УДК - 342 ГЕРАСИМОВИЧ Лариса Ивановна,
ББК - 67.400 адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права
Московского университета МВД Российской Федерации имени В.Я. Кикотя
e-mail: [email protected]
12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА В ОБЛАСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПУТЕМ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ
Аннотация. Основополагающим принципом государственного регулирования в сфере обеспечения национальной безопасности является ориентация на государственно-правовой механизм противодействия угрозам национальной безопасности и реализация национальных интересов и целей.
Ключевые слова: государственная и общественная безопасность, механизм правового государства, национальная безопасность, недопущение политической дестабилизации.
GERASIMOVICHLarisa Ivanovna,
Associate Professor of the Chair of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Ya. Kikotya
IMPROVEMENT OF THE LEGAL MECHANISM IN THE FIELD OF ENSURING NATIONAL SECURITY BY PROPOSING A NEW SYSTEM OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES
Annotation. The fundamental principle of state regulation in the sphere of ensuring national security is the orientation towards a state-legal mechanism for countering threats to national security and the realization of national interests and goals.
Key words: state and public security, the mechanism of the rule of law, national security, non-admission of political destabilization.
Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе, в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности [38, с. 7].
Основополагающим принципом государственного регулирования в сфере обеспечения национальной безопасности является ориентация на государственно-правовой механизм противодействия угрозам национальной безопасности и реализация национальных интересов и целей.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
Исполняя политическую и социальную функции, Российское государство целенаправленно воздействует на сферу обеспечения национальной безопасности с помощью определенных средств и системы своих органов - в этом проявляется сущность государственного регулирования деятельности по обеспечению национальной безопасности.
Система государственных органов, с помощью которых обеспечивается устранение или нейтрализация угроз национально-государственным интересам страны и самому ее существованию, защищаются права и свободы человека, материальные и духовные ценности общества, составляет государственно-правовой механизм обеспечения безопасности страны.
Основываясь на понятии механизма правового государства, можем определить механизм обеспечения национальной безопасности как единство организационно оформленных государством специальных органов в соответствии с интересами человека, общества и государства [2].
Особое внимание в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [39] уделяется
искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области.
В целях формирования эффективной системы правоохранительных органов в России, обеспечения государственной и общественной безопасности:
а) совершенствуются структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развивается система выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам, актов терроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма, организованной преступности и других преступных посягательств на конституционный строй Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, государственную и частную собственность, общественный порядок и общественную безопасность;
б) создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, противодействия участию российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом;
в) укрепляется режим безопасного функционирования, повышается уровень антитеррористической защищенности организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;
г) совершенствуется система выявления и анализа угроз в информационной сфере, противодействия
им;
д) принимаются меры повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур;
е) осуществляется комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб, укрепляются социальные гарантии их сотрудникам, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;
ж) повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.
Обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве осуществляется путем развертывания на государственной границе Российской Федерации высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов и систем, повышения эффективности пограничной деятельности, совершенствования межведомственного взаимодействия и межгосударственного пограничного сотрудничества, активизации процесса международно-правового оформления государственной границы и социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации [2].
В последние годы в качестве приоритетных рассматривались проблемы обеспечения международной безопасности и ситуации, складывавшиеся на пространстве СНГ, а также вопросы, связанные с реализацией стратегических национальных приоритетов «государственная и общественная безопасность», «национальная оборона» и «повышение качества жизни российских граждан». Большое значение придается формированию и реализации региональной политики в России [28]. Сбалансированное развитие субъектов Российской Федерации и федеральных округов в целом является одной из центральных задач обеспечения национальной безопасности и занимает значительное место в нашей работе. Сделаны серьезные заделы по созданию современных Вооруженных Сил. Новую законодательную базу получили спецслужбы и правоохранительные органы, создана система противодействия терроризму, разработаны и приняты основополагающие документы стратегического планирования: Стратегия национальной безопасности, Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», Военная доктрина, доктрина продовольственной безопасности, концепция миграционной политики и другие, реализация которых способствует укреплению демократии и политической системы Российской Федерации [7].
