Научная статья на тему 'Правовая политика государства в сфере защиты прав и свобод личности'

Правовая политика государства в сфере защиты прав и свобод личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2771
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая политика государства в сфере защиты прав и свобод личности»

Тхабисимова Людмила Аслановна

кандидат юридических наук, доцент,

Нальчикский филиал Краснодарского университета МВД России, г Нальчик

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА

ГОСУДАРСТВА

В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ

П^Ш роблема защиты

прав и свобод личности в России всегда была одной из самых значимых. Правовая политика представляет собой важную форму и прогрессивное средство гуманизации права, государственной и общественной жизни. Ее смысл и цель состоят в создании условий для эффективной юридической защиты личности.

Взаимодействие личности и власти предполагает не только наличие комплекса прав, свобод и ответственности как институтов, но и определенную систему ценностных отношений между ними. Современная правовая политика, политическая жизнь характеризуется поиском и утверждением общечеловеческих ориентиров, стандартов, подходов, которые должны быть выверенными и продуманными1.

Современный этап развития российской государственности характеризуется расширением сферы конституционного регулирования, что способствует максимально полному и последовательному закреплению в рамках Конституции целого комплекса прав и свобод личности, отвечающего всем мировым стандартам в этой области.

В настоящее время на первый план выходит проблема государственной защиты прав и свобод личности. Как отмечается в юридической литературе, конечная цель деятельности государства состоит в обеспечении прав и свобод личности: достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать системы защиты прав и сво-

бод, а также устанавливать процедуры такой защиты2.

По существу, правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности предполагает взаимодействие различных субъектов, объектов, их вза-имодейств. В центре правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности стоят вечные вопросы правового бытия: справедливость, смысл участия в государственных делах. Можно вести речь об универсальных, а также персональных ценностных основаниях взаимодействия личности и власти, связанных с погружением человека в пространство политических и государственных отношений.

Достижение гуманистической цели в государственном властвовании и праве предполагает проведение правовой политики в сфере защиты прав свобод личности, которая основана на принципах гуманизма. Принципы правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности - это основополагающие требования к ее содержанию и форме. Отмечаются следующие принципы: 1) соответствие взаимосвязанным интересам личности, семьи, общества и государства; 2) стратегическая направленность на развитие гуманистически ориентированного законодательства; 3) связь с идеями и духом конституционализма; 4) использование возможностей государственного воздействия, осуществляемого исключительно на основе права; 5) открытость3.

Исследование правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности не может обойтись без обращения к Конституции РФ, которая предстает правовой основой этого процесса. Существуют такие функции Конституции РФ по защите прав и свобод личности, как: а) социально-правовая функция;

1 Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. СПб.: «Юридический центр Пресс». 2004. С. 7.

2 Комкова Г.Н. Равная защита прав гражданина-конституционная обязанность Российской Федерации // Защита прав человека в Поволжском регионе: опыт и перспективы / Под ред. Г.Н. Комковой. СПб., 2001. С. 7-8.

3 Шевцов В.С Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2002. С. 269-270.

76

б) историко-прагматическая функция; в) функция правового стимулирования защиты прав и свобод личности.

Для эффективного осуществления защиты прав и свобод личности на основе Конституции необходим комплекс условий, переводящих язык деклараций на язык реальности. Таким базовым условием выступает формирование гражданского общества. Гражданское общество - многоуровневая и многомерная система отношений, позволяющих личности осуществлять свое предназначение, иметь юридические, политические, широкие социальные гарантии собственного существования1.

Развитость гражданского общества позволяет личности опираться на систему отношений, поддерживающих возможности защиты прав и свобод личности.

Юридическое значение Конституции РФ для защиты прав и свобод личности раскрывается в следующих основных положениях: основах правового статуса личности, непосредственно действующих прав личности, предоставляют ей возможность осуществления своего права без обращения к иным нормативно-правовым актам, хотя, естественно, и не запрещает этого. Конституция РФ также закрепляет существующий политический режим, форму правления, форму государственного устройства, актуальные для защиты прав и свобод личности, в связи с тем, что они создают четкие государственноправовые критерии, обеспечивающие стабильное правовое положение личности, носителя суверенитета и источника власти, ее разновидностей, пределов ее компетенции, полномочий высших должностных лиц. Основной закон нашего государства приводит в систему существующее законодательство, создавая правовые условия для выстраивания иерархии законов, подзаконных актов, которые используются личностью для защиты своих прав.

