Научная статья на тему 'К вопросу о конституционно‐правовых гарантиях информационных прав и свобод человека и гражданина'

К вопросу о конституционно‐правовых гарантиях информационных прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о конституционно‐правовых гарантиях информационных прав и свобод человека и гражданина»

К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Осознавая возрастающую роль и место информации, информатизации и информационных технологий в развитии личности, общества, государства, мировое сообщество еще в середине XX столетия создало правовые механизмы, обеспечивающие гарантии информационных прав и свобод человека и гражданина, занимающих значительное место в жизни современного человека. Свое юридическое выражение информационные права и свободы личности впервые нашли во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Так в ст.19 Декларации провозглашается: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ»1.

В дальнейшем положения, закрепляющие информационные права и свободы личности нашли свое дальнейшее развитие в Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.). В ст.10 Конвенции говорится:

«1. Каждый человек имеет право на свободу выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицен-

1 Всеобщая декларация прав человека: утв. Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

К. Н. Евдокимов

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Иркутского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ

зирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые установлены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия»2.

В Советском Союзе впервые информационные права и свободы были признаны в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.

Однако подлинное признание и закрепление на высшем юридическом уровне информационные права и свободы получили только в ныне действующей Конституции РФ 1993 г.

Основной объем информационных прав и свобод содержится в ст. 29 Конституции РФ, которая гласит:

«4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом...

2 Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Спра-вочно-правовая система «КонсультантПлюс».

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»1.

В свою очередь, конституционные положения об информационных правах и свободах человека и гражданина детально регламентируются федеральным законодательством: Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе», Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и др.

Таким образом, можно с абсолютной долей уверенности говорить о существовании и гарантированности информационных прав и свобод личности в Российской Федерации как одной из разновидности конституционных прав и свобод человека и гражданина и создании новой отрасли российского права — информационного права.

Однако, несмотря на позитивную тенденцию признания и гарантированности информационных прав и свобод личности в России, вызывает тревогу невозможность ограничения со стороны государства свободного поиска, получения, передачи, производства и распространения информации. Тревожным сигналом является содержание самой информации, которая передается обществу через средства массовой информации, телекоммуникационные и глобальные информационные системы.

Свобода массовой информации привела к тому, что через телевидение и радиовещание, кино, Интернет мы получаем огромный объем негативной информации, пропагандирующей насилие, жажду обогащения, презрительное отношение к труду, вредные человеческие привычки и пороки (употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем, табакокурение и др.).

Подсчитано, что в среднем на 1 час телепоказа в России приходится 4,2 сцены насилия (намеренного причинения вреда), а россий-

ский подросток до 18 лет может увидеть по ТВ 18 тысяч убийств и 200 тысяч насильственных сцен! В популярных на нашем ТВ американских мультиках содержится не менее 26 сцен насилия на час времени!2

Американские военные психологи предупреждают, что показ насилия по ТВ запускает у детей психомеханизмы, с помощью которых солдат учат убивать. В подтверждение печальной практики, европейские исследования показывают, что до 20 % реальных актов насилия спровоцировано увиденным по телевидению. В США 61 % преступников нарушают закон, копируя телегероев!3

Российские телезрители не являются исключением. Учитывая, что для большинства населения телевизор заменил учреждения культуры и стал основным источником получения информации политического, юридического, культурного и нравственного характера, то содержание этой информации оставляет желать лучшего. Телевизионный эфир заполнен телесериалами, реалити-шоу, развлекательными программами, которые способствуют отупению наших граждан, а не созданию психологических установок на развитие личности и формирование у человека правовой культуры, правового сознания.

На данный момент можно констатировать, что государство и общество проигрывают коммерческим средствам массовой информации борьбу за интеллектуальный потенциал и духовно-нравственный облик наших сограждан.

Однако определенные шаги со стороны государства все же были предприняты. В конце 2010 г. президент РФ Д. А. Медведев подписал федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который запрещает показ опасных для детской психики программ с 4 до 23 часов (закон вступил в силу 1 сентября 2012 г.)4.

