Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы деятельности государственных органов в системе обеспечения национальной безопасности ФРГ'

Конституционно-правовые основы деятельности государственных органов в системе обеспечения национальной безопасности ФРГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1177
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОЛИЦИЯ / РАЗВЕДКА / КОНТРРАЗВЕДКА / ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / FEDERAL LAWS / POLICE / INTELLIGENCE / COUNTERINTELLIGENCE / ARMED FORCES / CONSTITUTIONAL RIGHTS / TERRORIST THREAT / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кикоть-Глуходедова Татьяна Владимировна

В статье на основе анализа федерального законодательства рассматривается работа специальных служб, вооружённых сил и полиции ФРГ. Впервые вводятся в научный оборот нормативные правовые акты, являющиеся основой функционирования правоохранительной системы ФРГ, но не ставшие объектом подробного изучения российских юристов. Выявлены отдельные особенности, присущие законодательству этой страны в правоохранительной сфере, в частности, способствующие более эффективной организации взаимодействия названных органов и служб в целях защиты государственных институтов и граждан этой страны от внутренних и внешних угроз, предупреждения и расследования противозаконных действий. Во многом это достигается качеством работы законодателей, оперативно обеспечивающих правоохранительные органы качественным правовым инструментарием для обеспечения развития и надежного функционирования системы внутренней защищенности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кикоть-Глуходедова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL LAW FOUNDATIONS FOR THE OPERATION OF GOVERNMENT AGENCIES IN THE SYSTEM ENSURING THE NATIONAL SECURITYOF THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY

The operation of intelligence agencies, armed forces and police of the Federal Republic of Germany (FRG) based on the analysis of the federal laws is considered in the paper. Normative legal acts that are the basis for the functioning of FRG’s law enforcement system but did not become a subject for detailed study by Russian lawyers are introduced for the first time. Certain special features of the laws of this country in the law enforcement sphere are identified, in particular, those promoting to organise a more efficient interaction of the said agencies and services with a view to protection of the state institutions and citizens of this country against internal and external threats as well as to prevention and investigation of unlawful acts. This is achieved in large part by a high quality of work of the law-makers who promptly supply the law enforcement bodies with high-quality legal tools for ensuring the development and reliable functioning of the state internal protection system.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы деятельности государственных органов в системе обеспечения национальной безопасности ФРГ»

Конституционно-правовые основы деятельности

государственных органов в системе обеспечения национальной безопасности ФРГ

Кикоть-Глуходедова Т.В.*

Аннотация. В статье на основе анализа федерального законодательства рассматривается работа специальных служб, вооружённых сил и полиции ФРГ. Впервые вводятся в научный оборот нормативные правовые акты, являющиеся основой функционирования правоохранительной системы ФРГ, но не ставшие объектом подробного изучения российских юристов. Выявлены отдельные особенности, присущие законодательству этой страны в правоохранительной сфере, в частности, способствующие более эффективной организации взаимодействия названных органов и служб в целях защиты государственных институтов и граждан этой страны от внутренних и внешних угроз, предупреждения и расследования противозаконных действий. Во многом это достигается качеством работы законодателей, оперативно обеспечивающих правоохранительные органы качественным правовым инструментарием для обеспечения развития и надежного функционирования системы внутренней защищенности государства.

Ключевые слова: федеральное законодательство, полиция, разведка, контрразведка, вооружённые силы, конституционные права, террористическая угроза, предупреждение преступлений.

Существенной особенностью правового регулирования деятельности государственных органов, сил и средств, обеспечивающих национальную безопасность ФРГ, является подробная регламентация в конституциях этих государств всех вопросов, связанных с привлечением вооруженных сил и федеральных полицейских формирований к обеспечению как внешней, так и внутренней безопасности своих стран.

Ранее, в работе [1], мы достаточно подробно осветили все аспекты, связанные с деятельностью вооружённых сил и федеральных полицейских формирований ФРГ, их конституционными полномочиями по обеспечению национальной безопасности этих федеративных государств с парламентарной формой правления в условиях внешней или внутренней угрозы - по принятой у нас терминологии в условиях чрезвычайного или военного положения, а по терминологии германского и австрийского законодателя «в условиях состояния обороны или напряжённости».

