УДК 342.56
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.В. Семенова
Посвящено исследованию вопросов организации деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: конституционные (уставные) суды; право; законодательство; субъекты Российской Федерации; деятельность.
I.V. Semenova. ARRANGING ACTIVITIES OF CONSTITUTIONAL (AUTHORIZED) COURTS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article studies the issues of arranging activities of constitutional (authorized) courts of the subjects of the Russian Federation.
Keywords: constitutional courts; the right; legislation; subjects of the Russian Federation; activities.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» конституционные (уставные) суды являются судами субъектов РФ. Ст. 27 указанного Закона подчеркивает, что конституционные (уставные) суды могут создаваться субъектами РФ [2]. Из этих двух положений следует, что конституционные (уставные) суды являются судебными органами субъектов Российской Федерации, которые образуются по их усмотрению и входят в их систему органов государственной власти. Следовательно, вопросы учреждения данного органа, установления порядка его образования и функционирования отнесены к компетенции самих субъектов РФ.
В Конституции РФ не говорится о конституционных (уставных) судах субъектов РФ. Вопросы осуществления деятельности, определения компетенции конституционных (уставных) судов отражаются в разделах конституций (уставов) субъектов РФ, посвященных судебной власти.
Место в системе органов государственной власти в субъектах РФ, состав, формирование, полномочия конституционных (уставных) судов, статус судей объективно требуют конституционно-уставного регулирования. Конституции и уставы субъектов РФ имеют учредительное значение для конституционных (уставных) судов и определяют их особое место в механизме действия государственной власти субъектов РФ, фиксируя, как правило, их полномочия (юрисдикцию), состав, порядок формирования. Тем самым, конституции и уставы субъектов РФ гарантируют данным судам их высокий социально-правовой статус,
самостоятельность, независимость и стабильность [6].
Первичной правовой основой организации и функционирования конституционных (уставных) судов в субъектах РФ служат положения Конституции РФ о статусе субъектов РФ, о судебной власти в РФ, а также нормы Закона о судебной системе, которые устанавливают, что формирование судов, осуществление их полномочий регулируются законами субъекта РФ.
Во многих субъектах РФ регламентация организации и деятельности конституционных (уставных) судов отражена в специальных актах в виде законов, принимаемых субъектами РФ. Их анализ показывает, что процессуальные основы организации деятельности указанных судов в некоторой мере отличаются от общефедеральных. Законами субъектов РФ о конституционных (уставных) судах предоставлено право указанным судам принимать регламенты, определяющие основы работы суда. Регламент призван дополнять и конкретизировать нормы закона о конституционном судопроизводстве, об организации работы конституционного суда субъекта и его аппарата. В то же время регламент уточняет только вопросы внутренней деятельности конституционного суда, т.е. предмет его ведения ограничен. Например, в регламенте Конституционного суда Республики Коми на основе Конституции Республики Коми и Закона о конституционном суде Республики Коми устанавливаются: порядок распределения дел в Конституционном суде Республики Коми, некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства, требования к работникам аппарата, иные вопросы внутренней деятельности Конституционного
108
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №1(19)
суда Республики Коми. Самостоятельно же законодатель субъекта РФ устанавливает принципы осуществления конституционного судопроизводства [7].
Правовые основы статуса судей, численный состав судей также определяются законами субъектов РФ. В целом, численный состав по субъектам РФ варьируется от трех (Республика Карелия, Адыгея) до семи (Республика Саха (Якутия). Федеральный закон от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» предписывает такие требования к кандидату на должность судьи конституционного (уставного) суда, как: достижение 25-летнего возраста и наличие стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет [3]. Соответствующие требования предусмотрены и в законах субъектов РФ. Например, такие требования прописаны в законах Республики Коми от 31 октября 1994 г. №7-РЗ «О Конституционном суде Республики Коми», Республики Тыва от 4 января 2003 г. ,№1300-ВХ1 «О Конституционном суде Республики Тыва».
Закон Республики Карелия от 7 июля 2004 г. № 790-ЗРК «О Конституционном суде Республики Карелия» предписывает, что судьей Конституционного суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, соответствующий требованиям, предъявляемым федеральными конституционными законами и федеральными законами к кандидату на должность судьи [4]. Отметим, что могут быть установлены и другие требования к судьям: всеобщее доверие (Ханты-Мансийский автономный округ), отсутствие порочащих поступков (Калининградская область) и др.