Национальная безопасность вбирает в себя все виды безопасности личности, общества и государства. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчивом развитии, имеет свою историю, закономерности и законы развития. В демократических странах безопасность личности является приоритетной по отношению к безопасности общества и государства. Государство - главный субъект обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства - обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточность сил и средств, гуманность, своевременность и адекватность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутренних угроз национальным интересам [38, с. 7].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
По мнению автора, при изучении особенностей рисков и угроз на национальном уровне необходимо ориентироваться на операциональный дискурс, в рамках которого в первую очередь рассматриваются объективные особенности национальной безопасности применительно к конкретным регионам. На региональном уровне риски и угрозы национальной безопасности являются составной частью воспроизводства социальной жизни и социального порядка. В настоящее время существование теоретической лакуны политической составляющей влияния рисков на региональную безопасность объясняется отсутствием всеобъемлющих теоретических концептов функционирования политической системы на уровне регионов. При разработке указанных концептов в контексте влияния на уровне региона рисков и угроз необходимо исходить из приоритета политической составляющей, поскольку остальные угрозы являются прямым или косвенным результатом принятия тех или иных политических решений, и при этом исследовать, каким именно образом различные модели угроз порождают специфические нормы политического поведения [9, 11, 19, 13, 21, 27, 30].
Жизненно важные интересы основных объектов безопасности должны стать главным приоритетом в системе национальных интересов, они должны определять главные направления политики обеспечения национальной безопасности России в XXI в. Мера, в какой эта политика станет гарантом реализации национальных интересов, в большей степени зависит от учета богатого исторического опыта России, накопленного в XX столетии. Этот опыт свидетельствует, что внутренняя безопасность являлась определяющей составляющей национальной безопасности. Одновременно исторический опыт показывает, что Россия в XX столетии, по крайней мере, трижды попадала в водоворот катастрофических потрясений в результате близорукости находившихся у власти элит: устремления этих элит слишком часто противоречили национальным интересам и ресурсам страны. Трагическим итогом XX в. и, возможно, уроком на все времена может послужить правда о вреде мифов, субъективизма в политике обеспечения национальной безопасности
[41].
Этот итог приводит нас к необходимости трудных и полных противоречий поисков новой концепции национальных интересов и в целом концепции политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Причина имеющей место «анархии» в представлениях национальных интересов - кризис государственности, конфронтация партий и государственных органов, борьба между старым и новым политическим мышлением. Представления о национальных интересах подвержены влиянию не только внутриполитической борьбы, но и некоторых глубоко укоренившихся догм, которые в ряде случаев уходят корнями в начало XX столетия. Чрезмерно пестрая картина мнений о национальных интересах является
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
опасным обстоятельством в условиях реформирующейся России. Это обстоятельство способно в зависимости от «игры» внутренних политических сил вызвать такие колебания во внешней и внутренней политике, которые, как показывает наша история, способны привести к катастрофам [41].
По мнению автора, выделение регионального уровня национальной безопасности в качестве специального раздела теории безопасности вполне оправданно, ибо тем самым акцентируется внимание на существовании особой группы проблем выявления общего и особенного в рисках и угрозах национальной безопасности в различных регионах, что должно в конечном счете интенсифицировать процесс их разрешения и устранения последствий. Кроме того, указанный методологический подход оправдан, поскольку практика политических взаимодействий свидетельствует, что даже локальные события могут послужить источником глобальных оценок и принятия стратегических решений о необходимости реформирования системы национальной безопасности страны. Классификация способов принятия политических решений в процессе обеспечения национальной безопасности на региональном уровне включает следующие способы: экспертные, консенсуальные, репрезентативные, на основе прецедентов, эмпирические.
Основными факторами влияния на национальную безопасность происходящих на региональном уровне социальных изменений являются:
• влияние политического популизма на принимаемые региональными политическими акторами решения;
• уровень экономического благосостояния населения региона и влияние прослойки «среднего класса» на политическую стабильность;
• участие политических партий в разрешении проблем региональной безопасности;
• протестная активность населения;
• неконтролируемое изменение национального состава населения тех или иных территорий, неблагоприятное развитие демографической ситуации;
• перманентные этнополитические конфликты;
• наличие или отсутствие фальсификаций при подсчете голосов избирателей на региональных выборах;
• эффективность функционирования правоохранительных органов.
В качестве оценочных критериев эффективности функционирования системы национальной безопасности на региональном уровне может выступать методика предельно-критических показателей развития социально-экономической и социально-политической сфер социума [28].
