УДК 339.54
Трубицын Константин Викторович
ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет»
Россия, Самара
Старший преподаватель кафедры «Управление и системный анализ в теплоэнергетике»
E-Mail: tef-samgtu@yandex.ru
Атаманюк Олег Вячеславович
ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет»
Россия, Самара Студент
E-Mail: magianace@gmail.com
Обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации в условиях вступления во Всемирную торговую организацию
Аннотация: В статье рассмотрен подход по обеспечению энергетической
безопасности Российской Федерации в условиях её вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), показана высокая роль энергетики в современной России, а также её мощный энергетический потенциал. Энергетическая безопасность рассматривается как составляющая национальной безопасности, представленной в трактовках отечественных и зарубежных ученых. Представлены внешние и внутренние угрозы энергетической безопасности России. Проанализированы такие важные документы, характеризующие энергетическую безопасность России, как «Энергетическая стратегия - 2020» и «Доктрина энергетической безопасности». Рассмотрены различные аспекты при вступлении Российской Федерации в ВТО в контексте обеспечения ее энергетической безопасности. Помимо этого проанализированы преимущества и недостатки от вступления России во Всемирную торговую организацию. Дан анализ динамики физических объемов экспорта топливноэнергетических товаров России в страны дальнего зарубежья и СНГ. Показано, что главным вектором развития энергетической отрасли России в условиях членства во Всемирной торговой организации является достижение конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке за счет инвестирования доходов от экспорта энергии и энергоносителей в развитие других сфер хозяйственной деятельности в стране
Ключевые слова: Энергетика; национальная безопасность; энергетическая
безопасность; Энергетическая стратегия - 2020; доктрина энергетической безопасности; Всемирная торговая организация; таможенное дело.
Идентификационный номер статьи в журнале 75БУЫ613
Konstantin Trubitsyn
Samara State Technical University Samara, Russian Federation E-Mail: tef-samgtu@yandex.ru
Oleg Atamanyuk
Samara State Technical University Samara, Russian Federation E-Mail: magianace@gmail.com
Ensuring energy security of the Russian federation in terms of accession to the World Trade Organization
Abstract: This article describes an approach to ensure energy security of the Russian Federation in terms of its accession to the World Trade Organization (WTO), shows a high role of energy in modern Russia and its energy potential. Energy security is considered an integral part of national security, presented in the interpretation of national and international scientists. Are presented external and internal threats to the energy security of Russia. Analyzed such important documents describing Russia’s energy security as “Energy Strategy - 2020” and “The Doctrine of energy security”. Investigated various aspects when entering the Russian Federation to the WTO in the context of ensuring its energy security. In addition analyzed the advantages and disadvantages of Russia’s entry into the World Trade Organization. The analysis of the dynamics of the physical volume of exports of energy products of Russia to far abroad countries and the CIS. It is shown that the main vector of development of the energy sector in Russia in terms of membership in the World Trade Organization is the achievement the competitiveness of the Russian economy in the world market by investing revenues from exports of energy in the development of other spheres of economic activity in the country
Keywords: Energy; national security; energy security; Energy Strategy - 2020; The Doctrine of energy security; The World Trade Organization; customs.
Identification number of article 75EVN613
Высокую роль энергетики в современной России сложно переоценить. Энергетика - та отрасль, которая обеспечивает бесперебойное функционирование всех остальных отраслей экономики нашей страны. Отрасль обеспечивает 29% ВВП России, 49% дохода бюджетной системы и 64% всех валютных поступлений. При численности населения страны менее 2,5% от населения Земли геологические запасы ее энергоресурсов оцениваются величиной около 30% от суммарных мировых запасов. Прежде всего, это говорит о мощном энергетическом потенциале, которым обладает Российская Федерация.
В данной статье рассмотрим вопросы вступления России в ВТО в контексте обеспечения энергетической безопасности государства.
Понятие безопасности и национальной безопасности - достаточно многогранное и сложное. Так, разные авторы по-разному их трактуют (см. табл.).
