УДК 342.15
Конституционно-правовые гарантии устойчивого территориального развития
М.С. Шайхуллин
Уфимский юридический институт МВД России,
Уфа, Российская Федерация
Аннотация. В статье анализируется внутренний потенциал конституционно-правовых гарантий устойчивого территориального развития. Автор отмечает, что они необходимы для территориального развития страны, обеспечения высокого уровня жизни населения, сохранения культурной идентичности народов, проживающих в Российской Федерации, реализации всего спектра возможностей для воспитания молодого поколения, формирования сильного государства. Анализируются положения федерального законодательства и Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года.
Ключевые слова: конституционно-правовые гарантии, устойчивость развития территорий, гарантии резидентов, комплексное развитие территорий.
Для цитирования: Шайхуллин М.С. Конституционно-правовые гарантии устойчивого территориального развития // Право и государственность. 2024. № 2 (3). С. 32-36.
Constitutional and legal guarantees of sustainable territorial development
M.S. Shaikhullin
Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Ufa, Russian Federation
Abstract. The article analyzes the internal potential of constitutional and legal guarantees of sustainable territorial development. The author notes that it is necessary for the territorial development of the country in order to ensure a high standard of living of the population, preserve the cultural identity of the peoples living in the Russian Federation, and realize the full range of opportunities for educating the young generation and forming a strong state. The provisions of federal legislation and the Strategy for the Sustainable Development of Rural Areas of the Russian Federation for the Period up to 2030 are analyzed.
Keywords: constitutional and legal guarantees, sustainability of the development of territories, guarantees of residents, integrated development of territories.
For citation: Shaikhullin M.S. Constitutional and legal guarantees of sustainable territorial development // Law and statehood. 2024. № 2 (3). P. 32-36.
В настоящее время важнейшим направлением правового регулирования в сфере социального и экономического функционирования страны является область развития территорий, правовой режим которых является весьма разнообразным. Конституция Российской Федерации1 содержит достаточно объемный потенциал конституционных гарантий, направленных на обеспечение реализации прав, свобод и законных интересов участников государственно-правовых
отношений, их охраны и защиты в случаях, когда в этом возникает необходимость. В соответствии с пунктом «б» статьи 71 Конституции Российской Федерации федеративное устройство и территория Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Это означает, что в области устойчивого территориального развития задействованы конституционно-правовые гарантии, синергетически взаимосвязанные с возможностями государственного аппа-
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 1. Ст. 4392.
Law and statehood № 2 (3) 2024
рата управления, включая инструменты правового воздействия со стороны высших органов государственной власти, прежде всего необходимые для защиты территорий. Для устойчивого территориального развития важны гарантии взаимодействия органов публичной власти [1, с. 34], высокая степень ответственности за исполнение проектов территориального развития [2, с. 40].
Конституционно-правовые гарантии необходимы для территориального развития страны, обеспечения высокого уровня жизни населения, сохранения культурной идентичности народов, проживающих в Российской Федерации, реализации всего спектра возможностей для воспитания молодого поколения, формирования сильного государства. Вместе с тем следует констатировать, что «территориальное развитие» и «устойчивое территориальное развитие» - не совсем идентичные категории. Причем в нормативных правовых актах отсутствует единая точка зрения законодателя на вопрос о том, что такое территориальное развитие. Возможно, это и правильно, т. к. территориальное развитие включает в себя много компонентов, обусловленных этой областью регулирования общественных отношений. В таком развитии задействованы специальные субъекты [3, с. 45] конституционно-правовых отношений с неодинаковым объемом правомочий и полномочий. В частности, Федеральный закон от 3 декабря 2011 года № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 (далее - Федеральный закон № 392) закрепляет территориальное развитие Российской Федерации с позиции его зонирования. Оно может быть градостроительным комплексным, опережающим, рассматриваться с позиции пространственной организации экономики, социальной и муниципальной демократической составляющих государства, контролироваться различными субъектами государственной власти [4, с. 54]. В этом плане область научного приложения ин-
ститута территориального развития весьма многоаспектна и обладает высокой степенью актуальности.