Специальными законами субъектов РФ регулируются и вопросы, связанные со сроками и полномочиями судей, приостановлением, прекращением полномочий, а также отставкой судей. Порядок избрания судей на должность судьи конституционного (уставного) суда различается по субъектам. Как правило, они назначаются законодательными органами государственной власти субъектов РФ по представлению высшего должностного лица субъекта. Например, в Республике Башкортостан судьи Конституционного суда избираются на должность Государственным Собранием Республики Башкортостан по представлению Главы Республики Башкортостан. Аналогично судьи Конституционного суда Республики Марий Эл назначаются Государственным Собранием РМЭ по представлению Главы Республики. В Татарстане кандидатов в судьи Конституционного суда Республики Татарстан представляют в Государственный Совет Республики Татарс-
тан Президент Республики Татарстан и Председатель Государственного Совета Республики Татарстан в равном количестве, по три человека [5].
Срок полномочий судей конституционного (уставного) суда также различается. Он составляет 10 лет в республиках Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкарской, Марий Эл, Тыва, Ингушетия. 12-летним сроком ограничены полномочия судей в Свердловской, Калининградской областях, Республике Бурятия. Сроком на 15 лет избираются судьи конституционного (уставного) суда Республики Саха (Якутия). Не ограничены определенным сроком полномочия судей конституционного (уставного) суда в республиках Карелия, Коми, Дагестан, Чеченской Республике. В некоторых законах о конституционных (уставных) судах РФ присутствует запрет на избрание судьи на второй или третий срок, например, в Калининградской области. Предельный возраст для пребывания в должности судьи может составлять 65 лет (Республика Татарстан), 70 лет (республики Карелия, Коми). Основаниями для ухода в отставку судьи конституционного (уставного) суда считаются такие обстоятельства, как истечение срока полномочий судьи или достижение предельного возраста, признание судьи недееспособным по решению суда, личное заявление судьи об отставке, неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам исполнять свои обязанности. В некоторых субъектах законами данных субъектов предусмотрены и другие основания. Например, в Республике Башкортостан - совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти. В республиках Дагестан, Татарстан, Кабардино-Балкария - потеря статуса гражданина этой республики. Нередко называется и такая причина, как неучастие судьи в заседаниях конституционного (уставного) суда без уважительных причин свыше двух раз подряд и др.
Способы прекращения полномочий судей различны. Решение о прекращении полномочий судей, как правило, принимается квалификационной коллегией данного суда либо квалификационной коллегией судей субъекта РФ (как, например, в республиках Марий Эл, Адыгея и др.). Решение конституционного (уставного) суда направляется высшему должностному лицу и законодательному органу субъекта РФ (как, например, в республиках Коми, Тыва и др.). В таких субъектах РФ, как республики Татарстан, Дагестан, Карелия, и в ряде других полномочия судей прекращаются законодательным органом (его палатой) в соответствии
с его регламентом либо по представлению конституционного (уставного) суда субъекта.
Внутренняя организация деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ определена в законах о них. Председатель суда, заместитель председателя суда, секретарь-судья и судьи - вот наиболее распространенный состав конституционного (уставного) суда субъекта. Представительские функции в конституционном (уставном) суде исполняют их должностные лица. В некоторых субъектах избираются только председатель и секретарь суда (республики Марий Эл, Татарстан) или только председатель и судьи (Республика Бурятия).
Избрание указанных должностных лиц, являющееся важным организационным моментом, происходит разными способами. Законодательство субъектов предусматривает различные процедуры избрания. Так, например, в республиках Тыва, Саха (Якутия), Красноярском крае должностные лица конституционного (уставного) суда избираются судьями из своего состава применительно ко всем должностным лицам.
Следующий способ избрания - парламентом. По представлению главы республики избираются судьи конституционного суда, как в Республике Коми, или же по предложению самих судей, как в Республике Татарстан. Также могут избираться судьями из своего состава, но в присутствии губернатора или представителя Законодательного Собрания (например, в Иркутской области).
Говоря о структуре конституционных (уставных) судов субъектов РФ, следует отметить, что она достаточна проста, поскольку не имеет каких-либо выделенных подразделений. Дела в соответствии с компетенцией суда рассматриваются на общем заседании всем составом суда при наличии предусмотренного законом кворума. Исключением является Республика Адыгея, где, в зависимости от категории дела, рассмотрение его может происходить в полном или неполном составе.
Конституционное судопроизводство в субъектах РФ ведется по общим принципам и правилам, если иное не предусмотрено в специальных нормах. Законы о конституционных судах субъектов могут содержать специальные нормы по отдельным категориям рассматриваемых дел. В целом же конституционное судопроизводство характеризуется следующими стадиями: внесение обращения в конституционный (уставный) суд; назначение и подготовка дела к слушанию; судебное разбирательство; принятие итогового решения.
