Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КЫРГЫЗСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КЫРГЫЗСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1540
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
кыргызская государственность / Отечество / Конституция / права человека / республика / история / власть / Kyrgyz statehood / Fatherland / Constitution / human rights / republic / history / power

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Момбекова Жыргал Канаевна

Знание истории своего Отечества необходимо каждому человеку. История изучает прошлое человеческого общества во всем его многообразии и конкретности, противоречивости и правдивости. История Кыргызстана является органической частью всемирной истории человеческого общества. Изучение истории Кыргызстана, в частности истории конституционного развития кыргызской государственности, имеет свои особенности и трудности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF KYRGYZ STATEHOOD (HISTORICAL ASPECT)

Knowledge of the history of his Fatherland is necessary for every person. History studies the past of human society in all its diversity and specificity, contradiction and veracity. The history of Kyrgyzstan is an organic part of the world history of human society. The study of the history of Kyrgyzstan, in particular the history of the constitutional development of Kyrgyz statehood, has its own characteristics and difficulties.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КЫРГЫЗСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-39-45 МОМБЕКОВА Жыргал Канаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Кыргызстана факультета истории и регионоведения Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына, e-mail: ruslanmm@gmail.com

Светлой памяти профессоров и преподавателей исторического факультета Киргизского государственного университета им.50-летия СССР

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КЫРГЫЗСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация. Знание истории своего Отечества необходимо каждому человеку. История изучает прошлое человеческого общества во всем его многообразии и конкретности, противоречивости и правдивости. История Кыргызстана является органической частью всемирной истории человеческого общества. Изучение истории Кыргызстана, в частности истории конституционного развития кыргызской государственности, имеет свои особенности и трудности.

Ключевые слова: кыргызская государственность, Отечество, Конституция, права человека, республика, история, власть.

MOMBEKOVA Zhyrgal Kanaevna,

candidate of historical sciences, associate professor of the Department of History of Kyrgyzstan Faculty of History and Regional Studies, Zhusup Balasagyn Kyrgyz National University

CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF KYRGYZ STATEHOOD

(HISTORICAL ASPECT)

Annotation. Knowledge of the history of his Fatherland is necessary for every person. History studies the past of human society in all its diversity and specificity, contradiction and veracity. The history of Kyrgyzstan is an organic part of the world history of human society. The study of the history of Kyrgyzstan, in particular the history of the constitutional development of Kyrgyz statehood, has its own characteristics and difficulties.

Key words: Kyrgyz statehood, Fatherland, Constitution, human rights, republic, history, power.

Дореволюционной и советской наукой поднят немалый пласт фактического материала по истории кыргызов и Кыргызстана с древнейших времен до начала XX в.

Отчетливо выделяются следующие моменты:

- Кыргызстан в эпоху первобытнообщинного строя и становления классового общества;

- раннефеодальные государства VI - X вв. (тюркский, западно-тюркский, тюргешский, кар-лукский каганаты);

- государства караханидов и каракитаев (киданей);

- нашествие монголов и его последствия;

- Кыргызстан в XIII - XV вв.;

- ранние этнические процессы и образование кыргызской народности;

- Кыргызстан в XVI - первой половине XVIII

вв.;

- завоевание края Кокандским ханством;

- присоединение Кыргызстана к России;

- Кыргызстан в советское время;

- современная Кыргызская Республика. Сегодня возрос интерес к своей истории, к

ранее знакомым и вроде бы понятным историческим сюжетам, но воспринимаемым ныне по-новому. Пришло время с современных позиций осмыслить историю кыргызской государственности, пересмотреть трактовку многих проблем отечественной истории. Это тем более важно, что в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

настоящее время значительно расширилась источниковедческая и историографическая база изучения всех периодов истории Кыргызстана.

Все это обусловило актуальность настоящей публикации.

Данная статья посвящена освещению конституционного развития кыргызской государственности (с 1990 года).

