Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
энергетическая безопасность / национальная безопасность / документы стратегического планирования / Доктрина энергетической безопасности / Энергетическая стратегия / государственная правовая политика.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черкесова Л. И.

Изменения, происходящие в мировом сообществе, формируют новые вызовы, угрозы и риски, оказывая существенное влияние на процессы развития общественных отношений России и демонстрируя необходимость трансформации целей и постановки обновленных задач. Безусловно, в столь сложный период, период мирового экономического кризиса и активно развивающейся интеграции, вопросы обеспечения основ конституционного строя и национальной безопасности приобретают приоритетное значение. При этом понимая, что энергетическая безопасность является наиважнейшим сегментом национальной безопасности, можно констатировать, что эффективность реализации мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, напрямую зависит от результативности государственной политики в сфере энергетической безопасности. Изучение вопросов энергетической безопасности, ее конституционной природы и роли в обеспечении национальной и экономической безопасности является темой исследований и активных дискуссий в научной среде. Однако, как правило, данный вопрос рассматривается в контексте экономической и политической проблематики. Теоретические проблемы и правовые аспекты государственного регулирования обеспечения энергетической безопасности изучены крайне недостаточно. А что, как не право и правовая политика обеспечивают реализацию поставленных перед государством задач. Исходя из актуальности проблематики правового обеспечения энергетической безопасности, автором статьи поставлена задача понять, конституционную природу энергетической безопасности и механизмы ее обеспечения (формирования государственной правовой политики в сфере энергетической безопасности), а также выявить недостатки данного процесса. Данное исследование может быть полезно студентам, аспирантам и докторантам, занимающимся вопросами энергетической безопасности, а также способствовать решению фундаментальной научной задачи по выработке наиболее эффективной модели государственной правовой политики в сфере энергетической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Черкесова Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-32-39 NIION: 2018-0076-7/22-808 MOSURED: 77/27-023-2022-7-1006

ЧЕРКЕСОВА Лариса Ивановна,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, e-mai: [email protected] SPIN - код: 1179-5740, AuthorlD: 1057185.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Изменения, происходящие в мировом сообществе, формируют новые вызовы, угрозы и риски, оказывая существенное влияние на процессы развития общественных отношений России и демонстрируя необходимость трансформации целей и постановки обновленных задач. Безусловно, в столь сложный период, период мирового экономического кризиса и активно развивающейся интеграции, вопросы обеспечения основ конституционного строя и национальной безопасности приобретают приоритетное значение. При этом понимая, что энергетическая безопасность является наиважнейшим сегментом национальной безопасности, можно констатировать, что эффективность реализации мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, напрямую зависит от результативности государственной политики в сфере энергетической безопасности.

Изучение вопросов энергетической безопасности, ее конституционной природы и роли в обеспечении национальной и экономической безопасности является темой исследований и активных дискуссий в научной среде. Однако, как правило, данный вопрос рассматривается в контексте экономической и политической проблематики. Теоретические проблемы и правовые аспекты государственного регулирования обеспечения энергетической безопасности изучены крайне недостаточно. А что, как не право и правовая политика обеспечивают реализацию поставленных перед государством задач.

Исходя из актуальности проблематики правового обеспечения энергетической безопасности, автором статьи поставлена задача понять, конституционную природу энергетической безопасности и механизмы ее обеспечения (формирования государственной правовой политики в сфере энергетической безопасности), а также выявить недостатки данного процесса.

Данное исследование может быть полезно студентам, аспирантам и докторантам, занимающимся вопросами энергетической безопасности, а также способствовать решению фундаментальной научной задачи по выработке наиболее эффективной модели государственной правовой политики в сфере энергетической безопасности.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, национальная безопасность, документы стратегического планирования, Доктрина энергетической безопасности, Энергетическая стратегия, государственная правовая политика.

CONSTITUTIONALLY LEGAL FOUNDATIONS AND MECHANISMS FOR THE FORMATION OF STATE LEGAL POLICY IN THE FIELD OF

ENERGY SECURITY

Annotation. The changes taking place in the world community form new challenges, threats and risks, having a significant impact on the development of social relations in Russia and demonstrating the need to transform goals and set updated tasks. Of course, in such a difficult period, the period of the global economic crisis and actively developing integration, the issues of ensuring the foundations of the constitutional order and national security are of priority importance.

