Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы организации и деятельности мировых судей'

Конституционно-правовые основы организации и деятельности мировых судей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1729
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / МИРОВОЙ СУДЬЯ / СУБЪЕКТ РФ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПРАВОСУДИЕ / СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ / CONSTITUTION / FEDERAL LAW / JUDICIAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION / JUDICIAL POWER / MAGISTRATE / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / LEGAL STATUS / CONSTITUTIONAL PRINCIPLES / JUSTICE / COURTS OF GENERAL JURISDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидов Михаил Васильевич, Лаврентьева Ирина Михайловна

Исследуются конституционно-правовые основы обеспечения деятельности мировых судей в Российской Федерации. Институт мировых судей авторами рассматривается как неотъемлемый элемент единой судебной системы Российской Федерации. Поднимаются некоторые актуальные вопросы совершенствования функционирования системы мировых судей в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal bases of organization and activity of the magistrates

The article examines the constitutional and legal bases of ensuring activity of world judges in the Russian Federation. In it the Institute of world judges, the authors considered as an integral element of the unified judicial system of the Russian Federation. They also raised some topical issues of improvement of functioning of the system of justices of the peace in Russia.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы организации и деятельности мировых судей»

преобразования в государствах постсоветского пространства: понятие, сущность, предпосылки и формы // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 2. С. 144-152.

8. Низамзаде Т.Н., Рамазанова С.И. Проведение земельной реформы в Азербайджане и ее результаты // Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков. 2015. № 9.С. 157-160.

ВЛАДИМИРОВ Николай Николаевич - аспирант. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: fed.natalinka@yandex.ru.

VLADIMIROV, Nikolay Nikolaevich - Graduate Student. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: fed.natalinka@yandex.ru.

УДК 342.5

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ

М.В. Демидов, И.М. Лаврентьева

Исследуются конституционно-правовые основы обеспечения деятельности мировых судей в Российской Федерации. Институт мировых судей авторами рассматривается как неотъемлемый элемент единой судебной системы Российской Федерации. Поднимаются некоторые актуальные вопросы совершенствования функционирования системы мировых судей в России.

Ключевые слова: Конституция РФ; федеральный закон; судебная система РФ; судебная власть; мировой судья; субъект РФ; правовой статус; конституционные принципы; правосудие; суды общей юрисдикции.

M.V. Demidov, I.M. Lavrentiev. CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASES OF ORGANIZATION AND ACTIVITY OF THE MAGISTRATES

The article examines the constitutional and legal bases of ensuring activity of world judges in the Russian Federation. In it the Institute of world judges, the authors considered as an integral element of the unified judicial system of the Russian Federation. They also raised some topical issues of improvement of functioning of the system of justices of the peace in Russia.

Keywords: Constitution; Federal law; the judicial system of the Russian Federation; the judicial power; the magistrate; the subject of the Russian Federation; legal status; constitutional principles; justice; the courts of General jurisdiction.

Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность судов, которые осуществляют судебную власть в Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией. Ее составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. Она устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом [3].

Судебная власть в России функционирует самостоятельно и не зависит от законодательной и исполнительной ветвей власти. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституционные принципы осуществления правосудия представляют собой правовые предписания, которые имеют высшую юриди-

ческую силу, и определяют наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Они направлены на регулирование основополагающих вопросов организации и деятельности судебной власти и оказывают решающее воздействие на все правила судопроизводства. Согласно Конституции РФ к ним относятся [1]:

- осуществление правосудия только судом (ч. 1 ст. 118);

- законность (в Конституции этот принцип прямо не сформулирован, но это очевидное явление и вытекает в совокупности из анализа ст. 119, 120, 123 и др.);

- независимость судей (ч. 1 ст. 120);

- несменяемость судей (ч. 1 ст. 121);

- состязательность судопроизводства и равноправие сторон (ч. 3 ст. 123);

- равенство всех перед судом (ч. 1 ст.19);

- обеспечение каждому права на обращение в суд (ч. 1 ст. 46);

- гласность судебного разбирательства (ч. 1 ст. 123);

- участие граждан в осуществлении правосудия (ч. 5 ст. 32);

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. 45, 46, 47);

- презумпция невиновности (ч. 1 ст. 49);

- гарантированность права на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48) и др.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему России. На них распространяются все принципы организации и деятельности судов, установленные Конституцией РФ и федеральными законами. Они осуществляют правосудие на основе федеральных законов и выносят решения от имени Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» устанавливает, что порядок организации и деятельности мировых судей определяется федеральными законами, а их назначение (избрание) и деятельность - также и региональным законодательством [2].

