнанные права и свободы человека. По данному поводу совершенно правильно пишет А.И. Сахно, утверждая, что регламентация прав и свобод человека, а также гарантии их защиты, - дело каждого государства, а в международных документах эти нормы содержатся лишь в общей форме [19, с. 27].

Второй группой конституционных гарантий являются конституционные принципы правосудия. К ним относятся: право каждого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2, ст. 45); судебная защита прав и свобод личности (п. 1, ст. 46), право каждого в соответствии с международными договорами нашего государства обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если использованы все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (п. 3, ст. 46); право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48); право на свидетельский иммунитет (ст. 51); принцип презумпции невиновности (ст. 49) и другие.

Конституционные гарантии правосудия направлены на недопустимость произвола должностных лиц в отношении личности, в том числе и в условиях чрезвычайного положения. В борьбе с чрезвычайными ситуациями государство вынуждено прибегать к ограничению прав и свобод человека и гражданина, однако это должно производиться с соблюдением демократической процедуры, установленной законом.

В соответствии с Конституцией РФ гарантом общечеловеческих ценностей является Президент РФ (ст. 80). Его деятельность составляет самостоятельную группу конституционных гарантий. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, в которой клянется, что, осуществляя свои полномочия, будет уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет, независимость, безопасность и целостность государства (ст. 82 Конституции РФ). Президент РФ выполняет указанные функции посредством осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов и распоряжений, направленных на защиту правового положения личности, решение глобальных проблем современности в рамках Российской Федерации и в составе мирового сообщества. Кроме того, Президент РФ может приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если они противоречат Конституции РФ, федераль-

Общество

Terra Humana

76 ным законам и международным обязательствам либо нарушают права и свободы человека и гражданина (ч. 2, ст. 85).

Однако не всегда президентская власть осуществляется в соответствии с поставленными перед ней задачами. Некоторые указы и распоряжения Президента РФ не соответствуют Конституции РФ и международным стандартам прав человека. В связи с этим актуальной задачей является повышение контроля над президентской властью. Одним из таких механизмов является норма, обязывающая Президента РФ осуществлять свои полномочия в установленном законом порядке, в соответствии с Конституцией РФ и нормами о правах человека (ч. 3, ст. 90 Конституции РФ). Однако для того чтобы данная норма действовала в полной мере, необходимо, как правильно подчеркивают некоторые авторы, тщательно урегулировать полномочия Президента РФ [11, с. 36]. Думается, что большую роль в решении данной проблемы должен сыграть Конституционный Суд РФ.

Необходимо отметить, что деятельность Президента РФ осуществляется в достаточно сложный период, который можно охарактеризовать как переходный от тоталитарного государственно-политического устройства к демократии [8, с. 3]. Кроме того, в отличие от зарубежных стран, где институт президентства имеет многовековой опыт, в России данный государственный институт появился лишь в мае 1991 г., поэтому многие формы деятельности Президента РФ в деле защиты прав и свобод личности нуждаются в совершенствовании. Безусловно, Президент РФ, как гарант общечеловеческих ценностей, не в состоянии обеспечить полноценную реализацию прав и свобод человека и гражданина без согласованной деятельности других государственных органов Российской Федерации и ее субъектов.

Третьей группой конституционных гарантий является деятельность специальных государственных органов, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека в период действия чрезвычайного положения. К таким органам относятся: Федеральное Собрание (ст. 94 Конституции РФ), Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Уполномоченный по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ) и другие. В связи с тем, что в пределах настоящей работы не представляется возможным рассмотреть деятельность всех указанных органов, мы остановимся только на наиболее важных из них.

Большую роль в совершенствовании гарантий прав и свобод человека играет деятельность Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Данный Совет появился в 2004 г. в результате преобразования Комиссии по правам человека при Президенте РФ, которая изначально была создана Указом Президента №о 1798 от 1 ноября 1993 г. «Об обеспечении деятельности Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации».

Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека функционирует как консультативный орган с целью оказания содействия по усилению гарантий соблюдения прав человека и гражданина в Российской Федерации. Так, указанный Совет участвует в обсуждении различных законопроектов и вносит предложения по их совершенствованию, например, законопроекта о неправительственных организациях, о необходимости создания общественной палаты для контроля общества за работой госаппарата и т. п. [4, с. 9].

Важной конституционной гарантией является институт Уполномоченного по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103), правовой статус которого обладает таким

важным признаком, как независимость [9, с. 135]. В Декларации прав и свобод че- 77 ловека и гражданина, принятой Верховным Советом России 22 ноября 1991 г. был учрежден пост парламентского уполномоченного по правам человека, который наделен правом заниматься вопросами нарушения прав человека должностными лицами и государственными органами (ст. 40). Сущность деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации заключается в том, что он должен защищать человека от произвола самого государства в лице его чиновников. Ежемесячно Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации получает огромное количество жалоб, многие из которых связаны с деятельностью судов, например, жалобы на длительность сроков рассмотрения дела в суде и другие [10, с. 10-15].

Следует отметить, что деятельность данного лица могла бы быть более продуктивной, если бы в органах внутренних дел не существовало мнение, что «уполномоченный - это некая бесполезная шестеренка государственной машины», как указывает в своем интервью сам Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин [21, с. 2]. Между тем, существует Приказ МВД России от 3 декабря 2004 года № 804 «О мерах по повышению эффективности взаимодействия МВД России с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека» [14], который призван повысить эффективность деятельности указанных органов по защите прав граждан.

Деятельность Уполномоченного по правам человека в нашем государстве регламентируется Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года. Согласно статье 15 указанного Закона, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации могут обращаться с жалобами граждане Российской Федерации, иностранные граждане, находящиеся на территории нашей страны, и лица без гражданства. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе по собственной инициативе принимать меры в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, которые имеют особое общественное значение или связаны с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты (ст. 21).

Четвертой группой конституционных гарантий реализации основных прав и свобод человека в период чрезвычайного положения является деятельность государственных органов, осуществляющих контроль за законодательной, исполнительной и судебной властью. В системе государственных органов Российской Федерации существует конституционный контроль, судебный контроль и прокурорский надзор. Основными органами, которые входят в данную группу, являются судебные органы: от районных судов (ст. 118) до Верховного Суда РФ (ст. 126) и Конституционного Суда РФ (ст. 125), а также Прокуратура РФ (ст. 129).

Как правильно отмечают некоторые авторы, контроль над властью является важным средством защиты прав и свобод личности [7, с. 138].

Судебные органы осуществляют контроль за законностью деятельности органов законодательной и исполнительной власти. Так, за 2008 г. в порядке надзора судами областного звена было рассмотрено 10,4 тыс. жалоб и представлений, из них удовлетворено почти 9,5 тыс. дел, что составило 91 % от числа рассмотренных в президиумах судов; в 2007 г. было рассмотрено 20,3 тыс. жалоб и представлений, из них удовлетворено 19,2 тыс., что составило 97 % [13, с. 65].

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный Суд

Общество

Terra Humana

78 РФ, который имеет широкие возможности для осуществления контроля над судебной властью и обеспечения защиты интересов человека, общества и государства. Так, Верховный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции. Верховный Суд в пределах своей компетенции может рассматривать дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Кроме того, Верховный Суд РФ ежегодно делает обзоры судебной практики, что позволяет судить об эффективности судебной защиты прав и законных интересов личности, общества и государства. Так, судебная статистика показывает, что на протяжении последних четырех лет количество дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, неуклонно растет: по гражданским делам за указанный период оно выросло на 28 % и составило 9 млн 365 тыс., по делам об административных правонарушениях - выросло на 20 % и составило 5 млн 254 тыс., по уголовным делам показатели являются более стабильными и остались на прежнем уровне, составив 1 млн 200 тыс. дел [6, с. 14].