Нами, в частности, были проанализированы 25 статей из 146 Основного закона ФРГ, по-свящённые этим вопросам1.

Поэтому сейчас, не повторяясь, мы осветим лишь те законодательные акты ФРГ и Австрийской Республики2, которые регламентируют работу специальных служб, вооружённых сил и полиции, но не были ещё по разным причинам объектом подробного изучения российских юристов. Многие из них мы вводим в научный оборот в России впервые.

При этом отметим - столь детальное регламентирование в конституциях полномочий вооружённых сил и полиции по обеспечению национальной безопасности ФРГ и Австрии, по

1 Основной Закон ФРГ. Конституции государств Европы. Издательство «Норма». М. , 2001. Т. 1. С. 580-636.

2 По Австрийской республике подготовлена отдельная статья, которая будет опубликована в следующем номере журнала «Мониторинг правоприменения» (Прим. Редакции)

* Кикоть-Глуходедова Татьяна Владимировна, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент, Российская Федерация, г. Москва.

E-mail: kgtv@yandex.ru

нашему мнению, обусловлено историческими особенностями развития государственности в этих странах после окончания Второй мировой войны и последствиями их недавнего (70 лет после фашизма) тоталитарного прошлого. Именно поэтому в основных законах ФРГ и Австрийской Республики столь подробно расписан порядок федерального вмешательства в дела субъектов федерации от внутреннего насилия и действия высших органов государственной власти при внешней военной угрозе.

Есть и ещё одна интересная особенность, закреплённая в законодательстве этих стран -при назначении парламентского расследования деятельности военнослужащих, полиции или спецслужб в специально создаваемый в этих целях парламентский комитет (в соответствии с Основным законом ФРГ и конституцией Австрийской Республики его члены имеют право запрашивать и обязаны получать в полном объёме от любого министерства любую информацию, касающуюся проверяемого вопроса) входят в одинаковом количестве, как депутаты - представители партии власти, так и депутаты - представители оппозиции.

Таким образом, по мнению автора, достигается двойной эффект: во-первых, исключается возможность спустить на тормозах парламентское расследование, если нарушения со стороны военных, спецслужб или полиции имели место, а во-вторых, общественное мнение с гораздо большим уважением отнесётся к результатам расследования, когда оно знает, что представители оппозиции имели равные полномочия и полностью контролировали его процесс.

ФРГ, являясь членом НАТО и Евросоюза, соответственно регламентирует свой блоковый статус в национальном законодательстве. Внешнюю разведку в ФРГ осуществляют две организации: политическую разведку осуществляет Федеральная Служба внешней разведки (Бундеснахрихтендинст (БНД) Bundesnachrichtendienst), а военную разведку и контрразведку - Служба военной разведки и контрразведки министерства обороны (МАД -Amt fur den Militärischen Abschirmdienst).

БНД создана официально в системе федеральных органов исполнительной власти ФРГ на основе закона от 1 апреля 1956 года - Gesetz uber den Bundesnachrichtendienst - (до этого с 1949 года западногерманская разведка под руководством гитлеровского генерала Гелена тайно работала под патронажем американского ЦРУ

незаконно - главным образом против СССР, ГДР и их союзников).

В настоящее время она действует на основе закона «О федеральной разведывательной службе» от 20 декабря 1990 года (с изменениями и дополнениями от 20 июня 2013 года) - Gesetz uber den Bundesnachrichtendienst. Закон состоит из 12 параграфов, в которых определены цели, функции и задачи службы, её место и роль в системе органов исполнительной власти страны -глава БНД подчиняется непосредственно главе правительства - Канцлеру3.

В соответствии с параграфом 1 закона Служба внешней разведки «осуществляет сбор сведений о зарубежных государствах, которые имеют значение для внешней политики и политики обеспечения безопасности ФРГ, а также иной значимой информации и даёт им оценку»4.

