Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 2010-2021 ГГ'

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 2010-2021 ГГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
144
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / РЕФОРМА / ВЛАСТЬ / ПАРЛАМЕНТ / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА / ПРЕМЬЕР-МИНИСТР / ЗАКОН / ДЕМОКРАТИЯ / РЕФЕРЕНДУМ / ПРЕАМБУЛА / ДЕКЛАРАЦИЯ / ДЕПУТАТ / МАНДАТ / ФРАКЦИЯ / НОРМА / ДЕКРЕТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сагыналиева Венера Желденовна, Сатувалдиев Искендер Барпыбекович

Конституция об ограничении и разграничении власти в целях недопущения произвола по отношению к правам человека и гражданина, является сложной задачей для большинства республик. В данной статье проведен краткий анализ реформы Конституции Кыргызской Республики за 2010-2021 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC 2010-2021

The constitution on the limitation and delimitation of power in order to prevent arbitrariness in relation to human and civil rights is a difficult task for most republics. This article provides a brief analysis of the reform of the Constitution of the Kyrgyz Republic for 2010-2021.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 2010-2021 ГГ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

DOI 10.47643/1815-1329_2022_1_4 УДК 342.4

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 2010-2021 ГГ. CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC 2010-2021

САГЫНАЛИЕВА Венера Желденовна,

юридический факультет Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. 720033, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Фрунзе, 547. E-mail: vena70@mail.ru;

САТУВАЛДИЕВ Искендер Барпыбекович,

аспирант, Национальная академия наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика. Кыргызская Республика, г. Бишкек, Чуй просп., 265А. E-mail: vena70@mail.ru;

SAGYNALIEVA Venera Zheldenovna,

Faculty of Law of the Kyrgyz National University named after Zh. Balasagyn. 547 Frunze str., Bishkek, Kyrgyz Republic, 720033. E-mail: vena70@mail.ru ;

SATUVALDIEV Iskender Barpybekovich,

PhD student, National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyz Republic. Kyrgyz Republic, Bishkek, Chui Ave., 265A. E-mail: vena70@mail.ru

Краткая аннотация: Конституция об ограничении и разграничении власти в целях недопущения произвола по отношению к правам человека и гражданина, является сложной задачей для большинства республик. В данной статье проведен краткий анализ реформы Конституции Кыргызской Республики за 2010-2021 гг.

Abstract: The constitution on the limitation and delimitation of powerin order to prevent arbitrariness in relation to human and civil rights is a difficult task for most republics. This article provides a brief analysis of the reform of the Constitution of the Kyrgyz Republic for 2010-2021.

Ключевые слова: конституция, реформа, власть, парламент, Временное Правительства, Премьер-министр, закон, демократия, референдум, преамбула, Декларация, депутат, мандат, фракция, норма, декрет.

Keywords: constitution, reform, power, parliament, Provisional Government, Prime Minister, law, democracy, referendum, preamble, Declaration, deputy, mandate, fraction, norm, decree.

Дата направления статьи в редакцию: 15.12.2021

Дата публикации: 31.01.2022

Конституционное развитие Кыргызской Республики неразрывно связано с ее историей. На основе Конституции 1993 г. в Кыргызстане началась масштабная, революционная трансформация постсоветского государства и общества. Конституция Кыргызской Республики в редакции 1993году[1] как и в других странах разрабатывалась с учетом определенных факторов, соответственно имелись существенные особенности.

Возможность на самостоятельное принятие решений вопросов государственного значения, в том числе и вопросы реформы конституции повлияла на дальнейшее конституционное развитие страны.

Предлагаемые властями изменения в конституции КР начиная 1994года нанесли непоправимый урон устойчивости Конституции. Вместе с тем стоит отметить, что содержание проектов по внесению изменений в конституцию имели такие цели, как совершенствование госаппарата и всего механизма государства, укрепление государственности Кыргызстана через введение двух палатного парламента. Однако, уже через 2 года в 1996 году был поставлен вопрос о расширении полномочий глава государства, что прямо указывало на интересы определенных политических групп и окружения Президента.

В совокупности шесть проведенных[1] референдумов по внесению изменений в Конституции Кыргызской Республики создали предпосылку потери государственности Кыргызстана, как насильственные смены власти с неминуемыми внесениями изменений в Конституцию. В результате подобного отношения к Конституции, снизился уровень политический и правовой культуры, что создало прецедент безвластия в марте 2005 года и традицию безвластия в апреле 2010 года.