Таблица
Понятие «национальная безопасность» в трактовках отечественных и зарубежных специалистов
Автор (источник) понятия Содержание понятия
Федеральный закон от 28.12.2010 г. №390-Ф3 «О безопасности» Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [1]
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. №537) Состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [2]
И.Л. Прохоренко (к.пол.н., вед. науч. сотрудник Отдела международнополитических проблем ИМЭМО РАН) Такое сочетание внутренних и внешних обстоятельств, воздействующих на жизнь государства, при котором отсутствуют угрозы критического характера и в то же время сохраняется полноценная способность государства адекватно реагировать на эти угрозы, коль скоро они возникнут [7]
Закон «О национальной безопасности» США (1947 г.) Условия функционирования государства, являющиеся результатом оборонных (защитных) мероприятий, которые повышают неуязвимость государства от враждебных актов извне или изнутри или других видов вмешательства [ 6]
Г. Моргентау (1904-1979)(американский политолог, ведущий теоретик США по внешнеполитическим вопросам) Безопасность граждан, общества и государства [6]
Различают следующие основные виды национальной безопасности (рис. 1).
Экономическая Экологическая
безопасность безопасность
л к о о
Энергетическая X о го Политическая
безопасность с о « безопасность
ш ю
к го
Демографическая X л с Оборонная (военная)
безопасность го X о безопасность
3" го X
Информационная Социальная
безопасность безопасность
Рис. 1. Основные виды национальной безопасности
Как видно из рис. 1, энергетическая безопасность государства - составляющая часть его национальной безопасности.
В Энергетической стратегии - 2020 (ЭС-2020) энергетическая безопасность
определена, как «стратегический ориентир государственной энергетической политики» [3], что делает необходимым формирование государственной нормативной базы для индикативной оценки результатов реализации данной составляющей энергетической политики.
Однако в стране по-прежнему отсутствует нормативная и правовая основы формирования условий обеспечения энергетической безопасности как России в целом, так и ее регионов (субъектов РФ). Не определены нормативы ни по номенклатуре, ни по пороговым значениям показателей индикаторов, формирующих условия энергетической безопасности, в том числе таких, как резервы мощности, обеспеченность добычи геологическими запасами углеводородов, износа основных производственных фондов и состояние строительных заделов в инвестиционноемких отраслях, критическая доля доминирующего энергоносителя в структуре топливно-энергетического баланса, соотношение роста ВВП (ВРП) и энергопотребления экономики, предельная доля налоговой нагрузки на предприятия ТЭК и другие. Эти нормативы должны иметь государственный законодательный статус и быть обязательными как для государства, так и для хозяйствующих субъектов соответствующих структур. Необходимы научные разработки и обоснования в настоящее время выполнены, однако их нормативное оформление в виде закона «Об энергетической безопасности» до настоящего времени отсутствует.
Энергетическая безопасность - это состояние защищённости страны, её граждан, общества, государства, экономики от угроз надёжному топливо- и энергообеспечению. Согласно Энергетической стратегии России до 2020 года, эти угрозы определяются как
внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны [3].
В Доктрине энергетической безопасности четко изложены основные угрозы энергетической безопасности России. Последние подразделяются на внутренние и внешние (рис. 2).
Основные угрозы энергетической безопасности России
Внутренние
1. Отсутствие мониторинга и прогноза природных катастроф, приводящих к нарушению ЭнБ.
2. Износ основных производственных фондов, увеличивающий риски возникновения аварий.
3. Чрезмерная зависимость от импорта технологий, в т.ч отсутствие достаточного (по объему, качеству, стоимости и сервисному обеспечению) отечественного энергомашиностроения.
4. Объективный и субъективный (коррупционный) рост стоимости капиталовложений и производственных издержек на поддержание и развитие энергетической базы, приводящей к неприемлемому росту тарифов для потребителей.
5. Излишняя централизация прав и ответственности у энергопоставщиков за надежность и безопасность энергоснабжения, приводящая к отсутствию необходимых, в т.ч. Аварийных источников питания у самих потребителей.