Указанный закон даёт БНД необходимые и достаточно широкие полномочия по получению нужной для правительства информации, в том числе и на сбор персональных данных (в том числе уже и на граждан ФРГ - в этом суть изменений 2013 года, как реакция германского законодателя на события, связанные с террористической деятельностью во всём мире Аль-Каиды и ИГИЛ). Кроме того, при определённых условиях, БНД имеет право на негласное получение сведений, содержащихся в частной или служебной переписке, как юридических, так и физических лиц, их телефонных переговорах, почтовых и телеграфных сообщениях, но специально в первом параграфе закона законодатель оговаривает, что «возложение на БНД задач полиции не допускается».

Поэтому, при получении за рубежом или на территории ФРГ информации о какой-либо противозаконной деятельности, совершаемой на территории страны и угрожающей её национальной безопасности (шпионаж, контрабанда или принадлежность к террористической организации и др.), БНД передаёт эту информацию в МВД. А уже его структурные подразделения, законодательно наделённые правом ведения по-

3 Bundesgesetzblatt(BGBl).IS.2954,2979;http://www. bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesanzeiger_

BGBl&jumpTo = bgbl190s2954.pdf#__

bgbl__%2F%2F*[%40attr_id%3D%27bgbl190s2954.

pdf%27]_1450272369570;

BGBl.IS.1938.http://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start. xav?startbk=Bundesanzeiger_BGBl&jumpTo=bgbl115s1938.

pdf#_bgbl__%2F%2F*[%40attr_id%3D%27bgbl115s1938.

pdf%27]_1450272405179

4 Ibid.

лицейской деятельности, совместно реализуют эту информацию. Как правило, это делает профильное подразделение федеральной полиции с органами контрразведки, но чаще всего - федерального ведомства уголовной полиции (БКА) или земельного ведомства уголовной полиции (ЛКА) совместно с сотрудниками федеральной или земельной контрразведки (БШФ или ЛШФ).

Именно сотрудники федеральной полиции, а также федерального или земельного ведомства уголовной полиции имеют право на арест подозреваемых в совершении преступления - сотрудники федеральной и земельной контрразведки (БШФ и ЛШФ), имея право на проведение расследования, а также на негласный сбор информации и документирование противоправной деятельности, не имеют права ареста.

Ещё одна разведывательная служба в системе исполнительных органов власти ФРГ

- Служба военной разведки и контрразведки (МАД) - полное название на немецком языке: «Amt fur den Militärischen Abschirmdienst», создана 13 января 1956 года.

В настоящее время её деятельность осуществляется в соответствии с законом от 20 декабря 1990 года (с изменениями и дополнениями от 20 июня 2013 года) «О службе военной разведки и контрразведки» - Gesetz uber den militärischen Abschirmdienst5. Он состоит из 14 параграфов. Как видим, законодатель в Германии в один и тот же день 2013 года обновил правовой инструментарий деятельности своих разведывательных органов (как политической разведки - БНД, так и военной - МАД), в условиях роста террористической угрозы.

Руководитель МАД (обязательно профессиональный военный) подчиняется непосредственно начальнику Генерального штаба министерства обороны ФРГ (также профессиональному военнослужащему), а тот в свою очередь

- министру обороны ФРГ (обязательно гражданскому лицу - представителю партии, победившей на выборах в бундестаг).

Полномочия, предоставленные МАД законом для ведения разведки (мы ниже приведём его частичный перевод) практически совпадают с полномочиями БНД в этой области. На МАД, также как и на БНД законом запрещается возлагать функции полиции. Отличие, но очень существенное, в одном - именно МАД в соответствии

5 BGBl. I S. 2954, 2977; BGBl. I S. 1938.

с законом осуществляет контрразведывательную деятельность в вооружённых силах ФРГ.