CHERKESOVA Larisa Ivanovna,

PhD in Law,

Lead Researcher Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

At the same time, understanding that energy security is the most important segment of national security, it can be stated that the effectiveness of the implementation of measures aimed at ensuring national security directly depends on the effectiveness of state policy in the field of energy security.

The study of energy security, its constitutional nature and role in ensuring national and economic security is the topic of research and active discussion in the scientific community. However, as a rule, this issue is considered in the context of economic and political issues. Theoretical problems and legal aspects of state regulation of energy security have been studied extremely insufficiently. And what if not law and legal policy ensure the implementation of the tasks set for the state.

Based on the relevance of the problems of legal support for energy security, the author of the article sets the task to understand the constitutional nature of energy security and the mechanisms for its provision (formation of the state legal policy in the field of energy security), as well as to identify the shortcomings of this process.

This study can be useful for students, graduate students and doctoral students dealing with energy security issues, as well as contribute to solving the fundamental scientific problem of developing the most effective model of state legal policy in the field of energy security.

Key words: Energy Security, National Security, Strategic Planning Documents, Energy Security Doctrine, Energy Strategy, State Legal Policy.

В системе конституционных гарантий ключевой составляющей является обеспечение безопасности государства (государственной безопасности). Первоосновой при защите и обеспечении национальных интересов и государственной безопасности безусловно является Конституция Российской Федерации [1], по своей сути - высший, юридически значимый учредительный документ государства, определяющий основы политической, правовой и экономической систем государства. Среди основных конституционных принципов можно выделить ключевой - признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности [2, с. 20]. В целях соблюдения данного принципа государство обязано обеспечивать государственную безопасность, во всех ее проявлениях.

Основные принципы и содержание деятельности

по обеспечению государственной безопасности определены Федеральным законом «О безопасности» [3], которым по существу понятие «государственная безопасность» отождествлено (более того, деликатно трансформировано) в понятие «национальная безопасность» (статья 1 Федерального закона о безопасности).

«Национальная безопасность» - многогранна и являясь понятием комплексным, упоминается во множестве нормативных правовых документов. Впервые, получив официальное закрепление в 1997 году в Концепции национальной безопасности Российской Федерации [4], с принятием новых стратегических документов в сфере национальной безопасности [5; 6; 7] данное понятие постоянно видоизменялось. Наиболее широкое его определение дано в Стратегии национальной безопасности Российской Федера-

ции 2015 года1, в котором, что весьма важно (учитывая отсутствие классификации видов безопасности даже в Федеральном законе «О безопасности»), перечислены виды безопасности, являющиеся сегментами национальной безопасности, это - государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность и безопасность личности. При этом, как вновь принятая в 2021 году, так и все предыдущие стратегические документы в сфере национальной безопасности даже не упоминая энергетическую безопасность в определении понятия «национальная безопасность», подчеркивали значительную роль энергетической безопасности для достижения глобальной цели -национальной безопасности.

Вышесказанное обусловлено следующим: - обеспечение подавляющего большинства из перечисленных видов безопасности (которые, совершенно очевидно, взаимосвязаны) находится в прямой зависимости от уровня обеспечения энергетической безопасности2 [8];

1 Национальная безопасность Российской Федерации это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. (п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации).

2 Аналогичное мнение высказано Хухлындиным Л.М. и Чижом А.М. о том, что «наличие или отсутствие энергоресурсов, электроэнергии оказывает влияние на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

- топливно-энергетическим комплекс, являющийся основой энергетики Российской Федерации, - базовый для всех сфер экономики1;

- в сфере экономического развития любого государства энергетика выступает как основная отрасль, эффективность функционирования которой обеспечивает развитие иных отраслей и государства в целом, а следовательно темпы развития энергетики являются определяющим фактором уровня развития государства [9, с. 19-20];

- защита основ конституционного строя также невозможна без обеспечения энергетической безопасности, с точки зрения реализации прав и свобод общества, человека и гражданина в сфере энергетики [10, с. 8];

- энергетическая безопасность - одна из наиболее значимых составляющих, существенно влияющая на формирование внутренней и внешней политики государства [11, с. 101].

