Научная статья на тему 'Счетная палата Российской Федерации как субъект обеспечения экономической безопасности страны'

Счетная палата Российской Федерации как субъект обеспечения экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1796
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ACCOUNTING CHAMBER OF RUSSIAN FEDERATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ / PRELIMINARY / ТЕКУЩИЙ И ПОСЛЕДУЮЩИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / CURRENT AND SUBSEQUENT FINANCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старостенко В. К.

В настоящей статье уделяется внимание деятельности Счетной палаты Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accounts chamber of the Russian Federation in the system of economic security of the country

In the present article focuses on the activities of the accounts chamber of the Russian Federation on economic security of the country.

Текст научной работы на тему «Счетная палата Российской Федерации как субъект обеспечения экономической безопасности страны»

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

В.К. Старостенко,

кандидат экономических наук, профессор

Аннотация. В настоящей статье уделяется внимание деятельности Счетной палаты Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности страны.

Ключевые слова: Счетная палата Российской Федерации, экономическая безопасность, предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

ACCOUNTS CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY

V.K. Starostenko,

candidate of economic Sciences, Professor

Annotation. In the present article focuses on the activities of the accounts chamber of the Russian Federation on economic security of the country.

Keywords: accounting chamber of Russian Federation, economic security, preliminary, current and subsequent financial control.

Современное положение России как одного из крупнейших государств мира обусловливается международным, региональным, национальным уровнями безопасности, а также всеми ее проявлениями, в том числе политическими, экономическими, социальными, экологическими, военными и другими.

Центральным в определении национальной безопасности России является обеспечение защиты от посягательств на причинение ущерба национальным интересам и нарушения территориальной целостности, политической и экономической стабильности. Сегодняшний мир предстает миром силового партнерства и силовой конкуренции в рамках жестких устоявшихся структур. В основе современных международных отношений остаются принципы силового баланса и силового взаимодействия.

Определяющее место в общей системе национальной безопасности государства принадлежит

экономической безопасности. Под экономической безопасностью принято понимать состояние экономики страны, которое по объемным и структурным параметрам достаточно для обеспечения существующего статуса государства, его независимого от внешнего давления политического и социально-экономического развития и способно поддерживать уровень легальных доходов, обеспечивающий абсолютному большинству населения благосостояние, соответствующее стандартам цивилизованных стран.

Под системой обеспечения экономической безопасности понимается организованная совокупность специальных органов, служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. Одно из ключевых мест в системе обеспечения экономической без-

опасности России занимает Счетная палата Российской Федерации.

Счётная палата Российской Федерации — парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации. Она действует на основе соответствующего Федерального закона РФ, который отображает общие положения, состав, структуру, полномочия, содержание, организацию и обеспечение ее деятельности1.

В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Она является контрольным органом Федерального Собрания РФ, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти2.

Счетная палата выполняет внешний государственный аудит (контроль) на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.

Счетная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и дает заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счетная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

В Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О Счетной палате Российской Федерации» определены задачи, возлагаемые на Счетную палату. В числе задач, имеющих непосредственное отношение к обеспечению экономической безопасности страны, можно выделить следующие:

а) организацию и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Итоги деятельности Счетной палаты в 2000 — 2011 гг. свидетельствуют об эффективности ее работы по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Это позволяет сделать вывод о том, что Счетная палата стала инструментом, с помощью которого общество реально осуществляет пристрастный аудит своего государства.

Всего за 2000 — 2011 гг. Счетная палата провела 6.029 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе контрольных мероприятий — 5.224 (в 2000 г. — 390, в 2011 г. — 370).

В ходе проведения мероприятий выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 2.568,7 млрд. рублей (в 2000 г. — 63,2 млрд. рублей, в 2011 г. — 718,5 млрд. рублей).

По результатам контрольных мероприятий в 2000 — 2011 гг. Счетной палатой было направлено органам государственной власти, предприятиям и организациям более 483 представлений и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 1.390 материалов были направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и иные правоохранительные органы, возбуждено более 1.240 уголовных дел3.

Объем выявленных нарушений законодательства в бюджетной сфере, устранение которых потребовало возмещения бюджетных средств в 2012 г., составил 4.5 млрд. рублей. Возмещены средства бюджетной системы в сумме 2,1 млрд. рублей. Объем нецелевого использования бюджетных средств составил 1,2 млрд. рублей. Вскрыты нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации на сумму 187,2 млрд. рублей, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд — на сумму 130,7 млрд. рублей4.

Всего выявлено нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы, распоряжении и управлении государственной собственностью на общую сумму 781,4 млрд. рублей, из которых 389,8 млрд. рублей — нарушения в части несвоевременной передачи средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды; выявлены также факты несвоевременного возврата налогоплательщикам сумм излишне уплаченных налогов и сборов (см. рис. 1);

б) аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации.

В 2000 — 2011 гг. было проведено 637 заседаний Коллегии Счетной палаты (в 2000 г. — 44, в 2011 г. — 66). Рассмотрено 8.819 вопросов (в 2000 г. — 638, в 2011 г. — 893)5.