В соответствии с параграфом 1 закона ФРГ «О службе военной разведки и контрразведки» от 20 июня 2013 года (Gesetz uber den militarischen Abschirmdienst): «Задачами службы военной разведки и контрразведки Министерства обороны является сбор и оценка информации, в особенности сведений, сообщений и данных о: действиях, направленных против свободного, демократического конституционного порядка, целостности федерации или земли; угрожающей безопасности страны или секретной деятельности в интересах иностранного государства, если эти действия или деятельность направлены против лиц, подразделений и учреждений, действующих в сфере полномочий Министерства обороны, а также исходит или может исходить от лиц, обладающих полномочиями в этой сфере. Кроме того на службу военной разведки и контрразведки возлагается сбор и оценка информации, в особенности сведений, сообщений и данных о действиях лиц, осуществляющих полномочия в сфере обороны, направленных против конституционных прав граждан Германии, установленных в параграфе 26 Основного закона ФРГ»6.

В параграфе 2 закона говорится о том, что «Служба военной разведки и контрразведки осуществляет оценку безопасности служб и учреждений министерства обороны и служб и учреждений объединённых вооружённых сил и международных военных штаб-квартир, если ФРГ эти полномочия переданы по международному соглашению и оценка безопасности была передана МАД по согласованию Министерства обороны ФРГ с высшими органами власти земель». В этом же параграфе говорится о том, что МАД «осуществляет оценку информации о действиях и деятельности, направленной против служб и учреждений Министерства обороны, в том числе и тогда, когда она исходит или может исходить от лиц, не относящихся к министерству обороны»7.

В параграфе 3 закона говорится о том, что МАД «содействует проверке безопасности лиц,

6 http://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?start=%2F

%2F*[%40attr_id%3D%27bgbl107s0002.pdf%27]#__

bgbl__%2F%2F*[%40attr_id%3D%27bgbl190s2954.

pdf%27]_1450273466438

7 http://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?start=%2F

%2F*[%40attr_id%3D%27bgbl107s0002.pdf%27]#__

bgbl__%2F%2F*[%40attr_id%3D%27bgbl115s1938.

pdf%27]_1450273616090

относящихся или которые могут относиться к Министерству обороны, которым доверяются сведения и предметы, представляющие государственную тайну или которые получают доступ к ним или которые замещают должности в Министерстве обороны в сфере деятельности, связанной с государственной тайной; проведению технических мер безопасности в рамках полномочий Министерства обороны по защите сведений и предметов, представляющих государственную тайну, от несанкционированного доступа. Полномочия Службы военной разведки и контрразведки по содействию в проведении вышеуказанных мероприятий регулируются положениями Федерального закона ФРГ «О проверке безопасности» от 20.04.1994 года».

Параграф 4 закона гласит: «На Службу военной разведки и контрразведки запрещается возлагать функции полиции»8. Этим запретом парламентарии в Германии, отягощённые памятью о гестапо, подчёркивают свою демократичность, хотя и лукавят одновременно - ведь разведывательные службы у них законодательно наделены всеми необходимыми полномочиями на негласный сбор информации, в том числе и личного характера.

Тем не менее, немцы ставят в определённую зависимость (не допуская возможный произвол) деятельность разведки от контрразведки: политическая разведка - БНД за рубежом, а теперь уже и на территории ФРГ, собирает необходимую информацию по угрожающим безопасности ФРГ лицам и организациям, а реализует её после всесторонней проверки только контрразведка - БШФ и федеральное ведомство уголовной полиции (БКА), проводя аресты и осуществляя уголовное преследование в соответствии с законом. Служба военной разведки и контрразведки - МАД, собирает необходимую информацию, в первую очередь военного характера, как за рубежом, так и на территории ФРГ и осуществляет контрразведывательную деятельность в вооружённых силах ФРГ, но в случае обнаружения преступления (шпионажа и т.п.), арест подозреваемых и их уголовное преследование, после всесторонней проверки материалов, собранных МАД, будут осуществлять уже сотрудники военной полиции министерства обороны ФРГ -если подозреваемый военнослужащий, а если он гражданское лицо - то только совместно с сотрудниками БШФ и БКА.

