Научная статья на тему 'Счетная палата Российской Федерации как орган государственного финансового контроля (аудита). История создания, результаты деятельности'

Счетная палата Российской Федерации как орган государственного финансового контроля (аудита). История создания, результаты деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13941
983
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / КОНТРОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / НЕЭФФЕКТИВНОЕ И НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колиев Леонид Владимирович

В статье анализируются история создания Счетной палаты, цели и задачи Счетной палаты, результаты деятельности Счетной палаты Российской Федерации, проблемы исполнения федерального бюджета Российской Федерации, статистические данные по правонарушениям, обнаруженным в результате проведенной контрольной деятельности за 2017 г., возможность возврата в бюджет средств, потраченных в результате неэффективного и нецелевого использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Счетная палата Российской Федерации как орган государственного финансового контроля (аудита). История создания, результаты деятельности»

расходных материалов к оргтехнике, канцтоваров, приводит к нерациональному расходованию бюджетных средств в связи с осуществлением процедуры закупок, а также замедляет работу самого органа или учреждения.

Именно по этой причине, сегодня так важно, на законодательном уровне определить, какие же именно нужны и потребности, подлежат удовлетворению при размещении государственных и муниципальных заказов.

В связи с изложенным, автором предлагается следующая трактовка понятия «государственные и муниципальные нужды» - объективно существующие общественно значимые нужды и потребности соответствующего публично -правового образования, регламентированные законом, которые способствуют удовлетворению интересов неопределенного круга лиц, а также реализуемые в определенном законом порядке специально уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления.

Список литературы

1. Барыбина Е.Л. Понятие «государственные (муниципальные) нужды» в предмете государственного контракта как средство самоорганизации гражданских правоотношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд // Современное право, 2014. № 10. С. 79-83.

2. Евсегнеев В.А. Собственность на землю в фокусе интересов // Журнал российского права, 2004. № 8. С. 69-79.

3. Кабытов Н.П. Выкуп земельного участка как основание прекращения права частной собственности: автореф. к дисс. к.ю.н. Самара, 2004. 286 с.

4. Тарабаев П.С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. 180 с.

5. Яровой А.В. Поставка товаров для государственных нужд: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 202 с.

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (АУДИТА). ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Колиев Л.В.

Колиев Леонид Владимирович - магистрант, кафедра правовых дисциплин, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются история создания Счетной палаты, цели и задачи Счетной палаты, результаты деятельности Счетной палаты Российской Федерации, проблемы исполнения федерального бюджета Российской Федерации, статистические данные по правонарушениям, обнаруженным в результате проведенной контрольной деятельности за 2017 г., возможность возврата в бюджет средств, потраченных в результате неэффективного и нецелевого использования. Ключевые слова: Счетная палата Российской Федерации, история создания, государственный финансовый контроль, государственный аудит, федеральный бюджет, контрольное мероприятие, неэффективное и нецелевое использование средств.

Счетная палата - постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля) [2]. Порядок проведение финансового контроля и характер деятельности этого ведомства установлены Конституцией РФ [1].

Главной целью Счетной палаты считается осуществление контроля над использованием бюджетных финансовых средств. Помимо этого, ведется учет капитала внебюджетных фондовых институтов, контролируется федеральное имущество. Государственный орган оценивает эффективность расходования федеральных ресурсов. Исходя из полномочий органа, вытекает логичный вывод, что Счетная палата также противодействует коррупции [3, С. 323].

Описывая статус и особенность деятельности Счетной палаты, необходимо рассмотреть предысторию данного органа.

Счетный приказ, специализирующийся на контроле и ревизиях, появился еще в царской России. Алексей Михайлович инициировал создание этого органа еще в 1656 году. Это государственное ведомство изначально фокусировалось на контроле над выдачей военных жалований во времена русско-польской войны. Помимо этого, проводилась ревизия казначейства.

Когда императором стал Петр I, монарх инициировал проведение пакета реформ. Вследствие государственных преобразований, несколько видоизменились ведомства, занимающиеся государственным контролем. Сначала учреждена Ближняя канцелярия, уже через год переименованная в Ревизионную коллегию. Спустя еще два года проведена очередная реорганизация. Тем не менее, деятельность ведомства практически всегда оставалась неизменной - контроль над доходами и растратами казны Российской Империи.

Очередная реорганизация осуществлена в первой четверти XIX столетия. В частности, Александр I поделил управление казной на три части, каждой из которых управлял: министр финансов, казначей и контроллер.

Александр III также реформировал иерархию органов государственной власти, в том числе реорганизовал направление контроля и ревизии государственных средств деятельности. Стоит отметить, что в конце XIX столетия император принял закон, по условиям которого, органы контроля предоставляли заключения об уровне эффективности выполнения всевозможных хозяйственных мероприятий.