6. Отсутствие должного контроля за состоянием энергопоставок, в т.ч. за несанкционированным отбором и хищением энергоносителей.
7. Нескоординированность системы организационнотехнологического управления в энергетике на всех уровнях, повышающая риски каскадного развития аварий.
8. Отсутствие законченной системы нормативноправового обеспечения безопасного
функционирования и развития энергетических установок и систем типа ПУЭ и ПТЭ, обязательных для предприятий всех видов собственности.
Рис. 2. Внешние и внутренние угрозы энергетической безопасности России
Внешние угрозы энергетической безопасности принимают особую актуальность в контексте вступления России в ВТО.
Главным вектором развития энергетической отрасли России в условиях членства во Всемирной торговой организации является достижение конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке за счет инвестирования доходов от экспорта энергии и энергоносителей в развитие других сфер хозяйственной деятельности в стране.
Ежегодно удельный вес топливно-энергетических товаров, составляющих основу российского экспорта, в товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья растет. Так, к примеру, за последний год он вырос на 0,3% (2011 г. - 72,7%; 2012 г. - 73%).
Стоимостной объем топливно-энергетических товаров также неуклонно растет (в 2012 году на 2,6% по сравнению с 2011 годом), в то время как физический объем снижается (на 7,2%) [5].
Внешние
1. Стремление искусственно воспрепятствовать свободному транзиту и доступу российских энергоносителей на мировой рынок, а также доступу к новым энергетическим технологиям.
2. Неблагоприятная конъюнктура мирового нефтегазового рынка (ограничение спроса и цены) для российского энергетического экспорта (ЭнБ спроса).
3. Реальные и искусственно поддерживаемые климатические угрозы глобального потепления, снижающие спрос и накладывающие ограничения на использование российских углеводородных ресурсов.
4. Стремление под предлогом заботы о развитии энергосбережения в России к расширению сбыта на отечественные объекты энергосберегающего оборудования, не всегда соответствующего нашим возможностям и потребностям.
Динамика роста и спада физических объемов экспорта товаров топливноэнергетического комплекса в страны дальнего зарубежья и СНГ в 2012 г. по сравнению с 2011 г. показана на рис. 3 и рис. 4 соответственно.
В страны СНГ доля экспорта топливно-энергетических товаров в товарной структуре экспорта составила 55,4%, что на 0,1% больше, чем в 2011 году [9].
ш
о
г
о
ю
о
X
н
X
о
о
т
а
2
а
х
Виды ТЭР
Рис. 3. Динамика физических объемов экспорта топливно-энергетических товаров России в страны дальнего зарубежья
а
о
2
Ф
Ю
О
*
5
2
X
Р
о.
о
с
о
а
т
90,00%
80,00%
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
10 00о/Ка-М енный Уголь
78,80%
7,70%
Кокс
41,00%
Электроэнергия Нефтепродук
-4,80% Виды ТЭР
-5,00%
Рис. 4. Динамика физических объемов экспорта топливно-энергетических
товаров России в страны СНГ
Товарная структура импорта из стран СНГ менялась незначительно: удельный вес топливно-энергетических товаров снизился на 3,7% (2011 г. - 9,2%; 2012 г. - 5,5%). Стоимостной объём этой товарной группы в сравнении с 2011 годом пошёл на спад:
фактически снизился на 46,5%. Физический объём упал на 5,0%. Физические объёмы ввоза каменного угля и нефтепродуктов сократились соответственно на 9,6% и 73,5%, а электроэнергии увеличились на 240% (в 2,4 раза) [9].
Множество тезисов, ставивших под сомнение объективную потребность в членстве России в ВТО, а также возможные преимущества, которые наша страна может получить при этом, высказывались ещё до момента вступления в эту международную организацию. При существующей структуре экспорта и достаточном природном запасе топливноэнергетических ресурсов, наша страна гарантировала себе на многие годы вперёд наличие контрактов на экспорт ТЭР в страны, которые в них нуждаются.
