Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНЗУРА / БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СФЕРА ДЕТСТВА / ДЕТСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зинченко Елена Юрьевна, Евсеева Ирина Георгиевна, Хазов Евгений Николаевич

Исследются конституционно-правовые основы регулирования личной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации с учетом влияния современных национальных и общемировых угроз социально-культурного характера, влияющие на моральную деградацию подрастающего поколения, рост детской беспризорности и преступности, а также рост показателей самоубийств среди несовершеннолетних. Проводится историко-правовой и сравнительно-правовой анализ существующей правовой системы, обеспечивающей безопасность несовершеннолетних, в том числе, оценивается эффективность внедрен мер правового и государственнопрактического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зинченко Елена Юрьевна, Евсеева Ирина Георгиевна, Хазов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS FOR THE PERSONAL SAFETY OF MINORS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study of the constitutional and legal foundations for regulating the personal safety of minors in the Russian Federation, taking into account the influence of modern national and global socio-cultural threats that affect the moral degradation of the younger generation, the growth of child homelessness and crime, as well as the growth of suicide rates among minors. Within the framework of the article, a historical-legal and comparative-legal analysis of the existing legal system that ensures the safety of minors is carried out, including the effectiveness of the implemented measures of a legal and state-practical nature.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 37

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-140-144 NIION: 2018-0077-3/22-190 MOSURED: 77/27-024-2022-03-389

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Конституционно-правовые основы личной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации

Елена Юрьевна Зинченко1, Ирина Георгиевна Евсеева2, Евгений Николаевич Хазов3

1 2. 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 elena9998863@yandex.ru

2 irina.evseeva@mail.ru

3 evg.hazow@yandex.ru

Аннотация. Исследются конституционно-правовые основы регулирования личной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации с учетом влияния современных национальных и общемировых угроз социально-культурного характера, влияющие на моральную деградацию подрастающего поколения, рост детской беспризорности и преступности, а также рост показателей самоубийств среди несовершеннолетних. Проводится историко-правовой и сравнительно-правовой анализ существующей правовой системы, обеспечивающей безопасность несовершеннолетних, в том числе, оценивается эффективность внедрен мер правового и государственно-практического характера.

Ключевые слова: цензура, безопасность несовершеннолетних, информационный контроль, личная безопасность, сфера детства, детская преступность

Для цитирования: Зинченко Е. Ю., Евсеева И. Г., Хазов Е. Н. Конституционно-правовые основы личной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 140-144. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-140-144.

Original article

Constitutional and legal foundations for the personal safety of minors

in the Russian Federation

Elena Yu. Zinchenko1, Irina G. Evseeva2, Evgeny N. Khazov3

1 2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia

1 elena9998863@yandex.ru

2 irina.evseeva@mail.ru

3 evg.hazow@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the constitutional and legal foundations for regulating the personal safety of minors in the Russian Federation, taking into account the influence of modern national and global socio-cultural threats that affect the moral degradation of the younger generation, the growth of child homelessness and crime, as well as the growth of suicide rates among minors. Within the framework of the article, a historical-legal and comparative-legal analysis of the existing legal system that ensures the safety of minors is carried out, including the effectiveness of the implemented measures of a legal and state-practical nature.

Keywords: censorship, safety of minors, information control, personal safety, sphere of childhood, juvenile delinquency

For citation: Zinchenko E. Yu., Evseeva I. G., Khazov E. N. Constitutional and legal foundations for the personal safety of minors in the Russian Federation // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(3):140-144. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2022-3-140-144.

На сегодняшний день вопросы обеспечения личной безопасности несовершеннолетних граждан России являются одними из приоритетных в области социаль-

но-культурной политики государственного управления Российской Федерации, что в частности отражается в довольно частых изменениях законодательства, на-

© Зинченко Е. Ю., Евсеева И. Г., Хазов Е. Н., 2022

140 PEDAGOGICAL SCIENCES

правленного на формирование основ контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних лиц [1].