Отчеты о результатах всех контрольных мероприятий после утверждения Коллегией Счетной палаты направлялись в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания. В обеих палатах Федерального Собрания созданы структуры по взаимодействию со Счетной палатой: комиссия в Совете Федерации, подкомитет в Государственной Думе.

о Л) гго зоо мо ом чс ко

Рис. 1. Количество нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, выявленных Счетной палатой Российской Федерации, млрд. рублей

Особо важные результаты контрольных и экс-пертно-аналитических мероприятий докладывались главе государства на рабочих встречах Президента Российской Федерации с Председателем Счетной палаты. Всего Президент Российской Федерации В.В. Путин был проинформирован по 20 вопросам, из них: об эффективном использовании федеральной собственности в процессе создания открытого акционерного общества «Оборонсервис» и о влиянии проводимых мероприятий на ресурсное обеспечение национальной обороны в 2009-2011 гг. Общая сумма выявленных нарушений составила 10.722,1 млн. рублей6.

По результатам контрольного мероприятия Главной военной прокуратурой проведена проверка и организованы надзорные мероприятия, в ходе которых подтвердились факты нарушения законодательства, выявленные Счетной палатой при проверке управления и распоряжения активами организаций, входящих в структуру ОАО «Оборонсервис».

10 октября 2012 г. Главным военным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации возбуждено и расследуется 10 уголовных дел, далее объединенных в одном производстве, в отношении должностных лиц Департамента имущественных отношений Минобороны России и лиц, выполнявших управленческие функции в ОАО «Оборонсервис» и иных коммерческих организациях;

о проверке целевого и эффективного использования государственных средств, выделенных на проектирование и строительство объектов саммита АТЭС, предусмотренных подпрограммой «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе»

федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Общий объем выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений финансово-бюджетного законодательства за 2009-2012 гг. составил 15.218,8 млн. рублей.

По результатам проверок в адрес проверяемых государственных органов и организаций направлялись представления и информационные письма, исполнение которых находилось на контроле. Это оказало положительное влияние на повышение финансовой дисциплины заказчиков и подрядчиков и позволило в установленные сроки в целом успешно реализовать один из крупнейших инвестиционных проектов. По итогам исполнения представлений Счетной палаты за 4 последних года приняты меры на сумму 6.891,5 млн. рублей (45,2 % суммы выявленных нарушений), возмещено в федеральный и краевой бюджеты 241,1 млн. рублей7.

в) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции.

Являясь органом государственного финансового контроля, действующим от имени общества, Счетная палата способствует недопущению нарушения федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы как государственных структур, так и иных участников бюджетного процесса, включая институты гражданского общества, широкие слои населения.

Таблица 1

Нарушения законодательства, выявленные Счетной палатой Российской Федерации

Показатель 2012 г. 2011 г. 2010 г.

Нарушения законодательства, устранение которых требует возмещения бюджетных средств (млрд, рублей) 4,5 11 2,3

Нарушения бюджетного законодательства (млрд. рублей) 187,2 60,5 177,6

Нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (млрд. рублей) 1,4 0,1 0,4

Нарушения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (млрд. рублей) 16,6 65,3 13,2

Нарушения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (млрд. рублей) 130,7 238,5 42,6

Нарушения при распоряжении и управлении государственной собственностью (млрд. рублей) 8,2 15,5 10

Несвоевременная передана пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды (млрд. рублей) 389,8 295,8 197,3

Иные нарушения, выявленные при использовании средств бюджетной системы (млрд. рублей) 46,3 41,6 41,2

Нецелевое использование средств бюджетной системы (млрд. рублей) 1,2 1,2 1,6

Всего выявлено нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы (млрд. рублей) 781,4 718,5 483,9

По итогам проведенных контрольных мероприятий Правительству Российской Федерации, Минфину России, главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 339 представлений и 408 информационных писем. Президенту Российской Федерации направлено 20 информационных писем,

Правительству Российской Федерации — 80 информационных писем.

Важным фактором, влияющим на положительную динамику исполнения представлений Счетной палаты, послужило усиление взаимодействия Счетной палаты с органами прокуратуры и другими правоохранительными органами.

?ыз

л»

МО

М

I щ

■ £2 £12 пп -1

ЯК»**

1 С' г

»1 \ пщ

.-сп: ¡пи

Рис. 2. Количество направленных Счетной палатой Российской Федерации представлений и предписаний

Только в 2012 г. в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, другие правоохранительные органы направлено 164 материала по результатам проведенных контрольных мероприятий.

По материалам Счетной палаты возбуждено 78 уголовных дел. Привлечены к уголовной ответственности и осуждены по приговору суда, вступившему в законную силу, 8 человек.

В 2012 г. к ответственным работникам проверенных организаций были применены меры административного воздействия, такие, как предупреждение, выговор, лишение премии и увольнение. По

представлениям Счетной палаты, за отчетный период было применено 716 административных взысканий, 59 человек уволены8.

Благодаря активному взаимодействию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, иными правоохранительными органами и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, вниманию со стороны палат Федерального Собрания Российской Федерации все представления Счетной палаты исполненялись полностью или частично, за исключением 3 представлений, срок исполнения которых не наступил.

