УДК 34. 342.7
ао1:10.21685/2072-3016-2022-4-12
Конституционно-правовые основы противодействия терроризму с использованием киберпространства
П. А. Гук1, П. В. Коршунова2, О. Н. Кулагина3
1,2,3Пензенский государственный университет, Пенза, Россия 1ргауо8и&ерета@та11.ги, 2ргауо8и&ерета@та11.ги, 3ки1а^па.о^а@1с1ои±сот
Аннотация. Актуальность и цели. Рассматриваются конституционно-правовые основы противодействия терроризму с использованием киберпространства. С развитием цифровых технологий стали все больше процветать преступления с использованием Интернета. Современный терроризм отличается сложностью, многоаспектностью и множественностью своего проявления. Государства претерпевают серьезные ресурсные потери, терроризм проникает во все стороны жизни общества и государства, используя различные способы. В настоящее время не существует универсального инструмента противодействия этому направлению террористической деятельности, что и предопределило актуальность настоящего исследования. Цель работы - формирование концепции конституционно-правовых основ противодействия терроризму с использованием киберпространства. Материалы и методы. Реализация указанной цели была достигнута с помощью анализа норм российского законодательства, в частности Конституции РФ, федеральных законов, судебной практики, статистических данных и положений юридической науки. Методологическая основа представлена такими методами, как сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный. Результаты. На основе федерального законодательства проанализированы конституционно-правовые основы и материалы юридической практики по противодействию терроризму с использованием киберпространства, выявлены проблемы, для решения которых требуется особое внимание государства, и сформированы предложения, связанные с особенностями противодействия терроризму в киберпространстве. Выводы. Терроризм, совершаемый с использованием киберпространства, представляет большую угрозу для российского общества и государства. Ввиду недостаточной проработанности действующего законодательства необходимо дальнейшее совершенствование конституционно-правовой базы противодействия терроризму.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, киберпреступления, киберпространство, Интернет, информационные технологии, Конституция, информация, преступления, противодействие терроризму
Финансирование: статья подготовлена при финансовой поддержке конкурса «Ректорские гранты» Пензенского государственного университета, договор № ХП-74/21 от 19.04.2021.
Для цитирования: Гук П. А., Коршунова П. В., Кулагина О. Н. Конституционно-правовые основы противодействия терроризму с использованием киберпространства // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 4. С. 132-142. ао1:10.21685/2072-3016-2022-4-12
© Гук П. А., Коршунова П. В., Кулагина О. Н., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
Constitutional and legal foundations for countering terrorism
using cyberspace
P.A. Guk1, P.V. Korshunova2, O.N. Kulagina3
1,2,3Penza State University, Penza, Russia [email protected], [email protected], [email protected]
Abstract. Background. The article is devoted to the constitutional and legal foundations of countering terrorism using cyberspace. With the development of digital technologies, crimes using the Internet have become more and more prosperous. Modern terrorism is characterized by complexity, multidimensionality and multiplicity of its manifestations. States are suffering serious resource losses, terrorism is penetrating into all aspects of the life of society and the state, using various methods. Currently, there is no universal tool to counter this area of terrorist activity, which predetermined the relevance of this study. The purpose of the article is to form the concept of the constitutional and legal framework for countering terrorism using cyberspace. Materials and methods. The implementation of this goal was achieved by analyzing the norms of Russian legislation, in particular the Constitution of the Russian Federation, federal laws, judicial practice, statistical data and the provisions of legal science. The methodological framework is presented by methods such as comparative legal, formal legal and systemic structural. Results. On the basis of federal legislation, the constitutional and legal foundations and materials of legal practice on countering terrorism using cyberspace are analyzed, problems are identified that require special attention from the state, and proposals are made related to the specifics of countering terrorism in cyberspace. Conclusions. Terrorism committed using cyberspace poses a great threat to Russian society and the state. In view of the insufficient elaboration of the current legislation, it is necessary to further improve the constitutional and legal framework for countering terrorism.
Keywords: terrorism, extremism, cybercrimes, cyberspace, the Internet, information technology, the Constitution, information, crimes, countering terrorism Acknowledgments: the research was financed by the competition "Rector's grants" of Penza State University, contract No. HP-74/21 from April 19, 2021.
