Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы свободы совести и вероисповедания и конфессиональной толерантности в современном Азербайджане'

Конституционно-правовые основы свободы совести и вероисповедания и конфессиональной толерантности в современном Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВА МЕНЬШИНСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захарьяев Герман Рашбилович

В статье автор рассматривает процесс формирования конституционно-правовых основ свободы совести, вероисповедания, конфессиональной толерантности в Азербайджане. Проанализированы Конституция Азербайджана и другие правовые акты, касающиеся данной проблематики. В результате анализа сделаны выводы о том, что в Азербайджане сформированы основы законодательства о правах меньшинств. Но, несмотря на активную нормотворческую деятельность, в настоящее время в этом разделе законодательства Азербайджана еще необходимы доработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION AND RELIGIOUS TOLERANCE IN MODERN AZERBAIJAN

The author considers the formation of the constitutional and legal framework of freedom of conscience, religion, religious tolerance in Azerbaijan. Analyzed the Azerbaijani Constitution and other legal acts concerning this issue. The analysis concluded that, in Azerbaijan formed the basis of the legislation on the rights of minorities. But despite the active standard-setting activities, currently in this section, the legislation of Azerbaijan still needed improvement.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы свободы совести и вероисповедания и конфессиональной толерантности в современном Азербайджане»

3. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ГАРАНТИИ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

3.1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Захарьяев Герман Рашбилович, кандидат философских наук, кафедра государственно-конфессиональных отношений Место работы: РАНХиГС

Аннотация: В статье автор рассматривает процесс формирования конституционно-правовых основ свободы совести, вероисповедания, конфессиональной толерантности в Азербайджане. Проанализированы Конституция Азербайджана и другие правовые акты, касающиеся данной проблематики. В результате анализа сделаны выводы о том, что в Азербайджане сформированы основы законодательства о правах меньшинств. Но, несмотря на активную нормотворческую деятельность, в настоящее время в этом разделе законодательства Азербайджана еще необходимы доработки.

Ключевые слова: Конституция Азербайджана, толерантность, законодательство, права меньшинств.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION AND RELIGIOUS TOLERANCE IN

MODERN AZERBAIJAN

Zaharyaev German R., PhD, Department of state-confessional relations Place of employment: RANHiGS

Abstract: The author considers the formation of the constitutional and legal framework of freedom of conscience, religion, religious tolerance in Azerbaijan. Analyzed the Azerbaijani Constitution and other legal acts concerning this issue. The analysis concluded that, in Azerbaijan formed the basis of the legislation on the rights of minorities. But despite the active standard-setting activities, currently in this section, the legislation of Azerbaijan still needed improvement.

Keywords: The Constitution of Azerbaijan, tolerance, legislation, the rights of minorities.

После окончания Второй мировой войны вопрос соблюдения государствами прав меньшинств стал обязательной частью международного права. Это было закреплено принятием Всеобщей декларации прав человека (в 1948 г.) и, особенно, принятием в 1966 г. Международного пакта о гражданских и политических правах. Статья 27 последнего документа прямо посвящена правам меньшинств. В ней отмечается, что в странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, их представителям «не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком» [10].

С этого времени данные нормы стали необходимой частью государственного законодательства. Естественно, что они были учтены при создании законодательства Республики Азербайджан после обретения ею независимости в 1991 г. Вопросу о том, какое отражение получили нормы о правах меньшинств в законодательстве Республики Азербайджан и посвящена данная статья.

Основным законом любого государства, имеющим высшую юридическую силу и определяющим основы политической, правовой и экономической систем государства, как правило, является Конституция.

К таким странам относится и Азербайджан. 18 октября 1991 г. парламентом был принят Конституционный акт, призванный стать временной конституцией страны в момент обретения независимости. Несмотря на

краткость (32 статьи) в Конституционном акте была освещена и проблема меньшинств, что показывает ее важность для постсоветского истэблишмента Азербайджана. Статья 8 конституционного акта предусматривала, что гражданство Азербайджана получают все, проживающие на его территории. В той же ст. 8 подчеркивалось, что Азербайджанская Республика «обеспечивает соблюдение и беспрепятственное осуществление всех предусмотренных ими прав и свобод, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, социального происхождения, политических убеждений и иных обстоятельств» [5]. Таким образом, новообразовавшееся государство демонстрировало свое стремление следовать общепризнанным принципам.