Социальное значение Конституции Российской Федерации выступает как подтверждение факта национального согласия об основных направлениях дальнейшего развития отношений общества, го-сударства и личности2.

Защищать права и свободы граждан призваны как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления3.

В приветствии участникам Всероссийской научно-практической конференции «Права человека в России и правозащитная деятельность государства» 8 мая 2003 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил следующее: «Защита конституционных прав человека и гражданина - одно из ключевых направлений деятельности органов государственной власти в современной России. Решение целого комплекса задач, связанных с качествен-

ным улучшением состояния законности и правопорядка в стране, требует выработки системного и всестороннего подхода, основанного на тесном взаимодействии всех государственных и общественных правозащитных структур»4.

Конституция РФ отразила кардинальные перемены, происшедшие во всех сферах российского общества. Пожалуй, впервые за всю историю российской государственности Конституция РФ провозгласила приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими ценностями государства и общества.

Необходимость обращения к правовой политике в сфере защиты прав и свобод личности обусловлена происходящими в России в начале XXI в. социально-экономическими и политико-правовыми преобразованиями. В этих условиях усиливается роль правовой политики как ведущего фактора становления правового государства. Правовая политика оказывает заметное влияние на процесс гуманизации российского права. Ее смысл и цель создание благоприятных условий для защиты прав и свобод личности.

Вместе с тем, в современной России в области права наблюдаются следующие тенденции: механизмы реализации прав личности действуют неэффективно; слабеют гарантии права; нарушено равновесие между правами и обязанностями; занижена ответственность субъектов правоотношений на фоне широкой декларации прав; взаимная ответственность личности и государства не сбалансирована. Тенденции права определяют реальную почву осуществляемой и возможной правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности в современном российском социуме5. Система государственной защиты выступает главным структурным элементом в государственном механизме защиты прав и свобод личности.

Особое место в системе государственной защиты прав и свобод личности занимает Президент РФ, являющийся по Конституции РФ гарантом прав и свобод человека и гражданина.

В формулировке ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, где говорится о том, что Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, заложена функция Президента РФ как верховного арбитра соблюдения и обеспечения всеми ветвями власти, всеми органами государственной власти Российской Федерации, их должностными лицами прав и свобод личности.

Президент РФ выступает с законодательной инициативой по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод личности. Наличие или отсутствие у Президента РФ права внесения законопроектов должно рассматриваться исходя из конкретной политической ситуации и системы взаимоотношений

1 Мордовцев А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов,1996. С. 26.

2 Чиркин В.Е. Российская конституция и международный опыт // Государство и право. 1998. № 12. С.11-12.

3 Лебедев В.А. Ограничения прав и свобод граждан в Российской Федерации// Проблемы права: Международный правовой журнал. 2004. № 1. С. 18.

4 Путин В.В. Приветствие, участникам Всероссийской научно-практической конференции «Права человека в России и правозащитная деятельность государства» 8 мая 2003 г. // Сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф., 12 мая 2003 года: Права человека в России и правозащитная деятельность государства / Под ред. В.Н. Лопатина. СПб., 2003. С. 7.

5 Самигулин В.К. Конституционное право России: Курс лекций. Уфа, 2001. С. 79.

6 Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право. 1993. № 10. С. 28.

77

между ветвями власти1. В настоящее время в России есть необходимость, чтобы Президент РФ, осуществляя свою функцию по охране прав и свобод личности, имел право выступать с законодательной инициативой по наиболее важным направлениям правозащитной деятельности Российского госу-дар-ства.

На защиту прав и свобод личности направлено большинство указов Президента РФ. В частности, Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г. «о мерах по обеспечению права граждан Российской Фе-де-рации на свободный выезд из Российской Федера-ции»2 защитил такое конституционное право человека и гражданина, как право на свободный выезд и въезд в Российскую Федерацию.