For citation: Guk P.A., Korshunova P.V., Kulagina O.N. Constitutional and legal foundations for countering terrorism using cyberspace. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2022;(4):132-142. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2022-4-12
Развитие современной жизни сопровождается появлением новых технологий, которые, с одной стороны, упрощают жизнь людей, а с другой -способствуют возникновению новых проблем различного характера, в том числе и правового. Стремительное развитие цифровых технологий, компьютеризация общества привели к возникновению такого явления, как «кибер-преступность», которая имеет разновидности в социальной среде. Одним из особо опасных видов является терроризм, распространяемый в киберпро-странстве. При этом нормативная база борьбы с этим явлением на данный момент недостаточно эффективна, что способствует появлению новых преступлений посредством вербовки людей через интернет-пространство, организации преступного сговора при помощи различных мессенджеров и распространению материалов запрещенного характера. Интернет-пространство достаточно активно используется для совершения преступлений террористического характера, а поэтому должно контролироваться государственными
органами и быть надлежащим образом законодательно урегулировано. Опасения вызывает тенденция активного вовлечения молодежи для участия в экстремистских организациях и группировках [1, с. 2].
Статистика последних лет свидетельствует о том, что 90 % организаций экстремистского и террористического характера организовывают свою деятельность с использованием интернет-пространства, в особенности при помощи электронной почты, социальных сетей и конфиденциальной сети «Невидимый Интернет» (Invisible Internet). По данным правоохранительных органов, в 2021 г. в России было зарегистрировано 2136 преступлений террористического характера и 1057 преступлений экстремистской направленности, а это почти на 25 % больше, чем за предыдущий период. При этом часть этих преступлений совершено с использованием современных информационно-коммуникационных технологий [2]. За преступления террористической направленности осуждены 682 лица, а за преступления экстремистской направленности - 606 лиц [3].
Киберпреступность - это вид информационных преступлений. Понятие киберпреступности имеет тесную связь с киберпространством. По мнению Д. Е. Добринской, «киберпространство, или по-другому цифровая среда, -это территория функционирования продуктов информационно-коммуникационных технологий, позволяющих открывать и создавать невероятно сложные системы взаимодействий агентов с целью получения информации, обмена и управления ею, а также осуществления коммуникаций в условиях обилия различных сетей» [4, с. 54]. Киберпространство - одна из немногих сред, где выстраиваются социальные сети. Как замечает Р. Эйкер, «киберпространство приняло на себя многие характеристики физического места: миллионы пользователей, взаимодействующие в нем, имеют "адреса", оно развило особую культуру, его жаргон эволюционировал до уровня квазиязыка» [5, с. 232]. Исходя из этого, считаем возможным определить киберпространство как среду информационного взаимодействия и обмена данными, реализуемыми в компьютерных сетях и сетях связи. Элементами киберпространства являются серверы, компьютеры, телекоммуникационное оборудование, каналы связи, информационные и телекоммуникационные сети. В научной литературе существует множество определений данных преступлений. По мнению экспертов Организации Объединенных наций, киберпреступность - это любое преступление, совершаемое посредством эксплуатации компьютерной системы (сети), в ее рамках либо против нее [6, с. 336]. Согласно мнению Т. Л. Тропиной, под киберпреступлением следует понимать «виновное совершенное общественно опасное уголовно наказуемое вмешательство в работу компьютеров, компьютерных программ, компьютерных сетей, несанкционированная модификация компьютерных данных, а также иные общественно опасные деяния, совершаемые с помощью или посредством компьютеров, компьютерных сетей и программ, а также с помощью или посредством иных устройств доступа к моделируемому с помощью компьютера пространству» [7, с. 10]. Другие авторы раскрывают киберпреступность через понятие «ки-берпространство». Киберпреступность, с их точки зрения, - это преступность в киберпространстве [8, с. 79]. Взяв за основу термин «киберпространство», В. А. Номоконов и Т. Л. Тропина представляют киберпреступность как «совокупность преступлений, совершаемых в киберпространстве с помощью или посредством компьютерных систем или компьютерных сетей, а также иных
средств доступа к киберпространству, в рамках компьютерных систем или сетей, и против компьютерных систем, компьютерных сетей и компьютерных данных» [9, с. 47].
