Научная статья на тему 'Конституционно-правовые функции и статус Счетной палаты Российской Федерации'

Конституционно-правовые функции и статус Счетной палаты Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1560
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЗАДАЧИ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС / КОНТРОЛЬ / ПРИНЦИПЫ / СТРАТЕГИИ / ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цапина Татьяна Александровна

В статье рассматривается правовой статус Счетной палаты Российской Федерации в современных условиях. Особое внимание уделяется анализу функционального назначения Счетной палаты РФ как института конституционного контроля. Автором рассматриваются задачи и функции Счетной палаты как основного структурного элемента системы финансового контроля за формированием доходов федерального бюджета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FUNCTIONS AND STATUS OF THE ACCOUNTS CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article examines the legal status of the Accounts Chamber of the Russian Federation in modern conditions. Particular attention is paid to the analysis of the functional purpose of the Accounts Chamber of the Russian Federation as an institution of constitutional control. The author considers the objectives and functions of the Accounting Chamber as the main structural element of the system of financial control over the formation of the federal budget.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые функции и статус Счетной палаты Российской Федерации»

Бизнес в законе

22015

5. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

5.1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФУНКЦИИ И СТАТУС СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Цапина Татьяна Александровна, аспирант Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

reglem@yandex.ru

Аннотация: в статье рассматривается правовой статус Счетной палаты Российской Федерации в современных условиях. Особое внимание уделяется анализу функционального назначения Счетной палаты РФ как института конституционного контроля. Автором рассматриваются задачи и функции Счетной палаты как основного структурного элемента системы финансового контроля за формированием доходов федерального бюджета

Ключевые слова: государство, задачи, конституционный статус, контроль, принципы, стратегии, функции

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FUNCTIONS AND STATUS OF THE ACCOUNTS CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Tsapina Tatyana A., postgruade student

Study place: The Russian President Academy of National

Economy and Public Administration

reglem@yandex.ru

Annotation: This article examines the legal status of the Accounts Chamber of the Russian Federation in modern conditions. Particular attention is paid to the analysis of the functional purpose of the Accounts Chamber of the Russian Federation as an institution of constitutional control. The author considers the objectives and functions of the Accounting Chamber as the main structural element of the system of financial control over the formation of the federal budget.

Keywords: state, problems, constitutional status, control, principles, strategies, functions

Эффективное исполнение государственного бюджета обеспечивается, в первую очередь, соблюдением бюджетно-финансового законодательства как распорядителями бюджетных средств, так и их адресатами. Особую роль в этом играет осуществляемый государством финансовый контроль не только за правильным распределением бюджетных средств, но и за правомерным, целевым и эффективным использованием получателями ресурсов.

Задачи и функции, возложенные действующим законодательством на Счетную палату Российской Федерации, делают ее одним из ключевых элементов системы общественного контроля за расходованием национальных ресурсов, а также инструментом согласования краткосрочных социально-экономических решений, дающих «быстрый эффект», с долгосрочными интересами общества и стратегическими целями общественного развития. Этим определяется миссия Счетной палаты и стратегия ее деятельности [6].

В основе конституционного статуса Счетной палаты Российской Федерации лежат конституционные принципы правового, социального, федеративного государства, разделения органов государственной власти на законодательную исполнительную и судебную власть, признания прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью государства, а также признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Статус указывают на ту роль, которую играет Счетная палата Российской Федерации в системе органов конституционного контроля, а также в системе органов государственного финансового контроля [2].

В Конституции Российской Федерации (ст. 101) в качестве основной и единственной функции Счетной палаты названо осуществление контроля за исполнением федерального бюджета. В Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации» функция контроля этого органа представлена совокупностью контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической (оценочной) и информационной функций.

Согласно закону Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

В Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации «О государственном финансовом контроле», Федеральном законе «Бюджетный кодекс Российской Федерации» и др. правовых актах страны представлен широкий круг полномочий, связанный с деятельностью и статусом Счетной палаты Российской Федерации. В то же время он нуждается в существенном уточнении на основе мирового опыта конституционно-правового обеспечения функционирования подобного института.