8 Ibid.

Деятельность БНД и МАД в интересах обеспечения национальной безопасности ФРГ по понятным причинам освещается очень скупо, но тот факт, что Германия сумела избежать кровавых терактов на своей территории, таких, каких не сумели избежать американцы в 2001 году, испанцы в 2004 году, англичане в 2007 году и французы дважды в 2015 году, говорит сам за себя.

Основу федеральных полицейских сил ФРГ составляют подразделения федеральной полиции, созданные в соответствии с Федеральным законом от 01 ноября 1994 года (с изменениями и дополнениями от 20 октября 2015 года) «О федеральной полиции» - Gesetz uber die Bundespolizei - на базе подразделений федеральной погранохраны (ФПО) МВД9. Закон состоит из 4 разделов и 70 параграфов. Возглавляет эту разновидность федеральных полицейских сил полицай-президент (профессиональный полицейский), который подчиняется непосредственно министру внутренних дел ФРГ (политику, представляющему правящую партию, победившую на выборах в Бундестаг). Именно в структуре федеральной полиции функционирует знаменитая на весь мир группа антитеррора ГСГ-9.

В связи с обязательствами ФРГ, как члена Евросоюза, по открытию внутренних границ между странами-членами Евросоюза, была проведена реформа полиции - в соответствии с Федеральным законом от 01 ноября 1994 года (с изменениями и дополнениями от 20 октября 2015 года) «О федеральной полиции» была ликвидирована полиция министерства транспорта, как самостоятельная ведомственная структура, а подразделения федеральной погранохраны (ФПО) преобразовывались и на них возлагались новые группы задач (ниже мы приведём выдержки из этого закона).

Несмотря на Маастрихтские соглашения, по которым внутренние границы между странами Евросоюза становятся номинальными, сирийский кризис 2011-2015 годов и волна беженцев через Турцию в страны Евросоюза, а также теракты, совершённые 13 ноября 2015 года в Париже, заставили многие европейские страны, в том числе и ФРГ не только возобновить охрану границы, но и привлечь к этой охране все имеющиеся полицейские силы и даже армейские подразделения.

С учётом того обстоятельства, что полицейская деятельность в соответствии с Основным

9 BGBl. I S. 2978, 2979; BGBl. I S. 1722.

законом ФРГ это в большей степени компетенция земель, германский законодатель закрепил за федеральной полицией, кроме защиты границ и федеральных органов власти, обеспечение безопасности на железнодорожном и воздушном транспорте. При этом немцы нашли весьма оригинальный способ борьбы с возможными приписками в области повышения процента раскрываемости преступлений: фиксируют преступления, совершённые на транспорте (воздушном или железнодорожном) органы федеральной полиции, а раскрывают эти преступления земельные органы уголовной полиции (ЛКА), что исключает сокрытие преступлений от учёта.

Вот как сформулированы цели и задачи органов федеральной полиции в одноимённом законе ФРГ (с изменениями и дополнениями от 20 октября 2015 года):

«Параграф 1. Общие положения.

1. Федеральная полиция осуществляет руководство на федеральном уровне. Федеральная полиция входит в состав МВД.

2. Федеральная полиция выполняет задачи, установленные настоящим законом или возложенные на неё до 1.11.1994 года иным федеральным законом или во исполнение иного федерального закона.

3. В рамках своей компетенции федеральная полиция обеспечивает безопасность своих органов и подразделений от угроз, препятствующих выполнению возложенных задач. Обеспечение безопасности ограничивается учреждениями федеральной полиции и территорией, на которой эти учреждения находятся.

4. Защита личных прав осуществляется федеральной полицией в рамках своих задач только тогда, когда эти права не могут быть своевременно защищены в судебном порядке и без помощи федеральной полиции реализация этих прав невозможна или существенно усложняется.

5. Исполнение возложенных на федеральную полицию задач также включает предупреждение преступлений в соответствии с мерами, установленными настоящим законом.