Прежде всего стоит отметить то, какие проблемы в сфере детства закрепляются на официальном и неформальном уровне в Российской Федерации. Так, основным подзаконным нормативно-правовым актом в данной сфере отношений является Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 2012 года с учетом дополнительных положений Указа Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» от 2017 года, которые позволяют данному акту функционировать и на момент данного исследования [2].

В первую очередь Указом отмечается, что в России существует проблема высоких показателей бедности среди несовершеннолетних, в том числе, при рождении детей, что особенно свойственным является для детей из многодетных, неполных и асоциальных семей [3]. Анализируя официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и социально-экономических индикаторах бедности от 2020 года, можно прийти к выводу, что каждый четвертый ребенок в России находится за чертой бедности, а если быть точнее, то 24,5 % детей по данным на 2020 год проживало в малоимущих семьях с доходом ниже прожиточного минимума [4].

Следует отметить, что официальной статистики за 2021 год опубликовано не было, однако, как показывает тенденция негативной динамики постоянного

роста бедности среди несовершеннолетних начиная с 2013 к 2020 году, а также кризисный этап в связи с распространением пандемии СОУГО-19, повлиявшем на изменение социально-экономического и бытового уклада многих семей в России, то такие показатели бедности на 2022 год только ухудшились, что действительно представляет собой угрозу современности [5].

Данная проблема обуславливает иные социально-культурные проблемы, которые также обозначены в Указе, в том числе, насилие в отношении несовершеннолетних в подобных неблагополучных семьях. Отмечается и проблема фактической незаинтересованности в работе органов опеки и попечительства, в связи с чем такие государственные субъекты не имеют возможности выявить и предотвратить нарушения законных прав и интересов ребенка в подобных семьях [6, с. 87].

На официальном уровне не ставится проблема беспризорности, преступности и безнадзорности детей, хотя такие проблемы действительно приобретают национальный стихийный характер. Только за 2020 год по данным Министерства просвещения, Росстата и МВД России было выявлено более 75 000 беспризорных детей, а показатель детей, родители которых ограничены родительских прав из-за неисполнения родительских обязанностей к 2019 году составил 31,21 ребенка на 100 000 детей (от 0 до 17 лет), что больше на 5,31 по сравнению с 2008 годом (рис. 1) [7] и свидетельствует о неуклонном снижении общей безопасности несовершеннолетних на фоне деградации культурных ценностей и ослабления роли института семьи в России.

Рис. 1. Количество детей, родители которых ограничены в родительских правах (на 100 000 детей в возрасте 0-17лет)

Также не указывается в Указе, но исходит из официальных данных проблема безопасности несовершеннолетних в той части, в которой отмечается повышение показателей совершенных преступлений в отношении несовершеннолетних и их половой неприкосновенности (свободы). Так, только за первую половину 2021 года по данной категории преступлений в отношении несовершеннолетних пострадало 6524 ребенка, что на 12 % больше с аналогичным периодом 2020 года (5861 пострадавший от сексуального насилия ребенок) [8].

Ключевой проблемой личной безопасности несовершеннолетних является и неконтролируемое, а также

безнаказанное распространение информации негативного характера в сети Интернет, которой активно пользуются дети и подростки, которые с психофизической точки зрения наиболее подвержены негативному влиянию и принятию такой транслируемой информации. Речь идет о прямом или косвенном привитии ребенку криминальной и тюремной культуры, образов и ценностей насилия, а также формирования культа асоциального поведения с употребление алкоголя, наркотических и иных запрещенных веществ [9].

Особенно актуальным для России является проблема скулшутингов, то есть массовых убийств в образова-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

141

тельных учреждениях с использованием огнестрельного, холодного и взрывного оружия самими учениками на почве привития культуры «колумбайн», культа насилия и использования оружия, а также разрешения вопросов путем применения таких радикальных и незаконных способов [10].

Все указанные проблемы в отношении личной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации не являются исчерпывающими, однако, наиболее актуальными и острыми в современной общественной повестке.