В 1990 году в союзных республиках были приняты декларации о государственном суверенитете. 31 августа 1991 года после провозглашения государственной независимости Кыргызской Республики начинается переходный период в развитии Кыргызской государственности. В декабре того же 1991 года с подписанием Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Украиной Беловежского соглашения окончательно подтверждается распад Союза Советских Социалистических Республик. К этому привел объективный ход исторического развития - процесс проведения политических и экономических реформ. Эти документы утвердили ряд принципиальных положений, выражающих волеизъявление народа, основанных на политических и экономических статусах союзных республик и определяющих пути дальнейшего развития. По целому ряду объективных и субъективных факторов на протяжении десятков лет в результате излишней централизации СССР по Конституциям 1924, 1936 и 1977 годов многонациональное, федеральное государство на деле превратилось в унитарное государство.

Суверенность республики определяется множеством деклараций, обуславливающих ее государственность. Один из существенных показателей суверенитета - народ. Декларации утверждали принципиальные положения, выражающие волю народа, и торжественно провозглашали государственный суверенитет, а также обосновывали политический и экономический статус республики и определяли пути дальнейшего развития. Декларация о государственном суверенитете Республики Кыргызстан была принята 15 декабря 1990 года на третьей сессии Верховного Совета Киргизской ССР двенадцатого созыва. Данная декларация была принята в форме закона для придания ей

В документе торжественно провозглашался государственный суверенитет Республики Кыргызстан, означающий верховенство государственной власти республики на всей территории и независимость во внешних сношениях. Помимо прочего, в декларацию в качестве гаранта суверенитета было введено:

1) верховенство Конституции Республики Кыргызстан и законов республики на своей территории;

2) ратификация законов Союза суверенных республик, в который входит республика;

3) наличие своего государственного языка, герба, флага, гимна, столицы и гражданства;

Особенность Декларации о государственном суверенитете в том, что в ней отмечено, что государственная власть в республике осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Утверждены принципы ведения политической жизни на основе принципа плюрализма. Декларация провозгласила стремление построить демократическое правовое государство.

Данная Декларация стала основой для разработки и принятия новой Конституции, законов республики и определила позиции при заключении международных соглашений. Тем самым, провозглашая и признавая, что Кыргызстан стал равноправным участником международного общения.

Исходя из принятой Декларации о государственном суверенитете и руководствуясь Конституцией, национальный парламент позже принял еще одну Декларацию - Декларацию о государственной независимости. Данный документ, имеющий в последующем силу конституционного закона, объявляет Республику Кыргызстан независимым, суверенным и демократическим государством. Так, 31 августа 1991 года с принятием на шестой сессии Жогорку Кенеша КР двенадцатого созыва Декларации о государственной независимости Кыргызской Республики начался новый этап в развитии национальной государственности кыргызского народа, этап независимости и самостоятельного развития.

Конституция - непосредственно историческое явление, поэтому имеется обусловленость ее принятия на определенном этапе развития общества. Факторы, обусловившие принятие новой Конституции Кыргызской Республики:

1) объявление 31 августа 1991 года Кыргызстаном о своей независимости и как следствие объективная необходимость утверждения и легитимизации нового юридического статуса государства;

2) наличие противоречий между действующей Конституцией 1978 года и проводимыми экономическими и политическими реформами;

3) необходимость в утверждении в Конституции общеизвестных международных правовых принципов по правам человека и демократическим рамкам Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

27 октября 1990 года на сессии Верховного Совета Киргизской ССР двенадцатого созыва было принято постановление о создании комиссии по разработке проекта новой Конституции

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

(Основного Закона) Кыргызской Республики. В этот день Аскар Акаев на альтернативной основе был избран первым Президентом Кыргызской Республики.

В последующем - 5 мая 1993 года была принята новая Конституция (Основной Закон) Кыргызской Республики.

Особенность новой Конституции (Основного Закона) Кыргызской Республики 1993 года заключается, с одной стороны, в обобщении всего конституционного опыта построения национальной государственности кыргызского народа, с другой - в обогащении этого опыта новым содержанием, отвечающим требованиям новых обязательств государственного строительства [27, 28].

