Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы взаимоотношений между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ'

Конституционно-правовые основы взаимоотношений между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
392
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гогурчунов Б. И., Гогурчунова М. Б.

Как показывают конституционно-правовые исследования, конституции и уставы субъектов Российской Федерации устанавливают и регулируют пра­вовые основы взаимоотношений между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Так, например, в ч. 3 ст. 54 Конституции РД установлено, что «взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Дагестан основаны на разграничении предметов ведения и полномочий и определяются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Дагестан, Федеративным до­говором, а также другими договорами и соглашениями».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы взаимоотношений между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

© Гогурчунов Б.И.*, Гогурчунова М.Б.*

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Как показывают конституционно-правовые исследования, конституции и уставы субъектов Российской Федерации устанавливают и регулируют правовые основы взаимоотношений между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Так, например, в ч. 3 ст. 54 Конституции РД установлено, что «взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Дагестан основаны на разграничении предметов ведения и полномочий и определяются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Дагестан, Федеративным договором, а также другими договорами и соглашениями».

Между тем федеративные отношения в Российской Федерации, а соответственно и разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами устанавливаются и регулируются по меньшей мере на шести базовых уровнях:

- в Федеративном договоре;

- в Конституции Российской Федерации;

- в федеральных законах;

- в договорах между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации;

- в законах субъектов Российской Федерации.

Здесь надо заметить, что Федеративный договор, как считают некоторые ученые, был документом компромиссным, он закрепил неравенство субъектов, предоставил больше прав республикам, оставив нерешенной проблему правовой природы Российской Федерации [1]. Поскольку многие важные проблемы не были решены с помощью принятия Федеративного договора, Российскую Федерацию нельзя считать «договорной», она является, по мнению Б.С. Эбзеева и ряда других ученых, «конституционной» [2]. Вместе с тем высказывается и другое мнение: Э.В. Тадевосян. считает, что конституционные основы российского федерализма базируются на договоре 1992 г

* Доцент кафедры Конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук.

* Аспирант кафедры Конституционного и муниципального права.

[3]. Карапетян Л.В., в свою очередь, определяет российский федерализм как конституционно-договорной [4].

Исходя из вышесказанного и из того, что не все субъекты Российской Федерации (Татарстан и Чечня) подписали 31 марта 1992 г Федеративный договор, нам представляется последняя точка зрения наиболее обоснованной.

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и республиками был принят его участниками - представителями Российской Федерации и 18-ю республиками в составе Российской Федерации 31 марта 1992 года. Данный Договор между органами госвласти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга подписан также 31 марта 1992 года между представителями Российской Федерации и 58 краями, областями и городами федерального значения.

Аналогичный Договор был заключен 31 марта 1992 года между представителями Российской Федерации и 11-ю автономными областями и округами Российской Федерации. Эти три Договора в совокупности составляют Федеративный договор от 31 марта 1992 года.

Однако в Конституции Российской Федерации 1993 года закреплены нормы, не соответствующие ряду принципиальных положений, содержащихся в указанных документах, а в особенности в декларациях о государственном суверенитет республик в составе РФ, в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Так, в Конституции Российской Федерации содержание права народов на самоопределение раскрывается неточно, неполно, не так как установлено наукой. В Конституции РФ установлено, что федеративное устройство Российской Федерации основано на самоопределении народов только в составе Российской Федерации.

Таким образом, многие положения Федеративного договора оказались лишенными юридической силы с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г., которая содержит положения, противоречащие Федеративному договору, предусматривающие расширение и усиление полномочий федеральных органов, соответственно сужающие и ограничивающие полномочия республик.

Конституция России не узаконивает суверенный характер республик, положение Договора о суверенитете последних не отражено в ней. Согласно Договору федеральные органы по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных и республиканских органов, издавали (имели право издавать) основы законодательства. В соответствии с ними республики осуществляли (могли осуществлять) собственное правовое регулирование, т.е. подробно регулировать соответствующие отношения, принимать кодексы по административному, административно-процессуальному, трудовому, жилищному праву; осуществлять законодательство по охране природы, лесное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности.

86

ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В Конституции Российской Федерации 1993 г. это положение изменено в сторону усиления власти федеральных и соответственно ограничения власти республиканских органов. В ней говорится, что «по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные, правовые акты субъектов Российской Федерации». Следовательно, теперь за Российской Федерацией закреплено не право издавать основы законодательства по предметам (вопросам) совместного ведения Российской Федерации и республик, субъектов Федерации), а право принимать федеральные законы. Тогда остается непонятным, какие законы (полностью регулирующие или регулирующие основные отношения в той или иной области) могут принимать республики по вопросам совместного ведения России и субъектов Федерации. Но из смысла Конституции вытекает, что федеральные органы своими законами, нормативно-правовыми актами вправе полностью регулировать соответствующие общественные отношения. Республики же, согласно Конституции, в противовес положению Федеративного договора не осуществляют собственного (полного) правового регулирования по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - исходя из основ законодательства, принимаемых федеральными органами. Получается, что положение Конституции РФ о том, что республики в соответствии с федеральными законами издают свои законы, может стать формальным, поскольку федеральные органы примут (могут принять и принимают) законы, нормативные акты, полностью регулирующие те или иные общественные отношения.

Наконец, при раскрытии смысла и значения положений рассматриваемой статьи, ее терминологии необходимо исходить из того, что разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляется как самой Конституцией, федеральными законами, так и договорами. Последние, однако, не могут сузить или расширить пределы ведения субъектов, отражают договорную сферу федеративных отношений, наличие асимметричности в федеративном устройстве и фактической «разностатусности» субъектов при общем для всех конституционно-правовом статусе равноправных субъектов Федерации. Важно, чтобы сочетание всех этих свойств, начал федерализма, их соотношение способствовали как развитию Федерации, так и устранению деструктивных моментов, нарушающих единство, целостность и другие фундаментальные основы конституционного строя России.

Список литературы:

1. Назарова И.С., Назаров Д.И. Некоторые аспекты характеристики российского федерализма // Конституционное и муниципальное право. -2000. - № 2. - С. 11.

2. Эбзеев Б.С., Карапетян A.M. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. -1995. - № 3.- С. 3.

3. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и национально-государственный нигилизм // Государство и право. - 1996. - № 10. - С. 16.

4. Карапетян Л.М. К вопросу о «моделях» федерализма // Государство и право. - 1996. - № 12. - С. 54.

ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЯ КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ ГАРАНТИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН

© Фокина Л.Ю.*

Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Волгоград

Гарантии основных прав и свобод - это те условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. Одной из установленных Конституцией РФ гарантий является право на обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина.

Каким бы высоким не было развитие современного общества, в нем все еще встречаются, и, к сожалению слишком часто, правонарушения. И вопрос о том, каким образом защищать свои нарушенные права, очень и очень актуален на сегодняшний день, так как вся ценность объявленного и реализованного права может быть в один момент сведена к нулю. И от того, каким образом сможет государство или сам гражданин свое право защитить и восстановить, во многом зависит как процветание всего общества в целом, так и благополучие каждого отдельного гражданина в частности.

К юридическим гарантиям защиты прав и свобод человека и гражданина относятся:

- обеспечение потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52, 53 Конституции РФ);

- право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которая в предусмотренных законом случаях оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ);

- конституционные принципы судопроизводства, например, презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ); исключение повторного

* Аспирант кафедры Конституционного и административного права, адвокат Элитарной коллегии адвокатов «ЭВИС энд ЛЕГЕС».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.