Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы социального государства в рыночной экономике Российской Федерации'

Конституционно-правовые основы социального государства в рыночной экономике Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеи Е.И. Козловой / конституционная экономика / социальное государство / благополучие граждан / ideas of E.I. Kozlova / constitutional economics / welfare state / welfare of citizens

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Александрович Дроздов

В статье исследуются некоторые конституционно-правовые основы социального государства в России, его особенности с учетом рыночной модели российской экономики. Автор рассматривает проблему соотношения обязательств органов публичной власти по надлежащему социальному обеспечению граждан и финансово-экономических возможностей государства, развивает идеи Е.И. Козловой о необходимости справедливого распределения экономических благ и в целом о конституционно-правовом регулировании соответствующих отношений. В статье делается вывод, что в нынешней конфигурации доходов бюджетов различных уровней для повышения социального благополучия граждан за счет выполнения органами публичной власти социально-экономических функций государству необходимо создавать наиболее привлекательные и благоприятные условия осуществления экономической деятельности в стране, поддерживать и стимулировать деловую активность населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional foundations of the social state in the market economy of the Russian Federation

The article examines some of the constitutional foundations of the welfare state in Russia, its features, taking into account the market model of the Russian economy. The author problematizes the relationship between the obligations of public authorities for the proper social security of citizens with the financial and economic capabilities of the state, develops the ideas of E.I. Kozlova on the need for a fair distribution of economic benefits and, in general, on the constitutional regulation of relevant relations. The article concludes that in the current configuration of budget revenues at various levels, in order to increase the social well-being of citizens through the performance of socio-economic functions by public authorities, the state needs to create the most attractive and favorable conditions for economic activity in the country, support and stimulate the business activity of the population.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы социального государства в рыночной экономике Российской Федерации»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Андрей Александрович ДРОЗДОВ,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) drozdov@asnis.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Конституционно-правовые основы социального государства в рыночной экономике Российской Федерации

Аннотация. В статье исследуются некоторые конституционно-правовые основы социального государства в России, его особенности с учетом рыночной модели российской экономики. Автор рассматривает проблему соотношения обязательств органов публичной власти по надлежащему социальному обеспечению граждан и финансово-экономических возможностей государства, развивает идеи Е. И. Козловой о необходимости справедливого распределения экономических благ и в целом о конституционно-правовом регулировании соответствующих отношений. В статье делается вывод, что в нынешней конфигурации доходов бюджетов различных уровней для повышения социального благополучия граждан за счет выполнения органами публичной власти социально-экономических функций государству необходимо создавать наиболее привлекательные и благоприятные условия осуществления экономической деятельности в стране, поддерживать и стимулировать деловую активность населения. Ключевые слова: идеи Е. И. Козловой, конституционная экономика, социальное государство, благополучие граждан.

DOI: 10.17803/2311-5998.2023.112.12.184-190

© Дроздов А. А., 2023

Andrey A. DROZDOV, Postgraduate student of the Department of Constitutional and Municipal Law, of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) drozdov@asnis.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Constitutional foundations of the social state in the market economy of the Russian Federation Abstract. the article examines some of the constitutional foundations of the welfare state in Russia, its features, taking into account the market model of the Russian economy. The author problematizes the relationship between the obligations of public authorities for the proper social security of citizens with the financial and economic capabilities of the state, develops the ideas of E. I. Kozlova on the need for a fair distribution of economic benefits and, in general, on the constitutional regulation of relevant relations. The article concludes that in the current configuration of budget revenues at various levels, in order to increase the social well-being of citizens through the performance of socio-economic functions by public authorities, the state needs

УНИВЕРСИТЕТА Конституционно-правовые основы социального государства имени o.e. кугафина(мгюА) в рыночной экономике Российской Федерации

to create the most attractive and favorable conditions for economic activity in the country, support and stimulate the business activity of the population. Keywords: ideas of E. I. Kozlova, constitutional economics, welfare state, welfare of citizens.

Понятие социального государства и его конституционное закрепление

«"Социальное государство" — это один из тех терминов, которые часто используются, но не имеют общепринятого определения. Когда речь заходит о социальном государстве, все на интуитивном уровне понимают, что это такое, но понимают по-разному»1.

Действительно, термин социальное государство может по-разному определяться и трактоваться, в том числе и применительно к различным методам управления государством и к различным формам социально-экономического устройства, здесь есть и свои особенности в зависимости от экономической модели государства.