Президент РФ в целях защиты прав и свобод личности может издавать указы, расширяющие права человека, не урегулированные законом. В то же время он вправе их ограничивать, хотя некоторые ограничения прав и свобод человека и гражданина возможны в силу ст. 55 Конституции РФ только на основании федерального закона, и установление их указами Президента РФ противоречило бы конституционным нормам.

Важное значение имеют послания Президента РФ Федеральному Собранию. Они не являются нормативными актами, но служат ориентиром в законодательной деятельности Федерального Собрания по защите прав и свобод личности.

Право «вето» на не соответствующие Конституции РФ законодательные акты позволяет Президенту РФ своевременно реагировать на нарушения прав и свобод, которые еще не возникли, но могут возникнуть в случае вступления в силу закона, нарушающего права и свободы личности.

Важным подразделением, осуществляющим защиту прав и свобод, является Комиссия по правам человека при Президенте РФ, которая образована в соответствии с Указом от 26 марта 1993 г. «О комиссии по правам человека при Президенте РФ»3 в целях усиления гарантий гражданских и политических прав граждан.

Комиссия является совещательным и консультативным органом при Президенте РФ. Она содействует реализации главой государства его конституционных полномочий - гаранта прав и свобод и обладает широкими полномочиями в области защиты прав личности. Президентом РФ утвержден целый ряд программ долгосрочного характера, в том числе, президентских, рассчитанных на создание режима социальной защищенности граждан.

В системе органов, осуществляющих государственную защиту прав и свобод личности, следует отметить деятельность законодательных органов. В Российской Федерации законодательную защиту прав и свобод осуществляют: Федеральное Собрание РФ и законодательные органы власти субъек-

тов РФ.

Защита прав и свобод личности в соответствии с п. «б» ст. 72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Первостепенное значение для защиты прав и свобод имеют органы исполнительной власти. Одной из основных функций этих органов является обеспечение и защита прав и свобод личности. В соответствии со ст. 19 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»4 (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г.5, 19 июня 2004 г.6), полномочия Правительства в сфере защиты прав и свобод граждан достаточно большие. К наиболее важным из них можно отнести: участие в разработке и реализации политики в области безопасности личности; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.

Особое место в системе органов, осуществляющих защиту, отводится Министерству внутренних дел РФ. Органы внутренних дел посредством присущих им форм деятельности (оперативно-розыскной, административной, уголовно-процессуальной и др.) через свои милицейские и другие структуры выполняют огромный объем работы по гарантированию прав и свобод личности7.

Практика свидетельствует, что исполнительная власть не свободна от ошибок, а нередко и злоупотреблений при решении вопросов, касающихся прав и свобод личности. Отсутствие четкой правовой регламентации деятельности государственных органов и отдельных чиновников лишает граждан возможности защищать свои права, создает условия для коррупции и произвола чиновников. В связи с этим России необходима дополнительная система защиты прав и свобод граждан от нарушений со стороны органов исполнительной власти, т. е. административная юстиция. Подобные органы должны быть независимы от органов государственной администрации и общих судов. Создание административной юстиции повлечет за собой не только улучшение защиты прав и свобод личности, но и позволит повысить качество работы государственных и местных органов.

Обеспечение прав и свобод правосудием, естественно, возвышает суды как органы государственной власти, придает им особое значение в ряду других органов. Но это требует от них оперативной, эффективной деятельности по претворению в жизнь конституционных положений. Решение задачи по проверке законности и обоснованности принимаемых в отношении физических и юридических лиц решений и действий органами государственной власти, органами местного самоуправления, обществен-

1 Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право. 1993. № 10. С. 28.

2 СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 2021.

3 САПП РФ. 1993. № 40. Ст. 3738.

4 СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

5 Там же. 1998. № 1. Ст. 1.

6 Там же. 2004. № 25. Ст. 2478.

7 Ростовщиков И.В. Обеспечение и защита прав и свобод личности: вопросы теории и практики органов внутренних дел: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 23.