С конституционно-правовой точки зрения речь идет и о нарушении положения ч. 2 ст. 38 Конституции, в котором закрепляется, что забота о детях, их воспитание -равное право и обязанность родителей [11], что как показывает практика сложно осуществимо в нынешних социально-культурных и социально-экономических реалиях. Данная норма получает свое развитие в ст. 54-60 Семейного Кодекса Российской Федерации, в рамках которых закрепляются права ребенка на воспитание, защиту, получение имущественных прав и выражении иных интересов, однако опираясь на проведенные вызовы и угрозы безопасности несовершеннолетних мы можем прийти к выводу, что они обуславливаются не столько пробелами в правовом регулировании данной сферы отношений, сколько существующими проблемами деградации культурной среды, ослаблении роли института семьи и образования, упадком досуго-во-развлекательной сферы [12, с. 203], а также в связи со сложной финансовой обстановкой во многих семьях России, в связи с чем требуется разработка и реализация стабилизирующих экономику и демографическую сферу государственных программ.

Особое отношение необходимо уделять также информационному контролю, цензурированию и фильтрации контента, который потребляет несовершеннолетнее лицо, поскольку это более подконтрольно простому правовому регулированию и не требует реализации более сложных мер в области государственного управления и реализации государственной политики [13].

В 2013, 2020 и 2021 году отмечаются важные поправки в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [14] поскольку на данный момент в большей мере уделяется внимание государственно-правовому регулированию вопроса о распространении информации, пропаганды и материалов агитационного характера, которые в части или совокупности могут оказать негативное влияние физическому, психическому здоровью, а также повлиять на нормальное нравственное и духовное развитие несовершеннолетнего [15].

Более опасным представляется формирование социально вредных и даже опасных установок о классовой, национальной, расовой и иной социальной нетерпимости, а также неравенства. Это же касается распространения такой негативной информации, прививающей желание к употреблению алкогольной, табачной и наркотической продукции, употребления токсических веществ, а также осуществление лицами

142 РЕйДОООЮДЬ

антиобщественных и преступных действий, маскируя их под фиктивные общественно-нормальные и одобряемые конкретным социумом деяния [16].

Особый контроль был необходим в отношении информации порнографического характера, и такой информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения. Согласно ч. 3 ст. 14 анализируемого Федерального закона в целях превенции распространения информации, которая может потенциально нанести вред здоровью и развитию ребенка и которая фактически нарушает конституционные и гражданские права и интересы ребенка на его нормальное биологическое развитие, психическую и физическую неприкосновенность, индивидуальную свободу личности ребенка, а также такую половую свободу и нравственную неприкосновенность, была введена федеральная экспертиза в отношении распространяемого информационного контента и иных предметов, в том числе материального характера, предназначенных для использования несовершеннолетними [17].

В данном случае речь идет о социальной, психологической, педагогической и санитарной экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей, однако как показывает практика, данный процесс государственного контроля и надзора мало подконтролен сети Интернет, что обуславливается довольно латентным характером распространения информации посредством данного инструмента, а также порой невозможным привлечением к юридической ответственности лиц, ответственных за распространение такой информации [18, с. 35-36].

При проведении исследования, даже в социальных сетях «Vkontakte», «Одноклассники», «Facebook» (организация, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) на сегодняшний день в открытом доступе имеются сообщества насильственной субкультуры «колумбайн», криминальные сообщества «АУЕ» и иные группы [19, с. 69], а также общие аккаунты, на которых размещаются противоправные призывы, социально негативная пропаганда и иная опасная для несовершеннолетних лиц информация.

Проведенное исследование в целом позволяет понять, что конституционно-правовая основа обеспечения безопасности несовершеннолетних в теории должна обеспечивать законные права и свободы детей на их физическую, психическую и морально-нравственную неприкосновенность, однако вопрос стоит в другом -качество реализации таких норм органами публичной власти и их должностными лицами, а также вопрос о качестве существующих систем государственного и муниципального контроля и надзора [20].

К примеру, защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию путем проведения поиска и экспертизы такой информации происходит в ручном формате, что в целом и обуславливает неэффективность такой системы по причине длительности фильтрации и блокировки информации, которая затем,

SCIENCES

очевидно, будет распространена уже в другом ресурсе и в больших масштабах.