Правительства большинства стран ещё до недавнего времени были уверены в том, что энергетический сектор чрезмерно важен, чтобы отдавать его в рыночную экономику. До сих пор не отлажено применение торгово-политического инструментария. “Серая зона” - именно таковой является энергетика для ВТО.
Однако сегодня ситуация меняется. И изменения эти происходят под воздействием таких факторов как глобальное потепление климата, глобализация общемировой конкуренции, диверсификация потребления энергоресурсов и др.
Начало нового раунда многосторонних торговых переговоров обозначило высокий интерес к “энергоуслугам”. В рамках МТП свои предложения по устранению барьеров в доступе на энергетический рынок высказали 8 членов ВТО, среди которых такие экономически развитые страны, как США, Япония, Канада, страны ЕС и т.д. [10].
Вместе с тем сегодня представляются невозможными требования к России в области либерализации энергетических услуг.
Экспортные (вывозные) таможенные пошлины России на некоторые виды энергоресурсов на 1 января 2013 г. представлены на рис. 5.
Рис. 5. Размер экспортных таможенных пошлин на различные виды энергоресурсов
1 - нефть; 2 - нефть Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения (льготная ставка); 3 - сверхвязкая нефть (ставка в размере 10% от пошлины на нефть); 4 - светлые и темные нефтепродукты (66% от пошлины на нефть)
Администрирование перемещения через таможенную границу Таможенного союза нефти, природного газа и нефтепродуктов обеспечило поступление в 2012 году в федеральный бюджет вывозных таможенных пошлин в размере 4053,4 млрд. рублей, что позволило выполнить в 2012 году контрольные показатели формирования федерального бюджета в части нефтегазовых доходов, администрируемых ФТС России, на 101,1 % [9].
Сегодня многое говорится о плюсах и минусах вступления России во Всемирную торговую организацию.
Так, к явным преимуществам относят:
• улучшение условий доступа на мировые рынки товаров, услуг и инвестиций;
• отпадает необходимость в десятках двусторонних международных договоров о торгово-экономическом сотрудничестве, которые нуждаются в периодической пролонгации, а иногда в пересмотре;
• наличие доступа к механизму ВТО по разрешению споров, связанных с дискриминацией в торговле;
• возможность отстаивания своих национальных интересов в рамках многосторонних торговых переговоров при разработке новых правил международной торговли;
• приток в страну инвестиций, дешевых и качественных товаров и услуг, развитие конкуренции на внутреннем рынке, что отвечает интересам потребителей [8].
Между тем членство России в ВТО повлечет неизбежные негативные последствия в экономике, например, связанные с существенным обострением конкуренции отечественных товаров и услуг с возрастающим потоком импортных.
Но, на наш взгляд, в контексте рассматриваемой темы, наиболее актуальным и существенным «минусом» от вступления в ВТО станет снижение и частичная отмена вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. И если отмену пошлин на «светлые» нефтепродукты можно только приветствовать, то отмена или даже снижение экспортных пошлин на газ, нефть и остальные нефтепродукты нанесет колоссальный ущерб национальной экономике России: доля таких пошлин от продажи последних составляет более 5% ВВП страны. С другой точки зрения, экспортные пошлины на нефтепродукты и соответствующие им защитные меры лишь усугубляют технологическую отсталость нашей страны, т.к. на некоторых российских нефтеперерабатывающих заводах глубина переработки нефти (7073%) не достигает параметров, характерных для развитых стран (90-95%) и даже стран СНГ (80%).
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 28.12.2010 г. №390-Ф3 «О безопасности» / справочноправовая система «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.base.consultant.ru/, огран. - Загл. с экрана.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. №537) / справочная система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.base.garant.ru/, огран. - Загл. с экрана.
3. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 г. №1234-р) / Доминанта-Энерджи [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.domenergy.ru/files/Files/strategy.pdf, своб. - Загл. с экрана.