За рубежом аналогом Счетной палаты Российской Федерации являются такие контрольные органы как: Счетная палата Австрии, Германии, Испании, Франции; Генеральное отчетное управление США; Офис генерального аудита Канады, Швеции; Комитет государственной отчетности Великобритании; Счетный суд Бразилии, Румынии, Португалии, Турции и др.

Как показывает зарубежный опыт, в соответствии с законодательно закрепленным статусом, на данные органы конституционного, внешнего финансового контроля возлагается ответственность за аудит государственных финансов (доходов и расходов), за обеспечение финансовой безупречности и подотчетности государственной системы.

В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. К основным задачам Счетной палаты Российской Федерации относятся:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Цапина Т. А.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФУНКЦИИ И СТАТУС СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;

- контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Конституционный статус Счетной палаты Российской Федерации определен тем, что основной целью парламентского финансового контроля является не только обеспечение сохранности бюджетных средств, их целевое и эффективное использование, достижение высокого уровня бюджетной дисциплины, но и создание эффективной системы бюджетного финансирования, вскрытие отклонений от принятых стандартов, нарушений принципов законности, эффективности, целесообразности, экономного расходования средств.

Функциональное назначение Счетной палаты РФ как органа конституционного контроля - обеспечение успешной реализации финансовой политики государства в сфере формирования и эффективного использования государственных финансовых ресурсов.

Содержание конституционного контроля Счетной палаты Российской Федерации детально определено Бюджетным кодексом РФ. В целом из совокупности нормативных правовых актов следует, что к общим целям финансового контроля относятся обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального бюджета, экономия средств его расходной части, сокращение количества и объемов правонарушений в бюджетной сфере.

Реализация конституционных функций Счетной палаты РФ связана с совершенствованием правового обеспечения современных методов проверки, конституционного аудита, анализа и оценки эффективности исполнения бюджета [1].

Наряду со статусом Счетной палаты Российской Федерации федеральным законодательством должен быть определен статус региональных и муниципальных счетных палат. На федеральном уровне требуется законодательно закрепить создание органов (отделений) Счетной палаты РФ в федеральных округах, по опыту их организации в Канаде.

Необходимо законодательное закрепление порядка взаимодействия различных органов финансового контроля с целью исключения дублирования их функций, расширение информационного обмена между разными уровнями системы внешнего финансового контроля.

Список литературы:

1. Агапцов С.А. Роль Счетной палаты России в контроле за формированием доходов федерального бюджета // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. -2008. - № 8.

2. Минева О.К., Войнов И.В., Сафрыгин Ю.В., Храмова Т.М. Счетная палата Российской Федерации как главный субъект государственного аудита // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 4 (41).

3. Орлов В.А. Отдельные вопросы совершенствования финансового контроля в России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 6 (37).

4. Рик Т. Счетная палата Российской Федерации как конституционный орган государственного аудита: гарантии правового статуса // Коллегия. - 2007. - № 7/8.

5. Ялбулганов А.А. Законодательная реформа государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Реформы и право. 2013. № 4.

6. http://www.ach.gov.ru/about/

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Цапиной Т.А. «Конституционно-правовые функции и статус Счетной палатой Российской Федерации» В своей статье Цапина Т.А. дает подробный анализ деятельности Счетной палаты Российской Федерации в современных условиях. Автором рассматриваются задачи и функции Счетной палаты как основного структурного элемента системы финансового контроля за формированием доходов федерального бюджета.

Обращение к данной проблеме является, безусловно, актуальной и своевременной, так как конституционно-правовой статус указывает на ту роль, которую играет Счетная палата Российской Федерации в системе органов конституционного контроля, а также в системе органов государственного финансового контроля.

Автор приходит к выводу о необходимости законодательного закрепления порядка взаимодействия различных органов финансового контроля с целью исключения дублирования их функций; расширения информационного обмена между разными уровнями системы внешнего финансового контроля.

Содержание статьи логически взаимосвязано. Она выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации в научном издании.

Кандидат юридических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых

Г.Н. Щедролюбова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.