Особое внимание стоит уделить возможности интеграции искусственного интеллекта и иных автоматизированных систем для поиска, анализа и предварительной экспертизы информации в сети Интернет для мгновенного анализа информации на содержание вредных элементов в содержании, что позволило бы с большей эффективностью обеспечить безопасность несовершеннолетнего по крайней мере в данной сфере отношений.

Библиографический список

1. Лучин В. О., Эбзеев Б. С., Хазов Е. Н. и др. Конституционное право России. М., 2020.

2. Бышков П. А., Гасанов К. К., Егоров С. А. и др. Основы национальной безопасности. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2022.

3. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 23.

4. Бюллетень Социально-экономические индикаторы бедности в 2013-2020 гг. // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. URL: ttps://rosstat.gov.ru/compendium/document/13293 (дата обращения 27.05.2022).

5. Зинченко Е. Ю., Евсеева И. Г., Хазов Е. Н. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего и проблемы его обеспечения и защиты // Международный журнал конституционного и государственного права. 2020. № 2. С. 101-104.

6. Воронцова М. А. Право ребенка на личную безопасность как основа конституционно-правового статуса несовершеннолетних // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С. 85-88.

7. Характеристика за отчетный 2019 год о численности детей, родители которых ограничены в родительских правах (на 100 тыс. детей в возрасте от 0 до 17 лет) // ЕМИС Государственная статистка. URL: https:// fedstat.ru/indicator/60915 (дата обращения 27.05.2022).

8. Совбез Российской Федерации: В 2021 году отмечен рост половых преступлений против детей // Российская газета. 2021. № 271. 29 ноября.

9. Богданов А. В., Хазов Е. Н. Основные причины и условия, способствующие росту преступности среди несовершеннолетних в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 12. С. 47-51.

10. Михайлова Е. В., Хазов Е. Н. Террористическое молодежное движение «Колумбайн»: сущность, причины, предупреждение // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2022. № 1. С. 103-109.

11. Хазов Е. Н., Зинченко Е. Ю., Померлян А. Н. и др. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации. (конституционные поправки-2020). Новосибирск, 2020.

12. Воронцова М. А. Личная безопасность несовершеннолетних как конституционная ценность // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2017. № 4. С. 201-207.

13. Богданов А. В., Ильинский И. И., Хазов Е. Н. Информационно-телекоммуникационная сеть интернет как один из наиболее востребованных ресурсов в противодействии незаконному обороту наркотиков // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 173-179.

14. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.

15. Зинченко Е. Ю., Хазов Е. Н., Евсеева И. Г. Правовое положение детей-мигрантов в Российской Федерации // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 3. С. 81-83.

16. Богданов А. В., Зинченко Е. Ю., Ильинский И. И., Хазов Е. Н. Соблюдение охраны и защиты прав и свобод несовершеннолетних в России // Защити меня. 2020. № 2. С. 6-13.

17. Богданов А. В., Ильинский И. И., Хазов Е. Н. Информационно-телекоммуникационные технологии и их роль обеспечение безопасности личности, общества и государства // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2021. № 1. С. 17-23.

18. Кобзева С. В. Защита прав несовершеннолетних от угроз в сети Интернет // Информационное право. 2018. № 2. С. 33-39.

19. Рыбакова О. С. Безопасность несовершеннолетних в информационном обществе: анализ киберрисков и угроз // Мониторинг правоприменения. 2020. № 2. С. 65-73.

20. Булатов Р. Б., Боер В. М., Дементьев А. Н. и др. Местное самоуправление в Российской Федерации. Новые возможности и вызовы современности. Москва, 2022.

Bibliographic list

1. Luchin V. O., Ebzeev B. S., Khazov E. N. etc. The constitutional law of Russia. Moscow, 2020.

2. Byshkov P. A., Gasanov K. K., Egorov S. A. etc. Fundamentals of national security. Moscow, 2022. (2nd edition, revised and expanded).

3. On the National Strategy for Action in the Interests of Children for 2012-2017: Decree of the President of the Russian Federation of 06/01/2012 No. 761 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 06/04/2012. No. 23.