Самая важная особенность новой Конституции (Основного Закона) 1993 года - в утверждении на законном основании частной собственности (кроме земельной собственности). 19-я статья Конституции гласит: «Частная собственность признается и гарантируется в Кыргызской Республике как неотъемлемое право человека, естественный источник его благосостояния, деловой и творческой активности, гарантия его экономической и личной независимости». Особенности в новой Конституции (Основном Законе) 1993 года состоят в следующем:

• • государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Именно этим новая Конституция (Основной Закон) 1993 года коренным образом отличается от прежней конституции, основанной на принципах «всей власти Советам»;

• • согласно 8-й статье этой Конституции была утверждена многопартийная система, а по прежней конституции в обществе главенствовала только одна партия - Коммунистическая партия Советского Союза;

• • в содержании прав и свобод граждан акцент был сделан на личную свободу, было определено невмешательство государства в предпринимательскую и творческую активность граждан;

• • было предусмотрено разделение государственной власти и местного самоуправления;

• • было предусмотрено создание высшего органа судебной власти по защите Конституции Кыргызской Республики (82-я статья);

• • была дана гарантия судебной защиты всех прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами.

Этапы конституционного развития Кыргызской Республики [26].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

Развитие общества и государства обуславливает их устойчивое конституционное развитие. Если на определенном этапе развития общества конституционные рамки не соответствуют требованиям объективно изменяющегося правового влияния на общественные отношения, тогда создаются предпосылки проведения конституционных реформ [29, 30].

Вышеуказанные особенности характерны для конституционных реформ, проводимых в Кыргызстане с 1990 года.

Первый этап конституционного развития. Характерные изменения:

1) утверждение 27 октября 1990 года поста Президента Кыргызской Республики и избрание первым Президентом Аскара Акаева;

2) деидеологизация государственных органов власти, политических и экономических систем, т. е. отказ от коммунистической идеологии;

3) десоветизация, т. е. отказ от большевистской советской формы государственной структуры и освоение общепризнанных принципов разделения власти как основы конституционного строя;

4) принятие первой Конституции (Основного Закона) Кыргызской Республики.

Первая Конституция суверенного Кыргызстана принята 5 мая 1993 года «легендарным парламентом» из 350 депутатов. С тех пор, практически при каждом Президенте менялась Конституция.

Второй этап конституционного развития начинается Указом Президента Кыргызской Республики А. Акаева от 3 января 1996 года о проведении референдума по вопросу разграничения полномочий между ветвями государственной власти. В редакции Конституции Кыргызской Республики от 10 февраля 1996 года было усилено влияние Президента Кыргызской Республики, ограничены полномочия Жогорку Кенеша, парламент не мог отправить в отставку Правительство в полном составе, но был полномочен выразить недоверие Премьер-министру. Правительству было предоставлено больше самостоятельности [24, 25].

Третий этап конституционного развития. В редакцию Конституции Кыргызской Республики от 1 октября 1998 года были внесены следующие изменения:

• • Введение двухпалатного парламента путем реорганизации структур палат Жогорку Кенеша: было рекомендовано утвердить 60 депутатов в Законодательном собрании, 45 депутатов в Собрании народных депутатов. Вместе с тем было предусмотрено 15 мест (более 20 %) Законодательного собрания передать политическим партиям, имеющим доверие 5 % избирателей [34, 35].

• • Кандидатам в депутаты Собрания народных представителей было предусмотрено утверждение ценза оседлости (ограничительных условий): чтобы пройти в депутаты данной палаты, кандидату необходимо было проживать в том регионе или городе Бишкеке не менее трех лет. С утверждением ценза оседлости появилась возможность создания палаты из депутатов, постоянно проживающих в соответствующем регионе и хорошо знающих проблемы этого региона [21].