Таблица 2

Реагирование правоохранительных органов на представления Счетной палаты Российской Федерации

Показатель 2012 г. 2011 г. 2010 г.

Количество материалов, направленных в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы 164 176 217

Количество возбужденных уголовных дел 78 72 41

Количество представлений, вынесенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации по материалам Счетной палаты 369 129 63

Количество мер дисциплинарного и административного реагирования, вынесенных по результатам проверок Счетной палаты, в том числе: 716 765 352

замечание человек 53 197 21

предупреждение человек 13 174 13

выговор человек 48 94 34

увольнение человек 59 62 24

понижение в должности человек 1 1 -

депремированы человек 9 9 7

привлечены к административной ответственности человек 425 228 253

Рис. 3. Взаимодействие Счетной палаты Российской Федерации с правоохранительными органами

Информационно-аналитические материалы об исполнении представлений Счетной палаты ежеквартально направляются палатам Федерального Собрания Российской Федерации, которые на регулярной основе рассматривают их с участием представителей Счетной палаты и руководителей государственных органов исполнительной власти, являющихся ответственными за исполнение представлений, что положительно отражается на исполнении представлений и реализации предложений и рекомендаций Счетной палаты.

Так, основные выводы и предложения по результатам контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств федерального бюджета и федеральной собственности, выделенных торговым представительствам Российской Федерации в иностранных государствах в 2008-2011 гг. для обеспечения выполнения ими основных функций по реализации Основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года» и экспертно-аналитического мероприятия

«Анализ текущих результатов реализации Основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года» были учтены Правительством Российской Федерации при подготовке решений в сфере совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в частности, в плане мероприятий («дорожной карте») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1128-р.

Проверка исполнения представлений и устранения нарушений, выявленных Счетной палатой в

2011 г. в ФТС России, показала, что по всем 4 направленным представлениям приняты достаточные меры, в результате которых возбуждено 70 дел об административных правонарушениях в сфере таможенного законодательства. Дополнительно взысканы таможенные платежи, пени и штрафы в сумме 273,4 млн. рублей (из них 155,4 млн. рублей — в

2012 г.)9.

Таблица 3

Предоставление информационно-аналитических материалов Счетной палатой Российской Федерации

Показатели 2012 г. 2011 г. 2010 г.

Проведено контрольных и зкспертно-аналитических мероприятий 502 501 501

Проведено зкспертно-аналитических мероприятий 132 131 130

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведено контрольных мероприятий, из них 370 370 371

аудит эффективности 18 16 14

стратегический аудит 3 2 2

По поручениям и обращениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, из них: 33 27 33

по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации 13 17 20

по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы 20 10 13

Количество обращений граждан, учтенных Счетной палатой при проведении контрольных мероприятий 1913 1991 1782

Проведено совместных контрольных мероприятий: 77 80 83

с Генеральной прокуратурой Российской Федерации 7 13 10

с МВД России 11 16 28

с ФСБ России 29 26 24

с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации 16 15 16

с высшими органами финансового контроля зарубежных стран 14 10 5

В 2012 г. был проведен дополнительный анализ реализации федеральными органами исполнительной власти рекомендаций Счетной палаты по результатам комплекса контрольных мероприятий по проверке исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

Анализ показал, что федеральными органами исполнительной власти принимались соответствующие меры по реализации предложений Счетной палаты по результатам комплекса контрольных мероприятий по проверке исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2010 г.

Предложения Счетной палаты, направленные в Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, в основном учтены.

В целях реализации своих полномочий по выявлению, предупреждению и устранению фактов незаконного, нецелевого, неэффективного использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности Счетной палатой в 2012 г. было направлено 339 представлений главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса.

Таким образом, контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации и государственные компании, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

3. Контроль за формированием и исполнением федерального бюджета / http://www.ach.gov.ru/ru/ expert/

4. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 году / http://www.ach.gov.ru/ru/ revision/reports-by-years/?id=972

5. Результативность контроля в цифрах / http:// www.ach.gov.ru/ru/revision/result/

6. Результаты контрольно-ревизионных и экс-пертно-аналитических мероприятий /http://www. ach.gov.ru/ru/revision/analitic/

1 См.: Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 41-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О Счетной палате Российской Федерации»/ http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/

2 См.: Там же.

3 См.: Результативность контроля в цифрах / http://www.ach.gov. ru/ru/revision/result/

4 См.: Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 году / http://www.ach.gov.ru/ru/revision/reports-by-years/?id=972

5 См.: Результативность контроля в цифрах / http://www.ach.gov. ru/ru/revision/result/

6 См.: Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 году / http://www.ach.gov.ru/ru/revision/reports-by-years/?id=972

7 См.: Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 году / http://www.ach.gov.ru/ru/revision/reports-by-years/?id=972

8 См.: Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 году/ http://www.ach.gov.ru/ru/revision/reports-by-years/?id=972

9 См.: Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2012 году / http://www.ach.gov.ru/ru/revision/reports-by-years/?id=972

Литература

1. Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 41-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О Счетной палате Российской Федерации».

2. Взаимодействие с контрольно-счетными органами /http://www.ach.gov.ru/ru/kso/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.