Из данных цифр мы видим, что число лиц, понесших ответственность за нарушение прав и свобод человека, растет по самым различным направлениям, и что суды активно восстанавливают справедливость, защищают право человека на жизнь, здоровье, собственность, общественную безопасность, чистоту окружающей среды и другие общепризнанные ценности, вынося приговоры.

Кроме того, Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ), которые помогают судам общей юрисдикции правильно и единообразно применять законы. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ являются для судов обязательными. Примерами таких разъяснений являются постановления Пленума Верховного Суда РФ: от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические преступления» [19, с. 784], от 5 июня 2002 г. № 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» [3, с. 4-6], от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» [17, с. 10], постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» [18, с. 14].

Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом, осуществляющим контроль за соответствием законов и иных нормативных актов Конституции РФ. Главной задачей Конституционного Суда РФ является защита прав человека от неконституционных законов (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ вправе проверять конституционность только таких законов, которые применялись или подлежат применению по конкретному делу, поэтому основанием деятельности Конституционного Суда РФ являются индивидуальные или коллективные жалобы граждан и объединений на нарушение их конституционных прав и свобод, а также запросы судов [1, с. 35-36]. Проверка конституционности законов в порядке абстрактного нормоконтроля может осуществляться лишь по запросам уполномоченных на то органов, например, Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и других органов (ст.ст. 84, 96, 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»).

Рассматривая роль и значение деятельности Конституционного Суда РФ, не- 79 льзя не обратить внимание на одно весьма важное обстоятельство. В соответствии с пунктом 2 статьи 118 Конституции РФ Конституционный Суд РФ входит в систему органов судебной власти. Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ каждое решение органов государственной власти может быть обжаловано в суд. Однако решения Конституционного Суда на основании статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» являются окончательными и обжалованию не подлежат, кроме того, являются обязательными для применения. Таким образом, указанная норма противоречит Конституции РФ и требует своего разрешения. В связи с этим нами поддерживается предложение В.И. Рохлина о необходимости предусмотреть в законодательстве возможность обжалования постановлений и определений Конституционного Суда РФ в Пленум Конституционного Суда РФ [16, с. 22].

Не менее важное значение в системе конституционных гарантий реализации прав и свобод человека имеет деятельность Прокуратуры РФ, которая в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на его территории, а также выполняет другие функции. Именно на прокуратуре лежит обязанность обеспечения верховенства закона, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства [12, с. 48].

При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод личности прокуроры рассматривают и проверяют заявления, сообщения и жалобы о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, разъясняют порядок защиты их прав и свобод, указывают на наиболее часто встречающиеся ошибки и нарушения законодательства, которые допускают должностные лица, принимают меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод личности, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

В последние годы прокуроры ежедневно участвуют только в судах первой инстанции в рассмотрении свыше 1 млн. уголовных дел. В результате этой деятельности в 2002 г. в порядке гражданского и уголовного судопроизводства прокуроры предъявили 313 105 исков (заявлений), в 2004 г. - 380 227, в 2007 г. - 887 334.

При этом половина исков (в 2007 г. - 452 791) была предъявлена прокурорами в защиту граждан, законные права и интересы которых были нарушены неправомерными действиями (бездействием) должностных лиц. Из общего количества заявленных прокурорами в 2007 г. исков удовлетворено 65,6 % [2]. Для сравнения следует отметить, что в 2008 г. из числа поданных прокурорами надзорных представлений судами областного звена было удовлетворено 94 % [13, с. 65].

Таким образом, правовое регулирование прокурорского надзора направлено на всемерное укрепление законности и правопорядка, на охрану личности от всевозможных посягательств на ее права: социально-экономические, политические, личные и другие, а также на защиту общечеловеческих ценностей, например, охрану окружающей среды, вне которой не может жить ни один человек [15, с. 26-28]. Регламент деятельности прокурора служит одной из гарантий реализации независимости и справедливости прокурорской власти.

Рассмотрев конституционные гарантии реализации основных прав и свобод человека, необходимо отметить, что они являются внутригосударственным механизмом, обеспечивающим признание, закрепление, осуществление, соблюдение, охрану и защиту общепризнанных принципов и норм международного права

Общество

Terra Humana

всеми органами государственной власти, особенно в период действия чрезвычайного положения.