Но этого явно недостаточно, так как негативному информационному воздействию подвергаются не только дети, а и все остальное население Российской Федерации. Поэтому

1 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 21.01.2009. № 7.

2 Зятьков Н. Кровь-ТВ // Аргументы и факты. 2011. № 13 (1586). С. 4.

3 Там же.

4 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : федер. закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 48.

Глагол Ъ

правосудия

2(6)/2013

государственной власти необходимо проявить более решительную политическую волю в борьбе с антисоциальным потоком информации, исходящим со страниц печатных изданий, из Интернета, социальных компьютерных сетей, каналов телевидения и радиовещания, а также усилить прокурорский надзор за соблюдением гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, органами власти информационного законодательства.

В связи с этим целесообразно дальнейшее развитие информационных прав и свобод человека и гражданина путем их конституционного закрепления и гарантированности.

В статье 42 Конституции РФ закрепляются права человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Воздействующие на людей потоки информации, существующие вокруг нас информационные базы данных, телекоммуникационные и компьютерные системы, Интернет, социальные компьютерные сети, информационные правоотношения — это тоже окружающая человека среда, мы живем в век информации и технологий, человек нуждается в здоровой информации так же, как в чистом воздухе, воде или пище.

Следовательно, человек имеет право на благоприятную информационную среду, на возмещение ущерба от информационных преступлений (например, компьютерных преступлений или посягающих на тайну его частной жизни, профессиональную или служебную тайну). Кроме того, в отношении нас и нашей психики ежедневно совершаются правонарушения средствами массовой информации, которые прививают нам жестокость, эгоизм, алчность, решение конфликтных ситуаций с помощью насилия, формируя в нас установки на потребительское отношение к обществу, окружающему миру и непосредственно к себе.

Последние десять лет российское государство держит курс на модернизацию страны, на создание эффективной инновационной экономики, развитие промышленности и сельского хозяйства, достижение высокого уровня жизни граждан. Вместе с тем реализация этих задач невозможна без желания человека получать образование, развивать науку, трудиться,

повышать свои профессиональные навыки и квалификацию, т. е. желания творить и созидать. В этом важную роль играют информационные права и свободы личности, средства массовой информации, которые являются инструментарием, посредством которого человек может получить необходимые ему различные сведения и знания, повысить свой образовательный и культурный уровень, сформировать у себя жизненную позицию, основанную на уважении к личности и ее правам, закону, демократии, ответственности за свои поступки перед обществом.

С учетом вышесказанного, автор предлагает расширить перечень конституционных прав человека в сфере информации и дополнить ч. 4 ст. 29 Конституции РФ следующим субъективными правами — «правом каждого на благоприятную и достоверную информационную среду, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу информационным правонарушением». Естественно, данные конституционные права носят принципиальный и в каком-то смысле декларативный характер, содержа в себе такие оценочные понятия, как «благоприятная и достоверная информационная среда», «информационное правонарушение». Однако данные понятия могут быть детализированы в законодательстве РФ, подзаконных актах президента, правительства, министерств и ведомств, в судебной практике Конституционного и Верховного Судов РФ.

Закрепляя данные права человека в Конституции РФ, мы тем самым создаем на высшем, конституционном уровне основу для эффективного предупреждения и противодействия информационным правонарушениям, которые носят в нашем обществе массовый характер.

В правоприменительной деятельности, как уже говорилось выше, необходимо усилить прокурорский надзор за исполнением информационного законодательства, осуществлять контроль со стороны государственных органов и должностных лиц за содержанием информации, предоставляемой СМИ, а также информации, размещаемой в российском сегменте сети Интернет. Ужесточить юридическую ответственность (в том числе уголовную ответственность) в отношении владельцев каналов телерадиовещания, информационных ресурсов за информацию, носящую социально вредный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.