Такому положению дел способствовало непонимание важной роли законности, т.е. руководство и общество делало ставку именно на содержание Конституции, а не на законность в механизме государства [2]. Расширяя полномочия главы государства, в итоге пришли к тому, что в ноябре 2006 года ввели ограничения на полномочия Президента, где по полномочиям

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

парламента можно было рассматривать Кыргызскую Республики как парламентскую страну, но в январе 2007 года полномочия Президента вновь были расширены. На фоне нескончаемого бессмысленного реформирования Конституции обеспечение законности окончательно отодвинулось в тень.

Быстро меняющие инициативы по внесению изменений в Конституции, привели к двум насильственным сменам власти, окончательно подорвали доверие к руководству и Конституции Кыргызской Республики. Более странно выглядело, когда новые лидеры после апрельских событий 2010 года, стали убеждать общественность об опасности Президентской власти, так же забыв о вопросах обеспечения и гарантий законности в деятельности госаппарата. [2]

Таким образом, можно прийти к выводу, что в основу инициатив реформы Конституции КР ложились исключительно общественно-политические обстоятельства, при которых научно-правовое направление применялось в декларативных формах.

Как отмечалось выше, научная сторона вопроса разработки новой Конституции КР в 2010 года, решалась исходя из политических взглядов, при этом игнорировались теоретические основы и способы принятия Конституции, не проводился анализ основных тенденций Конституционного развития КР. На фоне пропаганды парламентской власти и опасности широких полномочий главы государства в исполнительной власти, временная власть не учитывала, что Кыргызстан имел смешанную форму правления в 1993 году, а в 2006 году на два месяца принял парламентскую форму правления[3]. Подводя к партийной власти в Временное Правительство исключило изучение особенностей исторического цикла кыргызской государственности, так же без внимания были оставлены вопросы регионального характера и состояния общества в целом. [4] Не были проанализированы вопросы влияния уровня экономики на партийное строительство. Более того, абсолютно безответственно подошли к законодательству по регулированию деятельности политических партий, в частности к порядку составления списков кандидатов от политических партий, что повлекло за собой массовый переход от одной партии к другой, разрушив тем самым основы идей партийного строительства. [5] Такое положение дел привело к разочарованию в массах относительно политических партий, поскольку со стороны лидеров политических партий совершалось нескрываемое предательство активных членов партий, вместо них в первых рядах оказывались вчерашние преследователи и враги партий, по причине их финансовых и местных электоральных возможностей. Вопрос регионального барьера не был рассмотрен, [6] как возможность манипулировать результатами выборов, на деле, при внимательном изучении двойного барьера можно прийти к выводу, о том, что выборы в таком порядке являлись нелегитимными.

Таковы некоторые причины провала введения парламентской власти в 2010 году. Тем не менее, необходимо отметить, что признаки установления парламентской власти все же были, такие как именно партийно-парламентские главы правительства в 2010 году и 2011 году.

К сожалению, подобные положительные признаки парламентской власти были не долгими. Уровень правовой и политической культуры не позволил парламентариям осознать важность проявления политической воли, и фактически в 2012 году парламент перешел в подчинение главы государства, его аппарату и около-президентскому окружению. [7]

Агитационные материалы парламентских выборов 2015 года прямо указывали, что политические партии и соответственно народное представительство переориентировалось исключительно на главу государства: «Поддержим президента», но и в этом случае Президент заручившись поддержкой избирателей и политической партии, не в полной мере осознавал важность своей роли в партийном строительстве и парламентской власти, поскольку действующий на тот период глава государства в 2010 году был назначен на должность Премьер-министра на партийно-парламентской основе, более того была возможность укрепить на практике полномочия парламента вновь возглавив правительство после окончания срока полномочий Президента. Прогнозы на такое стечение обстоятельств не подтвердились, а партийное строительство и парламентская власть продолжали дрейфовать в сторону влияния главы государства.

Внесение изменений в 2016 году уже в новую Конституцию редакции 2010 года, [8] сопровождалось многочисленной критикой и настойчивостью инициаторов. Анализ обоснования предложений по внесению изменений, позволяет прийти к выводу о том, что, истинной предпосылкой поправок в Конституции Кыргызской Республики, является именно геополитическая составляющая, при этом декрет Временного Правительства ограничивал введение изменений в Конституции КР до 2020 года, несмотря на эти ограничения, руководство страны назначило дату проведения референдума.

Выборы Президента КР 2017 года лишь подтвердили не состоятельность высшего представительного органа власти, а поствыборный период заложил основы оппортунистических настроений в общественно-политической сфере.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 1(205)

Подготовка к парламентским выборам 2020 года не предвещала каких-либо потрясений для власти, но результаты выборов стали причиной акций протестов не согласных с результатами. Последующее досрочное сложение полномочий главы государства и полномочия VI созыва депутатов Жогорку Кенеша сверхсрока, определило неопределенность относительно взятого курса в 2010 года.