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» [5] в пределах своей компетенции мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Закон закрепляет важное положение о том, что все постановления мировых судей, которые вступили в законную силу, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения носят обязательный характер и должны исполняться всеми федеральными органами, органами государственной власти регионов, а также органами местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами, всеми физическими и юридическими лицами на всей территории Российской Федерации.

Единая судебная система в Российской Федерации предполагает и единство статуса всех судей: как федеральных судов, так и судов субъектов Российской Федерации. Их правовое положение определено Федеральным законом от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» [6] и иными федеральными законами. В соответствии с ними на мировых судей распространяются все требования, предъявляемые к ним в соответствии с законо-

дательством, гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, которые установлены указанным законом и иным федеральным законодательством.

В законе особо подчеркивается, что гарантии независимости судей, которые включают в себя и меры их правовой защиты, материальное и социальное обеспечение, действуют для всех судей в России. Они не подлежат отмене или снижению какими-либо другими федеральными нормативными правовыми актами и региональным законодательством.

Однако на сегодняшний день, на наш взгляд, в отношении мировых судей не в полной мере соблюдается закрепленный в Конституции РФ принцип несменяемости судей (ч. 1 ст. 121). Данный принцип выступает в качестве важнейшей гарантии независимости судей, которая, наряду с другими конституционными принципами, призвана обеспечить стабильное функционирование всей судебной системы. Под ним понимается не только то, что судьи без их согласия не могут быть назначены (избраны) на другую должность или в другой суд (ст. 15 Закона о судебной системе) или переведены на другую должность или в другой суд (ст. 12 Закона о статусе судей), но и неограниченность их срока полномочий.

До ноября 2009 г. на должность без ограничения срока в первый раз назначались только судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Все остальные судьи федеральных судов в первый раз назначались Президентом Российской Федерации сроком на три года. Только по истечении этого срока они могли быть назначены на те же должности без ограничения срока полномочий.

Однако эта ситуация изменилась в связи с признанием Федеральным законом от 17.07.2009 г. № 157-ФЗ [4] ч. 2 ст. 11 Закона о статусе судей утратившим силу и изложением ч. 1 этой же статьи в новой редакции. Она установила, что впредь все судьи федеральных судов наделяются полномочиями без каких-либо ограничений их срока. В отношении мировых судей действующими остались сроки полномочий, определенные ч. 3 ст. 11 Закона от 26.06.1992 г. № 3132-1, с учетом внесенных изменений Федеральным законом от 05.04.2005 г. № 33-ФЗ. Согласно этому закону в первый раз мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет.

В абсолютном большинстве субъектов Рос-

сийской Федерации в законах о мировых судьях установлены нормы, которые определяют, что в первый раз мировые судьи назначаются или избираются сроком на три года. Такие положения содержатся в законах республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Нижегородской области и др. Однако есть и исключения. К примеру, Закон Республики Татарстан о мировых судьях определяет, что они избираются сроком на пять лет независимо от того, избираются ли они в первый раз или же это повторные выборы [7].

Таким образом, проведенный анализ законодательства, регламентирующего статус судей, показывает, что ограничительные сроки, касающиеся пребывания судей в их должности, остались действующими только в отношении мировых судей. По нашему мнению, такой подход к реализации конституционного принципа несменяемости судей в полной мере не согласуется с общим принципом единства статуса судей в Российской Федерации, так как Конституция Российской Федерации его закрепила не в отношении отдельных категорий судей, а применительно ко всему судейскому сообществу.

Как уже отмечалось, правовой статус и организация деятельности мировых судей также регламентируется конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и региональным законодательством. Они базируются на общих подходах и принципах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Например, Закон Чувашской Республики от 3 марта 2000 г. [8] в большинстве случаев воспроизводит содержание федеральных законов о судебной системе, о статусе судей, о мировых судьях либо предусматривает отсылочные нормы к этим законодательным актам.

Указанный закон также определяет, что деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Его структура и штатное расписание устанавливаются Кабинетом Министров Чувашской Республики как уполномоченным органом исполнительной власти. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими. При этом как в федеральном законе, так и в законах регионов отсутствуют нормы, устанавливающие руководство мирового судьи его аппаратом.