Обозначенные выше факторы свидетельствуют о том, что одним из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности является, прежде всего, энергетическая безопасность. Данная позиция высказывалась и обосновывалась большинством российских и зарубежных исследователей вопросов энергетической безопасности [12, с. 42-49; 13 с. 239; 14, с. 40-50; 15; 16, с. 187-196; 17, с. 64-65.; 18, с. 153-161; 19, с. 190-208; 20, с. 16-23; 21; 22; 23, с. 126-130; 24, 6719-6730; 25, с. 412-421]. Указанный тезис также нашел свое подтверждение в положениях и ранее принятых - Стратегии национальной безопасности 2015 года2 и совершенно обновленной Стра-

все сферы жизни на каждом из уровней национальной безопасности. В этом смысле энергетическая безопасность становится всеобъемлющим феноменом, степень важности которого варьируется в зависимости от конкретного сектора экономики, отрасли сельского хозяйства или сферы услуг».

1 Энергетика Российской Федерации, основой которой является топливно-энергетический комплекс, вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации включает в себя нефтяную, газовую, угольную и торфяную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, играет ключевую роль в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации. (п. 5 Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации).

2 В соответствии с п. 60 Стратегии националь-

ной безопасности Российской Федерации одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в области экономики на долгосрочную перспективу является повышение уровня энергетической безопасности, которая включает в себя устойчивое обеспечение внутреннего спроса на энергоносители стандартного качества, рост энергоэффективности и энергосбережения, конкурентоспособности отечественных энергетических компаний и производителей энергоресурсов, предотвращение дефицита топливно-энергети-

тегии национальной безопасности 2021 года (в которой каждый подраздел раздела «Обеспечение национальной безопасности» содержит указание о том, что энергетика, энергоэффективность, топливно-энергетический комплекс и энергетическая безопасность - основополагающие факторы обеспечения национальной безопасности).

Таким образом, в современных условиях перехода Российской Федерации к новой модели социально-экономического развития3, а также с учетом активно развивающихся мировых интеграционных процессов и все чаще возникающих внешних, внутренних, трансграничных, политических, правовых и экономических вызовов и угроз, совершенно очевидно, что вопрос обеспечения энергетической безопасности, как одной из основных составляющих национальной безопасности, является приоритетным.

Поскольку достижение государственных целей осуществляется посредством формирования и реализации государственной политики в заданной сфере, а также учитывая, что данные процессы невозможны без юридического их оформления, следует понять, каким образом выстроена и лигитимизирована государственная политика по вопросам обеспечения энергетической безопасности. При этом для современной России, «находящейся в активном поиске элементов собственной идентичности, особенно важно осознать необходимость сохранения отраженных в мировоззренческих и философских традициях российского народа ценностей» [26, с. 230].

Правовым выражением и основными инструментами государственной политики (в том числе и правовой политики) являются, прежде всего, концептуальные программные документы - документы стратегического планирования, которые задают вектор, модель развития государства, экономики и отдельных ее отраслей, а также формируют стратегические ориентиры, цели, принципы,

ческих ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей, производство комплектующего оборудования, стабильное функционирование систем энерго- и теплоснабжения.

3 В соответствии с п. 15 Раздела II Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» (СЗ РФ. 2019. № 20. Ст. 2421),новая модель социально-экономического развития предполагает структурную трансформацию экономики, сбалансированное пространственное и региональное развитие, модернизацию основных производственных фондов организаций, существенное повышение производительности труда и эффективности экономической деятельности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

основные направления, задачи и механизмы достижения поставленных целей [27, с. 18].

В этой связи представляет интерес ретроспективный анализ процессов формирования государственной политики в сфере энергетической безопасности, который демонстрирует, что энергетика и топливно-энергетический комплекс всегда были объектами особого пристального внимания как государства в целом, так и научного сообщества. Не углубляясь в далекое прошлое, можно сказать, что в постсоветские времена вопросы государственной политики в сфере энергетики, затрагивающие, в том числе, и энергетическую безопасность, в той или иной мере отражалась в подавляющем большинстве программных документов.