6. Если при выполнении задач федеральная полиция затрагивает компетенцию иных органов или земель, то действия согласуются с уполномоченными органами. В случаях, не терпящих отлагательства, после применения необходимых мер федеральная полиция должна незамедлительно уведомить об этом уполномоченный орган.

7. В компетенцию полиции земель входит выполнение всех задач за исключением, установленных в п.3 настоящей статьи и параграфах 2-5 настоящего закона.

Параграф 2. Защита границ.

1. Федеральная полиция наделяется функцией по охране границы федерации (защита границ), если эти задачи не выполняются другой землёй собственными силами по согласованию с федерацией.

2. Защита границ включает в себя:

1. Полицейский контроль границы.

2. Полицейский контроль за пересечением границы, в том числе: проверка документов и удостоверений, на право пересечения границы; розыск; обеспечение безопасности.

3. Обеспечение защиты на сухопутной границе до 30 км вглубь и на морской границе до 50 км от угроз, которые могут принести ущерб безопасности границы...

Параграф 3. Полиция на железнодорожном транспорте.

1. Федеральная полиция осуществляет задачи по защите общественной безопасности и порядка на объектах железнодорожного транспорта федерального уровня от опасностей, которые угрожают пользователям, сооружениям и предприятиям железнодорожного транспорта или возникают на предприятиях железнодорожного транспорта или исходят от сооружений на железнодорожном транспорте.

2. Транспортные компании, за выполнение задач, изложенных в п.1 настоящего параграфа предоставляют федеральной полиции соответствующие льготы. МВД вправе по согласованию с министерством транспорта, строительства и градообразования устанавливать размер компенсации, который не может превышать 50% от общих затрат, затраченных на выполнение задач, установленных в п.1 настоящей статьи. При этом учитывается полученная прибыль и платёжеспособность транспортной компании.

Параграф 4. Безопасность на воздушном транспорте.

Федеральная полиция обеспечивает защиту от посягательств на безопасность воздушного движения в соответствии с параграфом 5 Федерального закона «О безопасности в воздушном пространстве», если это задачи федерального значения, что определяется п.3 параграфа 16

Федерального закона «О безопасности в воздушном пространстве».

Параграф 4 «а». Меры безопасности на борту воздушных судов.

Федеральная полиция может допускаться на борт самолётов германских авиаперевозчиков для обеспечения безопасности и порядка. Данное правило не распространяется на норму, указанную в п.1 параграфа 12 Федерального закона «О безопасности в воздушном пространстве». Применяемые меры должны быть направлены на обеспечение безопасности самолётов и пассажиров и применяются по согласованию с пилотом.

Параграф 5. Защита федеральных органов власти.

1. Федеральная полиция вправе защищать высшие органы власти и федеральные министерства от угроз, которые могут причинить вред исполнению возложенных на них задач, если они в ней нуждаются и имеется соглашение между МВД и соответствующей землёй, что обеспечить защиту невозможно иным способом. О передаче данной функции федеральной полиции принимает решение МВД. Принятое решение о передаче публикуется в федеральном бюллетене.

2. Федеральная полиция обеспечивает защиту в пределах территории, на которой расположены высшие органы власти и федеральные министерства».10

Кроме подразделений федеральной полиции крупной разновидностью федеральных полицейских сил, организационно входящих в состав МВД ФРГ является Бундескриминальамт (БКА) - Федеральное ведомство уголовной полиции. Его руководитель - профессиональный полицейский назначается министром внутренних дел и перед ним ответственен. В землях созданы земельные ведомства уголовной полиции. Их руководители - профессиональные полицейские назначаются министрами внутренних дел земли - представителями партии, победившей на выборах в земельный парламент.

