Научная статья на тему 'К вопросу о правовом статусе коренных народов Российской Федерации'

К вопросу о правовом статусе коренных народов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сушкова Ю. Н.

В статье на основе изучения норм международного и национального законодательства анализируются вопросы правового статуса коренных народов Российской Федерации. Рассматриваются основные категории: понятие «этнические права» и обязанности коренных народов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом статусе коренных народов Российской Федерации»

Е МЙОЁОСОЁММА ЮАА1

Е А I ТвтС I 1вАД | А I 1 ЙОАОСЙА ЕтА Г Г ио ГАрI А IД Р I ЙЙЁЁЙЕ I Ё оАаАрАОЁЁ Р. Г. Йо0ёТаа

А поаоиа Та ТпТТаа ёдо+аТёу ТТЭ1 ТажаоТаЭТаТТаТ ё ТаОёТТаёиТТаТ даёТТТааоаёи-поаа аТаёёдёЭО^опу аТУЭТпй УЭааТаТаТ ПоаооПа ёТЭаТТйо ТаЭТаТа ВТПпёёпёТё Оа-ааЭаОёё. ВапМ аоЭёаа^оПу ТпТТаТйа ёаоааТЭёё: УТТуоёа «уоТё+аПёёа 1'Эааа» ё Тау-даТТШё ёТЭамйо ТаЭТаТа ВТПпёёпёТё ОаааЭаоёё.

Признание прав человека и необходимости защиты окружающей среды привели международное сообщество к признанию прав коренных народов (этносов) на самобытный путь развития. Осознание ценностей культуры традиционных сообществ обусловило необходимость создания механизмов защиты аборигенных народов и их среды обитания. С 1995 г. 9 августа отмечается как Международный день коренных народов мира.

В определении правового статуса коренных народов Российской Федерации особое место принадлежит международно-правовым актам, общепризнанные нормы и принципы которых считаются источниками права. Так, в отношении прав народов одним из первых фундаментальных документов международного характера является Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) [13]. В ней обозначены права, которыми могут пользоваться все «без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». В рамках Всемирной кампании по общественной информации, начатой Организацией Объединенных Наций в 1988 г., Всеобщая декларация была переведена более чем на 40 языков коренных народов и была широко распространена среди общин коренных народов. В ходе Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций (1995— 2004 гг.) особое внимание также уделяется важности образования в области прав чело-

века для всех, включая коренные народы, с учетом тех проблем, с которыми они сталкиваются в процессе жизнедеятельности. Организация Объединенных Наций официально признала коренные народы в 1982 г., когда в Женеве была создана Рабочая группа по коренным народам, представляющая собой специальный форум экспертов по правам человека, позволяющий представителям организаций коренных народов и правительствам обмениваться мнениями по широкому кругу вопросов.

Помимо декларации, права коренных народов закрепляются в Уставе ООН, международных пактах: об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 г.), Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.), Конвенции о биологическом разнообразии (1992 г.) [7—9; 15]. Непосредственно коренным народам посвящена Конвенция 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989 г.), однако она Российской Федерацией не ратифицирована [4].

В России, являющейся членом Совета Европы, действуют нормативно-правовые акты этой организации: Устав Совета Европы (1949 г.), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.) [2; 14; 19]. В данных документах закрепляются основные права и свободы человека, которые должны обеспе-

© Ё. Г. ЫоиёТаа, 2009

Йабёу «^бёаё-^пеёа Гаоеё»

7

чиваться без дискриминации по какому-либо признаку, в том числе этническому и религиозному. Они нацелены на обеспечение развития народов, сохранения их самобытности для утверждения демократической безопасности и мира на европейском континенте.

Основы нормативно-правового регулирования положения коренных народов определены в Конституции Российской Федерации [6]. Нормы Конституции этнического содержания можно подразделить на две группы: 1) нормы, характеризующие права народов в целом; 2) нормы, характеризующие права коренных малочисленных народов. Отдельным блоком представляются положения относительно национально-государственного строительства Российской Федерации. Трудностью в рассмотрении конституционно-правового статуса коренных народов является применение в тексте Конституции различных терминов: «национальные меньшинства»,

«коренные малочисленные народы», «малочисленные этнические общности».