Наиболее важными и определяющими значимость энергетической безопасности явились, как уже отмечалось выше, стратегические документы в сфере национальной безопасности. Так, например:

в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» 1997 года [28] топливно-энергетический комплекс и энергетика упоминались при описании угроз экологической безопасности;

в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» 2009 года [29] - энергетической безопасности посвящен пункт 60, в котором энергетическая безопасность признана главным направлением обеспечения национальной безопасности, а также сформулировано основное ее содержание1;

в «Стратегии национальной безопасности» 2015 года, по существу, дублируются положения об энергетической безопасности предшествующей Стратегии (2009);

в «Стратегии национальной безопасности» 2021 года, энергетическая безопасность определена в числе основных задач, решение которых необходимо для достижения целей национальной безопасности (подпункт 15 пункта 67).

Казалось бы, весьма незначительно, внимания уделено энергобезопасности, всего лишь штрихами, однако, необходимо учитывать, что цель такого рода документов, прежде всего, комплексно определить задачи по обеспечению наци-

1 Основным содержанием энергетической безопасности являются устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения.

ональной безопасности и концептуально обозначить пути их решения. Безусловно, в развитие положений стратегии национальной безопасности принимаются иные документы стратегического планирования в отношении отдельных видов безопасности и по различным направлениям экономической деятельности, более детально решающие поставленные задачи.

Несмотря на то, что до недавнего времени работа по перспективному прогнозированию и планированию осуществлялась хаотично (даты издания документов не взаимоувязаны) и бессистемно, программные документы квалифицировались (доктрина, концепция, программа, стратегия и т.д.) произвольно, без понимания их взаимосвязи и иерархии2 [30], основополагающие принципы в сфере энергетической безопасности, заложенные в стратегиях национальной безопасности, нашли свое отражение в отраслевых документах стратегического планирования. В частности:

- в 1992 г. - Концепция энергетической политики Российской Федерации в новых экономических условиях.

Основная цель принятия данного документа - вывод топливно-энергетического комплекса из глубочайшего кризиса конца 80-х начала 90-х. В этой связи Концепция содержит целый комплекс правовых, организационных, экономических и социальных антикризисных мер, эффективная реализация которых должна была остановить развитие кризиса, обеспечить устойчивое его функционирование и в конечном итоге привести к изменению системы внутреннего управления и государственного регулирования в сфере энергетики на фоне демонополизации ее отраслей, что в свою очередь создаст благоприятные условия перехода страны на рыночную экономику. Соответственно вопросы энергетической безопасности (в буквальном выражении) Концепцией не затрагивались, тогда как поставленные задачи, по существу, являются обеспечивающими энергетическую безопасность в широком ее понимании.

- в 1995 г. - Основные направления энергетической политики Российской Федерации на

2 В этой связи принятие Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стало весьма значимым событием, по сути -революционным. Федеральный закон о стратегическом планировании, помимо своей главной задачи - систематизации и структурирование процессов стратегического планирования - решил три ключевые проблемы: во-первых, дал определение и сущностное понимание документам стратегического планирования различных уровней; во-вторых, выстроил иерархию документов стратегического планирования; в-третьих, регламентировал порядок разработки, принятия, мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования, а также определил роль и место каждого из участников стратегического планирования.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

период до 2010 года [31] и Энергетическая стратегия России 1995 года [32].

В Основных направлениях энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года (1995 г.) энергетическая безопасность определена одним из приоритетов энергетической политики, а конкретизация и развитие данного тезиса реализовано в Энергетической стратегии России (1995 г.).

- в 2003 г. - Энергетическая Стратегия Российской Федерации до 2020 года [33].

