Научная статья на тему 'Счетная палата Российской Федерации в системе органов конституционного контроля в Российской Федерации'

Счетная палата Российской Федерации в системе органов конституционного контроля в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1030
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС / КОНТРОЛЬ / ПРИНЦИПЫ / ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цапина Татьяна Александровна

В статье рассматривается правовой статус Счетной палаты Российской Федерации в современных условиях. Особое внимание уделяется анализу функционального назначения Счетной палаты РФ как института конституционного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTS CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF CONSTITUTIONAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article legal status of Accounts Chamber of the Russian Federation in modern conditions is considered. The special attention is paid to the analysis of a functional purpose of Accounts Chamber of the Russian Federation as institute of the constitutional control.

Текст научной работы на тему «Счетная палата Российской Федерации в системе органов конституционного контроля в Российской Федерации»

УДК 342.5

Т.А. Цапина

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается правовой статус Счетной палаты Российской Федерации в современных условиях. Особое внимание уделяется анализу функционального назначения Счетной палаты РФ как института конституционного контроля. Ключевые слова: конституционный статус, контроль, принципы, функции.

ТаНапа Тэарша

Счетная палата Российской Федерации является самостоятельным и постоянно действующим конституционным органом. Ее деятельность не может быть прекращена Федеральным Собранием либо приостановлена им без изменения самой Конституции Российской Федерации.

В основе конституционного статуса Счетной палаты Российской Федерации лежат конституционные принципы правового, социального, федеративного государства, разделения органов государственной власти на законодательную исполнительную и судебную власть, признания прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью государства, а также признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Статус указывает на ту роль, которую играет Счетная палата Российской Федерации в системе органов конституционного контроля, а также в системе органов государственного финансового контроля [4].

В Конституции РФ (ст. 101) в качестве основной и единственной функции Счетной палаты названо осуществление контроля за исполнением федерального бюджета. В Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации» функция контроля этого органа представлена совокупностью контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической (оценочной) и информационной функций. В Конституции Российской Федерации (1993 г.), Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации» (1995 г.), Указе Президента Российской Федерации «О государственном финансовом контроле» (1996 г.), Федеральном законе «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (1998 г.) и других правовых актах страны представлен широкий круг полномочий, связанных с деятельностью и статусом Счетной палаты Российской Федерации. В то же время они нуждаются в существенном уточнении на основе мирового опыта конституционно-правового обеспечения функционирования подобного института.

За рубежом аналогом Счетной палаты Российской Федерации являются такие контрольные органы, как Счетная палата Австрии, Германии, Испании, Франции, Генеральное отчетное управление США, Офис генерального аудита Канады, Швеции, Комитет государственной отчетности Великобритании, Счетный суд Бразилии, Румынии, Португалии, Турции и др. Как показывает зарубежный опыт, в соответствии с законодательно закрепленным статусом на данные органы конституционного, внешнего финансового контроля возлагается ответственность за аудит государственных финансов

© Цапина Т.А., 2014

Вестник Университета № 8, 2014

(доходов и расходов), за обеспечение финансовой безупречности и подотчетности государственной системы.

Так, в Австрии в соответствии с законом Счетная палата осуществляет всеобъемлющий (внешний) финансовый контроль, исходя из принципов бухгалтерской правильности, экономичности, экономической эффективности и целесообразности использования бюджетных средств. Счетная палата Австрии должна давать заключения на новые законодательные акты, в частности в отношении их финансовых последствий. В отличие от законодательства других стран Счетная палата Австрии сама готовит итоговый отчет о финансовой деятельности Федерации. Законом установлено, что Счетная палата совместно с Министерством финансов Австрии регламентирует правила финансовой отчетности на федеральном уровне.

В Великобритании законодательно установлено, что Национальное контрольное управление обладает полномочиями изучать экономичность, эффективность и рентабельность использования бюджетных средств. В то же время оно не уполномочено проверять бюджетные показатели, подготавливаемые правительственными органами. Характерно, что выплаты из Консолидированного фонда и Фонда национальных займов производятся только в форме кредита, предоставляемого министерству финансов начальником Национального контрольного управления в сумме, соответствующей закону.