4. Решение Комиссии Таможенного союза № 519 от 28.01.2011 «О некоторых вопросах перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом» / Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS23/Pages/R_519.aspx, своб. - Загл. с экрана.
5. Топливно-энергетический комплекс России: 2000-2007 гг.: справочно-
аналитический обзор. - М.: ИАЦ «Энергия», 2008. - 432 с.
6. Зеленков, М. Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации: монография / М. Ю. Зеленков. — М.: Юридический институт МИИТа, 2013.
7. Прохоренко, И.Л. Национальная безопасность и баланс сил / И.Л. Прохоренко // Баланс сил в мировой политике: теория и практика. - М.: 1993.
8. Зыбина, Е.В. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в условиях
вступления России во Всемирную торговую организацию / Е.В. Зыбина // Актуальные проблемы совершенствования теории и практики таможенного дела в условиях членства России во Всемирной торговой организации: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. - С. 165-170.
9. Федеральная таможенная служба: официальный сайт [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http: //www.customs.ru, своб. - Загл. с экрана.
10. «Энергетическая» проблематика в ВТО (тезисы к докладу Е.В. Данилова)
[электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.wto.m/monitor.asp?f=asisumit/danilova, своб. - Загл. с экрана.
Рецензенты: Гагаринская Галина Павловна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономика и управление организацией» Самарского государственного технического университета.
Лившиц Михаил Юрьевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление и системный анализ в теплоэнергетике» Самарского государственного технического университета.
REFERENCES
1. Federal'nyj zakon ot 28.12.2010 g. №390-FZ «O bezopasnosti» / spravochno-
pravovaja sistema «Konsul'tant-Pljus» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.base.consultant.ru/, ogran. - Zagl. s jekrana.
2. Strategija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda (utverzhdena
Ukazom Prezidenta RF ot 12.05.2009 g. №537) / spravochnaja sistema «Garant» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.base.garant.ru/, ogran. - Zagl. s jekrana.
3. Jenergeticheskaja strategija Rossii na period do 2020 goda (utverzhdena
rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 28.08.2003 g. №1234-r) / Dominanta-Jenerdzhi [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:
http://www.domenergy.ru/files/Files/strategy.pdf, svob. - Zagl. s jekrana.
4. Reshenie Komissii Tamozhennogo sojuza № 519 ot 28.01.2011 «O nekotoryh
voprosah peremeshhenija tovarov po linijam jelektroperedachi i truboprovodnym transportom» / Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS23/Pages/R_519.aspx, svob. - Zagl. s jekrana.
5. Toplivno-jenergeticheskij kompleks Rossii: 2000-2007 gg.: spravochno-analiticheskij obzor. - M.: IAC «Jenergija», 2008. - 432 s.
6. Zelenkov, M. Ju. Teoretiko-metodologicheskie problemy teorii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: monografija / M. Ju. Zelenkov. — M.: Juridicheskij institut MIITa, 2013.
7. Prohorenko, I.L. Nacional'naja bezopasnost' i balans sil / I.L. Prohorenko // Balans sil v mirovoj politike: teorija i praktika. - M.: 1993.
8. Zybina, E.V. Tamozhennoe regulirovanie v Tamozhennom sojuze v uslovijah
vstuplenija Rossii vo Vsemirnuju torgovuju organizaciju / E.V. Zybina // Aktual'nye problemy sovershenstvovanija teorii i praktiki tamozhennogo dela v uslovijah chlenstva Rossii vo Vsemirnoj torgovoj organizacii: sbornik materialov
Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - M.: Izd-vo Rossijskoj tamozhennoj akademii, 2013. - S. 165-170.
9. Federal'naja tamozhennaja sluzhba: oficial'nyj sajt [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http: //www.customs.ru, svob. - Zagl. s jekrana.
10. «Jenergeticheskaja» problematika v VTO (tezisy k dokladu E.V. Danilova)
[jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:
http://www.wto.ru/monitor.asp?f=asisumit/danilova, svob. - Zagl. s jekrana.