В Энергетической стратегии (2003) энергетическая безопасность квалифицирована долгосрочным стратегическим ориентиром. При этом в Разделе 1 «Основы энергетической политики» части I содержится специальный подраздел -«Энергетическая безопасность». Весьма важно, что Энергетической стратегией (2003) нормативно закреплено определение данного понятия1, а также установлено, что энергетическая безопасность является ключевым сегментом национальной безопасности. Энергетической стратегией (2003) определены цели и принципы обеспечения энергетической безопасности, сформулированы требующие решения приоритетные проблемы, такие как модернизация действующих производственных мощностей топливно-энергетического комплекса, с последующей реконструкцией и создание новых с учетом современных технологий, а также трансформация структуры потребления и пространственного размещения объектов топливно-энергетического комплекса. Кроме того, именно в подразделе «Энергетическая безопасность» представлена градация полномочий по государственному управлению энергетикой (техническое регулирование, лицензирование, регулирование деятельности естественных монополий, выдача разрешений на строительство, экологическая безопасность, энергоэффективность и др.) по сферам ведения - федерального, совместного и исключительного ведения субъектов. В тоже время Энергетическая стратегия (2003) содержит весьма незначительное количество положений, касающихся энергетической безопасности и, по существу, они носят общий (информационно-декларативный) характер. Более того, в Части X «Ожидаемые результаты и система реализации Энергетической стратегии» энергетическая безопасность даже не упоминается. Также отсутствуют положения, касающиеся норматив-

1 Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению.

Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.

ного урегулирования вопросов энергетической безопасности.

- в 2009 г. - Энергетическая Стратегия Российской Федерации до 2030 года [34].

Энергетическая стратегия (2009) была подготовлена в связи с необходимостью корректировки государственной политики в сфере энергетики, с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [35], анонсировавшей инновационный путь экономического развития. При этом ключевую позицию среди главных стратегических ориентиров долгосрочной государственной энергетической политики занимает энергетическая безопасность. Более структурировано и подробно раскрываются все аспекты обеспечения энергетической безопасности. И что примечательно, Энергетическая стратегия (2009) содержит Сводный план («дорожную карту») мероприятий государственной энергетической политики на период до 2030 года (приложение № 5), обеспечивающих ее реализацию, в котором фигурирует энергетическая безопасность, а также индикаторы энергетической безопасности (приложение № 2), энергетической безопасности электро- и теплоснабжения (приложение № 3). В то же время акценты при этом смещены в сторону модернизации и развития энергетического сектора экономики.

- другие программные документы по конкретным отраслям энергетики и иным направлениям экономической деятельности.

Совершенно очевидно, что вопросам непосредственно энергетической безопасности и нормативного ее регулирования перечисленные документы уделяли необоснованно мало внимания, поскольку ориентированы, прежде всего, на перспективное планирование процессов реформирования системы управления топливно-энергетическим комплексом, модернизацию и развитие энергетического сектора экономики2, что само по себе является инструментами обеспечения энергетической безопасности.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее:

1. В целях соблюдения конституционных прав и свобод личности и общества в целом, для государства обеспечение энергетической безопасности (как базовый компонент национальной безопасности) стоит в ряду ключевых первостепенных задач;

2 В тоже время хочется обратить внимание на следующее: буквально вопросы энергетической безопасности комментируемыми программными документами не регламентированы, однако обозначенные в них мероприятия, безусловно, оказывают существенное влияние на обеспечение энергетической безопасности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

2. Обеспечение энергетической безопасности осуществляется посредством формирования и реализации государственной политики в обозначенной сфере (в том числе, определение целей, стратегических перспектив, модели развития и постановка задач) в целом ряде взаимосвязанных документов стратегического планирования, наиболее значимыми из которых являются Доктрина энергетической безопасности и детализирующая ее положения Энергетическая стратегия;

3. Результативность и качество реализации государственной политики, заложенной в документах стратегического планирования, напрямую зависят от наличия эффективной, разумной, научно обоснованной и системно-выстроенной нормативно-правовой политики, которая должна занять соответствующее своей значимости место в документах стратегического планирования.

4. Документы стратегического планирования, прежде всего, ориентированы на перспективное планирование процессов реформирования системы управления топливно-энергетическим комплексом, модернизацию и развитие энергетического сектора экономики. Вопросы же непосредственно энергетической безопасности и нормативного ее регулирования затрагивались фрагментарно и как следствие, из содержания анализируемых документов не представляется возможным в достаточной мере выявить модель и архитектуру государственной правовой политики в сфере энергетической безопасности.