Взаимоотношения между этими полицейскими органами регламентируются Законом о федеральном ведомстве уголовной полиции и

взаимодействии федерации и земель по вопросам криминальной полиции (BKAG - Gesetz über das Bundeskriminalamt und die Zusammenarbeit des Bundes und der Lander in kriminalpolizeilichen Angelegenheiten) от 1.08.1997 года (BGBl.I S. 1650)11 с последними изменениями и дополнениями от 31 августа 2015 года (BGBl.I S. 1474).12

Закон состоит из трёх разделов и 38 параграфов, где с немецкой педантичностью регламентируется взаимодействие федерального и земельных ведомств уголовной полиции. БКА оказывает всю необходимую помощь земельным ведомствам уголовной полиции (ЛКА) по их просьбе.

Аналогично организовано взаимодействие органов контрразведки и политической полиции, также входящих в состав МВД ФРГ - федеральных и земельных органов по защите (охране) конституции - БШФ и ЛШФ. Руководитель БШФ - профессиональный полицейский назначается на должность министром внутренних дел ФРГ и перед ним ответственен. Руководители земельных ведомств охраны конституции - также профессиональные полицейские, назначаются на должность министром внутренних дел земли. Их взаимоотношения детально регламентированы Федеральным законом от 20.12.1990 года (с изменениями и дополнениями от 20.06.2013) «О взаимодействии федерации и земель по вопросам защиты конституции и о Федеральном ведомстве охраны конституции» - Gesetz uber die Zusammenarbeit des Bundes und der Lander in Angelegenheiten des Verfassungsschutzes und uber das Bundesamt fur Verfassungsschutz. 13 Закон состоит из 4 разделов и 27 параграфов, где детально регламентированы все аспекты взаимодействия федерального

10 http://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk

=Bundesanzeiger_BGBl&jumpTo=bgbl194s2978.pdf#__

bgbl__%2F%2F*[%40attr_id%3D%27bgbl194s2978.

pdf%2 7]__14502 71335966;http://www.bgbl.de/

xaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesanzeiger_

BGBl&jumpTo = bgbl1 15s1722.pdf#__

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

bgbl__%2F%2F*[%40attr_id%3D%27bgbl115s1722.

pdf%27]_1450271514555.

11 http: //www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk

= Bundesanzeiger_BGBl&jumpTo=bgbl197s1650.pdf#__

bgbl__%2F%2F*[%40attr_id%3D%27bgbl197s1650.

pdf%27]_1450271804550.

12 http://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk

= Bundesanzeiger_BGBl&jumpTo=bgbl115s1474.pdf#__

bgbl__%2F%2F*[%40attr_id%3D%27bgbl115s1474.

pdf%27]_1450271860538

13 BGBL.(IS.2954,2970)http://www.bgbl.de/xaver /bgbl/start.xav?startbk=Bundesanzeiger_

BGBl&jumpTo = bgbl190s2954.pdf#__

bgbl__%2F%2F*[%40attr_id%3D%27bgbl190s2954.

pdf%27]_1450272844119; BGBL. (I S.1938) -http://www.

bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesanzeiger_ BGBl&jumpTo = bgbl115s1938.pdf#__ bgbl__%2F%2F*[%40attr_id%3D%27bgbl115s1938. pdf%27]_1450272882654.

и земельных ведомств по охране конституции в столь деликатной сфере, как контрразведка.

В этом законе дан для федерального ведомства защиты конституции и земельных ведомств защиты конституции необходимый правовой инструментарий для эффективной контрразведывательной работы, но у них отсутствует право ареста. Арест подозреваемых в совершении преступления лиц, разрабатываемых контрразведкой, может быть осуществлён только совместно с федеральной полицией или органами БКА или ЛКА.

О достаточно эффективной работе федерального ведомства по охране конституции и его земельных аналогов говорит не только отсутствие терактов на территории ФРГ, но и следующий факт: в 2014 году Конституционный суд ФРГ отказался признать экстремистской одну из партий ФРГ по той причине, что более половины членов её центрального органа оказались тайными агентами федерального ведомства по охране конституции и действовали по указанию её руководителей!