В преамбуле Конституции Российской Федерации провозглашаются принципы равноправия и самоопределения народов, а также почитания памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. В Конституции определяется, что многонациональный народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти, осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9). В Российской Федерации признается идеологическое, политическое многообразие, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни (ст. 13). Светский характер государства устанавливает запрет на признание какой-либо религии в качестве государственной или обязательной (ст. 14). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений; не могут быть установлены ограничения прав граждан по каким-либо из указанных выше признаков (ст. 19). Каждый имеет право определять и указывать национальную принадлежность, и никто не может быть принужден к совершению данных действий (ст. 26).

К ключевым «этническим правам» можно

отнести право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, право замены воинской службы альтернативной гражданской в случае соответствующих убеждений, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, право на труд без какой-либо дискриминации, (ст. 26, 28, 37, 59). При гарантировании свободы мысли и слова устанавливается запрет на пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, равно как и пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29).

Помимо прав, государство определяет и обязанности, в том числе заботу о сохранении исторического и культурного наследия, сбережение памятников истории и культуры (ст. 44). Положения Конституции получили развитие в Федеральных законах «О библиотечном деле» [16], «О животном мире» [17], «О национально-культурной автономии» [18],

Градостроительном кодексе Российской Федерации [1], «О народных художественных промыслах» [20], Земельном кодексе Российской Федерации [3], «Об альтернативной гражданской службе» [24], «Об охране окружающей среды» [23].

Правовое положение коренных народов тесно связано с формой государства. В рамках федерации как формы государственного устройства в России образованы национальные республики, автономная область и округа (ст. 65). Республики вправе устанавливать государственные языки, которые употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации, гарантируется право народов на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития (ст. 68). Так, в Республике Мордовия государственными языками признаны русский и мордовский (мокшанский, эрзянский) языки (ст. 13) [5]. Более подробно вопрос о языках регулируется Федеральным законом «О языках народов Российской Федерации» [12]. Местное самоуправление осуществляется гражданами с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 131).

Согласно ст. 69 Конституции Российской Федерации права коренных малочисленных народов гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными

договорами Российской Федерации. Регулирование и защита национальных меньшинств относится к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71). К совместному же ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся защита прав национальных меньшинств, охрана памятников истории и культуры, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (ст. 72).

Положения о коренных малочисленных народах конкретизируются главным образом в трех Федеральных законах: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [11], «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [21], «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [22]. Законодательно сформулированы некоторые ключевые понятия, такие как «коренные малочисленные народы», «традиционный образ жизни малочисленных народов», «исконная среда обитания малочисленных народов», «общины и иные формы общественного самоуправления», «уполно-

моченные представители малочисленных народов», «этнологическая экспертиза». Так, коренными малочисленными народами считаются «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни,

хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями» (ст. 1. ФЗ «О гарантиях...»). В законах закрепляется частичное признание обычая в качестве источника права, устанавливаются возможности его использования в судопроизводстве и, в частности, в сфере регулирования землепользования.

Существенной проблемой в сфере регулирования этнических прав остается отсутствие в законах единого подхода к выработке ключевых понятий: «народ», «коренные народы», «этнические общности», «нацио-

нальные меньшинства», «религиозные меньшинства» и т. п. Терминологическое обозначение значительно влияет на действие того или иного правового режима. С принятием законодательства о коренных малочисленных народах их правовой статус получил определение, но этого нельзя сказать о национальных и иных меньшинствах, диаспорах, а также о коренных народах, численность которых превышает 50 тыс. чел. Оптимизация механизмов защиты прав народов должна предусматривать комплекс мер социальноэкономического, политического, правового характера, ибо одностороннее воздействие не способно разрешить всех проблем, препятствующих жизнедеятельности этносов, сохранению их уникальности при поддержании и возрождении самобытных обычаев, традиций и верований.