Как верно пишет А.Н. Фролов, понимание национальной безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, опасностей, обеспечива-
ющее устойчивое развитие нации, учитывает современные процессы глобализации в широком смысле, предполагает учет в политике обеспечения национальной безопасности объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, нацеливает государство на принятие мер создания безопасных условий для граждан в каждой сфере общественной жизни. Такое понимание национальной безопасности не сводит область политики ее обеспечения к военным и внешнеполитическим аспектам, оно в большей мере соответствует либерально-демократической концепции безопасности
[41].
Национальная безопасность Российской Федерации предполагает соответствующую ее цивилизацион-ному развитию защищенность жизненно важных интересов личности, социальных общностей, общества в целом и государства от внешних и внутренних угроз, опасностей, негативных факторов социального и природного происхождения, обеспечивающую их устойчивое (эволюционное) развитие.
Национальная безопасность в нашем понимании объемлет защищенность жизненно важных интересов личности, общностей, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности. Основными сферами национальной безопасности выступают: экономическая, социальная, политическая, экологическая, духовная, научно-технологическая, информационная, оборонная. Границы жизненно важных интересов основных объектов безопасности очерчиваются областью гомеостаза, т.е. такими условиями жизни, при которых обеспечивается устойчивое существование и развитие личности, общностей, общества и государства. Появление так называемых асимметричных угроз привело и к изменению стратегии реагирования на новые вызовы. Вместе с осознанием системности окружающего мира возникает определение безопасности как отсутствие деструктивных факторов, способных разрушить эту систему. Такую безопасность (основной, а часто и единственный актор, ее обеспечивающий, - государство, основные методы обеспечения - силовые методы) принято называть «жесткой», или государствоцентричной.
Практика обеспечения национальной безопасности на уровне регионов свидетельствует, что за мягкой безопасностью будущее: все большую роль на себя будут брать структуры гражданского общества, все большее значение будут приобретать сетевые взаимодействия между ними, политика будет становиться все более публичной. Из всех российских регионов, в силу известных причин, наиболее конфликтогенен юг страны.
Именно в этом регионе наиболее ярко проявляются этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм. Указанные угрозы национальной безопасности наряду с неконтролируемой миграцией способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов [41].
Сегодня наиболее серьезную угрозу безопасности Кавказа представляет неурегулированность конфликтов, в результате которых были нарушены права миллионов людей, и эта ситуация продолжает оставаться сложной. Выбор рисков, о которых беспокоятся люди, зависит от предпочитаемых социальных форм жизни. Выбор рисков и выбор того, как организовывать экономическую и социальную жизнь, должны рассматриваться вместе [41].
Сегодня под влиянием процессов глобализации, информационной революции, экономического спада в мире и внутриполитических проблем Россия сталкивается с системой современных угроз политической стабильности: в духовной (отсутствие интегративной идеологии, девальвация духовных ценностей, искажение российской истории), информационной (информационно-психологические войны), политической (обострение политической обстановки), социальной (провоцирование беспорядков), экономической (экономический кризис), этнической (возможность межэтнических конфликтов), конфессиональной (потенциальные религиозные столкновения), военной, международной (развертывание систем противоракетной обороны США и театров военных действий в Европе и Восточной Азии) и экологической (использование сепаратистами в своей риторике фактов загрязнения окружающей природной среды) сферах. По источникам дестабилизации выделяются внешние (возможность проведения «операций базовых эффектов»), внутренние (экстремизм) и трансграничные (международный терроризм) угрозы. По способам давления на власть формируются силовые (потенциальные вооруженные конфликты) и несиловые (возможность «цветных», «твиттерных» революций) угрозы. По критерию субъектов-носителей можно говорить об угрозах политической стабильности РФ от государств, сетевых экстремистских, сепаратистских и террористических организаций и др.