• • Был введен институт депутатской неприкосновенности (парламентского иммунитета). Это обусловило появление неограниченной свободы для правонарушений депутатов. Однако это противоречило общепризнанному принципу 15-й статьи Конституции о том, что перед законом и судом все одинаково ответственны.

• • Для решения данных вопросов было предусмотрено урегулирование вопросов через лишение депутатских полномочий или их досрочного прекращения и укрепление полномочий Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов (Центральная избирательная комиссия, далее - ЦИК).

• • Были внесены изменения в нормативы о республиканском бюджете. Теперь бюджет разрабатывало Правительство, предлагало Жогорку Кенешу рассмотрение бюджета и обеспечивало его выполнение. Вводимые в закон по республиканскому бюджету разные изменения, работа по принятию проектов закона, предусматривающего увеличение расходов республиканского бюджета, стали проводиться только по согласованию с Правительством [16, 17, 18].

• • Был введен запрет на принятие законов. Введен норматив, ограничивающий свободу слова и печати. На самом деле этот норматив преследовал цель защитить свободу СМИ от ограничений законодателями вследствие принятий ими соответствующих законов.

• • Перечень видов частной собственности определялся конституционным порядком. Однако так не должно было быть, так как у частной собственности может быть много экономически объективно обусловленных разновидностей, регулируемых Гражданским кодексом и другими законодательными актами.

• • Были определены земельные и другие природные ресурсы частной, государственной, коммунальной и другой собственности [22, 23].

Четвертый этап конституционного развития начинается Указом Президента Кыргызской Республики от 13 января 2003 года УП №1 «О проведении в Кыргызской Республике референдума (общенародное голосование)». В результате проведенного 2 февраля 2003 года референдума 18 февраля 2003 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики». На этом референдуме за принятие Закона проголосовало подавляющее большинство избирателей [30, 31, 32, 33].

Пятый этап конституционного развития характеризуется нижеследующими изменениями: проведение реформы в условиях мартовской революции и смены власти; коротким сроком между внесением изменений и дополнений в Конституцию и принятием его новой редакции, что связано с политической нестабильностью в республике и напряженными реформами.

Новшество в изменениях: акцент на тендерном равенстве; равные права, свободы и возможности для мужчин и женщин; признание государством права приобретения гражданами двойного гражданства; решение вопроса о законности задержания подозреваемого в течение 24 часов и др.; состав Жогорку Кенеша числом в 90 депутатов, избранных на 5 лет, необходимость избрания по 50%-ной пропорционной системе; рекомендация Президентом Кыргызской Республики кандидата на должность судьи Конституционного суда, согласно предложению Национального совета по делам правосудия, и на должность судьи Верховного суда в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики. Можно сказать, что эта Конституция отличалась большей гуманностью, в ней была расширена сфера человеческих и гражданских прав, в Кыргызской Республике была отменена смертная казнь [19, 20].

Шестой этап конституционного развития с продолжением конституционных реформ начался с решения Конституционного суда Кыргызской Республики от 14 сентября 2007 года и принятием Закона «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 23 октября 2007 года №157 по результатам референдума 21 октября 2007 года.

Конституция Кыргызской Республики в редакции от 23 сентября 2007 была дополнена поправкой, по которой премьер-министр с согласия Президента Кыргызской Республики полномочен вносить на утверждение Жогорку Кенешем изменений в структуру Правительства. Такое дополнение, во-первых, объясняется необходимостью согласовывать предложенную Жогорку Кенешем структуру Правительства со структурой Правительства, утвержденной Президентом. Во-вторых, структура Правительства подтвержда-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

ется подписанным Президентом законом [11, 12]. Дополнения в Конституцию Кыргызской Республики: Премьер-министр предлагается депутатами от политических партий; допускается назначение руководителем в местную государственную администрацию человека, не имеющего партийной принадлежности; выдвигается стержневая роль Президента в формировании Правительства и определении его состава, подчеркивается ответственность Правительства перед Президентом и его подотчетность Президенту. Также дополнены полномочия Жогорку Кенеша на привлечение к уголовной и административной ответственности судей, возглавляющих Конституционный и Верховный суды. Переходные положения в 3-й части направлены на максимальное уменьшение чрезвычайных положений (к примеру, таких, как формирование нынешнего состава Правительства) и охватывают приказы по легитимизации полномочий Жогорку Кенеша нынешнего созыва, а также порядок формирования Правительства при нынешнем составе Жогорку Кенеша [7, 8, 9, 10].