Специальные законы субъектов Российской
Федерации регулируют порядок и процедуру обращения в конституционный (уставный) суд субъекта РФ. Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» правом на обращение в конституционный суд с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод обладают как граждане, их объединения, так и иные органы и лица, указанные в Федеральном законе. Право обращения в конституционный (уставный) суд имеют высшее должностное лицо и правительство субъекта РФ, законодательный орган и группа депутатов субъекта РФ, верховный (областной, краевой) суд и арбитражный суд субъекта РФ, прокурор субъекта РФ, местные органы государственной власти и органы местного самоуправления [1]. Однако региональный законодатель вправе определять конкретный перечень субъектов, имеющих право инициировать процедуру рассмотрения дела и право на обращение в суд.
Общая процедура применительно к судам подразумевает порядок подачи обращения в конституционный (уставный) суд, предварительное рассмотрение обращения с целью решения вопроса о принятии либо отклонении обращения, порядок истребования необходимой информации, приглашение экспертов, свидетелей, порядок проведения судебного разбирательства, совещания, голосования и принятие решения. Относительно процедуры судебного разбирательства стоит сказать, что рассмотрение дел производится по правилам, максимально приближенным к гражданскому процессу.
Субъекты РФ, как правило, довольно самостоятельны в выборе модели организации конституционных (уставных) судов, как в части определения судопроизводства и порядка деятельности, компетенции, так и в части определения порядка наделения полномочиями и прекращения полномочий судей конституционного (уставного) суда.
Анализируя вышеизложенное, отметим, что законодательный орган субъекта Российской Федерации имеет достаточно широкие полномочия при определении основ организации и деятельности конституционных (уставных) судов. В правовой регламентации деятельности конституционных (уставных) судов значительную роль играют не только федеральные нормативно-правовые акты, но и основные законы субъектов РФ, а также принимаемые субъектами специальные законы о конституционных (уставных) судах, которые в значительной мере определяют процедурно-процессуальные основы организации и деятельности конституционных (уставных) судов,
110
вестник Российского университета кооперации. 2015. №1(19)
полномочия судов. Однако, по мнению В.И. Ушакова, недостатки правового регулирования деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ в определенной мере предопределили чрезвычайно затяжной характер процесса формирования системы этих органов в России [9]. Мы считаем, что в то время как законодатель субъекта Российской Федерации достаточно самостоятелен в выборе модели организации конституционного (уставного) суда, федеральному законодателю следовало бы уделить больше внимания проблемам, связанным с образованием конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. На наш взгляд, необходимо создание этих органов во всех субъектах Российской Федерации, которое возможно с помощью принятия федерального закона о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации.
Список литературы
1. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конст. закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. №13, ст. 1447.
2. О судебной системе Российской Федера-
ции: федер. конст. закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1, ст. 1.
3. О статусе судей в Российской Федерации: федер. закон от 26 июня 1992 г. № 3132-1 // Рос. газ. 1992. 29 июля.
4. О Конституционном суде Республики Карелия: закон Республики Карелия от 7 июля 2004 г. № 790-ЗРК. URL: http://ksrk.karelia.ru.
5. О Конституционном суде Республики Татарстан: закон Республики Татарстан от 22 декабря 1992 г. №1708-XII. URL: http://www.ksrt.ru.
6. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. М.: Норма: Инфра-М, 2012. С. 592.
7. Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М.: Формула права, 1999. 768 с.
8. Павликов С.Г. К вопросу о статусе конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. С. 28-33.
9. Ушаков В.И. Судебные органы конституционной (уставной) юстиции в субъектах Российской Федерации: теория, практика, перспективы: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 182 с.
СЕМЕНОВА Ирина Владимировна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: irina sem@rambler.ru
SEMENOVA, Irina Vladimirovna - Graduate student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: irina_sem@rambler.ru
УДК 347.9
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
М.С. Тимофеев, А.Г. Мифтахутдинова
Рассматриваются проблемы осуществления прокурорского надзора в жилищно-коммунальном хозяйстве, укрепления законности в этой сфере правоотношений с участием различных лиц.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; система жилищно-коммунального хозяйства; прокурорский надзор; укрепление законности; гарантии прав граждан.
M.S. Timofeev, A.G. Miftakhutdinova. IMPLEMENTATION OF PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL RELATIONS
The article looks into the problems of implementation of public prosecutor's supervision in housing and communal services, consolidation of legality in this sphere of legal relationship between different participants.
Keywords: housing and communal services; system of housing and communal services; public prosecutor's supervision; consolidation of legality; guarantees of civil rights.
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. нию качества жилищно-коммунальных услуг» № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ определены цели и приоритеты долгосрочной доступным и комфортным жильем и повыше- перспективной деятельности по улучшению