6. Гражданский процессуальный кодекс: принят Гос. Думой 23.10.2002 № 138-Ф3 с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2020 (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 18.11.2002. - № 46. -Ст. 4532.
Хрулева В.В.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СВОБОДУ СЛОВА И ИНФОРМАЦИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: свобода слова, право на информацию, человек и гражданин, Конституция РФ, международные принципы и стандарты.
Keywords: freedom of speech, right to information, person and citizen, Constitution of the Russian Federation, international principles and standards.
Аннотация: в статье автором раскрываются некоторые вопросы понятия конституционного права на свободу слова и информацию в Российской Федерации как одного из важнейшего критерия современного гражданского общества и демократического государства
Abstract: the author reveals some issues of the concept of the constitutional right to freedom of speech and information in the Russian Federation as one of the most important criteria of modern civil society and a democratic state
Свобода слова и осуществление права на информацию каждого гражданина является неотъемлемой составляющей любого демократического государства и гражданского общества.
В настоящее время такое право признается и гарантируется в Российской Федерации в ч. 1 ст. 29 Конституции РФ. Это продиктовано и требованиями международных принципов и стандартов по правам человека. Так, в соответствии со ст. 10 Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод от 1950 г. «Каждый имеет право свободно выражать свое мнение [1]. Согласно Всеобщей декларации прав человека, ключевыми составляющими понятия «свобода слова» являются: право на свободу придерживаться мнений, право на свободу распространять информацию и свободу получать информацию и идеи [2]. При многообразии близких по значению таких правомочий Европейский Суд по правам человека не выделяет каждое из этих прав, а
рассматривает их как единое целое, составляющее сущность «свободы слова».
Первое официальное закрепление права на свободу слова получило положение ст. 11 Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: «Свободное сообщение другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека, поэтому всякий гражданин может свободно высказываться, писать, печатать, неся ответственность за злоупотребление этой свободой в случаях, установленных законом важнейших прав человека» [3].
В первой поправке к Конституции США 1791 года было закреплено, что Конгресс не может издавать законы, которые относятся к установлению религии, либо запрещающего свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб» [4].
В толковом словаре конституционных терминов и понятий М.А. Краснова и В.А. Кряжкова «свобода слова» определяется как свобода публичного выражения своих убеждений и мнений [5]. По мнению авторов, свобода слова - это одно из личных политических прав граждан, которое является составной частью более общего права, получившего название «свобода информации». «Свобода слова -представляет собой возможность публично (устно, письменно, с использованием средств массовой информации) выражать свое мнение (мысли)» [5].
По мнению Н.И. Бусленко «свобода информации» охватывает такие понятия как свобода личности, свобода печати, свобода слова, право на получение информации и др. [6]. Такого же мнения придерживаются и такие ведущие ученые как С.А. Авакьян, В.Г. Елизаров [7].
Однако существует и прямо противоположная точка зрения, согласно которой свобода информации рассматривается как право искать, распространять, получать информацию без уведомления об этом государства. Это и есть проявление истинной свободы [8].
С одной стороны, можно согласиться с первыми суждениями, ведь законное распространение своих мнений, выражение мыслей, высказывание суждений в любой доступной форме является проявлением такого права человека как «распространение информации». Но нельзя отбрасывать позицию Конституционного Суда РФ по данному вопросу. В своих разъяснениях Конституционным Судом РФ было определено, что право свободно искать, распространять, получать, передавать информацию,
56
закрепленное в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, относится к правам и свобода человека и гражданина [9]. Также суд упоминает такие права как право на объективную информацию и свободу выражения мнений, свободу слова и право на распространение информации, право на информацию и свободу выражения мнений и др. Можно предположить, что перечисляя основные права в данной сфере Конституционный Суд РФ под правом на свободу слова понимает свободу выражения мнений, а право на свободу информации представляет как свободу распространения любых иных сведений.
Но, как бы мы не рассматривали свободу слова, ясно одно, что, во-первых, эта свобода не может быть безграничной, не случайно «законодательство и судебная практика в демократических странах выработали систему ограничений свободы слова с целью не допустить злоупотреблений ею» [10].
Во-вторых, в настоящее время свобода слова тесным образом связана с таки понятием как право на информацию. В юридической литературе отмечается: «В современных условиях свобода слова - это не просто признак цивилизованного общества, а неотъемлемый элемент развитой системы средств массовой информации. С их помощью свобода слова находит особый способ воплощения» [11].
Действительно, в настоящее время, в условиях развития информационных технологий и формирования информационного общества особенно остро ощущается потребность человека и гражданина искать, собирать необходимую информацию, размещать ее, высказывать свое мнение. Поэтому развитие и функционирование средств массовой информации должно базироваться на основополагающем праве на свободу слова. Служа свободе слова, средства массовой информации обязаны не только предоставлять возможность получения и передачи информации, но и относиться с уважением к правам и свободам иных субъектов информационных отношений [11].
Исходя из вышесказанного, можно рассмотреть свободу слова со следующих позиций.
Во-первых, свобода слова означает право на публичное выражение своих мыслей, идей и суждений, которые распространяются возможными законными способами.
Во-вторых, свободу слова можно рассматривать как свободу печати и других средств массовой информации, которые без участия цензуры, наделены правом на создание информационных органов и способствуют, тем самым, реализовывать свободу выражения мнений граждан.