Седьмой этап конституционного развития характеризуется принятием совершенно новой Конституции Кыргызской Республики через проведение референдума (общенародного голосования) 27 июня 2010 года. Данный этап конституционного реформирования отмечен известными политическими изменениями, революцией, сменой власти. После апрельских событий 2010 года была принята Конституция с парламентской формой правления (некоторые эксперты говорят о смешанной форме правления), которая была оценена международным сообществом, как обеспечивающая баланс политических сил и систему сдержек и противовесов.

Восьмой этап конституционного развития характеризуется внесением изменений в Конституцию Кыргызской Республики через проведение референдума (общенародного голосования) 11 декабря 2016 года. В 2016 году А.Атамбаев накануне своего ухода с поста президента провел референдум и внес изменения в Конституцию, которыми исключил из Основного закона приоритет международных договоров в сфере прав человека над законодательством страны, а также были внесены иные частичные изменения редакционного характера [13, 14, 15].

Девятый этап конституционного развития характеризуется принятием совершенно новой Конституции Кыргызской Республики через проведение референдума (общенародного голосования) 11 апреля 2021 года. Новые конституционные изменения в Кыргызстане.

1. Страна возвращается с пути парламентской демократии на рельсы президентской формы

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

правления (а по оценкам многих экспертов -суперпрезидентской).

2. Вводится новый институт - Народный курултай, который сможет заслушивать отчеты высших должностных лиц и вносить предложения о снятии их с должности (предлагать, но не решать). Введение такого института вызвало массу дискуссий в обществе: одни говорят, что это и есть воплощение реальной народной демократии и продолжение развития исторической самобытности и реализация национальной культуры, другие же утверждают о дублировании функций с национальным парламентом и лишним звеном, нарушающим принцип разделения властей.

3. Президент - главой исполнительной властью. Будет решать все вопросы по основным направлениям внутренней, внешней политики и может быть избираться на 5 лет два раза подряд. Структура и состав правительства будут определяться президентом, а деятельность правительства обеспечивается его администрацией. Президент наделяется правом вносить законопроекты.

4. Количество депутатов Парламента сократили со 120 до 90 человек. Формирование депутатского корпуса будет организовано на смешанной основе (мажоритарной и пропорциональной систем). Набор функций Парламента остается без изменений, за ним также предусмотрены: представительная, законодательная и контрольная функции.

5. Воссоздается Конституционный суд, вернув его из состава Верховного суда. Этот суд сможет рассматривать жалобы на нарушения прав и свобод граждан.

И вот, ровно через 28 лет после принятия конституции независимого Кыргызстана, символично, в День Конституции, 5 мая 2021 года Президент С. Жапаров подписал новую Конституцию Кыргызской Республики. Основной закон в Кыргызстане меняется уже в десятый раз. Теперь остается только надеяться, чтобы законодательные акты, необходимые для реализации положений новой Конституции, были разработаны с учетом необходимости защиты прав человека, рекомендаций совместного правового заключения Венецианской комиссии Совета Европы и БДИПЧ ОБСЕ от 19 марта, а также в соответствии с принятыми на себя Кыргызской Республикой международными обязательствами [1, 2, 3, 5].

Вместо послесловия: появившиеся после распада СССР новые суверенные государства в этом году году отметят 30-летие независимости. Каждая из этих стран самостоятельно прошла путь своего развития. Кыргызстан в это время, по причине неопытности своих руководителей, пережил развал советской промышленности и сельского хозяйства, снижение научно-технического и

культурного уровней, множество социальных и экономических проблем. Кыргызстан до сих пор борется за устранение этих недостатков [4, 6].