Более подробно эта тема была развита в Конституции Азербайджана, которая была принята на референдуме 12 ноября 1995 г. Ст. 1 Конституции подчеркивала, что единственным источником государственной власти в стране является народ Азербайджана [11]. П. II статьи отмечал, что под «народом Азербайджана» понимаются все граждане Республики. Поскольку, в отличие, например, от стран Балтии, гражданство Азербайджана предоставлялось по «нулевому варианту», т. е. его получали все проживавшие на территории Азербайджана на момент провозглашения независимости, это пункт фиксировал равные права «титульной нации» - азербайджанцев и национальных меньшинств как составляющих единого народа Азербайджана. Это тезис подробно разъяснялся в п. II статьи 5

Конституции Азербайджанской Республики, где отмечалось, что единство народа Азербайджана составляет основу Азербайджанского государства, а «Азербайджанская Республика является общей и неделимой родиной всех граждан Азербайджанской Республики». Таким образом, в пятой статье Конституции Азербайджана подчеркивалось равные права всех живущих в Азербайджане и отмечалось, что их единство в рамках гражданской нации составляет основу жизнедеятельности Азербайджана как государства.

В ст. 18 Конституции отмечалось, что Азербайджан является страной, в которой религия отделена от государства, все вероисповедания равны перед законом, а государственная система образования носит светский характер. Более подробно эту тему развивала ст. 48 Конституции Азербайджанской Республики. Среди указанных там прав были: свобода совести, право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать какую-либо религию лично или совместно с другими лицами или же не исповедовать никакой религии, право выражать и распространять свои убеждения, связанные с его отношением к религии. Таким образом, эта статья гарантировала соблюдение прав религиозных меньшинств. Как отмечала в 2007 г. Уполномоченный по правам человека в Азербайджанской Республике Эльмира Сулейманова, эта статья Конституции звучит в унисон со статьей 18 Международной декларации прав человека, со статьей 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, со статьей 9 Европейской конвенции по правам человека [15].

Одним из самых болезненных для меньшинств на постсоветском пространстве стал языковой вопрос. К примеру, в странах Балтии русскоязычное население лишено права использовать свой язык как официальный даже в местах своего компактного проживания. Естественно, этот вопрос, не был обойден в Конституции Азербайджана, авторы которой предложили достаточно изящное решение, позволяющее обеспечить права меньшинств. Ст. 21 Конституции, отмечая, что единственным государственным языком Азербайджана является азербайджанский язык, одновременно подчеркивает, что государство обеспечивает свободное использование и развитие других языков, которые используют его жители. В дополнение к этому ст. 45 Конституции отмечала право каждого человека пользоваться своим родным языком, получать на нем образование и заниматься творчеством. «Никто не может быть лишен права пользования родным языком» -гласит п. II ст. 45.

Защите от дискриминации был посвящен п. III ст. 25 Конституции. Здесь отмечается, что государство гарантирует права и свободы независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, имущественного положения, служебного положения, убеждений, принадлежности к политическим партиям, профсоюзным и другим общественным объединениям. Всякие ограничения по подобным признакам запрещены. Следующий п. IV дополнительно указывал, что никому не может быть нанесен ущерб, предоставлены льготы или привилегии либо отказано в предоставлении льгот или привилегий по вышеуказанным основаниям.

Ст. 44 Конституции гарантирует право на сохранение национальной принадлежности.

Таким образом, мы видим, что конституция Азербайджана является нормативным актом, рамочно закреп-

ляющим права меньшинств как части азербайджанской гражданской нации-народа.

Формирование нормативной базы, конкретизирующей отношения властей к национальным и религиозным меньшинствам началось еще до принятия конституции.