Особую тревогу вызывают киберпреступления, сопряженные с экстремизмом и терроризмом. Так как их проявления разнообразны, то и методы воздействия на них должны быть более масштабны.
Понятие экстремизма - одно из наиболее абстрактных в современной науке, а на практике его рассматривают как синоним терроризма и террористической деятельности. Анализ различных точек зрения позволяет определить экстремизм как политическую и идеологическую приверженность к крайним взглядам и действиям, а терроризм - как насильственные действия с целью устрашения, подавления и запугивания политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения. Терроризм, в отличие от экстремизма, всегда предполагает насилие, поэтому является практическим выражением экстремистской идеологии в виде насильственных действий [10, с. 105].
Таким образом, терроризм, который совершается в киберпространстве, -специфическая категория преступлений, поскольку для их совершения используются различные приемы.
Основу регулирования общественных отношений в Российской Федерации составляет Конституция РФ, а также законодательство, принятое в ее исполнение. Сфера противодействия кибертерроризму не исключение. К сожалению, Основной закон не содержит прямых норм, регулирующих вопросы противодействия терроризму, в том числе и с использованием киберпро-странства. Но при этом в Конституции РФ закреплены принципы гуманизма, права и свободы человека и гражданина (ст. 2, 6 главы 1, 2); определены основы компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, предопределяющие их задачи, функции и полномочия при осуществлении мер противодействия терроризму (главы 4-8).
Конституция РФ также содержит «базовые идеологические» положения о противодействии терроризму в виде запрета создания и функционирования организаций и объединений, чья деятельность связана с разжиганием социальной, расовой, национальной и религиозной ненависти. Конституция РФ выступает за отделение религии от государства и равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и других обстоятельств и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; право на личную неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки и телефонных переговоров. В п. 1 ст. 24 Конституции РФ закреплено, что сбор, хранение, использование или распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается; предусмотрена свобода вероисповедания; недопустимость возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды или какого-либо превосходства.
Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя и гарантирует их незыблемость, стабильность, безопасность и необходимость защиты, поскольку основным источником угроз вышеназванных благ выступает деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц,
распространяемая на различных интернет-площадках [11, с. 88], о чем в Конституции, к сожалению, не указано.
Несмотря на отсутствие в Конституции РФ упоминания о террористической деятельности с использованием киберпространства, системный анализ норм Основного закона и иных нормативно-правовых актов обнаруживает заложенные в них конституционные основы противодействия кибертерро-ризму. Так, например, подп. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ закреплено положение, согласно которому Правительство РФ осуществляет меры по борьбе с преступностью, а следовательно, и по борьбе с терроризмом в сети Интернет, поскольку последний отнесен к преступлениям против общественной безопасности.
В этой связи правовую основу противодействия кибертерроризму составляют нормы Уголовного кодекса РФ, Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федерального закона от 26.09.1997 № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях», Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» и иных нормативных правовых актов. На основе национального законодательства выработана система мер обеспечения безопасности общества от угрозы терроризма. Указом Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 «О мерах противодействия терроризму» и Федеральным законом «О противодействии терроризму» заложены основы единой государственной системы противодействия терроризму. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 13.15, 15.27, 15.27.1, 20.28, 20.29 также содержит запрет на любые проявления террористической деятельности.
Большая часть норм Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» направлена на закрепление ответственности субъектов за осуществление экстремистской деятельности, распространение экстремистских материалов: общественных и религиозных объединений, средств массовой информации, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Согласно положениям Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в России на данный момент существуют основные принципы противодействия терроризму, применяемые в деятельности правоохранительных органов, в частности принцип приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, принцип неотвратимости наказания за преступления террористического характера и др.
Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» развивает и дополняет Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», в котором закреплена необходимость повышения эффективности профилактики правонарушений, совершаемых с использованием информационных технологий, противодействия таким правонарушениям,
поскольку это важнейшая часть обеспечения информационной безопасности. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. определяет направления государственной политики и дальнейшее развитие общегосударственной системы противодействия терроризму, в том числе и с использованием киберпространства. Основы Стратегии указывают на необходимость и важность реализации эффективных мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии, так как именно современные технологии, в частности сеть Интернет, -основное средство связи экстремистских организаций и привлечения в их ряды новых участников, организации и координации совершения преступлений. Стратегия определяет специальные меры борьбы с терроризмом, совершенным на киберпространстве.
За нарушение установленных запретов предусмотрена уголовная ответственность (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, мошенничество с использованием электронных средств платежа, в сфере компьютерной информации и др.). В Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) предусмотрены составы, предполагающие ответственность как за совершение террористического акта и участие в нем, так и за неинформирование о нем.
Однако «специальный» состав, предусматривающий уголовную ответственность за кибертерроризм и киберэкстремизм, все еще отсутствует, как и объективная сторона в форме совершения преступлений с использованием кибертехнологий. Помимо этого, российский уголовный закон также не предусматривает реального факта совершения терроризма и экстремизма в ки-берпространстве [10,с.155].
В свое время исследователь И. Г. Чекунов предлагал внести в ст. 205 УК РФ часть 2, которая будет устанавливать ответственность за террористический акт с помощью несанкционированного проникновения в компьютерные и интернет-системы [12, с. 43]. Его поддержали Е. В. Старостина и Д. Б. Фролов [13, с. 62], однако законодателем и большинством авторов такое предложение не было воспринято. Например, В. Н. Черкасов указывает, что излишняя детализация нарушит принципы уголовного закона и приведет к искусственному расширению понятийного аппарата и появлению аналогичных составов в иных сферах [14, с. 11]. Такой же позиции придерживается и И. Р. Бегишев, который отмечает, что подобное дробление затруднит работу служб, поэтому использование термина «кибертерроризм» допустимо лишь в криминологических целях [15, с. 10].
Складывается двоякая ситуация: на практике осуществление террористической деятельности невозможно без использования сети Интернет, однако специальный состав или квалифицирующий признак в виде использования информационно-коммуникационных технологий при осуществлении подготовки, организации или совершения террористического акта отсутствует.
На возможность применения квалифицирующего признака указывается в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности», в котором сформулирована правовая позиция об использовании сети Интернет в качестве квалифицирующего признака совершения преступления. Это является лишь разъясняющим
моментом, который должны учитывать правоприменительные органы при квалификации преступных действий исключительно по ст. 205.2 УК РФ.
Справедливо мнение Г. Б. Романовского, Г. П. Кулешовой, Е. А. Капитоновой о том, что уголовное законодательство России не использует необходимую терминологию, не адаптировано под современные реалии, а нормативная база пока не готова к дальнейшей переработке на предмет включения в УК РФ составов, связанных с кибертерроризмом [16, с. 156].
Основным методом борьбы с терроризмом, совершаемым в киберпро-странстве, на сегодня является ограничение Роскомнадзором доступа к той или иной информации в Сети: блокировка сайтов и интернет-площадок, признание запрещенными и нежелательными организаций на территории России [17, с. 95].
Так, 11 марта 2022 г. Генеральная прокуратура подала иск о признании «Меты» экстремистской организацией и запрещении ее деятельности в России. 21 марта Тверской районный суд г. Москвы вынес решение, которым признал компанию Meta Platforms экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России. Впоследствии компания была исключена из реестра иностранных лиц, осуществляющих деятельность на территории России, а Росфинмониторинг исключил социальные сети, принадлежащие Meta, из соответствующего перечня [18].
В этом отношении следует привести точку зрения Г. Б. Романовского, который обосновано отмечает, что законодательство о противодействии терроризму должно быть еще и правозащитным, включая в себя мероприятия по защите прав граждан от потенциальных террористических угроз, защите прав жертв террористических актов и прав лиц, участвующих в борьбе с терроризмом. Так будет сохраняться баланс между необходимостью соблюдения прав человека и деятельностью органов публичной власти по противодействию терроризму [19, с. 48].