Если исходить из положений Федерального закона № 392, то территориальное развитие предполагает, что на специально выделенной части территории субъекта Российской Федерации будут действовать так называемые резиденты, т. е. юридические лица или индивидуальные предприниматели, для которых предоставляются меры государственной поддержки с целью того, чтобы предприниматели посредством капиталовложений ускоряли темпы социально-экономического развития региона. Таким образом, согласно смыслу частей 1 и 5 статьи 2 Федерального закона № 392, цель создания зон территориального развития - ускорение темпов социально-экономического развития регионов за счет привлечения инвестиций. Между тем устойчивое развитие территорий - это следующий этап деятельности резидентов экономических зон, поскольку прежде чем перейти к устойчивости развития, необходимо это развитие обеспечить, т. е. создать необходимые благоприятные условия для резидентов. Почему мы поставили вопрос о территориальном развитии в ключе конституционно-правовых гарантий? Дело в том, что если для развития территории субъекта Федерации привлекать производственные силы крупного и среднего бизнеса, то у резидентов неминуемо возникнут вопросы о правовых и материальных гарантиях их деятельности, даже в случае завершения проектов, направленных на ускорение темпов социально-экономического развития. При этом любые гарантии, имеющиеся в федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах, договорах, производны от конституционных гарантий, которые в Основном законе закреплены в достаточном количестве. Другое дело - всегда ли нормативно-правовые гарантии гармонизированы с конституционными? На этот вопрос нельзя ответить однозначно.
Развитие законодательства настолько
1 О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ (ред. от 13 июня 2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49 (ч. V). Ст. 7070.
динамично, что у субъектов экономической деятельности резонно возникают следующие вопросы: «Не поменяется ли система?», «Сохранится ли объем льгот?», «Почему некоторые категории в законе меняются, с чем это связано?», «Не повлияют ли правовые новации на капиталовложения?» и др. А уполномоченные за работу с инвесторами могут ответить: в соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Часть 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации гарантирует субъектам экономической деятельности защиту от монополизации и недобросовестной конкуренции. Насколько разработанными являются гарантии резидентов экономических зон в случае, когда руководитель региона уходит в отставку и на его место приходит новый? Ответственность за исполнение проектов территориального развития может рассматриваться в ключе персональной (позитивной) ответственности [5, с. 65] руководителя региона. Если проект поддерживается за счет межбюджетных трансфертов, то такие гарантии сразу же найдутся. Одна из наиболее эффективных гарантий исполнения проектов развития территорий - юридические инструменты, находящиеся в арсенале прав Президента Российской Федерации, предусмотренных статьей 85 Конституции Российской Федерации.
С 2015 года действует Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года № 151-р1. Согласно этой концепции под указанным понятием имеется в виду стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель. Однако последние изменения градостроительного за-
конодательства исключают «устойчивость» и заменяют эту категорию «комплексным» развитием территорий. При этом «устойчивость» в аспекте конституционной экономики, как представляется, исходит из положения статьи 75.1 Конституции Российской Федерации, согласно которой в России создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан [6, с. 59], поскольку последнее есть следствие эффективного экономического роста. О комплексном характере в Конституции Российской Федерации ничего не сказано, тогда как комплексный подход закреплялся в статьях 16, 21, 77, 83, 147 Конституции СССР 1977 года. Отсюда представители бизнес-сообщества задаются вопросом: «Во что вкладывать финансовые активы - в устойчивость или в комплексность?». Устойчивость - сама по себе гарантия от всевозможных и частных изменений правового регулирования, тогда как комплексный характер развития территорий обусловливает необходимость финансирования не одного, а сразу нескольких направлений, что по объективным причинам может не устраивать резидента экономической зоны по причине необходимости обслуживания объектов, не приносящих прибыль.
В Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года сказано, что развитие сельских территорий сегодня происходит крайне неравномерно. Это и понятно. После распада СССР совместные и коллективные хозяйства пришли в упадок. Бывшее некогда государственным имущество либо перешло в частную собственность, либо, не поставленное на баланс муниципальных образований, до сих пор остается бесхозяйным, несмотря на быстрый рост освоения территорий (однако только возле крупных городов). В основном развитие территорий сводится к тому, чтобы благодатные когда-то земли застроить частными домами, многоквартирными строениями или возвести на них крупные объекты реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Концеп-
1 Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р (с изменениями на 13 января 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 6. Ст. 1014.
Law and statehood № 2 (3) 2024
цию развития сельских территорий все еще не удается сформировать таким образом, чтобы обусловить динамичный рост агропромышленного комплекса, который, в свою очередь, создаст условия для устойчивости качества жизни, поскольку такое качество постоянно меняется; комфортного проживания, поскольку такой комфорт обусловлен двумя важными компонентами:
а) возможностью иметь собственное жилье;
б) иметь работу рядом с домом, а не в тысячах километрах от места постоянного проживания. Высокая степень миграции сельского населения, его отток в крупные города урбанизирует страну, делает невозможным развитие территорий в удаленных местностях, что гарантированно приведет к негативным последствиям в будущем.