АЁАЁЁ I АВАОЁхАйЕЁЁ тЁЙ I Е

1. АЭаатоЭТёоаёиГаё ёТааёп ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё То 7 1ау 1998 а. // Вт. аад. — 1998. — 14 1ау.

2. АаЭТГаёпёау ёТГааГОёу Т дайёоа ГЭаа +аёТааёа ё ШТашо паТаТа ё 1'ЭТоТёТёа ё Гае

(1950 а.) // Ыд ВО. — 2001. — 1 2. — №. 163.

3. датаёишё ёТааёп ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё То 25 ТёоуаЭу 2001 а. // ыд ВО. — 2001. —

1 44. — Ыо. 4147.

4. ЕТгаагоёё ё ЭаёТТагааоёё, гэёгуоаа 1 ажаогаЭтагтё ёТГбаэагоёаё оэоаа. 1957—1990.

0. II. — ^агааа : 1 ажаогаЭта. а|эЭТ оэоаа, 1991. — N. 2193—2207.

5. ЕТГпоёооОёу Ват'оаёёёё 1 ТЭаТаёу. — ЫаЭатё : [а. ё.], 1995. — 44 п.

6. ЕТТпоёооОёу ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё. — 1 . : Уёёо, 2009. — 36 п.

7. 1 ажаогаЭтагау ёТгаагоёу т ГЭааогЭажаагёё аагТоёаа ё гаёадагёё да гааТ (1948 а.) //

АааПтоё АаЭОТаТТаТ ЫТааоа ЫЫЫВ. — 1954. — 1 12. — Ыо. 244.

8. 1 ажаоТаЭТаТау ёТГааГОёу Т ёёёаёааОёё апао бТЭ: ЭапТаТё аёпёЭёIёГаоёё (1965 а.) //

Ааатттпоё АаЭотагтат Ытааоа ЫЫЫВ. — 1969. — 1 25. — Ыо. 219.

9. 1 ажаогаЭТагау ёТГааюёу Т аёТёТаё+апёП ЭадГТТаЭадёё (1992 а.) // Ыд ВО. — 1995. —

1 8. — Ыо. 601.

10. 1ажаогаЭтагаё таёо та уёТтё+апёёо, птоёаёигао^ ё ёоёиооЭтао гЭааао, 1ажаогаЭтагаё

''аёо Т аЭажаагпёёО ё ГТёёоё+апёёО ГЭааао (1966 а.) // Аааитоё АаЭОТаГТаТ ЫТааоа ЫЫЫВ. —

1976. — 1 17. — Ыо. 291.

11. Т ааЭагоёуо ГЭаа ёТЭаГшО ТаёПёпёаГГао ГаЭТаТа ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё : ОаааЭаёиТаё

даём ВО То 30 аГЭаёу 1999 а. // Вт. аад. — 1999. — 12 1ау.

Йавёу «^вёаё+апеёй Гаоеё»

9

12. Т удаёао ТаЭТаТа ВТППёёПёТё ОаааЭаоёё : даёТТ ВО То 25 ТёоуаЭу 1991 а. // ВТп.

аад. — 2002. — 14 ааё.

13. I Эааа -аёТааёа. ТпТТаТаа ТажаотаЭТаТаа аТёоТаТоа. — 1. : 1 ажаоТаЭТа. ТоТТяаТёу, 1989. — 160 п.

14. ВаИ-нау ёТТааТоёу Т дайёоа ТаоёТТаёиТао Ташяётоа (1995 а.) // ЫТаЭаТёа даёТТТаа-

оаёипоаа. — 1999. — 1 11. — Ыо. 1256.

15. ЫаТЭТёё ааёпоао|эйёО аТаТаТЭТа, ПТаёаяаТёё ё ёТТааТоёё, даёё^-аТТао ЫЫЫВ п ёТТпоЭаТ-

га:ё атпоааЭпоаатё. — 1., 1956. — Ааг. XII. — Ы. 14—33.