Обсуждаемым не один год является так называемый принятый «Закон Яровой» - два законопроекта, декларировавшиеся авторами как имеющие антитеррористическую направленность и предполагающие хранение операторами сотовых и интернет-сетей данных своих клиентов в течение шести месяцев. Закон установил полный запрет на использование несертифициро-ванных средств шифрования, а для религиозных организаций был установлен список мест, где является допустимым деятельность проповедников [20]. Нормативный акт распространил свое действие на ст. 64 Федерального закона «О связи», которой предусмотрена обязанность операторов связи по ограничению прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий, мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации, осуществлении следственных действий, содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы. При этом специалистами неоднократно были высказаны опасения по поводу возникновения огромных хранилищ данных, что само по себе может спровоцировать рост числа кибератак. Также угрозу представляют недобросовестные сотрудники ответственных за хранение служб, которые, имея доступ к конфиденциальным данным, способны на их распространение за денежные средства [21].
Все это свидетельствует о том, что многие силы государства направлены на борьбу с преступлениями террористического характера, совершенными
в условиях киберпространства, но не все они эффективны. Исходя из этого, следует сделать вывод, что действующее законодательство не в полной мере адаптировано к новым видам преступлений в сфере информационных технологий, но данная проблема может быть решена в рамках применения положительного опыта других стран. Антитеррористическое законодательство оказывается разрозненным, не имеющим внутреннего единства и статуса. Законодательство совершенно необоснованно обходит стороной вопрос использования компьютерных и IT-технологий как площадки для совершения преступлений, прямо не указывает на необходимость более пристального контроля за распространением террористической и экстремистской информации в сети Интернет. Помимо этого, реальный контроль Сети, осуществляемый органами государственной власти, ничтожно мал по сравнению с масштабом потенциальных угроз. Конституция РФ также не содержит понятия и признаков таких общественных ценностей, как «общественная безопасность» и «общественный порядок», но есть оговорка о «необходимости заботы о безопасности государства» (ст. 13, 55 и др.). Таким образом, происходит смещение приоритета в сторону безопасности государства в ущерб общественной безопасности и общественному порядку, что само по себе является недостатком действующего законодательства.
В связи с этим включение в Конституцию РФ положений о борьбе с терроризмом - важнейшее направление совершенствования законодательства о противодействии террористической деятельности. Это позволит в дальнейшем внести изменения в Федеральный закон «О противодействии терроризму», в частности в ст. 2, в которой необходимо закрепить принцип неотвратимости ответственности за участие в террористической деятельности именно в ки-берпространстве.
Также необходимо внесение нормативных дополнений в федеральные законы «О противодействии терроризму» и «О безопасности»: о видах терроризма, о порядке борьбы непосредственно с кибер-цифровой проблемой, положений о субъектах противодействия им, а также об информационных технологиях, которые должны находиться под усиленной защитой в целях недопущения их использования в терроризме. Эти нормы должны быть не просто закреплены в законодательстве, но и должны представлять собой слаженную систему правового регулирования противодействия кибертерроризму.
Таким образом, проанализировав конституционно-правовые основы противодействия терроризму с использованием киберпространства, можно прийти к выводу, что государству необходимо усилить нормативно-правовую базу противодействия терроризму в киберпространстве.
Список литературы
1. Медведева О. С. К вопросу о противодействии экстремизму и терроризму // Studium. 2016. № 4-3. С. 2.
2. Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2021 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: https://xn--b1aew.xn--plai/reports/item/28021552/
3. Председатель Верховного Суда России провел итоговое совещание с судьями России // Верховный Суд Российской Федерации. URL: https://www.vsrf.ru/ press_center/news/30760/
4. Добринская Д. Е. Киберпространство: территория современной жизни // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. Т. 24, № 1. С. 52-70.
5. Мажорина М. В. Киберпространство и методология международного частного права // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 2. С. 230-253.
6. Ищенко Е. П. О криминалистическом обеспечении раскрытия и расследования киберпреступлений // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сб. материалов ХХ Междунар. науч.-практ. конф. (г. Иркутск, 4-5 марта 2015 г.). Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2015. С. 336-337.
7. Тропина Т. Л. Киберпреступность: понятие, состояние, уголовно-правовые меры борьбы : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Владивосток, 2005. 235 с.