Список литературы:

[1] Абетеков А.К. Ранние кочевники Тянь-Шаня и их культурные связи с Кушанской империей // Центральная Азия в кушанскую эпоху. - М., 1975. - Т. 2.

[2] Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенети-ческие и историко-культурные связи. - Л., 1971; Фрунзе, 1990.

[3] Абышкаев А.Ш. Каратегинские киргизы в конце XIX - начале XX вв. - Фрунзе, 1965.

[4] Аристов Н. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. - СПб., 1896. - Вып. 3-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5] Бактыгулов Дж.С. Очерк истории оседания кочевых и полукочевых хозяйств Киргизии (С сер. XIX в. по 1940 г.): Автореф. канд. дис. -Фрунзе, 1965.

[6] Бактыгулов Дж.С., Оторбаев К.О. Советский Киргизстан. - Фрунзе, 1984.

[7] Бактыгулов Дж.С., Чокушев Б.Ч. История Республики Кыргызстан. - Бишкек. 1994.

[8] Бактыгулов Дж.С., Момбекова Ж.К. История кыргызов и Кыргызстана с древнейших времен до наших дней. - Бишкек. 2000.

[9] Бартольд В.В. Сочинения. - М., 19631977. - Т. 1-9.

[10] Баялиева Т. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. - Фрунзе, 1972.

[11] Бейшембиев Э.Д., Джунушалиев Д.Д., Мокрынин В.П., Плоских В.М. Введение в историю кыргызской государственности: Курс лекций для вузов / Ред.: чл-корр. НАН, д.ю.н. Тургунбеков Р.Т.; НАН Кыргызской Республики, Ин-т государства и права, Международный университет Кыргызстана, Факультет дипломатии и международного права.

- Бишкек: Илим, 1994. - 158 с.

[12] Бернштам А.Н. Историческое прошлое киргизского народа. - Фрунзе, 1942.

[13] Бернштам А.Н. К вопросу о происхождении киргизского народа // Советская этнография.

- 1955. - № 2.

[14] Бернштам А.Н. О появлении киргизов на Тянь-Шане в вв. // Советское востоковедение. - 1956. - №4.

[15] Бернштам А.Н. Сложение тюркоязыч-ного населения Средней Азии и происхождение киргизского народа // Труды Кирг. археол.-этногра-фич. экспедиции (ТКАЭЭ). - М. - Фрунзе, 1959. -Т. 3.

[16] Гумилев Л.Н. Хунны. Средняя Азия в древние времена. - М., 1960.

[17] Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М., 1967.

[18] Джамгерчинов Б.Д. Очерки политической истории Киргизии XIX века. - Фрунзе, 1966.

[19] Зима А.Г. Советы Киргизии в 1917 году.

- Фрунзе, 1962.

[20] Караев О.К. Арабские и персидские источники IX—XII вв. о киргизах и Киргизии. -Фрунзе, 1968.

[21] Караев О. К. История Караханидского каганата (начало XIII в.). - Фрунзе, 1983.

[22] Койчуев Т., Брудный А. Независимый Кыргызстан: третий путь. - Бишкек, 1993.

[23] Момбекова Ж.К. Кыргыз жана Кыргызстан тарыхы. Учебное пособие для вузов. - Бишкек, 2019.

[24] Момбекова Ж.К. История кыргызов и Кыргызстана с древнейших времен до наших дней

- Бишкек, 2021.

[25] Мырзалимов Р.М. Хрестоматия по конституционной юстиции Кыргызстана. Учебно-практическое пособие - Москва, ЮРКОМПАНИ, 2018.

[26] Мырзалимов Р.М. Конституционная юстиция в странах Восточной Европы: между моделью проблемы теории и практики. Монография. - Москва, 2019 г. Изд-во «НОРМА».