16 сентября 1992 г. возглавлявший тогда Азербайджан А. Эльчибей подписал Указ о защите прав и свобод, государственной поддержке развития языков и культуры национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской Республике (с поправками, принятыми в 2005 г. Указ остается основным документом, определяющим отношения государства и национальных меньшинств) [16]. Ст. 1 Указа требовала «без какой-либо дискриминации, создать всесторонние условия для осуществления этих прав, предотвращать любое действие либо бездействие, направленные на их нарушение, повысить внимание к решению этих вопросов при рассмотрении заявлений и жалоб во время приема граждан». Таким образом, указ изначально был ориентирован на демонстрацию повышенного внимания власти к проблемам национальных меньшинств в рамках создания азербайджанской гражданской нации. Подобная же демонстрация внимания, призванная внушить и населению и внешним наблюдателям необходимость концепции соблюдения прав меньшинств как части единого азербайджанского народа, видна и в других статьях Указа. Так, органам исполнительной власти - от кабинета министров до органов исполнительной власти на местах - было вменено в обязанность содействовать сохранению и развитию культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, свободному отправлению национальных традиций и обычаев, религиозных обрядов и ритуалов, сохранению и использованию мест богослужения и пользование ими, свободному развитие национальных ремесел, профессионального и самодеятельного творчества и народных промыслов, охране памятников истории и культуры всех национальностей (ст. 2). Статья 3 предписывала органам исполнительной власти создать условие и принять соответствующие правовые меры по обеспечению права всех национальностей на организацию и деятельность в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики своих культурных и религиозных учреждений, обществ, обеспечить им поддержку, в том числе и финансовую со стороны государства. Необходимость финансовой поддержки мероприятий по возрождению культуры нацменьшинств со стороны Совета Министром АР была специально отмечена также в ст. 11 Указа, а ст. 12 предписывала главам исполнительной власти гг. Баку, Сумгаита, Ленкорани, Гусары, Закаталы, Габала в месячный срок обеспечить зданиями либо служебными помещениями для работы национально-культурные центры славян, евреев, лезгин, талышей, аварцев, удинов и других малочисленных народов и этнических групп. Ст. 14 указа предписывала силовым ведомствам (МВД, Генеральной прокуратуре), а также Министерству юстиции пресекать все возможные проявления ксенофобии и дискриминации, привлекая виновных к ответственности.

Большое внимание уделялось вопросам культуры и образования, поскольку предполагалось, что именно эти вопросы станут основными для меньшинств в жиз-

ни Азербайджана. Статья 6 предлагала Министерству народного образования Азербайджанской Республики провести необходимые мероприятия для того, чтобы меньшинства могли изучать свой язык и литературу в школах в местах их компактного проживания. Предполагалось также открыть в Азербайджанском государственном институте языков отделение филологии малочисленных народов и соответствующую кафедру. Не был забыт и советский (и западный) опыт «положительной дискриминации». Статья 6 Указа также предписывала подготовить и представить предложения о льготном приеме в высшие и средние специальные учебные заведения жителей горных районов республики, молодежи малочисленных народов и соплеменников, проживающих вне республики.

Министерствам народного образования и культуры Азербайджанской Республики статьей 8 предписывалось принять меры к сохранению традиционных промыслов и ремесел национальных меньшинств, а также содействовать развитию их культурных институций: библиотек, коллективов художественной самодеятельности, студий народного творчества и мастерских. Государственному комитету Азербайджанской Республики по печати предлагалось обратить внимание на выпуск учебной, информационно-справочной и художественной литературы на языках малочисленных народов. Указ также предписывал издавать при службе советника Президента республики по межнациональным отношениям еженедельную республиканскую газету большого формата под названием «Элин соси» (ст. 8-9). Государственному телевидению ст. 19 Указа было поручено организовать телерадиопрограммы, освещающие литературу, фольклор, жизнь и труд проживающих в Азербайджане малочисленных народов и этнических групп, а также обеспечить выпуск «Республиканских новостей» на лезгинском, талышском, курдском языках, ежедневные передачи по местным радиоузлам на языках малочисленных народов.

Координирующими полномочиями в сфере межнациональных отношений согласно ст. 13 Указа наделялся Консультативный совет по межнациональным отношениям в аппарате Президента Азербайджанской Республики.

Предполагалось, что Указ станет лишь частью достаточно значительного корпуса нормативных актов. Статьи 4 и 5 указа предписывали заинтересованным ведомствам подготовить законы о правах проживающих в Азербайджанской Республике национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп и о праве упрощенного перехода государственных границ Азербайджанской Республики для представителей разделенных этнических групп.