8. Вепрев С. Б., Нестерович С. А. Киберпреступность как новая форма преступности // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2018. № 3. С. 78-82.
9. Номоконов В. А., Тропина Т. Л. Киберпреступность как новая криминальная угроза // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 24. С. 45-55.
10. Рарог А. И. Уголовный кодекс России против терроризма // Lex russica (Русский закон). 2017. № 4. С. 155-178.
11. Манукян А. Р. Конституционно-правовые основы противодействия терроризму // Социально-политические науки. 2018. № 1. С. 86-88.
12. Чекунов И. Г. Киберпреступность: понятие и классификация // Российский следователь. 2012. № 2. С. 37-44.
13. Старостина Е. В., Фролов Д. Б. Пути совершенствования законодательной системы в борьбе с кибертерроризмом в России и за рубежом // Законодательство и экономика. 2005. № 5. С. 62-66.
14. Черкасов В. Н. Информационная безопасность. Правовые проблемы и пути их решения // Информационная безопасность регионов. 2007. № 1. С. 6-14.
15. Бегишев И. Р. Проблемы противодействия посягательствам на информационные системы критически важных и потенциально опасных объектов // Информационная безопасность регионов. 2010. № 1. С. 9-13.
16. Кулешова Г. П., Капитонова Е. А., Романовский Г. Б. Правовые основы противодействия кибертерроризму в России и за рубежом с позиции общественно-политического измерения // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14, № 1. С. 156-165.
17. Агутин А. В. Противодействие религиозному экстремизму и проявлениям религиозного экстремизма в молодежной среде с использованием полномочий прокурора как компонент обеспечения национальной безопасности: проблемы нелинейного управления социальными процессами // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2020. № 5. С. 95-100.
18. Генеральной прокуратурой России приняты меры в связи с действиями компании Meta Platforms Inc. // Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=72267200
19. Романовский Г. Б. Конституция, права человека, борьба с терроризмом в современном мире // Актуальные проблемы современного конституционализма : сб. науч. ст. по материалам IV Всерос. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 18 апреля 2019 г.) / под ред. А. В. Александровой, А. Л. Гусевой. Пенза : Изд-во ПГУ, 2019. С. 42-48.
20. Киберпреступность: проблема без границ // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/vsmi/or
21. Виноградова Е., Кантышев П., Серьгина Е. Кто может заработать на законе Яровой // Ведомости. 2016. 21 августа. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/ articles/2016/08/22/653895-kto-zarabotaet-zakone-yarovoi
References
1. Medvedeva O.S. Kvoprosu oprotivodeystvii ekstremizmu i terrorizmu = On the issue of countering extremism and terrorism. Studium. 2016;(4-3):2. (In Russ.)
2. The state of crime in the Russian Federation for January - December 2021. Ministerstvo vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii = Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. (In Russ.). Available at: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552/
3. Chairman of the Supreme Court of Russia held a final meeting with the judges of Russia. Verkhovnyy Sud Rossiyskoy Federatsii = Supreme Court of the Russian Federation. (In Russ.). Available at: https://www.vsrf.ru/press_center/news/30760/
4. Dobrinskaya D.E. Cyberspace: the territory of modern life. Vestnik Moskovskogo uni-versiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya = Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and politology. 2018;24(1):52-70. (In Russ.)
5. Mazhorina M.V. Cyberspace and the methodology of private international law. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki = Law. Journal of the Higher School of Economics. 2020;(2):230-253. (In Russ.)
6. Ishchenko E.P. On forensic support for the disclosure and investigation of cybercrime. Deyatel'nost' pravookhranitel'nykh organov v sovremennykh usloviyakh: sb. materialov XX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Irkutsk, 4-5 marta 2015 g.) = The activities of law enforcement agencies in modern conditions: proceedings of the 20th International scientific and practical conference (Irkutsk, March 4-5, 2015). Irkutsk: Vostochno-Sibirskiy institut MVD RF, 2015:336-337. (In Russ.)
7. Tropina T.L. Cybercrime: concept, state, criminal law measures to combat. PhD dissertation. Vladivostok, 2005:235. (In Russ.)