Однако наиболее подходящим определением применительно к конституционно-правовому регулированию в России представляется следующее: «Социальное государства (от нем. Sozialstaat) — особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества»2.

Квалифицирующим и одним из важнейших критериев социального государства независимо от модели экономики представляется максимальный учет государством социальных потребностей общества и совершенствование собственной системы социального обеспечения.

Автором уже отмечалось, что конституционно-правовое регулирование играет ключевую роль в вопросах определения экономических основ государства3, в связи с чем в рамках настоящей работы целесообразно остановиться на нескольких базовых основах и особенностях конституционного закрепления социального государства в рыночной экономике России.

В первую очередь стоит напомнить, что Е. И. Козлова в своих работах выделяла в отдельную группу входящие в предмет конституционного права общественные отношения, связанные с провозглашением определенной системы S

<

--I

1 Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее / отв. ред. Ю. Д. Квашнин. >

М. : ИМЭМО РАН, 2016. С. 5.

2 Электронная библиотека Института философии РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/ newphilenc/document/hashad66b0624897b321e87aad (дата обращения: 30.05.2023).

3 Дроздов А. А. Развитие идей академика О. Е. Кутафина об экономических основах государства в современных условиях // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). q

2022. № 6. С. 131—137. УЧЕНОГО

обеспечения социальных потребностей членов общества. Также Е. И. Козловой в предмете конституционного права были выделены общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством4.

Представляется, что такое выделение обусловлено как важностью соответствующих отношений в гражданском обществе, так и особенностями конституционно-правового регулирования.

Вопросы социального государства всегда были актуальны и остаются актуальными в экономиках с большой долей государственного участия и с высокой ролью государства в управлении данными процессами.

В России основным постулатом социального государства является закрепление его в Конституции.

Е. И. Козлова в этой связи замечала, что «закон является наиболее распространенной формой установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов»5.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьей 75 Конституции России гарантированы:

— уважение труда граждан и обеспечение защиты их прав, минимальный размер оплаты труда (ч. 5);

— наличие системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений (ч. 6);

— обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан (ч. 7).

Мы полагаем, что указанные положения неразрывно связаны и во многом дополняют нормы ст. 18 Конституции, которая провозглашает права и свободы человека и гражданина определяющими смысл и содержание деятельности органов публичной власти и, таким образом, делают приоритетом деятельности государства благополучие граждан России.

Наряду с этим, в Конституции закреплены гарантии свободного осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, защиты конкуренции (ст. 34), защиты частной собственности (ст. 35), свободного перемещения товаров и услуг (ст. 8), исходя из чего мы видим, что Российская Федерация, являясь социальным государством, тем не менее оставляет рыночную экономику как базовую модель. То есть в стране должны быть выстроены механизмы защиты частной собственности, поддержания конкуренции, обеспечения реальной свободы договорных отношений, гарантии справедливой и эффективной судебной

4 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1998. С. 6—9.

5 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. 4-е изд., пере-раб. и доп. М. : Велби ; Проспект, 2009. С. 11.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

"7^ЕСТНИК Дроздов А А я УНИВЕРСИТЕТА Конституционно-правовые основы социального государства |Q/

имени o.e. кугафина(мгюА) в рыночной экономике Российской Федерации

защиты, свобода экономической деятельности. При этом государству в нынешнем конституционно-правовом регулировании надлежит заботиться о своих гражданах и стараться обеспечивать им достойный уровень жизни.

О. Е. Кутафин отмечал, что «экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство»6.

Особенности социального государства в рыночной экономике

Безусловно, в тексте самой Конституции не приводится конкретный механизм одновременного эффективного и сбалансированного существования рыночной модели экономики и социальной направленности государства, а также соотношения этих двух элементов конституционного-правового регулирования.

В. В. Комарова в этой связи отмечает: «Современная модернизация Российского государства вновь ставит задачу поиска наиболее оптимальной модели сосуществования, соотношения государства, его органов и институтов гражданского общества для реализации, выполнения конституционной ценности, закрепленной в ст. 2 действующей Конституции России — "права и свободы человека — высшая ценность", социальной государственности, закрепленной впервые на конституционном уровне»7.