Еще до подписания Указа о защите прав и свобод, государственной поддержке развития языков и культуры национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской Республике, 20 августа 1992 г., был принят закон «О свободе вероисповеданий». Статья 1 Закона «О свободе вероисповедания» устанавливала, что каждый человек самостоятельно определяет свое отношение к религии, обладает правом единолично или вместе с другими исповедовать любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии. Отмечалось, что ограничения свободы вероисповедания могут быть осуществлены лишь по соображениям государственной и общественной безопасности и в случаях необходимости защиты

прав и свобод согласно международным обязательствам Азербайджанской Республики. Во всех остальных случаях подобные ограничения прямо запрещались законом. Пятая статья закона подчеркивала, что в Азербайджанской Республике религия и религиозные образования отделены от государства, власть не делает религиозные организации своими агентами и не вмешивается в их внутренние дела. Таким образом, был сделан решительный шаг в сторону от советской практики тотального контроля за религией. Особую важность для меньшинств несла фраза из ст. 5 Закона: «Не допускается установление преимуществ или ограничений для одной религии и религиозного образования по отношению к другим». Таким образом, закон устанавливал ограничение на пути превращения Азербайджана в государство с господствующей религией, где права религиозных меньшинств ограничиваются в пользу «правильной» конфессии. Ст. 6 декларировала отделение государственных школ от религии, но разрешала религиозным организациям создавать свои учебные заведения. Допускалось получение религиозного образования на другом языке помимо государственного. Ст. 22 отмечала возможность приобретения религиозной литературы на любом языке, которую религиозные организации «по согласованию с соответствующим учреждением по делам религии» имели право производить, экспортировать и свободно распространять. Эта норма во многом была отголоском «языкового вопроса» и снимала опасения меньшинств в том, что им придется жить без религиозной литературы на своем языке [3].

Введенные в декабре 2015 г. ограничения на проведение исламских обрядов и церемоний людьми, получившими религиозное образование за пределами страны, и запрет на озвучивание религиозных лозунгов и демонстрация религиозной атрибутики (за исключением непосредственного ношения религиозных атрибутов) за пределами святилищ и в общественных местах были вызваны стремлением властей подавить радикальные исламистские движения, и не затронули меньшинства [17].

Положения регулирующие права меньшинств, содержались также в ряде других законов. Закон «О гражданстве Азербайджанской Республики», принятый в 1998 г., развивая принципы ст. 5 Конституции, установил «принцип почвы» для гражданства Азербайджана. Ст. 1 закона гласила: «В соответствии со статьей 52 Конституции Азербайджанской Республики лицо, принадлежащее Азербайджанскому государству, имеющее с ним политическую и правовую связь, а также взаимные права и обязанности, является гражданином Азербайджанской Республики. Лицо, родившееся на территории Азербайджанской Республики или от граждан Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики».

Статья 11 Основного Закона «О культуре» гарантирует сохранение и развитие, как национальной азербайджанской культуры, так и культурных традиций представителей национальных меньшинств. Статья 6 Закона «Об образовании» допускает получение образования на языках национальных меньшинств. 30 сентября 2002 г. был подписан закон «О государственном языке в Азербайджанской Республике». Ряд его статей конкретизировали положения ст. 21 и 45 Конституции АР. Статья 5 Закона, дублируя ст. 6 Закона «Об образовании», отмечала, что образование в Азербайджанской Республике ведется на государственном языке,

но при этом могут действовать учебные заведения с иным языком образования. В этих заведениях также должен преподаваться азербайджанский язык. Ст. 7 рассматривает возможность двуязычной рекламы. При этом устанавливалось, что делопроизводство в стране ведется исключительно на азербайджанском языке.

Статья 7 Закона «Об Образовании», подписанного 19 июня 2009 г. устанавливала, что в особых случаях (на основании международных договоров, участницей которых является Азербайджанская Республика, или согласования с соответствующим органом исполнительной власти) возможность проведения школьного обучения на иных языках чем азербайджанский. При этом в учебных заведениях обязательно должны были преподаваться азербайджанский язык, история Азербайджана, азербайджанская литература и география Азербайджана [2]. В декабре 2012 г. указом президента Азербайджана была утверждена «Национальная программа действий по повышению защиты прав и свобод человека в Азербайджанской Республике». Сразу три ее пункта было посвящено ситуации с меньшинствами. Это свидетельствует о том, что, несмотря на два десятилетия, прошедши с момента подписания конституционного акта, проблема меньшинств не утратила своей важности в глазах азербайджанской элиты. Один из этих пунктов (2.2) вал продолжение деятельности по сохранению и развитию культурного наследия этнических меньшинств. Ответственность за это возлагалась на Администрацию Президента АР, Кабинет Министров Азербайджанской Республики, министерства культуры и туризма, образования Азербайджанской Республики, Национальную Академию Наук Азербайджана, уполномоченного по правам человека Азербайджанской Республики. П. 4.10 программы предусматривал проведение просветительских мероприятий в целях развития правового мышления и правовой культуры у населения, недопущения дискриминации, пропаганды культуры мира и терпимости, а п. 4.11 предполагал проведение мероприятий внутри страны и международных мероприятий («круглые столы», семинары, конференции и пр.) на темы диалога между культурами и религиями, а также усиление религиозной толерантности [9].