[27] Мырзалимов Р.М. Краткий анализ и обзор публикаций в области конституционной юстиции в Кыргызской Республике. Журнал «Государство и право» № 4. - Москва, 2019.

[28] Мырзалимов Р.М. Конституционное право Кыргызской Республики. Учебно-методическое пособие. - Бишкек, 2020.

[29] Нурбеков К.Н. История государства и права Киргизской ССР. - Фрунзе, 1970.

[30] Нурбеков К.Н. Государственно-правовое строительство Советского Киргизстана. - Фрунзе, 1981.

[31] Плоских В.М. Киргизы и Кокандское ханство. - Фрунзе, 1977.

[32] Табышалиев С.Т. К вопросу происхождении кыргызского народа. - Фрунзе, 1989.

[33] Табышалиев С.Т. Кыргызстан на Великом шелковом пути. - Бишкек, 1992.

[34] Чотонов У.Ч., Абдрахманов Д.А. История Кыргызстана. (Учебно-метод. пособие для выпускников вузов) / Под ред. профессора Джаманку-лова Ж.М. - Б.: ИИМОП КНУ им. Ж. Баласагына, 2009. - 176с.

[35] Юдин В.П. О родоплеменном составе могулов Могулистана и Могулии и их этнических связях с казахским и другими соседними народами (XIV-XVII вв.) // Изв. АН Каз. ССР. Сер. общ. наук. - Алма-Ата, 1965. - Вып. 3.

Spisok literatury:

[1] Abetekov А.К. Rannie kochevniki Туап'^а-пуа i Ш кШ'Шгпуе svyazi s Kushanskoj тре^ //

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

Central'naya Aziya v kushanskuyu epohu. - M., 1975.

- T. 2.

[2] Abramzon S.M. Kirgizy i ih etnogenetich-eskie i istoriko-kul'turnye svyazi. - L., 1971; Frunze, 1990.

[3] Abyshkaev A.Sh. Karateginskie kirgizy v konce XIX - nachale XX vv. - Frunze, 1965.

[4] Aristov N. Zametki ob etnicheskom sostave tyurkskih piemen i narodnostej i svedeniya ob ih chis-lennosti // Zhivaya starina. - SPb., 1896. - Vyp. 3-4.

[5] Baktygulov Dzh.S. Ocherk istorii osedaniya kochevyh i polukochevyh hozyajstv Kirgizii (S ser. XIX v. po 1940 g.): Avtoref. kand. dis. - Frunze, 1965.

[6] Baktygulov Dzh.S., Otorbaev K.O. Sovetskij Kirgizstan. - Frunze, 1984.

[7] Baktygulov Dzh.S., Chokushev B.Ch. Istoriya Respubliki Kyrgyzstan. - Bishkek. 1994.

[8] Baktygulov Dzh.S., Mombekova Zh.K. Istoriya kyrgyzov i Kyrgyzstana s drevnejshih vremen do nashih dnej. - Bishkek. 2000.

[9] Bartol'd V.V. Sochineniya. - M., 1963-1977.

- T. 1-9.

[10] Bayalieva T. Doislamskie verovaniya i ih perezhitki u kirgizov. - Frunze, 1972.

[11] Bejshembiev E.D., Dzhunushaliev D.D., Mokrynin V.P., Ploskih V.M. Vvedenie v istoriyu kyr-gyzskoj gosudarstvennosti: Kurs lekcij dlya vuzov / Red.: chl-korr. NAN, d.yu.n. Turgunbekov R.T.; NAN Kyrgyzskoj Respubliki, In-t gosudarstva i prava, Mezhdunarodnyj universitet Kyrgyzstana, Fakul'tet diplomatii i mezhdunarodnogo prava. - Bishkek: Ilim, 1994. - 158 s.

[12] Bernshtam A.N. Istoricheskoe proshloe kir-gizskogo naroda. - Frunze, 1942.