Список литературы:

[1] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

[2] Савенков А.Н. Актуальные проблемы конституционной законности в вооруженных силах Российской Федерации и роль прокуратуры в их решении: Автореф. дис. ... доктора юрид. наук. М., 2002.

[3] Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

[4] Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5909.

[5] Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

[6] Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.

[7] Указ Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.

[8] Хухлындин, ЛМ, Чиж, A.M. Энергетическая безопасность в системе национальной безопасности государства. URL: https://fir.bsu.by/ images/snil/forlab/files/huhlyndina_chizh_%202013_ Actual_probl_IR.pdf (дата обращения: 18.07.2021).

[9] Ласковая ИА. Конституционно-правовые гарантии экономической безопасности России (на примере развития электроэнергетики на рубеже XX - XXI веков): Дис. ... канд. юрид. наук. M., 2010.

[10] Mаслова О.С. Особенности энергетической безопасности в системе основ конституционного строя // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 10, С. 8-12.

[11] Смагулова Д.С., Джангабулова AX, Michel R.N. Aнализ подходов к содержанию энергетической безопасности в современных доктринах // Вестник Aкадемии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. 2020. № 4, С. 100-109.

[12] Бут Н.Д., Aкимов Л.Ю. Aктуальные направления обеспечения энергетической безопасности России // Вестник военного права. 2018. № 2. С. 42-49.

[13] Buzan В., Weaver O., Wilde J. Security: a New Framework for Analysis. L., 1998. P. 239.

[14] Бушуев В. В., Воропай Н. И., Сендеров С. M., Саенко В. В. О доктрине энергетической безопасности России // Экономика региона. 2012. № 2 (30)/ С. 40-50.

[15] Гафуров A.R Сущность категории «энергетическая безопасность» и ее место в общей структуре безопасности. URL: http:// vestnik.mstu. edu.ru/v13_1_n38/ articles/31_gafur.pdf (дата обращения 16.09.2020).

[16] Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Новая Доктрина энергетической безопасности России: вопросы стратегического планирования // Проблемы национальной стратегии. 2019. № 4 (55). С. 187-196.

[17] Занковский С.С. Энергетическая безопасность России: правовые вопросы // Энергетическое право. 2006. № 2. С. 64-65.

[18] Иванова Т.Е., Гаврилова M.A., Скоморощенко К.В. Правовая среда обеспечения энергетической безопасности: опыт контент-анализа энергетической стратегии России. // Экономика, предпринимательство и право. 2018. № 3. т. 8. С. 153-161.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[19] Kang Wu, Storey I. Energy Security in China's Capitalist Transition: Import Dependence, Oil Diplomacy, and Security Imperatives // China's

Emergent Political Economy: Capitalism in the Dragon's Lair. New York, Routledge, 2007. P. 190208.

[20] Клеандров М.И. Фундаментальные основы энергетического права // Правовой энергетический форум. 2020. № 2. С. 16-23.

[21] Cornell P.E. Energy Security as National Security: Defining Problems Ahead of Solutions // Journal of Energy Security URL: http://www.ensec. org/index. php?option=com_content&view= 98 article&id=183:energy-security-as-national-security-defining-problems-ahead-ofsolutions1&catid=92:issu econtent&Itemid=341 (дата обращения: 05.10.2020).

[22] Проблемы и задачи правового обеспечения энергетической безопасности и защиты прав участников энергетических рынков : монография / под ред. В.В. Романовой. // М. «Юрист», 2019. 264 с.

[23] Фалина Н.В., Процай А.С. Энергетическая безопасность России: основные проблемы и перспективы. // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей VI Международной научно-практической конференции / «Наука и Просвещение». Пенза. 2017. С. 126-130.

[24] Hippel D., Suzuki T., Williams J. Energy Security and Sustainability in Northeast Asia // Energy Policy. 2011. № 39. P. 6719-6730.

[25] Cherp A., Jewell J. The Concept of Energy Security: Beyond the four as // Energy Policy. 2014. № 75. P. 412-421.

[26] Виноградова Е.В. Грани современного российского конституционализма. М.: Ритм, 2021. - С.230.