В ответ на это автор предлагает модель системного противодействия угрозам политической стабильности Российской Федерации. Система противодействия современным угрозам политической стабильности - общегосударственный механизм, функционально объединяющий силы и средства министерств (внутренних дел, культуры, массовых коммуникаций, обороны, образования и науки, социального и экономического развития), федеральных служб (безопасности, охраны, внешней разведки) и общественных организаций для предупреждения сепаратизма, терроризма и экстремизма и борьбы с их субъектами. Основными функциями данной системы выступают предупреждение и борьба с угрозами политической стабильности и их субъектами, а также обеспечение и руководство данной деятельностью. Система противодействия угрозам политической стабильности может иметь три уровня: центральный (Совет безопасности РФ и Федеральный оперативный штаб по противодействию угрозам политической стабильности); межреги-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
ональный (межведомственные советы по противодействию угрозам политической стабильности при полпредах Президента РФ в федеральных округах); региональный (межведомственные советы по противодействию угрозам политической стабильности при главах субъектов федерации). Основными задачами, которые могут решаться с помощью мер системного противодействия современным угрозам политической стабильности, выступают: защита духовных ценностей России; борьба с сепаратистскими, террористическими и экстремистскими сетями; предупреждение и пресечение массовых акций политической дестабилизации обстановки в регионах и мегаполисах РФ; нейтрализация внешних угроз стабильности РФ [41]. Различные формы политической дестабилизации нередко служат и средством межгосударственного противоборства, когда его участники ограничены в возможностях ведения открытых военных действий, пользуясь непрямыми и невоенными методами. В связи с этим эффективное и комплексное противодействие современным угрозам политической стабильности непременно предполагает учет особенностей дестабилизации. Противодействие современным угрозам политической стабильности должно реализовываться как система мер и действий государства и общества, направленных на предупреждение и смягчение самих конфликтов и на парирование и пресечение осуществляемых их участниками дестабилизирующих акций. Для разработки модели системного противодействия современным угрозам политической стабильности особенно большое значение имеют обосновываемые в политической конфликтологии технологии предотвращения деструктивных (насильственных) форм проявления внутригосударственных конфликтов [41].
Концепция национальной безопасности России является уникальным политическим документом, который определяет приоритеты внутренней и внешней политики государства, характер взаимодействия власти и общества, место страны на международной арене. Концепция предполагает защиту конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установление политической, экономической и социальной стабильности, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества на основе партнерства. Декларирование данных принципов свидетельствует об очевидном прогрессе в сознании политической элиты России, преодолении прежней идейной ограниченности, избавлении от стереотипов недавнего прошлого [34].
Серьезным препятствием в развитии современной России является несоответствие основных принципов Концепции национальной безопасности и политической реальности переходного периода. Сегодня еще окончательно не преодолены трудности в строительстве зрелой демократии, гражданского общества и правового государства, не обеспечены необходимые условия для экономического роста [23, 37, 40].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
Научная общественность сегодня обращается к анализу Концепции национальной безопасности с целью заострить внимание власти и общества на существующих в России проблемах: снижении ее военного потенциала, обострении межнациональных противоречий, расширении сети распространения наркотиков, резкой имущественной поляризации общества, потере страной статуса сверхдержавы. Не секрет, что на фоне ослабления России заметно активизировались действия международных центров силы, стремящиеся расширить сферы своего геополитического влияния. Совокупность внутренних и внешних угроз Российской Федерации требует взвешенного государственного подхода к разработке и реализации адекватной Концепции национальной безопасности [34].
На становление отечественной историографии заметное влияние оказала выработка официальной государственной концепции национальной безопасности [1, 3, 4, 8, 33, 37, 15, 26, 16, 31, 32]. В результате этой работы вслед за неправительственными концепциями появились официальные документы, в которых разрабатывались вопросы стратегии России во внутренней и внешней политике (научный интерес к проблемам безопасности России заметно возрос во второй половине 1990-х гг., когда исследователями были переосмыслены итоги снижения политического и военного могущества России [10, 20]). Официальный подход власти к проблемам безопасности впервые в новейшей истории России был представлен в Послании Президента Федеральному Собранию РФ «О национальной безопасности» (июль 1996 г.) и в Концепции национальной безопасности РФ (декабрь 1997 г.).
Усиление напряжения международной обстановки в 1990-е гг., военная агрессия США в ряде регионов мира, расширение НАТО, угроза создания одно-полярного мира привели многих исследователей к переоценке ориентиров внешнеполитического курса России и угроз ее национальной безопасности [5, 12, 24, 25, 29]. На фоне неудач либерально-демократических реформ первой половины 1990-х гг., очевидных провалов во внешней политике кабинета A.B. Козырева в среде историков появляются более взвешенные оценки сотрудничества со странами Запада. Авторы впервые заявляют о необходимости формирования целостной концепции национальных интересов страны, защите России от внутренних и внешних угроз, показывают опасность дальнейшего снижения боеспособности армии, роста международного терроризма, слабости центральной власти [14, 17, 18, 22, 35].