Исходя из этого, мы видим особенности конституционно-правового регулирования этих отношений, а также формирование соответствующих механизмов их сосуществования в актах конституционного толкования и попробуем их выделить и найти баланс.

В преамбуле Конституции РФ закреплено стремление многонационального народа России обеспечить благополучие и процветание России исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Е. И. Козлова, созвучно указанному положению преамбулы, особо отмечала, что «социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование»8.

Автор позволит себе широко трактовать понятие справедливости в данном аспекте и включить в него недопустимость дискриминации при таком распределении, в том числе и недопустимость дискриминации по формальному признаку.

Однако это не должно отменять рыночных механизмов экономики, ведь искусственное перераспределение благ, а также различные формы удерживания и ^ отчуждения имущества частных лиц в пользу государства сами по себе являются

<

--I

6 Кутафин О. Е. Российский конституционализм : монография. М. : Норма. С. 156. >

7 Комарова В. В. Социальное благополучие человека в современном государстве: исторические корни и перспективы // Государство и правовые системы стран Азиатско-Тихоокеанского региона: становление полицентрического миропорядка и потенциал международного права и сравнительного правоведения : материалы VII Международной научно-практической конференции. М., 2018. □

8 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. М., 2008. С. 156. УЧЕНОГО

спорными и почти всегда лишь сдерживают предпринимательскую и экономическую инициативу экономических агентов, что, конечно, негативно отражается как на деловом климате, так и на экономическом росте. В конечном счете это не позволяет достигнуть целей социального государства, так как неизбежно приводит к снижению доверия общества.

При этом понятие «достойный», несмотря на то, что в основном является оценочным, очевидно, может находить конкретное выражение в отраслевых нормах права и в целом соответствовать базовым гарантиям прав человека в социальной сфере, причем с ориентацией на лучшие практики.

В развитие названных положений преамбулы Конституции в ст. 75.1 содержится норма о создании условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.

Как отметил Конституционный Суд РФ, указанная статья Конституции предписывает ориентировать федерального законодателя на поиск наиболее действенных (результативных) мер, отвечающих созданию указанных условий9.

Кроме того, Конституционный Суд РФ, толкуя ст. 75.1. Конституции, сформулировал позицию, согласно которой в России должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы, для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан10.

Конституционный Суд РФ также отметил, что обязанность по созданию соответствующих условий возложена именно на органы публичной власти11.

Очевидно, что для выполнения данных обязательств государству необходимо аккумулировать в бюджетах разного уровня достаточное количество денежных средств, ведь социальное благополучие граждан в той части, в которой оно обеспечивается за счет государства, напрямую зависит от финансовых возможностей последнего.

При этом в настоящий момент наиболее значительным удельным весом в доходах как федерального12, так и региональных бюджетов13 по-прежнему обладают налоговые поступления. Безусловно, можно говорить о разном соотношении расходных частей соответствующих бюджетов и возможности перераспределения в пользу социальной сферы (этот вопрос является дискуссионным и находится за

9 Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2022 № 58-П // URL: http://publication. pravo.gov.ru.

10 Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2022 № 57-П // URL: http://publication. pravo.gov.ru.

11 Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2022 № 7-П // URL: http://publication. pravo.gov.ru.

12 URL: http://budget.gov.ш/epbs/faces/p/бюджет/доходы?_adf.ctrl-state=3qxnfppyc_ 33&regionId=45 (дата обращения: 30.05.2023).

13 URL: https://budget.mos.ru/budget/income (дата обращения: 30.05.2023) ; URL: https:// minfin.tatarstan.ru/ii-etap-godovoy-otchet-ob-ispolnenii-byudzheta.htm ; URL: https://fincom. gov.spb.ru/budget/implementation/income (дата обращения: 30.05.2023).

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КутшЬина ГМПОА1

в

ЕСТНИК Дроздов А. А.

УНИВЕРСИТЕТА Конституционно-правовые основы социального государства имени o.e. кугафина(мгюА) в рыночной экономике Российской Федерации

рамками настоящего исследования), однако очевидно, что в случае увеличения бюджетных возможностей в принципе, произойдет и соразмерное увеличение вложений в социальное благополучие граждан в нынешней конфигурации расходной части соответствующего бюджета.