[27] Габов А.В. Черкесова Л.И. Энергетическая стратегия Российской Федерации как политико-правовой документ в сфере энергетики // Энергетическое право: модели и тенденции развития: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Под ред А.В. Габова. Белгород, 2021. ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», С. 17-34.

[28] Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // «Российская газета». № 247. 26.12.1997.

[29] Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

[30] Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3378.

[31] Указ Президента РФ от 7 мая 1995 г. № 472 «Об Основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно -энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1739.

[32] Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1006 «Об Энергетической стратегии России» // СЗ РФ. 1995. № 43. Ст. 4065.

[33] Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р // СЗ РФ. 2003. № 36. Ст. 3531.

[34] Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.

[35] Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

Spisok literatury:

[1] «Konstitucija Rossijskoj Federacii» (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrja 1993 g. s izmenenijami, odobrennymi v hode obshherossi-jskogo golosovanija 1 ijulja 2020 g.) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov. ru, 04.07.2020.

[2] Savenkov A.N. Aktual'nye problemy kon-stitucionnoj zakonnosti v vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii i rol' prokuratury v ih reshenii: Avtoref. dis. ... doktora jurid. nauk. M., 2002.

[3] Federal'nyj zakon ot 28 dekabrja 2010 g. № 390-FZ «O bezopasnosti» // SZ RF. 2011. № 1. St. 2.

[4] Ukaz Prezidenta RF ot 17 dekabrja 1997 g. № 1300 «Ob utverzhdenii Koncepcii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1997. № 52. St. 5909.

[5] Ukaz Prezidenta RF ot 12 maja 2009 g. № 537 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda» // SZ RF. 2009. № 20. St. 2444.

[6] Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrja 2015 g. № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2016. № 1 (chast' II). St. 212.

[7] Ukaz Prezidenta RF ot 02 ijulja 2021 g. № 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2021. № 27 (chast' II). St. 5351.

[8] Huhlyndin, L.M., Chizh, A.M. Jenergetiches-kaja bezopasnost' v sisteme nacional'noj bezopas-nosti gosudarstva. URL: https://fir.bsu.by/images/snil/ forlab/files/huhlyndina_chizh_%202013_Actual_ probl_IR.pdf (data obrashhenija: 18.07.2021).

[9] Laskovaja I.A. Konstitucionno-pravovye garantii jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii (na

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

primere razvitija jelektrojenergetiki na rubezhe XX -XXI vekov): Dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2010.

[10] Maslova O.S. Osobennosti jenergetich-eskoj bezopasnosti v sisteme osnov konstitucion-nogo stroja // Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2015. № 10, S. 8-12.

[11] Smagulova D.S., Dzhangabulova A.K., Michel R.N. Analiz podhodov k soderzhaniju jener-geticheskoj bezopasnosti v sovremennyh doktrinah // Vestnik Akademii pravoohranitel'nyh organov pri General'noj prokurature Respubliki Kazahstan. 2020. № 4, S. 100-109.

[12] But N.D., Akimov L.Ju. Aktual'nye naprav-lenija obespechenija jenergeticheskoj bezopasnosti Rossii // Vestnik voennogo prava. 2018. № 2. S. 42-49.

[13] Buzan B., Weaver O., Wilde J. Security: a New Framework for Analysis. L., 1998. P. 239.

[14] Bushuev V. V., Voropaj N. I., Senderov S. M., Saenko V. V. O doktrine jenergeticheskoj bezopasnosti Rossii // Jekonomika regiona. 2012. № 2 (30)/ S. 40-50.

[15] Gafurov A.R. Sushhnost' kategorii «jener-geticheskaja bezopasnost'» i ee mesto v obshhej strukture bezopasnosti. URL: http:// vestnik.mstu. edu.ru/v13_1_n38/ articles/31_gafur.pdf (data obrashhenija 16.09.2020).

[16] Zhavoronkova N.G., Shpakovskij Ju.G. Novaja Doktrina jenergeticheskoj bezopasnosti Rossii: voprosy strategicheskogo planirovanija // Problemy nacional'noj strategii. 2019. № 4 (55). S. 187-196.