Расширены полномочия контроллера, который отныне мог утверждать ревизионную документацию и всевозможные инструкции. В подчинении у чиновника находились руководители региональных и центральных ведомств ревизионного контроля. Назначением и увольнением сотрудников также занимался государственный контроллер.

Впрочем, уже в 1918 году данная должность была ликвидирована. Полномочия госконтроллера переняла Центральная контрольная коллегия. В дальнейшем была проведена реорганизация, вследствие которой ведомство получило новое название -Народный Комиссариат государственного контроля.

С момента создания и до развала Советского Союза полномочия и название этого ведомства постоянно изменялись. Только в 1991 орган переименован в Счетную палату, в таком формате ведомство функционирует и по сегодняшний день.

Рассмотрим структуру государственного ведомства. Орган государственного контроля и ревизии состоит из 2 составляющих - это коллегия и аппарат. Коллегия является руководящим органом, главное направление этого отдела заключается в организации функционирования Счетной палаты. Помимо этого, проводится разработка эффективных методов контрольно-ревизионной деятельности.

Коллегией руководит председатель, помимо этого в ее состав включено 12 аудиторов, заместитель председателя и глава аппарата. Назначением руководителя занимается главный законодательный орган страны. Срок пребывания на должности - 6 лет.

Назначение аудиторов - это также прерогатива Госдумы и Совета Федерации. Каждый из этих органов выдвигает по 6 аудиторов. Срок пребывания в должности у всех членов рассматриваемой комиссии идентичный.

Все члены аудиторского корпуса курируют определенные векторы функционирования этого ведомства. Каждое направление - это департамент, охватывающий определенный комплекс статей по растратам и наполнению федерального бюджета. Дополнением содержания каждого департамента также занимается Коллегия. Претендовать на должность в этом государственном органе могут исключительно граждане РФ, которые имеют соответствующее образование, а также определенный опыт в вопросах госконтроля, экономической и финансовой отраслях.

Что касается аппарата, то его структура выражена в виде инспекторов, усилиями которых осуществляется контроль и ревизия (рис. 1) [4. С. 98].

Рис. 1. Структура Счетной палаты РФ

Полный спектр задач Счетной палаты РФ устанавливается действующим законодательством. В частности, каждый сотрудник, как и ведомство в целом, имеют независимость. Сотрудники наделены необходимыми полномочиями для инициирования и реализации проверок в различных организациях. Помимо этого, усилиями органа контролируется местное самоуправление.

На сегодняшний день, выделяются следующие цели Счетной Палаты [5, с. 75]:

- обеспечение эффективного и рационального расходования бюджетных финансовых средств;

- инициирование и реализация мероприятий, направленных на противодействие коррупции;

- проверка проектов, которые финансируются из федерального бюджета;

- проверка перемещения денег из федерального бюджета в Центральный банк или другие коммерческие организации;

- создание комплексных отчетов о проведенных мероприятиях и проделанной работе;

- эксперты должны дать профессиональную оценку наполнению и расходованию федерального бюджета;

- определение и последующее исследование нарушений установленных параметров.

Контрольную деятельность Счетной палаты можно разделить на три вида:

- контрольно-ревизионная - организация проверок и ревизий различных статей бюджета, фондов и государственных учреждений;

- экспертно-аналитическая - экспертиза проектов федерального бюджета и федеральных программ, выявление и анализ различных отклонений и нарушений при расходе средств федерального бюджета;

- информационная - составление и публикация различной отчетной документации.

Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в

отношении федеральных государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации». Кроме того, Счетная палата осуществляет внешний государственный финансовый аудит (контроль) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ и услуг - в том случае, если им по условиям договоров предоставляются средства из федерального бюджета и государственные гарантии Российской Федерации, или они используют федеральное имущество. Объектами контроля являются также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами федерального бюджета. В соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, а также обращениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Счетная палата может осуществлять внешний государственный аудит (контроль) в отношении иных организаций.

По результатам проведенных проверок, в случае выявления правонарушений, Счетная палата передает соответствующие документы в правоохранительные органы.

За свою деятельность Счетная палата отчитывается перед Советом Федерации и Государственной Думой. Отчет в эти государственные органы предоставляется ежегодно. Кроме этого, каждый квартал Счетная палата предоставляет отчет Правительству РФ о ходе выполнения программ федерального бюджета.

Рис. 2. Доходы и расходы федерального бюджета, млрд. руб. по отчетам деятельности

Счетной палаты РФ

За время существования (свыше 20 лет) данного органа было проведено порядком 9 тысяч ревизий и проверок, вследствие которых определены нарушения в общей сложности на четыре с половиной триллиона рублей.