Однако простое закрепление прав и свобод личности в Конституции РФ еще не означает их автоматическое осуществление в условиях чрезвычайного положения. Как правильно отмечают многие авторы, развитие и конкретизация конституционных гарантий в текущем законодательстве является важнейшим условием их реализации [22, с. 40].

На наш взгляд, для укрепления конституционных гарантий необходимо усовершенствовать способы внесудебной защиты прав и свобод человека, то есть урегулировать деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Комиссии по правам человека при Президенте РФ и других органов. Для этого необходимо выработать единую, четкую государственную политику, определяющую деятельность данных органов, а также повысить взаимодействие внесудебных органов защиты прав человека.

Список литературы

1. Анишина В. Каким должен быть запрос районного суда в Конституционный Суд РФ // Российская юстиция. - 1999, № 3. - С. 35-36.

2. Буланова Н.В. Эволюция института прокуратуры с 2003 г. по 2008 г. и его взаимодействие с органами судебной власти // http://indem.ru/Proj/SudRef/prav/EvolProkur.htm

3. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2002. № 8.

4. Владыкина Т., Лебедева Н., Будущее в законе: Элла Памфилова уверена, что необходимо сильное гражданское общество // Российская газета. - 2005, 21 декабря.

5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 294 с.

6. Выступление председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М.: Материалы VII Всероссийского съезда судей // Российская юстиция. - 2009. № 1.

7. Зимин А.В. Контроль за властью - гарантия защиты прав и свобод личности // Защита прав человека и соблюдение законности органами внутренних дел: Материалы межд. научно-практ. конф. (10 декабря 1998 г.). - М., 1999.

8. Кайнов В. И. Конституционно-правовой статус Президента России: теория и практика / Под ред. В. П. Сальникова. - СПб., 1999. - 200 с.

9. Лукашева Н.Ф. Место Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ в системе органов государственной власти // Правовая культура. - 2008, № 2 (5).

10. Лукин В. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2008 год. 17 февраля 2009 года // Российская газета. - 2009, 17 апреля.

11. Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 г. и становление новой политической системы // Государство и право. - 1994, № 10. - С. 32 - 37.

12. Никитин Е.Л. Прокурорский надзор за законностью выявления и раскрытия преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ, оперативно-розыскными средствами // Криминалист. - 2008. № 1. - С. 40 - 50.

13. Обзор деятельности судов общей юрисдикции в 2008 году. Рассмотрение гражданских дел // Российская юстиция. - 2009, № 6. - С. 63 - 73.

14. “О мерах по повышению эффективности взаимодействия МВД России с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека” Приказ МВД РФ от 03.12.2004 № 804.

15. Рохлин В.И. Пинчук В.И., Сердюк В.М. Расследование и прокурорский надзор по фактам нарушения природоохранного законодательства: Учебное пособие. - Л., 1991. -156 с.

16. Рохлин В.И. Суд и прокуратура: положение, взаимодействие // Труды Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации. № 2. - СПб., 2000. - С. 19 - 24.

17. Российская газета. - 2005, 15 марта.

18. Российская газета. - 2009, 18 февраля.

19. Сахно А.И. Международные стандарты в механизме обеспечения прав граждан в деятельности милиции // Полицейское право. - 2007, № 1. - С. 27 - 30.

20. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской 81 Федерации). - М.: Спарк, 2003.

21. Стремоухов А.В. Человек и его правовая защита: Теоретические проблемы. - СПб.: Изд-во Юридич. ин-та 1996.

22. Хазов Е.Н. Юридические гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России: Автореф. дис. на соиск. степени канд. юрид. наук. - СПб.,

1997. - 24 с.

23. Шершень Е. Уполномоченные защиты: Интервью В. Лукина // Щит и меч. 2009. 12 марта. № 10.

24. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе / Под ред. Л.Д. Воеводина. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 342 с.

25. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=EXP;n=368385;page=esse

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.