Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ЗА И ПРОТИВ'

ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ЗА И ПРОТИВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / РЕФОРМА / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / CONSTITUTION / REFORM / PARLIAMENTARY / GOVERNMENT / DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагыналиева В. Ж., Борончиев А. С.

Главная роль в достижении основных целей политики государства отводится Правительству. Формирование и подотчетность Правительства на парламентской основе в Кыргызской Республике обеспечивает прозрачность деятельности Правительства. Вместе с тем, реализация парламентаризма в Кыргызской Республике испытывает трудности из-за недоработок механизмов, присущих парламентской власти. Анализ укрепления полномочий Правительства и самостоятельности главы Правительства позволяет выявить некоторые проблемы, которые представлены в содержании статьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERS OF THE GOVERNMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC: PROS AND CONS

The main role in achieving the state policy’ objectives is assigned to the Government. Formation and accountability to the Government on a parliamentary basis in the Kyrgyz Republic ensures transparency in the activities of the Government. At the same time, the implementation of parliamentary in the Kyrgyz Republic is having some troubles due to flaws in the mechanisms inherent in parliamentary power. Analysis of the strengthening of the powers of the Government to the independence of the head of the Government allows identifying some of the problems that presented in the article

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ЗА И ПРОТИВ»

САГЫНАЛИЕВА В.Ж.,

старший преподаватель кафедры конституционного и административного права юридического факультета Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына e-mail: vena70@mail.ru

БОРОНЧИЕВ А.С.,

старший преподаватель кафедры конституционного и административного права юридического факультета Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына e-mail: kafedrakons@mail.ru

ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ:

ЗА И ПРОТИВ

Аннотация. Главная роль в достижении основных целей политики государства отводится Правительству. Формирование и подотчетность Правительства на парламентской основе в Кыргызской Республике обеспечивает прозрачность деятельности Правительства. Вместе с тем, реализация парламентаризма в Кыргызской Республике испытывает трудности из-за недоработок механизмов, присущих парламентской власти. Анализ укрепления полномочий Правительства и самостоятельности главы Правительства позволяет выявить некоторые проблемы, которые представлены в содержании статьи.

Ключевые слова: конституция, реформа, парламентаризм, Правительство, демократия.

SAGYNALIEVA V. Zh.,

Faculty of Law Senior lecturer of the Department Constitutional and Administrative Law, Balasagyn Kyrgyz National University

BORONCHIEV A.S.,

Faculty of Law Senior lecturer of the Department Constitutional and Administrative Law, Balasagyn Kyrgyz National University

POWERS OF THE GOVERNMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC:

PROS AND CONS

Annotation. The main role in achieving the state policy' objectives is assigned to the Government. Formation and accountability to the Government on a parliamentary basis in the Kyrgyz Republic ensures transparency in the activities of the Government. At the same time, the implementation of parliamentary in the Kyrgyz Republic is having some troubles due to flaws in the mechanisms inherent in parliamentary power. Analysis of the strengthening of the powers of the Government to the independence of the head of the Government allows identifying some of the problems that presented in the article.

Key words: constitution, reform, parliamentary, Government, democracy.

Конституция Кыргызской Республики. принятая референдумом 27 июня 2010 г., наделяет парламент учредительными функциями и правом контроля за деятельностью Правительства, что позволяет

считать форму правления Кыргызской Республики как парламентскую либо как парламент-ско-президентскую. Учредительная функция формирует Правительство на парламентской основе, где формально Правительство назначает

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Президент на основе решения Жогорку Кенеша (Парламента) Кыргызской Республики из числа представителей партий или коалиций фракций, обладающих большинством мандатов в Жогорку Кенеше.

В мировой практике в парламентарных республиках глава государства формально может быть наделен обширными полномочиями, но фактически полномочия ограничиваются представительскими функциями.

Определяющим элементом парламентаризма является понятие о контрасигнатуре, т.е. скрепление подписей на государственных актах президента с главой Правительства либо ответственным министром. В этом и заключается фактическое и юридическое ограничение полномочий главы государства, где без подписи главы Правительства или ответственного министра акты главы государства не вступают в законную силу. При разработке новой редакции Конституции Кыргызской Республики в июне 2010 г. в условиях кризиса власти и событий на юге страны этот важнейший инструмент для реализации парламентаризма не был учтен по причине некомпетентности конституционного совещания. Более того, упущения в работе конституционного совещания нанесли непоправимый ущерб основам партийного строительства в Кыргызской Республике, а именно - однобокий взгляд на регулирование деятельности партий, которая и по сей день пущена на самотек. В частности, не проработано понятие сдерживающего фактора от участия партий на выборах в парламент. Сдерживающий фактор должен был быть закреплен в норме Конституции в виде регулирования оснований участия в выборах по срокам регистрации и регистрации партий как республиканского значения. Указанная проблема породила 29 партий, участвовавших на выборах 2010 г., что привело к растерянности избирателей, в связи с этим повышение избирательного залога с 600 000 сом до 5 000 000 сом, которая, наконец, и явилась единственным сдерживающим фактором, что позволило сократить количество партий до 14 в 2015 г. [1]. Не менее важный вопрос и о списках кандидатов от партий, где определяющая роль в составлении списков фактически отведена лидерам партий, которые беспокоятся о финансах, а не о заслугах членов партии и сроков их членства. Такое положение дел с партийными списками заложил в партийном строительстве ярко выраженный оппортунистический фундамент.