В 1990-х-2000-х Азербайджан присоединился к ряду международных соглашений, посвященных защите прав меньшинств.

Азербайджан присоединился к Конвенции СНГ от 21 октября 1994 г. об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам с оговорками об участии в пределах, не противоречащих Конституции и законодательству Азербайджана.

В июне 2000 г. была подписана рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств, в декабре 2001 - Европейская хартия региональных языков и языков нацменьшинств, (последняя не была ратифицировала).

6 февраля 2004 г. президентами России и Азербайджана была подписана Московская декларация, которая, в частности, предусматривала, что обе страны будут способствовать развитию культуры национальных меньшинств и сохранению их этнической, языковой и религиозной самобытности [8].

В целом можно говорить о том, что в Азербайджане сформированы основы законодательства о правах меньшинств. Однако, несмотря на активную нормотвор-

ческую деятельность в настоящее время в этом разделе законодательства Азербайджана имеются лакуны. Прежде всего, отсутствует сам закон о национальных меньшинствах. Вместо него продолжает действовать принятый в 1992 г. Указ А. Эльчибея. Несмотря на то, что в этот документ в 2005 г. были внесены определенные изменения, он в основном ориентирован на ситуацию 1990-х, и не всегда адекватен изменившейся ситуации. В начале 2000-х существовал проект закона из девяти статей, но он так и не был принят [7].

Несмотря на подписанное 3 июля 1997 г. между Азербайджаном и Россией соглашение о безвизовых поездках граждан двух стран [4], в нем отсутствует положение об упрощенном порядке пересечения границы для жителей пограничных зон (что актуально, к примеру, для лезгин, разделенных примерно пополам между РФ и Азербайджаном), хотя необходимость принятия подобного закона была отмечена еще в принятом в 1992 г. Указе о защите прав и свобод, государственной поддержке развития языков и культуры национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской Республике. А в декабре 2012 г. Милли Меджлис (парламент) Азербайджана проголосовал за отмену азербайджано-иранского межправительственного меморандума «Об упрощенном переходе границы гражданами Азербайджана и Ирана, проживающими в приграничных районах» от 5 апреля 2005 года и межправительственного меморандума от 1 марта 2006 года об упрощенных поездках граждан Азербайджана, постоянно проживающих в Нахчыванской автономной республике, и граждан Ирана [4]. Отмена первого из них серьезно ударила по талышам - национальному меньшинству, живущему в прибрежных районах по обе стороны от границы Азербайджана и Ирана.

Список литературы:

1. Борисов С.В., (2016), Отдельные проблемы предупреждения преступлений, совершаемых по мотивам ненависти либо вражды по признакам национальности и отношения к религии. Пробелы в российском законодательстве, 5: 135-138.

2. Закон «Об образовании»// Сайт Министерства образования Азербайджана URL: http://edu.gov.az/ru /page/72/4297 (дата обращения 03.08.2016)

3. Закон «О свободе вероисповеданий» //База данных по законодательству Азербайджана URL: http://www.zewo.ru/laws/0281.html (дата обращения 03.08.2016)

Интерфакс https://interfax.az/view/560371 (дата обращения 03.08.2016)

4. Конституционный акт Азербайджанской республики о независимости Азербайджанской республики URL: http://www.azerbaijan.az/portal/History/HistDocs/Documents/r u/09.pdf (дата обращения 03.08.2016)

5. Костенко Н.И., (2015), Конституционные основы механизма защиты прав человека и гражданина. Пробелы в российском законодательстве, 1: 291 -295.

6. Краткое изложение обсуждений, состоявшихся на субрегиональном семинаре по правам меньшинств: культурное разнообразие и развитие в Центральной Азии (Бишкек, 27-30 октября 2004 года) // Сайт Комиссии ООН по правам человека URL: www.ohchr.org/Documents/Issues /Minorities/WG/2005-wp.2-rus.doc (дата обращения 03.08.2016)

7. Московская декларация Российской Федерации и Азербайджанской Республики, Москва, Кремль, 6 февраля 2004 года // Официальный сайт МИД РФ URL: http://archive.mid. ru//bdom p/bl. nsf/483b39647d9cb20cc3256d

ef0051fa1f/f4f610b17502f00ec3256e350030abf6! OpenDocu ment (дата обращения 03.08.2016)