В середине 1990-х гг. под влиянием господствовавшей либерально-демократической идеологии Кремль сменил установку СССР на завоевание и удержание военно-стратегического и военно-технического превосходства над условным противником на установку выполнения лишь самых важных локальных задач государственной обороны. В разработке политической стратегии руководство страны ориентировалось не столько на расширение влияния России в мире,
сколько на сохранение имевшегося потенциала, обеспечение территориальной целостности и безопасности границ.
Исследованием установлено, что представления о безопасности и защите национальных интересов Российской Федерации менялись по мере преодоления последствий общегосударственного кризиса переходной эпохи. Принятая в 1997 г. Концепция национальной безопасности стала первым документом, в котором намечалась целостная стратегия органов власти и гражданского общества в борьбе с новыми вызовами современности. Однако и она в полном объеме не выражала приоритетные государственные интересы России, была лишена амбиций, не рассматривала Россию как мощную державу, призванную играть особую роль в международных отношениях [34].
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в официальных документах Российской Федерации и выступлениях ее лидеров появляется тезис о завершении переходного периода в истории страны, что в целом соответствовало реальности. Новая Концепции национальной безопасности и утвержденная Президентом Военная доктрина Российской Федерации (2000 г.) были основаны на принципах политического прагматизма, деидеологизации международных отношений, разумном изоляционизме, вооруженном нейтралитете. После успешного завершения контртеррористической операции в Чечне удалось сохранить территориальную целостность России, обеспечить укрепление вертикали власти. Политический курс страны стал более предсказуемым, отличался последовательностью и ориентацией на устойчивое развитие. Значение теории национальной безопасности и концепций политической стабильности автор видит в том, что использование данных подходов предоставляет возможность рассматривать насильственные действия участников конфликтов в качестве источника угроз политической стабильности страны, а сами эти столкновения - как деструктивные и наносящие ущерб коренным национальным интересам по защите конституционного строя. Выявленные в исследованиях по политической стабильности общества базовые факторы сохранения мирных отношений и механизмы достижения согласия в социуме учитывались автором при определении превентивных мер, направленных на недопущение политической дестабилизации [41].
В период общегосударственного кризиса 1990-х гг. возможности Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности были значительно ослаблены. Стране требовалось время для восстановления утраченных экономических, политических, военно-стратегических и иных позиций в мире. Сказывались последствия экономического спада, социальной дифференциации, девальвации духовных ценностей общества, демографической и культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию.
Список литературы:
[1] Александров М.В. О концепции национальной безопасности нашей страны // Международная безопасность. М., 1992.
[2] Арбатов А. Безопасность России. М., 1999.
[3] Арбатов А.Г. Россия: национальная безопасность в 90-е годы // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 7.
[4] Белов Н.Г. Системные основы обеспечения национальной безопасности России // Безопасность. 1994. № 6.
[5] Быков О.Н. Национальная безопасность России (геополитические аспекты). М., 1997.
[6] Внешняя политика Российской Федерации. М.: «РОСПЭН», 2000.
[7] Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М.: Изд-во РАГС, 2002.
[8] Выборнов В.Я. Развитие и безопасность. Опыт стран Востока и России. М., 1997.
[9] Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997.
[10] Газета «Обострение». 1996.
[11] Гоц Е.В. К вопросу о понятии и основных способах защиты прав участников контрактной системы в Российской Федерации // Образование и право. 2017. № 7. С. 78-84
[12] Гоц Е.В. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России // Образование и право. 2016. № 10. С. 92-101.
[13] Дашичев В.И. Национальная безопасность России и экспансия НАТО. М., 1996.
[14] Дугин А.Г. Основы геополитики: Геополитическое будущее России. М., 1997.
[15] Евстафьев Д.Г. Ограниченные вооруженные конфликты и проблемы безопасности России. М., 1996.
[16] Егоров А.Г. О национальной безопасности и военно-политической стратегии государства // Социологические исследования. 1994. № 3.