4. Bulletin Socio-economic indicators of poverty in 2013-2020 // Federal State Statistics Service of the Russian Federation. Access URL: ttps://rosstat.gov.ru/compendium/ document/13293 (Accessed 27.05.2022).

5. Zinchenko E. Yu., Evseeva I. G., Khazov E. N. The constitutional and legal status of a minor and the problems of its provision and protection. International Journal of Constitutional and State Law. 2020. No. 2. РР. 101-104.

6. Vorontsova M. A. The child's right to personal security as a basis for the constitutional and legal status of

СКИЕ НАУКИ 143

minors / M. A. Vorontsova // Problems of economics and legal practice. 2017. No. 5. PP. 85-88.

7. Characteristics for the reporting year 2019 on the number of children whose parents have limited parental rights (per 100 thousand children aged 0 to 17 years) // EMIS State Statistics. URL: https://fedstat.ru/indica-tor/60915 (accessed 05/27/2022).

8. Security Council of the Russian Federation: In 2021, an increase in sexual crimes against children was noted // Rossiyskaya Gazeta. 11/29/2021. No. 271.

9. Bogdanov A. V., Khazov E. N. The main causes and conditions contributing to the growth of juvenile delinquency in the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 12. PP. 47-51.

10. Mikhailova E. V., Khazov E. N. Terrorist youth movement «Columbine»: essence, causes, warning. Criminal justice: problems of theory and practice. 2022. No. 1. PP. 103-109.

11. Khazov E. N., Zinchenko E. Yu., Pomerlyan A. N. etc. Introduction of amendments to the Constitution of the Russian Federation. (constitutional amendments-2020) / Novosibirsk, 2020.

12. Vorontsova M. A. Personal safety of minors as a constitutional value / M. A. Vorontsova // Gaps in Russian legislation. Legal Journal. 2017. № 4. PP. 201-207.

13. Bogdanov A. V., Ilyinsky I. I., Khazov E. N. Information and telecommunication network Internet as one of

the most demanded resources in combating drug trafficking. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 3. PP. 173-179.

14. Federal Law of July 24, 1998 N 124-FZ (as amended on June 11, 2021) «On the Basic Guarantees of the Rights of the Child in the Russian Federation» «Collected Legislation of the Russian Federation», 08/03/1998, № 31, art. 3802,

15. Zinchenko E. Yu., Khazov E. N., Evseeva I. G. Legal status of migrant children in the Russian Federation. Psychology and pedagogy of official activity. 2020. No. 3. PP. 81-83.

16. Bogdanov A. V, Zinchenko E. Yu., Ilyinsky I. I., Khazov E. N. Compliance with the protection and protection of the rights and freedoms of minors in Russia. Protect me. 2020. No. 2. PP. 6-13.

17. Bogdanov A. V., Ilyinsky I. I., Khazov E. N. Information and telecommunication technologies and their role in ensuring the security of the individual, society and the state. World Economy: Security Issues. 2021. No. 1. PP. 17-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Kobzeva S. V. Protecting the rights of minors from threats on the Internet / S. V. Kobzeva // Information law. 2018. No. 2. PP. 33-39.

19. Rybakova O. S. Safety of minors in the information society: analysis of cyber risks and threats / O. S. Rybakova // Law enforcement monitoring. 2020. № 2. PP. 65-73.

20. Bulatov R. B., Boer V M., Dementiev A. N. et al. Local self-government in the Russian Federation. New opportunities and challenges of our time. Moscow, 2022.

Дополнительная информация об авторах

Е. Ю. Зинченко - профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, профессор;

И. Г. Евсеева - профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент;

Е. Н. Хазов - профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор.

Additional information about the authors

E. Yu. Zinchenko - Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', candidate of legal sciences, professor;

I. G. Evseeva - Professor of the Department of Pedagogy, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of psychological sciences, associate professor;

E. N. Khazov - Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Law, Professor.

Вклад авторов: все авторы внесли равноценный вклад в создание публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors have made an equivalent contribution to the creation of the publication. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.06.2022; одобрена после рецензирования 28.07.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 09.06.2022; approved after reviewing 28.07.2022; accepted for publication 15.08.2022.

144

PEDAGOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.