Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы приема граждан на государственную службу в Российской Федерации'

Конституционно-правовые основы приема граждан на государственную службу в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1103
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / PUBLIC SERVICE / CIVIL SERVANTS / CIVIL SERVICE STATUS / THE CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF THE PUBLIC SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трифонов Виталий Анатольевич

В статье рассматриваются конституционно-правовые основы приема граждан на государственную службу Российской Федерации, специфика государственной службы; анализируются нормативно-правовые документы регулирующие прием граждан на государственную службу Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal foundations of the reception of citizens the civil service in the Russian Federation

The article considers the constitutional and legal bases of reception of citizens in the public service of the Russian Federation, the specifics of civil service; the author analyzes the normative-legal documents regulating the admission of citizens to the civil service of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы приема граждан на государственную службу в Российской Федерации»

1.5. КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИЕМА ГРАЖДАН НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Трифонов Виталий Анатольевич, лейтенант полиции, адъюнкт кафедры конституционного и международного права. Место учебы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: kmpmvd@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются конституционно-правовые основы приема граждан на государственную службу Российской Федерации, специфика государственной службы; анализируются нормативно-правовые документы регулирующие прием граждан на государственную службу Российской Федерации.

Ключевые слова: государственная служба, государственные служащие, статус государственного служащего, конституционные основы государственной службы.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE RECEPTION OF CITIZENS THE CIVIL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Trifonov Vitaly Anatolievich, police lieutenant, adjunct at constitutional and international law chair. Place of study: Saint-Petersburg university of MIA Russia. E-mail: kmpmvd@mail.ru

Annotation: The article considers the constitutional and legal bases of reception of citizens in the public service of the Russian Federation, the specifics of civil service; the author analyzes the normative-legal documents regulating the admission of citizens to the civil service of the Russian Federation.

Keywords: public service, civil servants, civil service status, the constitutional foundations of the public service.

Глубокие политические, социально-экономические, правовые и иные преобразования, осуществляемые в последние годы в Российской Федерации, принесли не только реальное утверждение прав и свобод человека и гражданина, возрождение рыночных отношений и другие результаты строительства правового гражданского общества, но и ряд сложных проблем, требующих принципиально новых безотлагательных решений.

Создать эффективный механизм подбора кадров для федеральной государственной службы, обеспечения должностного роста федеральных государственных служащих на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств.

Задачи государства в контексте активизации «человеческого фактора» и формирование новой модели управления выдвинули на одно из ведущих мест кадровое обеспечение органов государственной власти высококвалифицированными служащими. Государственная служба - это исполнение гражданами профессиональной деятельности по реализации полномочий государства и органов публичной власти. Государственная служба предъявляет к служащему ряд требований, из которых и складывается его профессионализм.

Отношения государственной службы регулируются комплексом нормативно-правовых документов - Фе-

деральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58- ФЗ и Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ. Федеральный закон № 58-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации. Корме этого, в настоящее время действует Федеральная программа «Реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013г.г.)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 261, а также многочисленные нормативные акты, которые дополняются актами ведомств о государственной службе.

Таким образом, регулирование отношений, связанных с государственной службой, определены: Конституцией РФ; Законом № 58-ФЗ; Законом № 79-ФЗ; указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами государственных органов; уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и другими федеральными законами.

Так в Законе № 58-ФЗ под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государства, государственных органов и иных лиц, прямо указанных в законе (ч.1 ст. 11). Тогда понятие государственного служащего сравнимо с производной от функций государства, а основой в определении понятия государственного служащего будет обеспечение действий служащего как выразителя воли государства государственными ресурсами. К более четкому статусу государственного служащего юристы добавляют такие элементы как гражданство Российской Федерации;

владение государственным языком; права; обязанно-

1

сти; юридическую ответственность .

Гражданство - это первое требование к гражданам при приеме на государственную службу в Российской Федерации. В Законе №79-ФЗ часть 1 ст.3 прямо говорится, что данный Закон под государственной гражданской службой РФ подразумевает профессиональную служебную деятельность только граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы, а статус гражданина Российской Федерации в тексте данного Закона представлен термином «гражданин». Действительно гражданство является основным условием нахождения на государственной службе конкретного физического лица. Так в Законе № 58-ФЗ часть 3, ст.10 говорится, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации

- соответствующий субъект РФ.

На государственную службу имеют право поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, который установлен федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида: для государственной гражданской службы - это 18 лет. Кроме этого существуют соответствующие квалификационные требования, которые установлены Законом №79-ФЗ, ст.21.

1 См.: Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего РФ // Государство и право. 2003. № 9.С.17-26

ПРИЕМ ГРАЖДАН НА ГОССЛУЖБУ В РФ

Трифонов В.А.

В ст.18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливаются следующие нормы к государственному служащему: «проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации»; «учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий»; «способствовать межнациональному и межкон-фессиональному согласию».

Следует отметить, что проявление таких моральных ценностей, как уважение традиций и обычаев народов России, учет культурных особенностей различных этнических групп и конфессий, требует от служащих высокой нравственности, поскольку происходит не в некой идеально, свободной от помех, трудностей и иных противодействующих факторов среде2.

Под ограничениями, связанными с приемом граждан на государственную службу, понимаются обусловленные Конституцией Российской Федерацией, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации и установленные федеральными законами, законами и иными правовыми нормативными актами субъектов Российской Федерации условия и правила, определенные юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено3.

Такими требованиями к гражданину при приеме на государственную службу в Российской Федерации стали:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившего в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную службу;

9) непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательства имущественного характера (п.1ст.16 Закона № 79-ФЗ).