16. ОаааЭаёиЮё даёИ «Т аёаёёТоа-ГТ! ааёа» То 29 ааёааЭу 1994 а. // ВТп. аад. — 1995. — 17 ута.

17. ОаааЭаёитаё даёИ «Т жёаТот ТёЭа» То 24 аГЭаёу 1995 а. // ВТп. аад. — 1995. —

4 1ау.

18. ОаааЭаёитаё даёТТ «Т таоёТтаёитт-ёоёиооЭТТё ааоппёё» то 17 ё|эту 1996 а. // втп.

аад. — 1996. — 25 ё|эТу.

19. ОаааЭаёитаё даёТТ «Т '''Эёптааётатёё ВО ё Опоаао Ытааоа АаЭТга» (1996 а.) // Ыд

ВО. — 1996. — 1 9. — Ыо. 774.

20. ОаааЭаёитаё даётт «Т таЭтатао ооатжапоааттао тЭпапёао» то 6 утааЭу 1999 а. // втп.

аад. — 1999. — 15 уТа.

21. ОаааЭаёитаё даёИ «Та Тайёо ГЭёТоёГао ТЭааТёдаоёё ТайёТ ёТЭаТТао ТаёТ-ёПёаТТао

ТаЭТаТа ЫаааЭа, ЫёаёЭё ё АаёиТааТ АТПоТёа ВТППёёПёТё ОаааЭаоёё» То 20 ё|эёу 2000 а. // ВТП. аад. — 2000. — 25 ё|эёу.

22. ОаааЭаёитаё даёИ «Т оаЭЭёоТЭёуо оЭааёоёТТТТаТ ГЭёЭТаТГТёидТааТёу ёТЭаТТао ТаёТ-ёП-

ёаТТао ТаЭТаТа ЫаааЭа, ЫёаёЭё ё АаёиТааТ АТПоТёа ВТППёёПёТё ОаааЭаоёё» То 7 1ау 2001 а. //

ВТП. аад. — 2001. — 11 1ау.

23. ОаааЭаёитаё даётт «Та тоЭата тёЭожа^йаё пЭааа» то 10 утааЭу 2002 а. // втп. аад. —

2002. — 12 ута.

24. ОаааЭаёитаё даётт «Та аёиоаЭтаоёаттё аЭажаатпёТё Пёожаа» то 25 ё|эёу 2002 а. // втп.

аад. — 2002. — 30 ё|эёу.

I Тпоб'Тёёа 30.09.09.

Е I ГЙОЁОООЁ I Г Г иА ТВА I ДвАд I ДА Г ЁВ Д I I ЙОЙ I ДАОЙЕЁО А I ЙОДАВЙОДАО

Ё. А. ДоаёТ

А поаоиа ЭапптаоЭёааьопу ГЭтаёата ёттпоёоооётттао ЭабТЭТ гтпоптааопёёо поЭат,

ёо и ёёоё-апёёа (а тоааЭПоаа п ё-

Конституционные преобразования 1990-х гг. в постсоветских государствах, имея целью радикальное обновление как выход из коммунистического прошлого, все же не завершены. Нельзя утверждать, что произошло «фасадное» обновление. «Перестроилась»

Конституция, но в какой мере это удалось, вопрос остается открытым.

Постсоветские государства пережили сложный и противоречивый период формирования конституционных основ устройства демократического государства и общества.

аПёёа) ё 'Эаатаа ёо1аё.

Правовые, а тем более политические, преобразования происходили в борьбе различных социальных сил (не только в столкновении с партийной коммунистической бюрократией), сопровождаемой моральными и значительными материальными потерями и издержками. Взрастить демократию в обществе быстро и безболезненно оказалось невозможным.

Избрав в качестве вектора развития конституционную демократию, постсоветские страны столкнулись с неизбежностью конституционной рецепции. Прежний советский © Ё. А. АоаёТ, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.