Развитие территорий осложняется постоянным ростом цен на горюче-смазочные материалы, столь необходимые для агропромышленного комплекса. Экономисты называют шокирующим наблюдающийся в последние недели 2 квартала 2024 года рост цен на топливо в рознице, а посему считают неустойчивой текущую ситуацию с ценами на указанные материалы [7, с. 2]. Если цены на топливо растут 20 биржевых сессий подряд, можем ли
мы добиться устойчивости в территориальном развитии, особенно на селе? Если ответить на данный вопрос в положительном аспекте, то следует согласиться с самими оптимистичными прогнозами без учета реальностей развития общественных отношений и вызовов современности. Конечно же, рассчитывать на устойчивость в территориальном развитии - весьма опрометчиво, поскольку в аспекте развития территорий возможно говорить скорее не об устойчивости, а о динамике территориального развития, ибо изменения всегда связаны с новациями. Вместе с тем новации, в том числе правовые, не должны нарушать основные права и свободы человека и гражданина. И хотя постоянные изменения в различных отраслях законодательства связаны с продолжением курса на развитие страны, все же они должны быть обусловлены интересами в повышении качества жизни населения. Одним из индикаторов устойчивого территориального развития должен быть показатель удовлетворенности населения качеством жизни. Если же такой удовлетворенности нет или она минимальна, то органы публичной власти должны создавать все необходимые условия для развития территорий городских и сельских поселений.
Список литературы
1. Ермолаев В.О. Взаимодействие государственной власти и местного самоуправления: характеристика, основы, особенности // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 33-38.
2. Лихачев А.С. Изменение конституционной модели местного самоуправления: тридцатилетний опыт // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 39-43.
3. Каримов А.С. К вопросу о совершенствовании правового регулирования парламентского контроля: прошлое и настоящее // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 44-48.
4. Набаталиев Д.И. О некоторых вопросах контрольной деятельности законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 53-57.
5. Головченко Ю.Р. Характеристика конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 63-67.
6. Булатова З.А. Социальные нормы в системе источников конституционного права // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 58-62.
7. Биржевые цены на бензин растут 20 сессий подряд // Независимая газета. 2024. 4 июля.
References
1. Ermolaev V.O. Vzaimodejstvie gosudarstvennoj vlasti i mestnogo samoupravleniya: harakteristika, osnovy, osobennosti // Pravo i gosudarstvennost'. 2024. № 1 (2). S. 33-38.
2. Lihachev A.S. Izmenenie konstitucionnoj modeli mestnogo samoupravleniya: tri-dcatiletnij opyt // Pravo i gosudarstvennost'. 2024. № 1 (2). S. 39-43.
3. Karimov A.S. K voprosu o sovershenstvovanii pravovogo regulirovaniya parlament-skogo kontrolya: proshloe i nastoyashchee // Pravo i gosudarstvennost'. 2024. № 1 (2). S. 44-48.
4. Nabataliev D.I. O nekotoryh voprosah kontrol'noj deyatel'nosti zakonodatel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub»ektov Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvennost'. 2024. № 1 (2). S. 53-57.
5. Golovchenko YU.R. Harakteristika konstitucionno-pravovoj otvetstvennosti su"bektov Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvennost'. 2024. № 1 (2). S. 63-67.
6. Bulatova Z.A. Social'nye normy v sisteme istochnikov konstitucionnogo prava // Pravo i gosudarstvennost'. 2024. № 1 (2). S. 58-62.
7. Birzhevye ceny na benzin rastut 20 sessij podryad // Nezavisimaya gazeta. 2024. 4 iyulya.
Информация об авторе (авторах): Шайхуллин Марат Селирович, профессор кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД России (450103, Россия, Уфа, ул. Муксинова, 2), доктор юридических наук, доцент.
Information about the author(s): Shaikhullin Marat Selirovich, Professor, Department of Criminal Law and Criminology, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, (450103, Russia, Ufa, Muksinova St., 2), Doctor of Law, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 18.06.2024; одобрена после рецензирования 04.07.2024; принята к публикации 15.07.2024.
The article was submitted to the editorial office of the 18.06.2024; approved after 04.07.2024 review; accepted for publication 15.07.2024.