Нельзя обойти стороной и результаты деятельности контрольного органа в 2017 году.

Согласно официальному сайту органа [6] Счетной палатой по итогам 2017 г. было выявлено более 6,5 тыс. нарушений на общую сумму 1,9 трлн руб.

Счетная палата придает высокое значение применению информационных технологий при осуществлении внешнего государственного аудита. Для повышения эффективности деятельности Счетной палатой была разработана и внедрена Информационно-аналитическая система удаленного проведения внешнего государственного аудита.

В результате контрольной деятельности Счетной палаты в 2017 г. в бюджетную систему Российской Федерации было возвращено 18,8 млрд руб. (в 2016 г. сумма возврата составила 8,8 млрд руб.). Однако стоит отметить, что по большинству выявленных нарушений возврат средств в бюджетную систему в принципе невозможен. Например, возврат средств невозможен по нарушениям, связанным с несоответствием бюджетной отчетности фактической финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля.

Инспекторами Счетной палаты в 2017 г. было возбуждено 389 дел об административных правонарушениях, из числа которых к настоящему моменту судами рассмотрено 267 дел. На основании постановлений судов к административной ответственности привлечено 119 должностных лиц и 11 юридических лиц, которым назначены административные наказания в виде административных штрафов на общую сумму 23,4 млн руб. (в 2016 г. привлечено к административной ответственности 110 должностных лиц, судами назначено административных штрафов на сумму 33,6 млн руб.).

По результатам рассмотрения материалов Счетной палаты органами прокуратуры внесено 169 представлений, в интересах государства в судах общей юрисдикции заявлено 44 иска, средствами прокурорского надзора в доход федерального бюджета возмещено 13 млн руб., в отношении должностных лиц, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации, возбуждено 109 дел об административных правонарушениях.

В результате по материалам Счетной палаты органами предварительного следствия возбуждено 20 уголовных дел, 16 материалов приобщены к иным материалам расследования, по 84 материалам проведение процессуальных проверок к настоящему моменту не завершено.

В 2018 г. Счетная палата в дополнение к опросам планирует запустить новый общественный сервис, который позволит гражданам предоставлять информацию об определенных видах деятельности организаций государственного сектора.

Подводя итоги анализа деятельности Счетной палаты Российской Федерации за 2017 г., стоит отметить, что прогресс в эффективности проведенной контрольной деятельности сложно переоценить. Принятие комплексных мер при осуществлении контрольных мероприятий, а также последовательно принимаемые шаги по повышению контроля за исполнением федерального бюджета дают свои плоды.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием

12.12.1993).

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской

Федерации».

3. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. // М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К', 2016. С. 323.

4. Вострикова Л.Г. Финансовое право / Л.Г. Вострикова. М.: Юстицинформ, 2017. С. 98.

5. Геймур О.Г., Михайленко И.А. Актуальные вопросы исполнения бюджета: проблемы правового регулирования // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2016. Т. 2. № 2. С. 75.

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/321 67 - официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации в сети «Интернет»/ (дата обращения: 11.05.2018).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Ушакова Д.Е.

Ушакова Дарья Евгеньевна - магистрант, кафедра конституционного, административного и муниципального права, Юридический институт Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: развитие информационного общества неизбежно оказывает влияние на все общественные институты. Институт государственного управления не является исключением. В данной статье рассмотрены вопросы улучшения качества государственного управления путем проведения мер по внедрению современных информационных технологий в рамках реализации функции по материально -техническому обеспечению деятельности органов исполнительной власти на примере контрактной системы в сфере закупок.

Ключевые слова: функция, государственное управление, контрактная система в сфере закупок, транспарентность, информационные технологии.

1. Понятие функции органа исполнительной власти

Изучению понятия функции в системе государственного управления посвящено достаточное количество работ. В административно-правовой науке принято различать функции управления в целом и функции органов. Функции органов являются производными от функций управления, то есть функции управления детализируются в компетенции конкретных органов [1, 46-49; 2, 121].

Под функциями следует понимать основные направления деятельности по решению возложенных на орган задач, для их осуществления органу предоставляются властные полномочия [3, 59-72].

И.Л. Бачило предложила понимать под функцией процесс реализации полномочий органа правовым, юридическим способом. В связи с этим, по ее мнению, функцию необходимо рассматривать как неотъемлемый элемент компетенции [4, 53].

2. Материально-техническое обеспечение как функция органа исполнительной власти

Реализация публичных функций исполнительными органами подразумевает правоприменение, которое является юридической формой исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления [5,21].

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.