[17] Жинкин И.Ю. Стратегия безопасности России: проблемы формирования понятийного аппарата. М., 1995.
[18] Загорский А. Военное сотрудничество стран СНГ // Экспорт обычных вооружений. 1997. № 8, 9.
[19] Ивашев Л.Г. Эволюция геополитического развития России: исторический опыт и уроки: Дисс. ... докт. историч. наук. М. 1999.
[20] Кокошин A.A. В поисках выхода: военно-политические аспекты международной безопасности. М., 1999.
[21] Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 1997. 26 декабря.
[22] Кортунов C.B. Разоружение и национальные идеи // Международная жизнь. 1996. № 7.
[23] Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. 1995. № 5.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
[24] Международная жизнь. 1994. № 10.
[25] Минеров Л. Приоритеты концепции национальной безопасности // Международная жизнь. 1997. № 10.
[26] Митрохин С. Политика государства и ценности общества // Политические исследования. 1997. № 1.
[27] Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. М., 1996.
[28] Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе. М., 1995.
[29] Прилепский В.В. Становление субъекта федерации в системе российских федеративных отношений (на примере Краснодарского края). Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005.
[30] Проэктор Д.М. Новые измерения российской политики безопасности на рубеже столетий. М., 1997
[31] Рогов С.М. Безопасность России в многополярном мире // Вестник Российской Академии наук. Т. 66. 1996. № 3.
[32] Российская Федерация: безопасность и военное сотрудничество. М., 1995.
[33] Россия в поисках стратегии безопасности: Проблемы безопасности, ограничения вооружений и миротворчества. М., 1996.
[34] Рыжов Ю. Стратегия безопасности страны // Армия и общество. М., 1990.
[35] Сердюков Д.Е. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: разработка, реализация, общественное восприятие: Дисс. ... канд. историч. наук. Астрахань, 2012.
[36] Синайский A.C. Геополитика и национальная безопасность России // Военная мысль. 1992. № 10.
[37] Сорокин К. Безопасность страны на пороге века // Коммунист. 1990. № 14.
[38] Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. М.: РОСПЭН, 1996.
[39] Тишков В.А. Стратегия противодействия экстремизму // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. М., 1999. № 23.
[40] Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
[41] Уткин А.И. Мировой порядок XXI в. М.,
2001.
[42] Фролов А.Н. Эффективность национальной безопасности на региональном уровне: критерии и механизмы политического обеспечения: Дисс. ... канд. полит. наук. Ростов-на-Дону, 2006.
Spisok literatury:
[1] Aleksandrov M.V O koncepcii nacional'noj bezopasnosti nashej strany' // Mezhdunarodnaya bezopasnost'. M., 1992.
[2] Arbatov A. Bezopasnost' Rossii. M., 1999.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
[3] Arbatov A.G. Rossiya: nacional'naya bezopasnost' v 90-e gody' // Mirovaya e'konomika i mezhdunarodny'e otnosheniya. 1994. № 7.
[4] Belov N.G. Sistemny'e osnovy' obespecheniya nacional'noj bezopasnosti Rossii // Bezopasnost'. 1994. № 6.
[5] By'kov O.N. Nacional'naya bezopasnost' Rossii (geopoliticheskie aspekty'). M., 1997.
[6] Vneshnyaya politika Rossijskoj Federacii. M.: «ROSPE'N», 2000.
[7] Vozzhenikov A.V Nacional'naya bezopasnost' Rossii: metodologiya issledovaniya i politika obespecheniya. M.: Izd-vo RAGS, 2002.
[8] Vy'bornov V.Ya. Razvitie i bezopasnost'. Opy't stran Vostoka i Rossii. M., 1997.
[9] Gadzhiev K.S. Geopolitika. M., 1997.
[10] Gazeta «Obostrenie». 1996.
[11] Goc E.V. K voprosu o ponyatii i osnovnyh sposobah zashchity prav uchastnikov kontraktnoj sistemy v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. 2017. № 7. S. 78-84.
[12] Goc E.V. Kontraktnaya sistema v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd v Rossii // Obrazovanie i pravo. 2016. № 10. S. 92-101.
[13] Dashichev V.I. Nacional'naya bezopasnost' Rossii i ehkspansiya NATO. M., 1996.