Обеспечение обязанности публичной власти по социальному обеспечению населения за счет налогов отмечалось Конституционным Судом РФ14, а также встречается и в других странах, например, в США15. Конституционный Суд РФ в этой связи неоднократно указывал на то, что установление конкретных социальных гарантий зависит от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей16.

Соответственно, мы видим, что в нынешней модели экономики для надлежащего исполнения государством своих социально-экономических обязательств перед обществом органам публичной власти жизненно необходимо создавать условия, позволяющие увеличивать количество производства и потребления товаров, услуг и иных экономических благ, облагаемых налогами.

Во многом в этом прослеживается необходимость государства в формировании развитых внутренних рынков, что увеличит финансовые возможности органов публичной власти по социальному обеспечению населения, но не за счет роста налогового бремени, а за счет создания привлекательных условий хозяйствования и роста рынков. Здесь же важно выстраивать прозрачную и понятную для заинтересованных лиц систему налогообложения. При этом очевидно, что, несмотря на зависимость социальных гарантий от финансово-экономических возможностей государства, такое установление должно соблюдать базовые принципы права, в том числе справедливости и равенства.

На это обращала внимание и Е. И. Козлова, отмечая необходимость справедливого распределения экономических благ17. Полагаем, что такая справедливость выражается и в недопустимости необоснованных с точки зрения содержания различий в правовом регулировании и в правоприменении в социальной сфере, основанных лишь на формальных, никак не связанных с существом отношений условиях18.

Более того, как привлечение частного капитала в социальные проекты государства, так и создание частных социальных инициатив является общеизвестной и распространенной во всем мире формой увеличения количества социальных благ для общества.

Конечно, в некоторых государствах речь идет не об увеличении, а о «закрытии» базовых потребностей общества, которые государство не имеет финансовой

14 См., например: постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П ; от -jj 23.12.1997 № 21-П, от 16.07.2004 № 14-П // URL: http://publication.pravo.gov.ru. gj

15 Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. М. : Норма, 2006. С. 51—52.

16 См., например: определения Конституционного Суда РФ от 04.02.2014 № 234-О ; от 05.03.2014 № 505-О // URL: http://publication.pravo.gov.ru.

17 Козлова Е. И, Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. М., 2008. С. 156.

18 Дроздов А. А. Развитие идей академика О. Е. Кутафина об экономических основах государства в современных условиях // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). q

2022. № 6. С. 135—137. УЧЕНОГО

¿Я—I

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кутафина (МПОА)

возможности обеспечить. Соответствующие частные инициативы должны не только поддерживаться, для них должны создаваться определенные стимулы.

В условиях высокоразвитой, конкурентной рыночной экономики, с развитыми рынками и высокой стоимостью интеллектуального капитала, в условиях роста экономики ее агенты, вероятно, более охотно будут участвовать в развитии и увеличении социальных благ для общества.

Во всем изложенном выше мы и видим основное соотношение рыночной модели экономики России с социальным характером государства.

Выводы

В Конституции России, с учетом ее толкования Конституционным Судом РФ, закреплен социально ориентированный характер рыночной экономики России, который подразумевает обязанность государства по обеспечению социального благополучия граждан и стремление к повышению общего финансового благосостояния. Такая характеристика российской экономики была отмечена и Е. И. Козловой, а в настоящий момент нашла свое дополнение в относительно новой ст. 75.1 Конституции России.

Смысл деятельности государства в соответствии со ст. 18 Конституции РФ определяют права и свободы человека и гражданина. При этом, имея монополию на государственное регулирование экономических правоотношений, государство обязано создавать наиболее привлекательные и благоприятные условия осуществления экономической деятельности в стране, поддерживать и стимулировать деловую активность населения.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Дроздов А. А. Развитие идей академика О. Е. Кутафина об экономических основах государства в современных условиях // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2022. — № 6. — С. 131—137.

2. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М., 1998.

3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Велби ; Проспект, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Комарова В. В. Социальное благополучие человека в современном государстве: исторические корни и перспективы // Государство и правовые системы стран Азиатско-Тихоокеанского региона: становление полицентрического миропорядка и потенциал международного права и сравнительного правоведения : материалы VII Международной научно-практической конференции. — М., 2018.

5. Кутафин О. Е. Российский конституционализм : монография. — М. : Норма, 2008.

6. Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее / отв. ред. Ю. Д. Квашнин. — М. : ИМЭМО РАН, 2016.

7. Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. — М. : Норма, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.