В-третьих, свободы слова - это право на получение такой информации, которая представляет и общественный интерес, и затрагивает права граждан. В этом смысле мы говорим о праве на свободу доступа к источникам информации.
Принцип свободы информации должен не только регулировать доступ к получению каких-либо сведений, но и обеспечить баланс конституционно защищаемых ценностей. Поэтому государству следует выработать такую политику, при которой некоторые категории информации должны предельно защищаться от неограниченного пользования, а другие виды информации использоваться без ограничений.
В международном праве принцип свободы информации впервые был признан ООН в 1946 г., под которым понималось фундаментальное право человека и критерий реализации всех свобод, на которые ориентирована деятельность ООН. Спустя некоторое время международные организации в сфере защиты прав человека признали важность права на информацию. Но они ее ограничили в сфере правительственной информации. Расширение Всемирной паутины по всему миру породило принятие законов о доступе к информации во многих странах мира. Гражданам стала доступна информация, скрытая до этого о государственных органах, функционировании судебной системы. Сейчас можно узнать последние новости о деятельности законодательных, исполнительных органов власти через Интернет, а также беспрепятственно ознакомиться с необходимыми правовыми актами.
Право информационного доступа предполагает беспрепятственное обеспечение такого права, но только в той мере и по тем вопросам, которые необходимы субъекту. Однако международными правовыми актами предусмотрено право на ограничение информации в сети Интернет в целях установления защиты отдельных интересов, национальной безопасности, обороны и личной жизни. Подобные пределы осуществления доступа к информации продиктованы и в Конституции РФ. Согласно ст.ст. 23, 24, 29 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение прав и свобод в сфере получения информации допускается, если это предусмотрено федеральным законом в строго установленных целях. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [12] различается общедоступная информация и информация с ограниченным доступом в силу предписания закона. То есть, помимо общедоступной информации в России действуют несколько режимов ограничения доступа к информации. Пределы
58
распространения некоторых сведений в сети Интернет распространяются на данные, составляющие государственную тайну, служебную тайну, где владельцами информации являются государственные органы.
При этом не установлены случаи, когда доступ к информации не может быть ограничен. Перечень закреплен в ч. 4 ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В частности, это сведения об окружающей среде, о деятельности государственных органов и использовании бюджетных средств, информации государственных и муниципальных информационных систем, предназначенных для обеспечения граждан такой информацией, а также не допускаются ограничения в связи с ознакомлением основных нормативно-правовых актов. Необходимо отметить, что данный перечень полностью отвечает требованиям и положениям ЮНЕСКО, которая также определяет беспрепятственный доступ к информации, использование которой не нарушает ни прав, ни обязательств, установленных законом при соблюдении условия конфиденциальности.
При осуществлении лицом своих прав и обязанностей нельзя нарушать права и свободы других лиц. В целях недопущения злоупотребления правами законодатель разработал «компромисс норм», который устанавливает определенные пределы осуществления прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, существует ограничение открытости и доступности информации. Поиск, получение, передача, производство и распространение информации осуществляется только в пределах действия конституционных прав других лиц. Такая организация деятельности закрепляется в выработке специальных режимов информации, к которым можно отнести режим персональных данных.
Таким образом, свобода слова и право на информацию выступают важнейшими конституционными правами человека и гражданина. Потребность высказаться, быть услышанным, получить какую-либо информацию возникает каждодневно. Поэтому государство выступает гарантом беспрепятственного осуществления данного права, однако самостоятельно устанавливая ограничения в целях недопущения злоупотребления другими конституционными правами, которые оно также защищает. В условиях развития информационных технологий и формирования информационного общества особенно остро ощущается потребность человека и гражданина искать, собирать необходимую информацию, размещать ее, высказывать свое мнение. Поэтому
развитие и функционирование средств массовой информации должно базироваться на основополагающем праве - свобода слова.
Список литературы
1. Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. № 2. 08.01.2001. Ст. 163.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. № 67. 05.04.1995.
3. Декларация прав человека и гражданина: принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. // Французская Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1989. С. 26-29.
4. Первая поправка к Конституции США // Конституции зарубежных стран / сост. В.Н. Дубровин. - М.: Издательство «Юрлитинформ», 2001. С. 249.
5. Краснов М.А. Толковый словарь конституционных терминов и понятий. М.: изд-во «Городец», 2006.
6. Бусленко Н.И. Конституционные основы профессиональной деятельности журналиста в Российской Федерации: дис. ... канд.юрид.наук. Ростов/н/Д, 2000. 244 с.
7. Елизаров В.Г. Свобода массовой информации в Российской Федерации: конституционные основы и правовые ограничения: дис. ... канд.юрид.наук. - М., 2002. - 189 с.
8. Садовников Г.Д. комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 188 с.
9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1994 г. № 4-П «По делу о проверки конституционности ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе» // Собр. законодательства Российской Федерации. 1997. № 11. Ст. 1372.
10. Щербович А.А. Конституционные гарантии свободы слова и права доступа к информации в сети Интернет: Автореф. дис... канд. юрид. наук: 12.00.02. - М., 2013. - 28 с.
11. Червяковский А.В. Проблемы законодательного обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти // Информационное право. 2011. № 1. С. 6 - 9.
12. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 26.07. 2006. № 4131.