Проверка достоверных сведений, сообщенных о себе гражданином при приеме на государственную службу в Российской Федерации осуществляется на

2 См.: Таршин А.П. Управление межнациональными отношениями - важнейшая задача современной России // А.П. Таршин //Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 6. - С.12-14.

3 Наймушин С.В. Ограничения и запреты на государственной гражданской службе (правовые вопросы) // С.В. Наймушин // Чиновник. - 2005. - № 4. - С.48

основе Указа Президента РФ от18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательства имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Эти меры связаны с исполнением Федерального закона от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и детально урегулированы в Указе Президента РФ от 21 сентября 2009 г № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы,, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

Так в Конституции Российской Федерации говорится, что главное содержание деятельности органов государственной власти, всего корпуса государственных служащих - обеспечить соблюдение и защиту прав, а также законных интересов граждан всеми законными средствами4.

Требование к надлежащему исполнению этой обязанности определяет смысл и содержание, применение законов, профессиональной деятельности служащих по обеспечению исполнения полномочий всех органов власти.

Обязанность гражданского служащего - обеспечивать в своей служебной деятельности поддержку конституционного строя и соблюдений Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Федерации, что является основной обязанностью и обусловлена она тем, что государственный служащий органически связан с государством. Требование к исполнению этой обязанности и представляет собой условий, которое составляет основу обязанностей служащих как органов государственной власти.

Служащий должен строить свое поведение и организовывать служебную деятельность в духе конституционных принципов:

- соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- равноправия и полноправия граждан;

- законности;

- гуманизма (признания человека высшей ценностью);

- идеологического многообразия, многопартийности и др.

Важно, чтобы служащий органов власти не только на словах, но и на деле защищал конституционный строго в духе Основного закона и в интересах государства. В случае коллизии между требованиями Конституции Российской Федерации и другими нормативноправовыми актами служащий обязан руководствоваться нормой Конституции РФ.

Из выше сказанного, совершенно очевидно, что из обязанности обеспечивать поддержку конституционного строя вытекает, что служащий не должен совершать действий, приводящих к подрыву авторитета государства, органов власти, государственной службы, принимать участие в действиях, нарушающих работу государственных органов5.

4 Конституция Российской Федерации: Проблемный коммента-рий/Отв.ред В.А.Четвернин.- М., 2002.- С.27.

5 См.: Ефранова О.А. Гражданские позиции государственных служащих //Социология власти.- 2000.- № 1. С.12.

Поступление на государственную службу может осуществляться и по конкурсу и переводом. Конкурсное производство детально регулируется Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112.

Завершает конкурс заключение служебного контракта, правовое регулирование которого осуществляется ст.23 Закона №79-ФЗ.

В заключение отметим, сто неблаговидные действия чиновника могут вызывать серьезные сомнения в профессиональном исполнении им своих обязанностей, что подрывает в обществе его репутацию и доброе имя. Это справедливо и в отношении тех государственных служащих, которые замечены в нарушении прав человека, защита которых является основным требованием Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации. Честь служить своему государству и народу подвергается сомнению, если служащий не противодействует всем проявлениям, которые направлены на отрицание конституционного строя, действиям, которые приводят к подрыву авторитета государства, органов власти, государственной службы. Сегодня, несмотря на полноту закрепления в законодательстве принципов поведения государственных служащих, ученые продолжают вносить предложения о новых принципах государственной службы, так как они являются исходной позицией для законодательства, определяя социальную смысловую нагрузку законодательства о государственной службе.

Список литературы:

Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Демин А. А. Государственная служба в РФ: учебное издание. М.: изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2012.

Ефранова О.А. Гражданские позиции государственных служащих //Социология власти.- 2000.- №1.

Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий //Отв.ред В.А.Четвернин.- М., 2002.

Наймушин С.В. Ограничения и запреты на государственной гражданской службе (правовые вопросы) // С.В.Наймушин //Чиновник. - 2005. - № 4.

Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего РФ // Государство и право. 2003. № 9.

Таршин А.П. Управление межнациональными отношениями - важнейшая задача современной России // А.П.Таршин //Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 6.

Рецензия

на статью адъюнкта кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России Трифонова В. А. «Конституционноправовые основы приема граждан на государственную службу в Российской Федерации»

Многовековая история государственного строительства доказала, что ни одно цивилизованное государство не может эффективно функционировать без высокопрофессионального аппарата государственной службы. Государственные реформы последних лет, результатом которых стало изменение конституционно-правового механизма организации и осуществления государственной власти, основанного на принципах правового государства, остро поставили вопрос о формировании специального института, способного адекватно исполнять и обеспечивать исполнение изменившихся государственных функций. Таким институтом является государственная служба, которая находится в настоящее время в стадии становления и носит переходный характер.

В связи с этим можно констатировать, что исследование вопросов, связанных с приемом граждан на государственную службу Российской Федерации, на сегодняшний день является весьма актуальным.

В статье автор проанализировал нормативную правовую базу, посвященную вопросам конституционноправовых основ приема граждан на государственную службу в Российской Федерации. В процессе анализа акцентировано внимание на наиболее актуальных моментах, связанных с институтом поступления на государственную службу.

Статья носит выраженный исследовательский характер, автор умело оперирует такими научными методами как анализ и сравнительное правоведение. Сформулированные в статье выводы являются вполне логичными и обоснованными.

Стиль изложения материала соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода.

На основании вышеизложенного полагал бы, что рецензируемая статья представляет научный интерес и может быть рекомендована к опубликованию в журнале, рекомендованном ВАК.

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Н.П. Маюров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.