[17] Zankovskij S.S. Jenergeticheskaja bezopasnost' Rossii: pravovye voprosy // Jenergetich-eskoe pravo. 2006. № 2. S. 64-65.

[18] Ivanova T.E., Gavrilova M.A., Skomorosh-henko K.V. Pravovaja sreda obespechenija jenergeticheskoj bezopasnosti: opyt kontent-analiza jenergeticheskoj strategii Rossii. // Jekonomika, predprinima-tel'stvo i pravo. 2018. № 3. t. 8. S. 153-161.

[19] Kang Wu, Storey I. Energy Security in China's Capitalist Transition: Import Dependence, Oil Diplomacy, and Security Imperatives // China's Emergent Political Economy: Capitalism in the Dragon's Lair. New York, Routledge, 2007. P. 190-208.

[20] Kleandrov M.I. Fundamental'nye osnovy jenergeticheskogo prava // Pravovoj jenergeticheskij forum. 2020. № 2. S. 16-23.

[21] Cornell P.E. Energy Security as National Security: Defining Problems Ahead of Solutions // Journal of Energy Security URL: http://www.ensec. org/index. php?option=com_content&view= 98 arti-cle&id=183:energy-security-as-national-security-de-

fining-problems-ahead-ofsolutions1&catid=92:issue-content&Itemid=341 (data obrashhenija: 05.10.2020).

[22] Problemy i zadachi pravovogo obespechenija jenergeticheskoj bezopasnosti i zashhity prav uchastnikov jenergeticheskih rynkov : monografija / pod red. V.V. Romanovoj. // M. «Jurist», 2019. 264 s.

[23] Falina N.V., Procaj A.S. Jenergeticheskaja bezopasnost' Rossii: osnovnye problemy i perspek-tivy. // Sovremennaja jekonomika: aktual'nye voprosy, dostizhenija i innovacii: sbornik statej pobeditelej VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / «Nauka i Prosveshhenie». Penza. 2017. S. 126-130.

[24] Hippel D., Suzuki T., Williams J. Energy Security and Sustainability in Northeast Asia // Energy Policy. 2011. № 39. P. 6719-6730.

[25] Cherp A., Jewell J. The Concept of Energy Security: Beyond the four as // Energy Policy. 2014. № 75. P. 412-421.

[26] Vinogradova E.V. Grani sovremennogo rossijskogo konstitucionalizma. M.: Ritm, 2021. -S.230.

[27] Gabov A.V. Cherkesova L.I. Jenergeticheskaja strategija Rossijskoj Federacii kak politiko-pra-vovoj dokument v sfere jenergetiki // Jenergetich-eskoe pravo: modeli i tendencii razvitija: sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod red A.V. Gabova. Belgorod, 2021. ID «BelGU» NIU «BelGU», S. 17-34.

[28] Ukaz Prezidenta RF ot 17 dekabrja 1997 g. № 1300 «Ob utverzhdenii Koncepcii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // «Rossijskaja gazeta». № 247. 26.12.1997.

[29] Ukaz Prezidenta RF ot 12 maja 2009 g. № 537 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda» // SZ RF. 2009. № 20. St. 2444.

[30] Federal'nyj zakon ot 28 ijunja 2014 g. № 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2014. № 26 (chast' I). St. 3378.

[31] Ukaz Prezidenta RF ot 7 maja 1995 g. № 472 «Ob Osnovnyh napravlenijah jenergeticheskoj politiki i strukturnoj perestrojki toplivno - jenergeticheskogo kompleksa Rossijskoj Federacii na period do 2010 goda» // SZ RF. 1995. № 19. St. 1739.

[32] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13 okt-jabrja 1995 g. № 1006 «Ob Jenergeticheskoj strategii Rossii» // SZ RF. 1995. № 43. St. 4065.

[33] Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 28 avgusta 2003 g. № 1234-r // SZ RF. 2003. № 36. St. 3531.

[34] Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 13 nojabrja 2009 g. № 1715-r // SZ RF. 2009. № 48. St. 5836.

[35] Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17 nojabrja 2008 g. № 1662-r // SZ RF. 2008. № 47. St. 5489.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.