Лидеры новых политических сил, напрочь отвергли парламентскую власть, призвали общество поддержать конституционные расширение полномочий главы государства, в результате череды политических событий 11 апреля 2021 года проведен всенародный референдум по принятию новой Конституции, где предусмотрены широкие полномочия Президента. [9]. Новая Конституция устанавливает жесткую вертикаль власти и расширяет возможности президента. Теперь он будет не только главой государства, но и возглавлять исполнительную власть. Это значит, что он заменит премьер-министра и будет руководить работой кабмина. Президент будет возглавлять заседания кабинета министров, несет ответственность за результаты деятельности Кабинета Министров и исполнительной власти. А также, если Жогорку Кенеш признает отчет об исполнении республиканского бюджета неудовлетворительным, ответственность членов Кабинета Министров рассматривается Президентом [9].

Библиография:

1. Конституция Кыргызской Республики (принята 5 мая 1993 года на двенадцатой сессии Верховного Совета Кыргызской Республики двенадцатого созыва). Официальная публикация. - Бишкек, 1993 г. - №7.

2. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М., 1998.

3. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов/Под общ.ред.чл.-корр.РАН, проф. М.А.Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М.Энтина. - М.; Норма, 2004.

4. Сооданбеков С.С., Укушев М.К. Конституционное право Кыргызской Республики: (Общая и особенная части). - Б.: 2001.

5. Закон Кыргызской Республики «О политических партиях» от 12 июня 1999 года N 50

6. Конституционный Закон Кыргызской Республики О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 26 августа 2021 года № 103

7. Конституция Кыргызской Республики (принята референдумом Кыргызской Республики 27 июня 2010 года (всенародное голосование), введена в действие Законом Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года "О введении в действие Конституции Кыргызской Республики". Кыргызская Республика").

8. Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» от 28 декабря 2016 года №

218.

9. Конституция Кыргызской Республики (принята референдумом Кыргызской Республики 11 апреля 2021 года, введена в действие Законом Кыргызской Республики "О Конституции Кыргызской Республики" от 5 мая 2021 года № 59).

References (transliterated):

1. Konstituciya Kyrgyzskoj Respubliki (prinyata 5 maya 1993 goda na dvenadcatoj sessii Verhovnogo Soveta Kyrgyzskoj Res-publiki dvenadcatogo sozyva). Oficial'naya publikaciya. - Bishkek, 1993 g. - №7.

2. Hropanyuk V.N. Teoriya gosudarstva i prava. Hrestomatiya. M., 1998.

3. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran: Uchebnik dlya vuzov/Pod obshch.red.chl.-korr.RAN, prof. M.A.Baglaya, d.yu.n., prof. YU.I. Lejbo i d.yu.n., prof. L.M.Entina. - M.; Norma, 2004.

4. Soodanbekov S.S., Ukushev M.K. Konstitucionnoe pravo Kyrgyzskoj Respubliki: (Obshchaya i osobennaya chasti). - B.: 2001.

5. Zakon Kyrgyzskoj Respubliki «O politicheskih partiyah» ot 12 iyunya 1999 goda N 50

6. Konstitucionnyj Zakon Kyrgyzskoj Respubliki O vnesenii izmenenij v konstitucionnyj Zakon Kyrgyzskoj Respubl iki «O vyborah Pre-zidenta Kyrgyzskoj Respubliki i deputatov ZHogorku Kenesha Kyrgyzskoj Respubliki» ot 26 avgusta 2021 goda № 103

7. Konstituciya Kyrgyzskoj Respubliki (prinyata referendumom Kyrgyzskoj Respubliki 27 iyunya 2010 goda (vsenarodnoe go-losovanie), vvedena v dejstvie Zakonom Kyrgyzskoj Respubliki ot 27 iyunya 2010 goda "O vvedenii v dejstvie Konstitucii Kyrgyzskoj Respub-liki". Kyr-gyzskaya Respublika").

8. Zakon Kyrgyzskoj Respubliki «O vnesenii izmenenij v Konstituciyu Kyrgyzskoj Respubliki» ot 28 dekabrya 2016 goda № 218.

9. Konstituciya Kyrgyzskoj Respubliki (prinyata referendumom Kyrgyzskoj Respubliki 11 aprelya 2021 goda, vvedena v dej-stvie Zakonom Kyrgyzskoj Respubliki "O Konstitucii Kyrgyzskoj Respubliki" ot 5 maya 2021 goda № 59).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.