В соответствии с законодательством Греции аудит исполнения государственного бюджета, проводимый Судом Аудита, включает три основных задачи: а) призвать тех, кто управляет государственными средствами (как распорядителей, так и бухгалтеров), к отчету перед Судом Аудита; б) рассматривать любые споры, возникающие при проверках; в) информировать законодателей о юридически правомерном и надлежащем управлении государственными средствами со стороны исполнительной власти.

Статья 136 Конституции Испании определяет Счетную палату как высший контрольный орган за финансовыми счетами и экономической деятельностью государства, а также за публичным сектором [2]. Законодательные акты, регулирующие деятельность Счетной палаты Испании, дают ей право предлагать меры по совершенствованию экономико-финансового управления государственного сектора.

Во Франции в 2001 г. было законодательно закреплено представление бюджета через задачи и программы. Соответственно, статус Счетной палаты Франции включает также сертификацию законности, правдивости и правильности счетов государства.

В соответствии с законодательством Германии Федеральная счетная палата данной страны наделена правом проверки всех решений, которые приводят к изменениям доходов или расходов. Важнейшим направлением ее финансового контроля является рентабельное и экономное использование средств, возможность выполнения задач при меньшей численности персонала или при меньших материальных затратах или же возможность более эффективного их выполнения другими методами.

В США законодательно закреплено, что Генеральное отчетное управление кроме выполнения контрольных функций осуществляет анализ и оценку программ, разработку отдельных статей или законопроектов в целом, разработку методик анализа и оценки финансовой деятельности, установление или утверждение форм отчетности, ведение банка данных по финансовым вопросам и др. В функции Бюджетного управления конгресса США входит разработка ежегодных докладов по бюджету, разработка прогнозов экономического воздействия финансовых законопроектов и резолюций, составление пятилетнего прогноза поступлений налогов в бюджет и текущих расходов правительства, проведение исследований по различным вопросам бюджетной политики.

Конституционный статус Счетной палаты Российской Федерации определен тем, что основной целью парламентского финансового контроля является не только обеспечение сохранности бюд-

жетных средств, их целевое и эффективное использование, достижение высокого уровня бюджетной дисциплины, но и создание эффективной системы бюджетного финансирования, вскрытие отклонений от принятых стандартов, нарушений принципов законности, эффективности, целесообразности, экономного расходования средств. Функциональное назначение Счетной палаты РФ как органа конституционного контроля - обеспечение успешной реализации финансовой политики государства в сфере формирования и эффективного использования государственных финансовых ресурсов. Содержание конституционного контроля Счетной палаты Российской Федерации детально определено Бюджетным кодексом РФ. В целом из совокупности нормативных правовых актов следует, что к общим целям финансового контроля относятся обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального бюджета, экономия средств его расходной части, сокращение количества и объемов правонарушений в бюджетной сфере.

Таким образом, можно констатировать, что существующий конституционно-правовой статус Счетной палаты России в целом создает необходимые условия для осуществления независимого, гласного и систематического контроля деятельности органов государственной власти в сфере управления общественными ресурсами, результаты которого обеспечивают достоверной и объективной информацией о финансовом и социально-экономическом положении государства [3]. Реализация конституционных функций Счетной палаты РФ связана с совершенствованием правового обеспечения современных методов проверки, конституционного аудита, анализа и оценки эффективности исполнения бюджета [1].

Наряду со статусом Счетной палаты Российской Федерации федеральным законодательством должен быть определен статус региональных и муниципальных счетных палат. На федеральном уровне требуется законодательно закрепить создание органов (отделений) Счетной палаты РФ в федеральных округах по опыту их организации в Канаде. Необходимо законодательное закрепление порядка взаимодействия различных органов финансового контроля с целью исключения дублирования их функций, расширение информационного обмена между разными уровнями системы внешнего финансового контроля.

Библиографический список

1. Агапцов С. А. Роль Счетной палаты России в контроле за формированием доходов федерального бюджета // Экономика и организация промышленного производства. - 2008. - № 8.

2. Конституция Испании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spainproject.ru/ispanskoe_ korolevstvo/ispanskoe_korolevstvo_konstituzia.htm

3. Левакин И.В., Абрамов А.М. Совершенствование правовой основы деятельности Счетной палаты РФ и международные стандарты государственного аудита // Российская юстиция. - 2011. - № 1.

4. Рик Т. Счетная палата Российской Федерации как конституционный орган государственного аудита: гарантии правового статуса // Коллегия. - 2007. - № 7/8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.