78

ными объединениями и должностными лицами ложатся на плечи общей юрисдикции и арбитражных судов.

Однако нередко права личности нарушаются и от того, что законы и иные нормативные акты, многие из которых приняты в прошлом, расходятся с требованиями Конституции РФ. Это недопустимо, ибо Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, и принимаемые законы и иные нормативные правовые акты должны ей соответствовать, а если они не соответствуют Конституции РФ, то не должны применяться. Это касается как актов Российской Федерации, так и действующих, неотмененных, актов СССР1.

Конституция РФ устанавливает, что в иерархии ценностей человек, его права и свободы являются высшей ценностью и, следовательно, главной целью политики государства. По справедливому мнению Б.С. Эбзеева, «демократическое обновление, вызывающее глубокую ценностную переориентацию общества, возвращает тем самым проблеме человека принадлежащее ей место не только в теории, но и общественной практике; данная конституционная норма закрепляет главный критерий пра-воустановительной и правоохранительной деятельности государства, его органов и должностных лиц; конституционно выражается и закрепляется идея юридической связанности государства, ограниченности его власти, поскольку на него возложены юридические обязанности перед человеком, права и свободы которого обязательны для законодателя, и органов исполнительной и судебной власти; поскольку государство не предоставляет, а лишь признает, соблюдает и защищает права и свободы человека. В данной конституционной формуле находит выражение идеи естественных, неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека, которые существуют независимо от государственного их признания, в силу чего конституционные права и свободы не откорректированы государством, не дарованы им, а являются атрибутивными свойствами личности и вытекает из присущего каждому человеку достоин-ства»2.

Для реализации указанных конституционных положений необходим действенный механизм, обеспечивающий строгое, единообразное и последовательное исполнение для всех нормативных правовых актов в государстве, а также их разработку. Важное значение в данном механизме имеет институт конституционного контроля. Можно констатировать, что решения Конституционного Суда РФ играют важнейшую роль в обеспечении режима конституционной законности3. Именно эффективная деятельность Конституционного Суда РФ содейству-

ет воспитанию уважения основных прав и свобод человека и гражданина со стороны властей, государства, всех его органов и должностных лиц. Такая защита выступает гарантией равноправных отношений государства и личности, реального существования взаимных обязательств государства и личности, дополнительным средством обеспечения выполнения государством его обязанности по защите прав и свобод граждан и других лиц4. В то же время одной из задач суда является укрепление правопорядка и воспитание в должностных лицах и гражданах уважения к Конституции РФ.

Перспективно-преобразовательная составляющая правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности заключается в аккумулировании и воспроизводстве наиболее эффективных, значимых, перспективных направлений защиты прав и свобод. Это то новое, приращенное, рожденное процессом осуществления правовой политики, что позволяет максимально результативно защищать права и свободы личности. Например, появился в свое время новый, а теперь уже привычный для России, институт уполномоченного по правам человека (омбудс-ман). Такой институт можно отнести к рассматриваемой стороне правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности, так как он открывает перспективы ее развития5.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации» был принят 26 февраля 1997 г6. Важным моментом функционирования данного института является то, что Уполномоченный в своих действиях независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам.

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам свобод личности, форм и методов их защиты. В целом можно констатировать, что деятельность Уполномоченного по правам человека обеспечивает поддержание законности и правопорядка на всей территории Российской Федерации7. Причем следует иметь в виду что деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства политико-правовые способы защиты прав и свобод личности, не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивает защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный по правам человека не конкурирует с государственными органами. Это не альтернативный, а до-

1 Шейнин Х.Б. Защита прав человека в конституционном суде Российской Федерации // Сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф.,12 мая 2003 г. Права человека в России и правозащитная деятельность государства. / Под ред. В.Н. Лопатина. СПб., 2003. С. 33.

2 Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд: Учеб. пособие для вузов. М., 1996. С. 105-106.

3 Чепрунова Н. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как образец в юридической гармонии // Российская юстиция. 2001. № 10. С. 28.

4 Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. М., 2001. С. 232.

5 Маритен Ж. Человек и государство. М., 2000. С. 98.