Прием и увольнение, поощрения и взыскания работников аппарата мирового судьи также осуществляются уполномоченным органом по формальному согласованию с мировым судьей. Такое неопределенное положение подчиненности аппарата нередко оказывает негатив-

ное влияние на дисциплину работников и, как следствие, сказывается на качестве обеспечения работы мирового судьи по отправлению правосудия. В связи с этим представляется необходимым закрепить на законодательном уровне норму, устанавливающую полномочия мирового судьи как руководителя аппарата мирового судьи.

В целом анализ конституционно-правовой основы функционирования системы мировых судей показывает, что необходимо дальнейшее совершенствование их правового положения и законодательной основы деятельности. На наш взгляд, необходимо им придать статус федеральных судей, поскольку, являясь судами общей юрисдикции, они на сегодняшний день фактически функционально выполняют те же полномочия, что и судьи районных и городских судов, только на более низовом уровне, и являются неотъемлемым элементом единой судебной системы Российской Федерации.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

2. О судебной системе Российской Федерации: федер. конституц. закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1, ст. 1.

3. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: федер. конституц. закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 898.

4. О внесении изменений в статьи 6 и 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и в статьи 17 и 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»: федер. закон от 17.07.2009 г. № 157-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 29, ст. 3594.

5. О мировых судьях в Российской Федерации: федер. закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 51, ст. 6270.

6. О статусе судей в Российской Федерации: закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 (ред. от 03.07.2016 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30, ст. 1792.

7. О мировых судьях Республики Татарстан: закон Республики Татарстан от 17.11.1999 г.

№ 2440 (ред. от 28.11.2013 г.) // Республика Та- ки: закон Чувашской Республики от 03.03.2000 г. тарстан. 1999. 25 дек. № 2 (ред. от 18.02.2015 г.) // Собр. законодатель-

8. О мировых судьях Чувашской Республи- ства Чувашской Республики. № 4-5, ст. 150.

ДЕМИДОВ Михаил Васильевич - доктор юридических наук, заведующий кафедрой административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: mvdemidov@yandex.ru.

ЛАВРЕНТЬЕВА Ирина Михайловна - мировой судья судебного участка № 4 Калининского района г. Чебоксары. Россия. Чебоксары. E-mail: imlavrenteva@yandex.ru.

DEMIDOV, Mikhail Vasilyevich - Doctor of Legal Sciences, Head of the Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: mvdemidov@yandex.ru.

LAVRENTYEVA, Irina Mikhaelovna - Magistrate Judicial District № 4 of the Kalinin District of Cheboksary. Russia. Cheboksary. E-mail: imlavrenteva@yandex.ru.

УДК 347.453.4

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СИСТЕМЕ ЧАСТНОГО ПРАВА

Д.В. Змиевский, Н.Н. Владимиров

Рассмотрены и выявлены актуальные проблемы, а также предложены пути совершенствования правового регулирования института аренды земельных участков в современном российском законодательстве и странах СНГ.

Ключевые слова, договор аренды; правовое регулирование; земельный участок; земельные правоотношения; российское законодательство; страны СНГ.

D.V. Zmievsky, N.N. Vladimirov. ACTUAL PROBLEMS AND WAYS IMPROVING THE RENTAL AGREEMENT LAND PLOTS IN THE SYSTEM OF PRIVATE LAW

Actual problems were identified and identified and ways of improving the legal regulation of the land lease in modern Russian legislation and CIS countries were suggested.

Keywords: lease agreement; legal issues; land, land law; Russian law; CIS.

Земельные отношения играют важную роль в формировании и развитии любого государства, а вопросы рационального использования земли наиболее эффективно решаются с помощью института аренды, поскольку аренда является одним из наиболее распространенных гражданско-правовых институтов, возникших в условиях формирования принципов рыночной экономики. Безусловно, основой функционирования земельного рынка прежде всего является институт собственности, который позволяет по своему усмотрению приобретать, использовать и распоряжаться землей. Это положение активно подкреплено и нормами Конституции РФ о том, что «граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами

осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (п. 1, 2 ст. 36)» [1]. Земля, согласно законодательству Российской Федерации и стран СНГ, является богатством и достоянием государства. Как показывает практика, в постсоветских странах земельный рынок является одним из наиболее востребованных и регулируемых государством объектов. Более того, основные формы и виды, способы использования земельных ресурсов становятся важнейшим элементом в содержании земельных правоотношений, в которых участвуют, прежде всего, государство и иные субъекты земельного права. Так, например, заключение договора аренды позволяет собственнику получать выгоду от его реализации, а гражданам, у которых нет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.