Ещё одна федеральная полицейская структура функционирует в составе министерства финансов ФРГ - это таможенная полиция (Zollkriminalamt). Она работает в соответствии с федеральным законом от 16.08.2002 года (с изменениями и дополнениями от 31.08.2015 года) «О таможенной полиции и таможенных органах по борьбе с контрабандой» - Gesetz uber das Zollkriminalamt und die Zollfahndungsamter.14 Этот закон состоит из 5 разделов и 47 параграфов. Он регламентирует работу таможенных органов в составе министерства финансов и определяет порядок их взаимодействия с поли-

цейскими органами МВД в сфере борьбы с экономическими преступлениями.

Ещё одним важным подразделением полицейских сил ФРГ является полиция бундестага

- она не упоминается в работах отечественных авторов вообще из-за своей малой численности

- чуть более 200 человек. Между тем эта полицейская структура осуществляет охрану здания нижней палаты парламента ФРГ и обеспечивает безопасность парламентариев при работе в нём. Полиция при Бундестаге (Polizei beim Deutschen Bundestag) создана 01.04.1950 года. В настоящее время функционирует в соответствии с законом о полиции (Gesetz über die Bundespolizei) от 01.11.1994 (с изменениями и дополнениями от 20.10.2015).

Эта полицейская структура не входит в состав МВД ФРГ, а является составной частью аппарата обеспечения деятельности нижней палаты парламента ФРГ и прямо подчиняется спикеру нижней палаты парламента (Бундестага) на правах его структурного подразделения

- реферата (наш аналог отдела). Непосредственно руководит работой полиции Бундестага начальник реферата ZR-3 - сотрудник аппарата по обеспечению работы парламента, который подчиняется спикеру нижней палаты - президенту Бундестага и выполняет все его указания.

Завершая рассмотрение правовых основ деятельности органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности ФРГ и Австрийской Республики следует отметить, что этот компонент СОНБ в полном объёме выполняет возложенные на него задачи15.

Литература

1. Кикоть-Глуходедова Т.В. Теоретические проблемы обеспечения национальной безопасности современного демократического государства. М., 2015.

14 BGBl.IS.3202-http://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesanzeiger_BGBl&start=//*%255B@attr_

id=%27bgbl113s2178.pdf%27%255D#__bgbl__%2F%2F*[%40attr_id%3D%27bgbl102s3202.pdf%27]__1450273961717;

BGBl. I S. 2178-http://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesanzeiger_BGBl&start=//*%255B@attr_ id=%27bgbl113s2178.pdf%27%255D#_bgbl_%2F%2F*[%40attr_id%3D%27bgbl115s2178.pdf%27]_1450274073793.

15 В 2014-2015 гг. в ФРГ закрыто 5 тюрем, а в Австрии численность осуждённых к лишению свободы сократилась за прошедшие 5 лет почти на 25% - с 20000 человек в 2010 году до 15437 человек в 2015 году.

Constitutional law foundations for the operation of government

agencies in the system ensuring the national security

of the Federal Republic of Germany

Tat'iana Kikot'-Glukhodedova, Ph.D. in Law, Associate Professor at the Department of Constitutional and Municipal Law of Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, Moscow. E-mail: kgtv@yandex.ru

Abstract. The operation of intelligence agencies, armed forces and police of the Federal Republic of Germany (FRG) based on the analysis of the federal laws is considered in the paper. Normative legal acts that are the basis for the functioning of FRG's law enforcement system but did not become a subject for detailed study by Russian lawyers are introduced for the first time. Certain special features of the laws of this country in the law enforcement sphere are identified, in particular, those promoting to organise a more efficient interaction of the said agencies and services with a view to protection of the state institutions and citizens of this country against internal and external threats as well as to prevention and investigation of unlawful acts. This is achieved in large part by a high quality of work of the law-makers who promptly supply the law enforcement bodies with high-quality legal tools for ensuring the development and reliable functioning of the state internal protection system.

Keywords: federal laws, police, intelligence, counterintelligence, armed forces, constitutional rights, terrorist threat, crime prevention.

References

1. Kikot'-Glukhodedova T.V. Teoreticheskie problemy obespecheniia natsional'noi bezopasnosti sovremennogo demokraticheskogo gosudarstva, M., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.