6 СЗ РФ. 1997. № 9. С. 1011.

7 Юридические гарантии прав личности РФ (по материалам круглого стола) // Государство и право. 2000. № 11. С. 99.

79

полнительный способ правообеспечения, который посягает на полномочия и сферы юрисдикции других органов государства, разрешающих жалобы и споры граждан с административными органами1.

Думается, что деятельность этого института позволит ликвидировать существующие проблемы в сфере функционирования механизмов защиты прав и свобод личности, а также окажет положительное влияние на стимулирование позитивной деятельности государственной власти, так как не обладая правом вынесения окончательного решения, Уполномоченный, по существу, оказывает влияние на все органы государственной власти, призванные гарантировать права и свободы каждому

Проведенный анализ отдельных элементов государственной защиты позволяет сделать вывод, что защита прав и свобод личности должна осуществляться всеми органами государственной власти. В настоящее время необходимо, чтобы все органы, составляющие ее, начали работать как на благо государства, так и отдельного человека и гражданина, взаимодействуя с институтами гражданского общества. Права личности должны стать главным ориентиром деятельности их органов, чтобы конституционные положения об их высшей ценности и гарантированности не остались очередной декларацией, не реализованной в жизни.

В нынешних условиях имеются правовые и организационно-формальные способы защиты прав и свобод личности: существование законов, функционирование судебной системы, законодательных органов и исполнительной власти. Казалось бы, созданы все необходимые предпосылки для защиты прав и свобод личности. Однако вновь и вновь приходится констатировать неэффективность правовой защиты личности в российском обществе и отсутствие прочной правовой основы и системного подхода в решении этого вопроса.

Правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности есть политико-правовая деятельность, осуществляемая правовыми методами на основе права и в сфере права. Это деятельность государственных и муниципальных органов, общественных объединений и граждан, обеспечивающая создание, поддержание и развитие условий для защиты прав и свобод личности. Правовая политика способствует становлению правового государства, служит делу защиты прав и свобод личности.

Сущность конституционно-правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности состоит в предоставлении основных организационно-юридических условий осуществления естественных прав и свобод личности на принципах конституционализма, верховенства закона, разделения властей, в развитии правового статуса личности, всемирной

защите ее прав и свобод.

Цель конституционно-правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности непосредственно определяется ее сущностью, а выражается в реальном предоставлении для личности высокой степени развития конституционализма, его ценностей, связанных со стабильным и надежным функционированием правовой и политической системы, основе приоритетного определения статуса человека и гражданина в ценностном ряду правовых процессов.

Правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности имеет конкретные направления. В контексте направлений правовой политики важно показать, что нормы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, являются базовыми для того, чтобы граждане России использовали самозащиту своих прав.

Такими направлениями выступают: создание конституционных условий обеспечения достойной жизни и свободного развития личности; соблюдение приоритетности норм международного права, его реализация на основе Конституции Российской Федерации; конституционное правоприменение, конституционный контроль за соблюдением прав и свобод, а также контроль за содержанием принципов отраслевого и регионального законодательства; организация деятельности судебной системы, органов прокуратуры, правоохранительных органов по защите прав и свобод личности; пропаганда норм Конституции РФ и правовое просвещение в области прав и свобод личности.

В рамках правовой политики предстоит сформировать такую личность, которая бы не только обладала юридическими знаниями, но и могла успешно защищать свои права всеми разрешенными законом способами, а также нести ответственность, что подчеркивает степень развитости гражданских качеств субъекта правовых отношений. Целью политики в области формирования юридических качеств личности представляется становление правового образа жизни, также принципиальное изменение ментальности в сторону повышения самоуважения самой личности, иных участников правоотношений2.

Вполне очевидно, что эффективная защита прав и свобод личности и формирование правового государства в Российской Федерации - взаимосвязанные процессы. Правовая политика, направленная на становление правовой государственности в России, способствует созданию оптимальных условий для защиты прав и свобод. И наоборот: все то, что способствует юридической защите личности, безусловно, направлено на построение правового государства.

1 Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан. М., 1998. С. 50.

2 Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004. С. 13.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.