На основе классификаций конституций в науке конституционного права о юридической и фактической конституции анализ парламентаризма в Кыргызской Республике выявляет ряд

обстоятельств в формировании и полномочиях Правительства. Так, с 2010 г. и по сегодняшний день Правительство возглавляет 8-й по счету премьер-министр. Только первые два из восьми премьер-министров назначены на парламентской основе в 2010 и 2011 гг., последние шесть -фактически креатуры Президента, тогда как юридическая Конституция КР конкретно устанавливает выдвижение кандидатов на должность премьер-министра в полномочиях парламента. Таким образом, юридическая Конституция КР обозначила свою фиктивность в отношении полномочий парламента и Правительства КР.

Изложенное выше указывает на неготовность общества к парламентской власти. История западноевропейских стран свидетельствует об эволюционном пути развития парламентаризма, тогда как в Кыргызской Республике формальная парламентская власть основана на насильственной смене власти. Тем не менее, признаки эволюционистки кыргызского парламентаризма имеют место в новейшей истории страны. В редакции Конституции 1993 г., где парламент является высшим распорядителем государственной власти, предусмотрена отставка Правительства по инициативе Президента с согласия Жогорку Кенеша, назначение глав государственных администраций областей по представлению премьер-министра и с согласия местных кенешей (советов), назначение глав государственных администраций районов по представлению премьер-министра и глав государственных администраций областей, с согласия местных кенешей. При указанных полномочиях представительных органов можно прийти к выводу о том, что унаследован принцип «вся власть советам», характеризующий признаки парламентаризма даже в тоталитарном режиме советской власти. К сожалению, к середине 90-х годов эйфорию независимости сменили экономическая разруха и социальное неравенство, следовательно, снизился уровень правосознания и политико-правовой культуры. На фоне подобных процессов изменился и взгляд первого Президента на управление страной, в связи с чем был издан завуалированный Указ Президента КР от 3 января 1996 г. о проведении референдума по вопросу разграничения полномочий между ветвями власти [2], а по сути, инициатива была направлена на расширение полномочий Президента в ущерб полномочиям представительных органов в целом, что стало первым шагом к олигархическому авторитаризму.

Несмотря на ухудшение социально-экономического положения, роста внешнего долга страны, на основании сомнительного решения

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

Конституционного суда первый Президент в нарушение требований Конституции избирается в 2000 г. на третий срок. Однако выше перечисленные ухудшения привели в действие оппозицию в виде отдельных государственных деятелей и политических партий. Опасаясь оппозиционных партий, которые в дальнейшем могли пройти в законодательное собрание, где 20% мест было для партийных списков, власть инициировала проведение референдума в феврале 2003 г. [3], в котором структура Жогорку Кенеша в третий раз подверглась реформе. Внесение изменений в Конституцию предусматривало однопалатный парламент в составе 75 депутатов по одномандатным округам. Вместе с тем, были расширены полномочия Жогорку Кенеша по утверждению каждого члена правительства, тем самым, парламент вновь обрел существенный контроль над исполнительной властью.

Выборы Президента КР в августе 2005 г. на основании соглашения Бакиев-Кулов расширили полномочия премьер-министра [4]. В частности, соглашение предусматривало передачу всего экономического блока в ведение главы Правительства КР. Игнорирование соглашения со стороны второго Президента КР К.С. Бакиева вызвало противостояние между ним и Жогорку Кенешем. В результате политического кризиса в ноябре 2006 г. учредительным собранием в составе 38 депутатов были приняты изменения и дополнения в Конституцию КР. По принятым изменениям и дополнениям Правительство должно было формироваться на парламентской основе. Изложенное выше свидетельствует о том, что основы парламентаризма были заложены задолго до событий 2010 г. В настоящее время парламентскую власть принято считать исключительно достоянием пресловутой апрельской революции.

Основанием инициативы проведения декабрьской реформы Конституции КР 2016 г., к сожалению, стали лишь опасения четвертого Президента КР А.Ш. Атамбаева о якобы возможном приходе диктатора на пост главы государства. В связи с чем возникла острая необходимость расширения и укрепления полномочий главы Правительства. Расширение полномочий премьер-министра, по мнению инициаторов,

заключается в детализации ч. 5 ст. 87 об освобождении и назначении членов Правительства КР по консультации с лидерами фракций и одобрения Жогорку Кенешем соответственно, но парламентская основа формирования Правительства регламентирована ст. 84 Конституции КР [5]. К разочарованию, инициаторы реформы оставили без внимания процедуру скрепления подписей, введение которой было бы достаточно для самостоятельности и ответственности Правительства КР.

Список литературы:

[1] Конституционный закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (в ред. конституционных законов КР от 25 ноября 2011 г. № 221, от 23 апреля 2015 г. № 88, от 5 июня 2017 г. № 96).

[2] Закон КР от 16 февраля 1996 г. № 1 "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики".

[3] Конституция Кыргызской Республики (в ред. 2003 г.).

[4] Соглашение между претендентами на пост Президента КР от 12 мая 2015 г.

[5] Закон Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г. "О введении в действие Конституции Кыргызской Республики".

Spisok literatury:

[1] Konstitucionnyj zakon «O vyborah Prezidenta Kyrgyzskoj Respubliki i deputatov Zhogorku Kenesha Kyrgyzskoj Respubliki» (v red. konstitucionnyh zakonov KR ot 25 noyabrya 2011 g. № 221, ot 23 aprelya 2015 g. № 88, ot 5 iyunya 2017 g. № 96).

[2] Zakon KR ot 16 fevralya 1996 g. № 1 "O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Konstituciyu Kyrgyzskoj Respubliki".

[3] Konstituciya Kyrgyzskoj Respubliki (v red. 2003 g.).

[4] Soglashenie mezhdu pretendentami na post Prezidenta KR ot 12 maya 2015 g.

[5] Zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot 27 iyunya 2010 g. "O vvedenii v dejstvie Konstitucii Kyrgyzskoj Respubliki".

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.