[13] Bernshtam A.N. K voprosu o proiskhozhde-nii kirgizskogo naroda // Sovetskaya etnografiya. -1955. - № 2.

[14] Bernshtam A.N. O poyavlenii kirgizov na Tyan'-SHane v IX-X vv. // Sovetskoe vostokovede-nie. - 1956. - №4.

[15] Bernshtam A.N. Slozhenie tyurkoyazych-nogo naseleniya Srednej Azii i proiskhozhdenie kirgizskogo naroda // Trudy Kirg. arheol.-etnografich. ekspedicii (TKAEE). - M. - Frunze, 1959. - T. 3.

[16] Gumilev L.N. Hunny. Srednyaya Aziya v drevnie vremena. - M., 1960.

[17] Gumilev L.N. Drevnie tyurki. - M., 1967.

[18] Dzhamgerchinov B.D. Ocherki politich-eskoj istorii Kirgizii XIX veka. - Frunze, 1966.

[19] Zima A.G. Sovety Kirgizii v 1917 godu. -Frunze, 1962.

[20] Karaev O.K. Arabskie i persidskie istochniki IX-XII vv. o kirgizah i Kirgizii. - Frunze, 1968.

[21] Karaev O. K. Istoriya Karahanidskogo kaganata (nachalo XIII v.). - Frunze, 1983.

[22] Kojchuev T., Brudnyj A. Nezavisimyj Kyrgyzstan: tretij put'. - Bishkek, 1993.

[23] Mombekova Zh.K. Kyrgyz zhana Kyrgyzstan taryhy. Uchebnoe posobie dlya vuzov. -Bishkek, 2019.

[24] Mombekova Zh.K. Istoriya kyrgyzov i Kyrgyzstana s drevnejshih vremen do nashih dnej - Bishkek, 2021.

[25] Myrzalimov R.M. Hrestomatiya po konstitucionnoj yusticii Kyrgyzstana. Uchebno-prak-ticheskoe posobie - Moskva, «YURKOMPANI», 2018.

[26] Myrzalimov R.M. Konstitucionnaya yus-ticiya v stranah Vostochnoj Evropy: mezhdu model'yu problemy teorii i praktiki. Monografiya. - Moskva, 2019 g. Izd-vo «NORMA».

[27] Myrzalimov R.M. Kratkij analiz i obzor pub-likacij v oblasti konstitucionnoj yusticii v Kyrgyzskoj Respublike. ZHurnal «Gosudarstvo i pravo» № 4. -Moskva, 2019.

[28] Myrzalimov R.M. Konstitucionnoe pravo Kyrgyzskoj Respubliki. Uchebno-metodicheskoe posobie. - Bishkek, 2020.

[29] Nurbekov K.N. Istoriya gosudarstva i prava Kirgizskoj SSR. - Frunze, 1970.

[30] Nurbekov K.N. Gosudarstvenno-pravovoe stroitel'stvo Sovetskogo Kirgizstana. - Frunze, 1981.

[31] Ploskih V.M. Kirgizy i Kokandskoe hanstvo.

- Frunze, 1977.

[32] Tabyshaliev S.T. K voprosu proiskhozhde-nii kyrgyzskogo naroda. - Frunze, 1989.

[33] Tabyshaliev S.T. Kyrgyzstan na Velikom shelkovom puti. - Bishkek, 1992.

[34] Chotonov U.Ch., Abdrahmanov D.A. Istoriya Kyrgyzstana. (Uchebno-metod. posobie dlya vypusknikov vuzov) / Pod red. professora Dzhaman-kulova ZH.M. - B.: IIMOP KNU im. Zh. Balasagyna, 2009. - 176s.

[35] Yudin V.P. O rodoplemennom sostave mogulov Mogulistana i Mogulii i ih etnicheskih svya-zyah s kazahskim i drugimi sosednimi narodami (XIV-XVII vv.) // Izv. AN Kaz. SSR. Ser. obshch. nauk.

- Alma-Ata, 1965. - Vyp. 3.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.