[14] Dugin A.G. Osnovy' geopolitiki: Geopolitich-eskoe budushhee Rossii. M., 1997.
[15] Evstaf'ev D.G. Ogranichenny'e vooruzhenny'e konflikty' i problemy' bezopasnosti Rossii. M., 1996.
[16] Egorov A.G. O nacional'noj bezopasnosti i voenno-politicheskoj strategii gosudarstva // Sociologich-eskie issledovaniya. 1994. № 3.
[17] Zhinkin I.Yu. Strategiya bezopasnosti Rossii: problemy' formirovaniya ponyatijnogo apparata. M., 1995.
[18] Zagorskij A. Voennoe sotrudnichestvo stran SNG // E'ksport oby'chny'x vooruzhenij. 1997. № 8, 9.
[19] Ivashev L.G. E'volyuciya geopoliticheskogo razvitiya Rossii: istoricheskij opy't i uroki: Diss. ... dokt. istorich. nauk. M. 1999.
[20] Kokoshin A.A. V poiskax vy'xoda: voen-no-politicheskie aspekty' mezhdunarodnoj bezopasnosti. M., 1999.
[21] Koncepciya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii // Rossijskaya gazeta. 1997. 26 dekabrya.
[22] Kortunov C.B. Razoruzhenie i nacional'ny'e idei // Mezhdunarodnaya zhizn'. 1996. № 7.
[23] Manilov B.L. Nacional'naya bezopasnost': cennosti, interesy' i celi // Voennaya my'sl'. 1995. № 5.
[24] Mezhdunarodnaya zhizn'. 1994. № 10.
[25] Minerov L. Prioritety' koncepcii nacional'noj bezopasnosti // Mezhdunarodnaya zhizn'. 1997. № 10.
[26] Mitroxin S. Politika gosudarstva i cennosti obshhestva // Politicheskie issledovaniya. 1997. № 1.
[27] Nauchny'e problemy' nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. M., 1996.
[28] Panarin A.C. Rossiya v civilizacionnom processe. M., 1995.
[29] Prilepskij V.V. Stanovlenie sub"ekta federacii v sisteme rossijskix federativny'x otnoshenij (na primere Krasnodarskogo kraya). Rostov n/D: Izd-vo SKNC VSh, 2005.
[30] Proe'ktor D.M. Novy'e izmereniya rossijskoj politiki bezopasnosti na rubezhe stoletij. M., 1997
[31] Rogov S.M. Bezopasnost' Rossii v mnogopoly-arnom mire // Vestnik Rossijskoj Akademii nauk. T. 66. 1996. № 3.
[32] Rossijskaya Federaciya: bezopasnost' i voen-noe sotrudnichestvo. M., 1995.
[33] Rossiya v poiskax strategii bezopasnosti: Prob-lemy' bezopasnosti, ogranicheniya vooruzhenij i mirot-vorchestva. M., 1996.
[34] Ry'zhov Yu. Strategiya bezopasnosti strany' // Armiya i obshhestvo. M., 1990.
[35] Serdyukov D.E. Koncepciya nacional'noj bezo-pasnosti Rossijskoj Federacii: razrabotka, realizaciya,
obshhestvennoe vospriyatie: Diss. ... kand. istorich. nauk. Astraxan', 2012.
[36] Sinajskij A.C. Geopolitika i nacional'naya bezopasnost' Rossii // Voennaya my'sl'. 1992. № 10.
[37] Sorokin K. Bezopasnost' strany' na poroge veka // Kommunist. 1990. № 14.
[38] Sorokin K.E'. Geopolitika sovremennosti i geo-strategiya Rossii. M.: ROSPE'N, 1996.
[39] Tishkov VA. Strategiya protivodejstviya e'ks-tremizmu // Set' e'tnologicheskogo monitoringa i rannego preduprezhdeniya konfliktov. M., 1999. № 23.
[40] Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2016. 2016. № 1 (chast' II). St. 212.
[41] Utkin A.I. Mirovoj poryadok XXI v. M., 2001.
[42] Frolov A.N. E'ffektivnost' nacional'noj bezopasnosti na regional'nom urovne: kriterii i mexanizmy' politicheskogo obespecheniya: Diss. . kand. polit. nauk. Rostov-na-Donu, 2006.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018