8. Veprev S.B., Nesterovich S.A. Cybercrime as a new form of crime. Rassledovanie prestupleniy: problemy i puti ikh resheniya = Crime investigation: problems and solutions. 2018;(3):78-82. (In Russ.)
9. Nomokonov V.A., Tropina T.L. Cybercrime as a new criminal threat. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra = Criminology: yesterday, today, tomorrow. 2012;(24):45-55. (In Russ.)
10. Rarog A.I. Criminal Code of Russia against terrorism. Lex russica (Russkiy zakon) = Lex russica (Russian law). 2017;(4):155-178. (In Russ.)
11. Manukyan A.R. Constitutional and legal foundations for countering terrorism. Sotsi-al'no-politicheskie nauki = Socio-political sciences. 2018;(1):86-88. (In Russ.)
12. Chekunov I.G. Cybercrime: concept and classification. Rossiyskiy sledovatel' = Russian investigator. 2012;(2):37-44. (In Russ.)
13. Starostina E.V., Frolov D.B. Ways to improve the legislative system in the fight against cyberterrorism in Russia and abroad. Zakonodatel'stvo i ekonomika = Legislation and economics. 2005;(5):62-66. (In Russ.)
14. Cherkasov V.N. Information Security. Legal problems and ways to solve them. Infor-matsionnaya bezopasnost' regionov = Information security of regions. 2007;(1):6-14. (In Russ.)
15. Begishev I.R. Problems of countering encroachments on information systems of critically important and potentially dangerous objects. Informatsionnaya bezopasnost' regionov = Information security of regions. 2010;(1):9-13. (In Russ.)
16. Kuleshova G.P., Kapitonova E.A., Romanovskiy G.B. Legal basis for counteracting cyberterrorism in Russia and abroad from the standpoint of the socio-political dimension. Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal = All-Russian Criminological Journal. 2020;14(1):156-165. (In Russ.)
17. Agutin A.V. Countering religious extremism and manifestations of religious extremism among youth using the powers of a prosecutor as a component of ensuring national security: problems of nonlinear management of social processes. Vestnik Nizhego-rodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo = Bulletin of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. 2020;(5):95-100. (In Russ.)
18. The General Prosecutor's Office of Russia took measures in connection with the actions of Meta Platforms Inc. General'naya prokuratura Rossiyskoy Federatsii = General Prosecutor's Office of the Russian Federation. (In Russ.). Available at: https:// epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=72267200
19. Romanovskiy G.B. Constitution, human rights, the fight against terrorism in the modern world. Aktual'nye problemy sovremennogo konstitutsionalizma: sb. nauch. st. po mate-rialam IV Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Penza, 18 aprelya 2019 g.) = Actual problems
of modern constitutionalism: proceedings of the 4th All-Russian scientific and practical conference (Penza, April 18, 2019). Penza: Izd-vo PGU, 2019:42-48. (In Russ.)
20. Cybercrime: a problem without borders. Ministerstvo vnutrennikh del Rossiyskoy Fed-eratsii = Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. (In Russ.). Available at: https ://xn--b1aew.xn--p 1 ai/vsmi/or
21. Vinogradova E., Kantyshev P., Ser'gina E. Who can earn on the Yarovaya law. Ve-domosti = Vedomosti. 2016, 21 Aug. (In Russ.). Available at: https://www. vedomosti.ru/technology/articles/2016/08/22/653895-kto-zarabotaet-zakone-yarovoi
Информация об авторах / Information about the authors
Павел Александрович Гук доктор юридических наук, профессор кафедры правосудия, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Pavel A. Guk
Doctor of juridical scences, professor of the sub-department of justice, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Полина Владиславовна Коршунова старший преподаватель кафедры правосудия, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Polina V. Korshunova Senior lecturer of the sub-department of justice, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Ольга Николаевна Кулагина Ol'ga N. Kulagina
студентка, Пензенский государственный Student, Penza State University
университет (Россия, г. Пенза, (40 Krasnaya street, Penza, Russia) ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 05.10.2022
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 07.11.2022 Принята к публикации / Accepted 29.11.2022