8. Национальная программа действий по повышению защиты прав и свобод человека в Азербайджанской Республике // Официальный сайт Президента Азербайджана URL: http://ru.president.az/articles/4017

9. Официальный текст Международного пакта о гражданских и политических правах на сайте ООН URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactp ol.shtml (дата обращения 03.08.2016)

10. Официальный сайт Президента Азербайджана И. Алиева URL: http://ru.president.az/azerbaijan/constitution# ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ. (дата обращения 03.08.2016)

11. Пирумов Н.М., (2015), Особенности становления современного гражданского общества. Социально-политические науки, 4: 187-188.

12. Президент Азербайджана утвердил изменения в Закон «О свободе вероисповедания» // Trend news agency URL: http://www.trend.az/azerbaijan/politics/2465779.html (дата обращения: 05.08.2016/).

13. Росграница URL: http://www.rosgranitsa.ru/ ru/node/3119 (дата обращения 03.08.2016)

14. Сулейманова Эльмира, «Религия и права человека» // «Гейдар Алиев и религиозная политика в Азербайджане: реальности и перспективы». - Баку: Государственный комитет по работе с религиозными организациями Азербайджанской республики, 2007). - С. 113.

15. Указ о защите прав и свобод, государственной поддержке развития языков и культуры национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской Республике URL: http://base.spi nform. ru/show_doc.fwx?rgn=20217

16. Ужесточение закона «О свободе вероисповедания» в Азербайджане не относится к христианам страны // Интерфакс-Религия, 2015, 28 декабря. URL: http://www.interfax-religion.ru/aze/?act=news&div=61479 (дата обращения 03.08.2016)

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Г. Р. Захарьяева «Конституционно-правовые основы свободы совести и вероисповедания и конфессиональной толерантности в современном Азербайджане»

В статье Г.Р. Захарьяева поднята актуальная проблема конституционно-правовых основ свободы

сти, вероисповедания и конфессиональной толерантности в Азербайджане. Важность затронутой темы автор обосновывает тем, что соблюдение прав меньшинств стало важной частью международного права. Именно поэтому после обретения независимости при создании законодательства Республики Азербайджан были учтены нормы, регулирующие права национальных меньшинств.

Г.Р. Захарьяев обращается к анализу вначале конституционного акта страны, а затем и к рассмотрению принятой в 1995 году Конституции Республики Азербайджан. Ссылаясь на конкретные статьи этих правовых документов, автор доказывает, что титульная нация и национальные меньшинства пользуются в Азербайджане равными правами. Единство всех народов, проживающих на территории страны, составляет основу жизнедеятельности Азербайджана как государства.

Как отмечает автор, Конституция гарантировала равные права не только национальным, но и религиозным меньшинствам.

Хотя единственным государственным языком был объявлен азербайджанский, но каждый гражданин, согласно Основному закону страны, имеет право пользоваться своим родным языком, получать на нем образование и заниматься творчеством.

Г.Р. Захарьяев подчеркивает, что нормативная за, регулирующая отношение к национальным и религиозным меньшинствам, начала формироваться задолго до принятия Конституции («Указ о защите прав и свобод, государственной поддержке развития языков и культуры национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской

ке», закон «О свободе вероисповеданий» и другие норматив-

но-правовые акты). Кроме того, Азербайджан присоединился к ряду международных соглашений, посвященных защите прав меньшинств.

«Указ о защите прав и свобод, государственной поддержке развития языков и культуры национальных шинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской

ке» наделил координирующими полномочиями в сфере межнациональных отношений Консультативный совет по межнациональным отношениям в аппарате Президента Азербайджанской Республики.

Г.Р. Захарьяев, опираясь на результаты проведенного анализа правовых документов, делает вывод о том, что в целом в республике создана нормативно-правовая за, регулирующая отношение к национальным и религиозным меньшинствам. Однако

существенным недостатком автор статьи считает то, что до сих пор не принят закон о национальных меньшинствах. Он отмечает, что не урегулированы вопросы упрощенного порядка пересечения границы для жителей пограничных зон, относящихся к национальным меньшинствам.

Статья написана доступным научным языком, все положения и выводы обоснованы; может представлять интерес для широкого круга читателей, а также специалистов в области управления, юристов.

Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.

Рецензент:

доцент кафедры гражданского права Института права ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, канд. юрид. наук

Р.В. Пузиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.